Скачать 2.06 Mb.
|
В. И. Панов ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ Учебное пособие Москва «Школьные технологии» 2006 ББК 20.1 П16 Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИИ Школьных технологий, 2006. – 184 с. П16 ISBN 5-89922-025-2 В пособии дано краткое изложение основных направлений по общему курсу «Экологическая психология» (экопсихология): психологическая экология, экологический подход к восприятию Дж.Гибсона, психология глобальных изменений, психология окружающей среды (инвайронментальная психология, психология пространственной, образовательной, информационной среды, экстремальная психология и др.), психология экологического сознания и экопсихология развития. Излагаются некоторые методологические предпосылки, позволяющие говорить об экопсихологии как самостоятельной области психологических исследований, объектом которой выступают психологические аспекты взаимодействия в системе «человек – окружающая среда (природная, социальная)». Приводятся примеры применения экопсихологического подхода как методологической парадигмы для определения психики в качестве объекта и предмета исследования. Пособие предназначено для студентов и педагогов вузов. Специализация и программа по данному курсу подтверждены Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М. В. Ломоносова 05.02.2004 г., № 93–8–51. ISBN 5-89922-025-2 ББК 20.1 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда © В.И.Панов, 2006 ©Школьные технологии, 2006 Предисловие от автора В этой книге представлены материалы, которые использовались мною при чтении вводного и общего курса «Экологическая психология (Экопсихология)» в разных вузах России. В ней дано краткое изложение таких основных направлений эколого-психологических исследований, как: психологическая экология, экологический подход к восприятию Дж.Гибсона, психология глобальных изменений, психология окружающей среды (инвайронментальная психология, психология пространственной, образовательной, информационной среды, экстремальная психология и др.), психология экологического сознания и экопсихология развития. Особое внимание уделено методологическим предпосылкам, позволяющим говорить об экопсихологии как самостоятельной области психологических исследований, объектом которой выступают психологические аспекты взаимодействия в системе «человек – окружающая среда (природная, социальная)». Приводятся примеры применения экопсихологического подхода как методологической парадигмы для определения психики в качестве объекта и предмета исследования. При подготовке лекций и материалов этой книги мною были использованы результаты совместной работы по программам Российской академии образования и грантам Российского гуманитарного научного фонда в Психологическом институте РАО, в Центре комплексного формирования личности РАО, Центре развития творчества и детей и юношества «Радужный» и лицее №1524. Я выражаю глубокую признательность всем, с кем в разное время мне довелось работать по этим программам: Л.М.Богатыревой, С.Д.Дерябо, В.В.Знакову, В.П.Лебедевой, Э.В.Лидской, Т.М.Марютиной, М.О.Мдивани, В.А.Орлову, Ш.Р.Хисамбееву, Т.В.Хромовой, В.С.Юркевич, В.А.Ясвину и другими моими коллегам. 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Экологические проблемы К экологическим проблемам, определяющим актуальность и интерес к экологической психологии на современном этапе ее развития, относится осознание того, что сохранение природной среды на планете и планеты в целом как экосистемы невозможно без изменения отношения человека к окружающей природе и к природе своей собственной. В своем выступлении на второй Российской конференции по экологической психологии председатель Госкомэкологии РФ В.И. Данилов-Данильян (2001, с. 9-11), обращая внимание на то исключительное значение, которое имеют психологические аспекты охраны окружающей среды, подчеркнул, что "это исключительное значение далеко не всеми осознается в полной мере. Есть очень много людей, которые считают, что проблемы охраны окружающей среды и ее сохранения в состоянии, пригодном для жизни человеческого рода, могут быть решены техническими средствами. Эта точка зрения глубоко ошибочна... То состояние кризиса, в котором находится окружающая среда на нашей планете, обусловлено неразумным, неумелым, неадекватным использованием достижений научно-технического прогресса". И далее он продолжает: "Причем же здесь психология, почему я подчеркнул большое значение для работы экологов этого аспекта? Очень просто. В своем развитии человек овладел силами, позволяющими ему разрушить эту систему регулирования окружающей среды. Экологический кризис - это несоответствие между уровнем воздействия на природу и теми границами, в которых должны находиться воздействия, чтобы система жизни могла адекватно регулировать окружающую среду". Поэтому "главная работа – это не с техникой, не с изобретениями научно-технического прогресса, а над сознанием человека. Это как раз ваша область, это входит в вашу компетенцию. Поэтому я с полной ответственностью говорю, что ваше направление одно из важнейших в работе по решению экологических задач, которые стоят перед человечеством". Согласно анализу, проведенному философом В. Хесле (1994), основные тенденции развития человечества в последние столетия определялись экономической парадигмой, ориентирующей сознание человека на потребительское (эксплуататорское) отношение к миру окружающей природы, к другим людям и, можно добавить, – к самому себе. «...Если потребности жителей национального социального государства начинают стихийно возрастать, тогда государство должно попытаться удовлетворить данные потребности; сделать же оно это может только там, - замечает В. Хесле, - где столкнется с наименьшим сопротивлением. А таковы, в сущности, два типа объектов: с одной стороны, природа, с другой стороны, нации, еще не выработавшие принцип социального правового государства, живущие, например, при полуфеодализме, одним словом, народы "третьего мира". В итоге эксплуатацию пытались прикрыть каким-то мнимым правом. Природа же в философии права нового времени всегда оставалась бесправной...» (В. Хесле, 1994. С. 24; курсив мой. - В.П.). К этому необходимо добавить, что слова о бесправии природы относятся не только к природе как "внешней среде" обитания человека, но и к природе "внутренней", т.е. природе самого человека. Причем в настоящее время все чаще говорят о том, что по своей природе человек является существом триединым, в котором в неразрывной связи воплощаются сущности биологическая, социальная и духовная (Т.Ф. Столярова, 1997). На наш взгляд к этому необходимо добавить еще и четвертую – психологическую – сущность человека (В.И.Панов, 2004а). Однако, с психологической точки зрения, корни данной проблемы значительно глубже и серьезнее. Их следует искать в закономерностях формирования сознания человека. По природе самой психики и сознания, как ее высшей формы развития, формирование сознания происходит в деятельности человека и потому его структура и содержание обусловлены содержанием и способами деятельности как отдельного индивида, так и социальных групп или общностей людей и в конечном итоге человечества в целом. Именно господствующее влияние экономической парадигмы развития человечества обусловило технократический характер нашей цивилизации. А это в свою очередь привело к тому, что сознание человека по преимуществу стало формироваться в контексте преобразования вещных свойств и отношений окружающего мира с целью их использования для выживания и экономического благосостояния человека. И потому, как сказано, природа вплоть до XX в. оставалась бесправной, что определяло отношение к ней как к объекту эксплуатации и потребления ее ресурсов. Преодоление экологического кризиса не может быть осуществлено в рамках технократического способа мышления, господствующего в сознании современного человека, по крайней мере, в общественном и индивидуальном сознании людей в развитых странах. Требуется переориентация человека на осознание необходимости сохранения планеты и ее ресурсов как своей жизненной среды, потому что дело не в возросших технологических возможностях воздействия на природу, а в том, что использует их человек, оставаясь на прежнем уровне сознания – потребительского отношения к природе, к себе и к другим людям. Необходимым условием подобного изменения сознания людей является принятие в качестве руководства к действию так называемого экологического императива. Под экологическим императивом понимается такое взаимодействие с природой, согласно которому "правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие" (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996. С. 13). Более того, вопрос стоит значительно шире. Согласно В.И. Вернадскому, «Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как и всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени. Цивилизация "культурного человечества" - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой» (В.И.Вернадский, 1991, с. 40). Из чего следует, что проблема сохранения окружающей среды, жизни на планете и самого человека не может быть решена, пока человечество не осознает, что оно одновременно является и продуктом развития природы (включая человека и Землю), и средством общеприродного процесса развития системы "человек – планета". Последнее означает, что человек должен рассматриваться в роли субъекта1, который в процессе самоосуществления реализует (точнее, должен реализовать) своею жизнедеятельностью универсальные (общеприродные) принципы саморазвития природы (природных форм бытия), в том числе человека и планеты в целом. Под универсальными принципами в данном случае подразумеваются такие, которые являются общими для различных природных форм бытия, в том числе для планеты и для человека. Примером может служить принцип системности, которыйконкретизируется, например, в виде понятия "экосистема" (Н.Ф.Реймерс, 1994)2, принцип формопорождения (В.И.Панов, 2004а) и.т.п.. Преодоление экологического кризиса требует формирования такого сознания у людей, такого отношения к природе и к человеку (т.е. к себе и к другим людям), в основе которого должно лежать осознание того, что человек не противостоит природе. Напротив, являясь субъектом реализации общих закономерностей природы, он является ее ключевым моментом. При этом, с одной стороны, природа выступает для человека средством актуализации и развития его природных (в широком, а не только в биологическом смысле) возможностей для осуществления различных видов деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя. А с другой – человек, развивая свои природные качества, реализует своей деятельностью принципы становления природных форм бытия и тем самым выступает по отношению к природе средством ее саморазвития. Речь идет как о создании антропогенной среды, так и о собственном развитии человека как существа биологического, психического, социального и духовного. Осознание и принятие человеком ответственности за развитие самого себя, планеты и природы в целом означает, что человек становится экологическим субъектом, т.е. субъектом экологического процесса развития системы «человек – планета». Однако нетрудно заметить, что вопросы формирования сознания человека и использования его возможностей к саморазвитию во взаимодействии с окружающей природой – это уже сфера психологических исследований. Поэтому встает проблема изучения экологического сознания как психологического явления, а также разработки методов психологической диагностики и формирования экологического сознания у специалистов и у населения. 1.2. Социальные проблемы Для второй половины XX столетия характерно расширение представлений об окружающей среде. Произошло осознание, что проблемы окружающей среды не сводятся только к вопросам загрязнения природной среды или опасного и нерационального использования природных ресурсов. Они охватывают также проблемы охраны и защиты социального и культурного наследия (Охрана окружающей среды: проблемы просвещения, 1983; В. Хесле, 1994). Поэтому помимо физических и биологических в понятие окружающей среды стали включать социальные и культурные факторы, выступающие в качестве условия и средства воспроизводства культурно-исторических способов обеспечения жизнедеятельности человека и его развития как субъекта культуры. Социальная среда человека характеризуется большим разнообразием. В нее входят этническая, семейная, образовательная, информационная, духовная и другие сферы социальной жизни человека. Здесь существенно отметить, что каждый из указанных видов социальной среды в России последних десятилетий подвергся значительным изменениям, вызванным так называемой перестройкой и последовавшим за ней общим кризисом социально-экономических, политических и нравственных отношений. Так, семья переживает кризис как социальная ячейка общества и как психологическая среда для социализации ребенка. При этом обнаруживается несоответствие социального опыта старшего поколения условиям и специфике современного социума, что вызывает социальную напряженность и неуверенность в завтрашнем дне. Неустойчивость социальных отношений, неуверенность родителей в завтрашнем дне семьи поражает самое слабое звено – детей. Поэтому в настоящее время наряду с проблемами охраны окружающей среды на первый план выходят проблемы защиты человека и особенно детей от негативного воздействия физической, социальной, психологической, духовной и даже школьной образовательной3 среды. Как раздел экологии человека, возникло отдельное направление – экология детства Школьная образовательная среда также переживает кризис, в связи с чем российское образование претерпевает очередную модернизацию, целью которой является переход к компетентностным, личностно-ориентированным, развивающим и здоровьесберегающим образовательным технологиям (Концепция модернизации российского образования до 2010 г., 2002). "Экологический подход" к ребенку в системе образования должен заключаться в том, чтобы логика организации образовательных сред и технологий обучения настолько соответствовала общеприродным закономерностям физического, психического, социального и духовно-нравственного развития детей, чтобы не стать причиной ухудшения их здоровья (Учителю об экологии детства, 1996). Все более актуальным становится вопрос о психологической безопасности информационной среды, о том бездуховном информационном потоке, который обрушивается на детей с экранов телевизоров, видео, интернета и который буквально пропитан агрессивностью. В совокупности эти проблемы образуют психологический аспект экологии детства. Особую проблему социальной среды составляет духовный вакуум, образовавшийся в сознании большинства российских граждан в период так называемой перестройки (В.И. Панов, 1997). К числу проблем социальной среды относят и те проблемы, которые вызываются бедностью и низким уровнем экономического развития (неудовлетворительность жилищных условий, недоедание и т.п.). И если до недавнего времени предполагалось, что перечисленные социальные проблемы могут быть решены за счет развития экономической сферы жизни общества, то сейчас формируются и другие мнения (В. Хесле, 1994). В итоге происходит смысловое (семантическое) расширение понятия "экология": из биологического оно становится междисциплинарным (экология человека4, включая экологию детства, экологию личности и др.), наполняется мировоззренческим смыслом (экология сознания, экология духовности и т.п.). Это подтверждается, в частности, тем, что в последние годы все более широкое распространение получают общественные и религиозно-философские движения и структуры, рассматривающие экологический кризис как часть более общей проблемы – проблемы кризиса духовности человека. Исходя из этого, встает необходимость изучения психологического влияния, оказываемого разными видами социальной среды на жизнь и развитие человека. |
Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений.... |
«Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Воспитывающая: Воспитывать культуру общения, коммуникативные качества (умения общаться при работе в малых группах). Воспитывать толерантное... |
||
Психологию ... |
Дэвид Майерс «Изучаем социальную психологию» Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко |
||
Дэвид Майерс «Изучаем социальную психологию» Академический курс социальной психологии, изложенный в этой книге, усваивается эффективно и легко |
Практическая психология. Проективные методики Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих психологию, психологов-практиков и всех интересующихся проблемами психологического... |
||
Современный психоанализ введение в психологию бессознательных процессов Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации |
Бодалев А. А. Б 75 Психология о личности Для всех категорий специалистов, работающих над проблемами человекознания; интересна и для читателей, стремящихся лучше понять психологию... |
||
Краткое содержание Глава 1 Книга «Психология и культура» представляет собой уникальный труд многих ученых из разных стран, который окажет неоценимую помощь... |
Исследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический... Детская психодиагностика и профориентация/ Ред сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 1999.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |