Скачать 208.63 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет" Психолого-педагогический факультет УТВЕРЖДАЮ И.О. ректора НГПУ _____________________________Л.Е. Шапошников "_____"_______________201_ г. Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология" Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки "Иностранный язык" Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Нижний Новгород 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины "Возрастная психология" являются следующие: 1. Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; 2. Ознакомить студентов с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе; 3. Сформировать у студентов представления о возрастно-психологических особенностях личности на каждой стадии онтогенетического развития. 4. Ознакомить студентов с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе. 5. Сформировать навыки оперативной психолого-педагогической диагностики. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина 3.1.3.1. «Возрастная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (базовая часть 3.1), модуль 2 "Психология и педагогика развития детей". Она является одним из разделов психологии и опирается на содержание таких дисциплин, как: 3.1.2.1. «Общая и экспериментальная психология с практикумом». Дисциплина " Возрастная психология " имеет тесные взаимосвязи с курсами 3.2.6 «Педагогическая психология», 3.1.2.5. «Социальная психология», 3.2.7. «Психолого-педагогический практикум», 3.1.4.2 «Психолого-педагогическая диагностика». Освоение дисциплины "Возрастная психология" будет необходимо студентам при прохождении летней педагогической практики (6 семестр), педагогической практики в детском доме или приюте (7 семестр), а также педагогической практики в школе (8 семестр). 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-9. Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания; ОПК-2. Способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; ПКПП-3. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; ПКПП-5. Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - сущность и специфику психологического развития человека в онтогенезе; - основные концепции и теории онтогенетического развития; - базовые законы психического развития в онтогенезе; - существенные психологические и поведенческие особенности детей разных возрастных групп; Уметь: - различать и дифференцировать понятия «рост», «развитие», «созревание», «психологический возраст»; - осуществлять анализ основных теоретических подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; - использовать знание возрастно-психологических особенностей человека при решении широкого круга задач профессиональной деятельности; - осуществлять оперативную психолого-педагогическую диагностику с целью решения специальных задач контроля и коррекции хода психического развития ребенка; Владеть: - критериями анализа психологического возраста; - навыками оперативной психолого-педагогической диагностики. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
5. Образовательные технологии При планировании учебного процесса особое внимание следует уделять самостоятельной работе студентов над литературными источниками, работе по подготовке докладов, сообщений, презентаций и рефератов. Во время изучения курса студентам рекомендуется создавать словарь основных понятий курса. Словарь вместе со структурно-логическими схемами, таблицами, конспектами статей, подборкой диагностических методик, текстами докладов оформляются в отдельную папку «Психология развития и возрастная психология». Данная папка является допуском на экзамен. На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического характера. Для этого используются активные формы и методы обучения: - работа с опорными конспектами, - выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития, определение их достоинств и недостатков, сравнительный анализ характеристик психологического развития детей разных возрастов); - дискуссии; - защита творческих работ. Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг-лист по дисциплине "Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов"). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы по дисциплине: 1. Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий. 2. Подготовка к контрольным работам по каждой теме. 3. Выполнение аналитических домашних заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития, характеристик психологического развития детей разных возрастов). 4. Самостоятельное изучение отдельных тем. 5. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям). 6. Подбор диагностических методик. Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины - Мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийные презентации по отдельным темам. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (профилю подготовки "Психология и социальная педагогика"). Автор: Гуцу Е.Г., доцент кафедры СППиПМНО НГПУ, к.пс.н. Рецензент: Рунова Т.А., доцент кафедры начального образования НИРО, канд. психол. наук. Заведующий кафедрой: Сорокина Т.М., профессор кафедры СППиПМНО НГПУ, докт. психол. наук. Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от ____________________2011 года, протокол № Рейтинг-план по дисциплине "Возрастная психология" Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки "Иностранный язык" Курс 1, семестр 2 Количество ЗЕ по плану 2. Форма промежуточной аттестации «без оценки» (зачет) Преподаватель: Гуцу Е.Г., доцент, к.пс.н. Кафедра: СППиПМНО
|
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
1. возрастная психология как наука Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):... |
||
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Дисциплина «Возрастная анатомия и физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла б-2 (курс по... |
||
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие |
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
||
Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с |
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
||
Что такое возрастная психология? |
Рабочая программа дисциплины «Детская психология» Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |