Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология"




Скачать 208.63 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины "Возрастная психология"
Дата публикации14.06.2014
Размер208.63 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогический факультет

УТВЕРЖДАЮ

И.О. ректора НГПУ

_____________________________Л.Е. Шапошников

"_____"_______________201_ г.
Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология"


Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки "Иностранный язык"
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная


Нижний Новгород

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины "Возрастная психология" являются следующие:

1. Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе;

2. Ознакомить студентов с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе;

3. Сформировать у студентов представления о возрастно-психологических особенностях личности на каждой стадии онтогенетического развития.

4. Ознакомить студентов с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе.

5. Сформировать навыки оперативной психолого-педагогической диагностики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина 3.1.3.1. «Возрастная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (базовая часть 3.1), модуль 2 "Психология и педагогика развития детей". Она является одним из разделов психологии и опирается на содержание таких дисциплин, как:

3.1.2.1. «Общая и экспериментальная психология с практикумом».

Дисциплина " Возрастная психология " имеет тесные взаимосвязи с курсами

3.2.6 «Педагогическая психология»,

3.1.2.5. «Социальная психология»,

3.2.7. «Психолого-педагогический практикум»,

3.1.4.2 «Психолого-педагогическая диагностика».

Освоение дисциплины "Возрастная психология" будет необходимо студентам при прохождении летней педагогической практики (6 семестр), педагогической практики в детском доме или приюте (7 семестр), а также педагогической практики в школе (8 семестр).
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9. Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

ОПК-2. Способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

ПКПП-3. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

ПКПП-5. Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность и специфику психологического развития человека в онтогенезе;

- основные концепции и теории онтогенетического развития;

- базовые законы психического развития в онтогенезе;

- существенные психологические и поведенческие особенности детей разных возрастных групп;

Уметь:

- различать и дифференцировать понятия «рост», «развитие», «созревание», «психологический возраст»;

- осуществлять анализ основных теоретических подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания;

- использовать знание возрастно-психологических особенностей человека при решении широкого круга задач профессиональной деятельности;

- осуществлять оперативную психолого-педагогическую диагностику с целью решения специальных задач контроля и коррекции хода психического развития ребенка;

Владеть:

- критериями анализа психологического возраста;

- навыками оперативной психолого-педагогической диагностики.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.



п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости

ФПА

Лекц.

Пр.з.

Самост.раб

КСР

1

Становление возрастной психологии как науки. Предмет, методы психологии развития. Понятие психологического возраста. Критерии анализа психологического возраста. Периодизация психологического развития ребенка.

2

1-3

6

4

6


































2

Развитие ребенка в эпоху «раннего детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей деятельности, новообразований в младенческом и раннем возрасте. Кризисы в эпоху раннего детства.

2

4-7

4

2

6







3

Развитие ребенка в эпоху «детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей (игровой) деятельности, новообразований в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к обучению в школе.

2

8-10

2

4

6







4

Развитие ребенка в эпоху «детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей (учебной) деятельности, новообразований в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.

2

11-12

2

2

4







5

Развитие ребенка в эпоху «подростничество». Особенности социальной ситуации развития, ведущей деятельности, новообразований в подростковом и раннем юношеском возрасте. Подростковый кризис.

2

13-14




4

4







6

Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Индивидуальные варианты развития.

2

15-16




2

4







7

Защита творческих работ и тестирование

2

17-18




4

4

2
















14

22

34

2

ФПА без оценки «зачет»



5. Образовательные технологии

При планировании учебного процесса особое внимание следует уделять самостоятельной работе студентов над литературными источниками, работе по подготовке докладов, сообщений, презентаций и рефератов.

Во время изучения курса студентам рекомендуется создавать словарь основных понятий курса. Словарь вместе со структурно-логическими схемами, таблицами, конспектами статей, подборкой диагностических методик, текстами докладов оформляются в отдельную папку «Психология развития и возрастная психология». Данная папка является допуском на экзамен.

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического характера. Для этого используются активные формы и методы обучения:

- работа с опорными конспектами,

- выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития, определение их достоинств и недостатков, сравнительный анализ характеристик психологического развития детей разных возрастов);

- дискуссии;

- защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг-лист по дисциплине "Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов").
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы по дисциплине:

1. Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

2. Подготовка к контрольным работам по каждой теме.

3. Выполнение аналитических домашних заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития, характеристик психологического развития детей разных возрастов).

4. Самостоятельное изучение отдельных тем.

5. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям).

6. Подбор диагностических методик.

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

        1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М., 2006.

        2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

        3. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

        4. Обухова Л. Ф. Возрастная (детская) психология: Учебник. М., 1996.

        5. Психология от рождения до смерти /Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002.

        6. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб.заведений. М., 2003.

        7. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебн. пособие.- М., 2004.


б) дополнительная литература:


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

  2. Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т. 4.

  3. Детская психология: Логические схемы : учеб. пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 2-е изд., стереотипное – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 252 с. – (Схемы).

  4. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М. 1982.

  5. Конвенция о правах ребенка.

  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983.

  9. Мир детства. Дошкольник/Под ред.А.Г. Хрипковой. – М., 1979.

  10. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителей начальных классов. – М., 1986.

  11. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М. 1981.

  12. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

  13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

  14. Психическое развитие младшего школьника/Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

  15. Психология современного подростка/Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

  16. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991.

  17. Фельдштей Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М. 1996.

  18. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989.

  19. Чиркова Т.И. Методы изучения общения воптитателя с детьми дошкольного возраста. – Н.Новгород, 1995.

  20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20

  21. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., !978. – С. 151-168.

  22. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. С.Ю. Бельчугова. – М., 1992.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийные презентации по отдельным темам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профилю подготовки "Психология и социальная педагогика").
Автор: Гуцу Е.Г., доцент кафедры СППиПМНО НГПУ, к.пс.н.

Рецензент: Рунова Т.А., доцент кафедры начального образования НИРО, канд. психол. наук.

Заведующий кафедрой: Сорокина Т.М., профессор кафедры СППиПМНО НГПУ, докт. психол. наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от ____________________2011 года,

протокол №

Рейтинг-план по дисциплине "Возрастная психология"

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки "Иностранный язык"

Курс 1, семестр 2 Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «без оценки» (зачет)

Преподаватель: Гуцу Е.Г., доцент, к.пс.н. Кафедра: СППиПМНО



Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкрет задание

Число заданий за сем.

Баллы




Мин.

Макс.




ДЕ 1. Становление возрастной психологии как науки. Предмет, методы психологии развития. Понятие психологического возраста. Критерии анализа психологического возраста. Периодизация психологического развития ребенка.










Текущий контроль







10

20




1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




3

6

12




2. Работа с литературой и другими источниками информации (нахождение и анализ примеров детства в художественной литературе, кино)




1

2

4




3. . Работа с литературой (сопоставление понятий «психологичесикий возраст», «биологический возраст», «социальный возраст» в работах разных авторов)




1

2

4




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ (тест № 1)




1

3

5




ДЕ 2. Развитие ребенка в эпоху «раннего детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей деятельности, новообразований в младенческом и раннем возрасте. Кризисы в эпоху раннего детства.










Текущий контроль







2

4




1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




1

2

4




ДЕ 3. Развитие ребенка в эпоху «детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей (игровой) деятельности, новообразований в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к обучению в школе.










Текущий контроль







6

11




1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




2

4

8




2. Подбор диагностических методик по диагностике готовности к обучению




1

2

3




ДЕ 4. Развитие ребенка в эпоху «детства». Особенности социальной ситуации развития, ведущей (учебной) деятельности, новообразований в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет.










Текущий контроль




7

6

11




1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




1

2

4




2. Подбор диагностических методик по диагностике психологических особенностей и новообразований младшего школьного возраста




1

2

3




3. Работа с литературой и другими источниками информации (обзор современных (за последние 5 лет) исследований и публикаций по проблемам возраста)




1

2

4




ДЕ 5. Развитие ребенка в эпоху «подростничество». Особенности социальной ситуации развития, ведущей деятельности, новообразований в подростковом и раннем юношеском возрасте. Подростковый кризис.










Текущий контроль







5

9




1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




1

2

4




2. Работа с литературой (конспектирование, составление аннотации на статью)




1

3

5




ДЕ 6. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Индивидуальные варианты развития.










Текущий контроль

3

5

5

9

1. Работа с литературой (составление списка литературы по теме, составление аннотации на статью)




1

3

5




ДЕ 7. Защита творческих работ

6

10




РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ (тест № 2)

3

6







В течение семестра (1 раз за семестр)







11

19

1. Оформление папки «Возрастная психология» (схемы, опорные конспекты, составление тестов по отдельным темам, подборка диагностических методик)




1


3


5


2. Составление терминологического словаря по курсу




1

2

4

3. Выполнение конструктивного домашнего задания (разработка диагностического занятия с детьми), проведение диагностики на занятии, проведение мини-исследования




1

3

5

4. Написание реферата (5-7 стр. и выступление с докладом)




1

3

5




Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкрет задание

Число заданий за сем.

Баллы

Мин.

Макс.

Текущий контроль







32

60

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по всем темам




8

16

32

2. Работа с литературой (составление списка литературы по одной из тем, составление аннотаций статей)




5

12

22

3. Подбор диагностических методик




2

4

6

Промежуточный (рубежный) контроль







12

21

1.Тест




2

6

11

2.Защита творческих работ







6

10

В течение семестра (1 раз за семестр)







11

19

1. Выполнение письменного конструктивного домашнего задания(разработка диагностического занятия с детьми), проведение диагностики на занятии, проведение мини-исследования




1

3

5

2. Написание реферата (5-7 стр. и выступление с докладом)




1

3

5

3. Оформление папки «Возрастная психология» (схемы, опорные конспекты, составление тестов по отдельным темам, подборка диагностических методик)




1

3

5

4. Составление терминологического словаря по курсу




1

2

4

Итого:

55

100


Поощрительные баллы




15

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических заданий)







0

5

2. Подготовка презентации по одному из разделов курса








0

10

Штрафные баллы




6

1. Пропуски занятий

0,1

18

0

1,8

2. Выполнение кратких письменных работ (летучек), заданий по работе с литературой

0,15

17

0

2,55

3. Выполнение письменного конструктивного домашнего задания (рубежный контроль) и реферата

0,5 за каждую неделю просрочки

2

0

1 (за 1 неделю просрочки)

4. Нарушение правил поведения







0

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" icon1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по...

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconЧто такое возрастная психология?

Рабочая программа дисциплины \"Возрастная психология\" iconРабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции