Скачать 494.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» Психолого-педагогический факультет «УТВЕРЖДАЮ» И.О.ректора НГПУ . ______________________ Л.Е.Шапошников Рабочая программа дисциплины «Детская психология» Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки «____________________________» Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Нижний Новгород 2011 год 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Детская психология» являются следующие: - обеспечить понимание сущности социальной ситуации развития на этапе младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; - показать роль деятельности и общения в процессе развитии ребенка; - познакомить студентов с особенностями познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы и личностного становления в период дошкольного и младшего школьного детства. 2.Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина 3.2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (вариативная часть 3.2). Она является одним из разделов возрастной психологии и опирается на содержание таких дисциплин, как: Общая психология Возрастная психология Детская практическая психология Дисциплина «Детская психология» имеет тесные связи с курсом «Возрастная психология» Освоение дисциплины «Детская психология» будет необходима студентам при прохождении педагогических практик, а также при прохождении практики в педагогическом колледже (4 семестр). 3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-1 Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. ПК-4 Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса ПК-5 Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса ПК-6 Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: -сущность понятия «Детская психология» -содержание курса «Детская психология» -Закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды, рассматриваемые в курсе. -способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; -особенности социального партнерства в системе образования. Уметь: -системно анализировать и выбирать образовательные концепции. -использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач. - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности детей. - проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности детей. - создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду. - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. -использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования. Владеть: -Способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.). -способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения. -способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. -способами проектной и инновационной деятельности в образовании. -различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. -способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, _108 часов
5. Образовательные технологии На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера. Для этого используются активные формы и методы обучения: -работа с опорными конспектами; -просмотр видеофильмов; -выполнение аналитических заданий; -работа в микрогруппах; -анализ конкретных ситуаций; -защита творческих работ. Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см.приложение: Рейтинг-лист по дисциплине «Детская психология») 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Виды самостоятельной работы по дисциплине: 1.Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий. 2.Подготовка к контрольным работам по каждой теме. 3.Выполнение домашних заданий. 4.Самостоятельное изучение отдельных тем. 5.Работа с литературой. Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см.рейтинг-план по дисциплине. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 1. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч. в 6 тт. Том 4. М. 1984. 2. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 тт. Том 2. М. 1982. 3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 тт. Том 2. М. 1982. 4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж. 1997. 5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. 1986. 6. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. 2001. 7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. 1995. 8. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М. 1990. 9. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. М. 1965. 10. Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Нижний Новгород. НГПУ. 2004. 11. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. М. 1989. 12. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М. 1965. 13. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М. 2010. 14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1999. Дополнительная литература 1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? \ 2. Современный ребенок в игровой цивилизации. М. 2001. 3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. №1. 4. Авдеева Н.Н. Что знает о себе дошкольник // Дошкольное воспитание. 1988. №12. 5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. 2001. №4. 6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974. №12. 7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Условия развития личности дошкольника // Дошкольное воспитание. 1973. №7. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991. 9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. 10. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. №1-2. 11. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее обучение: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 1997. №1. 12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. №6. 13. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения // Вопросы психологии. 1987. №1. 14. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. №2. 15. Ермолаева Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. №2. 16. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. 17. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. №9. 18. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. №6. 19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. 1993. 20. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев. 1971. 21. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М. 1988. 22. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. 1996. №6. 23. Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б.Эльконина на детскую игру // Мир психологии. 2004. №1. 24. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. №6. 25. Лисина Е.В. Психотравма в контексте субъективного опыта ребенка // Дефектология. 2002. №1. 26. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. №2. 27. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. 1988. №2. 28. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. №1. 29. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 1999. 30. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М. 1998. 31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. 32. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб. 2005. 33. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2003. №5. 34. Разбаш М.А. Психологические особенности идентификации ребенка с игрушкой // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М. 1985. 35. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М. 1988. 36. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1988. №3. 37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М. 1987. 38. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. №3. 39. Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 2004. №2. 40. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1990. №3. 41. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №6. 42. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1. 43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. 1995. Ушакова Т.Н., Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. 2000. №2. 44. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М. 1993. 45. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. №5. 46. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание. 1966. №3. 47. Эльконинова Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. №1. 48. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. №4. 49. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. №6. 50. Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1997. №3. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) -Раздаточный материал в форме наглядных опор, таблиц, опорных конспектов. -Телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи. -Мультимедийный проектор, ноутбук, мультемидийные презентации по отдельным темам. Программа составлена в соответствии с требованиями ЦРГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100, специальности «Дошкольная педагогика и психология» Автор: Жуковская И.А., старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ Рецензент: Лебедева О.В., доцент кафедры возрастной и педагогической психологии НГПУ, к.п.н. Заведующий кафедрой: Дмитриева Е.Е. профессор кафедры возрастной и педагогической психологии, доктор психологических наук. Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от года, протокол № ____. Материалы для контроля
|
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие |
||
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Р. И. Никольской, Г. И. Сорокиной «Детская риторика» |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
Рабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология... Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1) |
||
Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология" Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе |
Рабочая программа дисциплины "Психология развития" Сформировать у студентов представлений об общих закономерностях психического развития человека в онтогенезе |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «История» Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной... |
Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей... Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |