Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости»




Скачать 68.13 Kb.
НазваниеДипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости»
Дата публикации01.06.2014
Размер68.13 Kb.
ТипДиплом
literature-edu.ru > Психология > Диплом

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА


План-проект дипломной работы

На тему:

«РАЗВИТИЕ МУЖСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА

ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА К РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ».

ВЫПОЛНИЛА:

студенка 555 гр ППФЗарубина Д.А..

ПРОВЕРИЛА:

кандидат психологических наук, доцент

Суворова О.В.

Нижний Новгород

2012

Актуальность исследования.

В настоящее время развитие гендерных исследований в психологии происходит преимущественно в рамках etic-подхода, который предполагает сравнительные исследования двух разных гендерных групп – мужской и женской. Emic-подход, при котором в фокусе научного анализа оказываются представители одной гендерной группы, представлен в единичных работах и, как правило, затрагивает женщин как гендерную группу (Л.Н. Кулешова, Е.В. Кумыкова, Л.В. Попова, М.Н. Родштейн, Г.Г. Филиппова и др.) или квир-сообщества (Д.В. Воронцов, С.В. Мелков и др.).

Российские «мужские исследования» в рамках гендерных как самостоятельное направление определились в середине 90-х годов XX века. «Мужские исследования» представлены преимущественно работами социологов (Н.Ю. Данилова, Е.А. Здравомыслова, М.Г. Котовская, Е.Ю. Мещеркина, Е.Л. Омельченко, И.Н. Тартаковская, А.А. Темкина, Ж.В. Чернова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), социальных философов (С.В. Жеребкин, И.С. Кон и др.), социальных антропологов (Д.В. Громов, С.А. Ушакин и др.).

«Мужские исследования» («Men's Studies») за рубежом имеют чуть более продолжительную историю, получив автономию в 80-е годы XX века. В фокусе исследовательского внимания оказались такие проблемы как изучение норм и стандартов мужской культуры (Ш. Берн, Р. Брэннон, О. Нил, Дж. Плек, E. Томпсон и др.); влияние маскулинной идеологии на мужское здоровье (С. Бойл, Д. Левант, Дж. Плек, У. Поллак, Х. Фишер, Р. Хант и др.); исследование негативных последствий поддержания гегемонной (патриархатной)1 маскулинности (которые касаются не только медицинского и психологического здоровья мужчин, но и поддержания гендерного неравенства, социальной дискриминации женщин и др.); проблемы мужской идентичности и мужской социализации; проблема осмысления роли мужчины в современном обществе и др. (П. Бурдье, Э. Бадинтер, К. Гиллиган, Л. Иригарэй, Р. Коннел, Д. Гилмор, М. Киммел, М. Месснер).

Зарубежный опыт во многом определил развитие российских гендерных исследований, направленных на изучение мужской гендерной группы (Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Е.Ю. Мещеркина, И.Н. Тартаковская, А.А. Темкина и др.). В настоящее время в российских «мужских исследованиях» наиболее активно изучаются проблемы отцовства, рассматриваются новые альтернативные (непатриархатные) образы современных отцов, анализируется влияние активного/пассивного участия в воспитании, развитии психических процессов, личностной сферы и гендерной идентичности детей (Ю.В. Борисенко, И.С. Клецина, И.С. Кон, А.Г. Портнова, Л.Э. Семенова, Д.А. Смирнов, Ж. Чернова и др.). В целом же проблемы мужской социализации и мужской идентичности, особенно в социально-психологическом ключе, практически остаются без внимания.

Так, до настоящего времени изучалась преимущественно гендерная идентичность до периода взрослости, а именно:

  • в младенческом возрасте (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т.В. Виноградов, Л.В. Попова, В.В. Семенов и др.);

  • в раннем возрасте (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович и др.);

  • в дошкольном детстве (В.В. Абраменкова, П.В. Ильин, В.Е. Каган, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.К. Радина, Л.Э. Семенова и др.);

  • в младшем школьном возрасте (А.В. Дресвянина, Т.В. Виноградова, В.В. Семенов, Л.Э. Семенова, Л.В. Попова, И.С. Клецина и др.);

  • в подростковом и юношеском возрасте (С.А. Анищенко, В.Е. Каган, Ю.А. Кобазова, Н.К. Радина, Н.Ю. Рымарев, Е.Ю. Терешенкова, Л.Г.Степанова и др.).

Изучение гендерной идентичности у взрослых (начиная с периода ранней взрослости) представлено в единичных исследованиях (Д.В. Воронцов, Е.А. Денисова, Т.Е. Ломова, С.В. Мелков, В.В. Пушина, Т.К. Терра, М.А. Толстых, Е.В. Соколинская, Н.А. Шухова).

Особенную актуальность представляет изучение идентичности в наиболее значимые возрастные этапы, в том числе и развития социальной идентичности на этапе перехода от подростничества к взрослости.

Ограниченность в изучении мужской идентичности, дистанцирование исследователей - психологов от данной проблематики во многом были обусловлены недостатками психодиагностического инструментария. Так, большинство исследователей до настоящего времени для изучения гендерной идентичности использовали методологически устаревший «Опросник по изучению маскулинности-феминности» Сандры Бем, который сама автор подвергла критике в свете своей новой концепции «гендерных линз» (С. Бем, 2005). Мужская идентичность как уникальный личностный итог вхождения субъекта развития в мужскую культуру была недоступна для изучения устаревшими опросниками.

Таким образом, преобладание в гендерных исследованиях в психологии etic-подхода, изучение преимущественно развития гендерной идентичности без детального анализа аспектов становления мужского и женского ее вариантов, неразработанность психодиагностической базы для исследования российской мужественности определяют актуальность темы представляемого диссертационного исследования.

Цель исследования - изучение развития мужской идентичности от старшего подросткового возраста до периода ранней взрослости.

Объект исследования – варианты развития мужской идентичности как структуры социальной идентичности личности мужчины.

Предмет исследования - комплексы социально-психологических характеристик личности, раскрывающих психологическое содержание различных вариантов развития мужской идентичности, и возрастная динамика их изменений.

Общая теоретико-экспериментальная гипотеза исследования заключается в предположении, что старшие подростки и молодые мужчины в процессе мужской социализации конструируют как традиционные патриархальные, так и современные альтернативные варианты мужской идентичности, отличающиеся своеобразием социально-психологических характеристик.

Основная гипотеза обусловливает следующие частные гипотезы:

1. Старшие подростки и молодые мужчины с патриархатными вариантами развития мужской идентичности обладают социально-психологическими характеристиками, созвучными стандартам традиционной мужской гендерной нормы и амбивалентными по своему содержанию.

2. Старшие подростки и молодые мужчины с альтернативными вариантами развития мужской идентичности, не поддерживающие практики гендерной дискриминации и воспринимающие женскую гендерную группу как социально равную, отличаются высокой социально-психологической адаптивностью.

3. В настоящее время возникают гибридные варианты мужской идентичности, которые характеризуются разнонаправленными признаками, вследствие чего их невозможно определенно отнести ни к патриархатным, ни к альтернативным вариантам.

4. Варианты развития мужской идентичности связаны с комплексами социально-психо логических характеристик и зависят от этапа возрастной социализации.

Задачи исследования

1.Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования мужской гендерной социализации и мужской идентичности.

2. Изучить представителей разных вариантов развития мужской идентичности в старшем подростковом возрасте и в период ранней взрослости. 

3.Выявить и проанализировать возможные изменения социально-психологических характеристик каждого варианта развития мужской идентичности на этапе перехода от старшего подросткового возраста к ранней взрослости. 

4. Проинтерпретировать выявленные закономерности развития и возрастную дина мику различных вариантов мужской идентичности, сформулировать на этом основании выводы и рекомендации 
Методики исследования:

  1. Опросник «Смысложизненные ориентации» (в оригинале - «Цель в жизни», авторы Дж. Крамбо и Л. Махолик; адаптация Д.А. Леонтьева)

  2. Опросник социально-психологической адаптированности» (СПА; авторы К. Роджерс и Р. Даймонд; адаптация А.К. Осницкого)

Концептуальная модель исследования .


R

Период подростничества и ранней взрослости

  • Возрастные особенности становления личности мужчины

  • Влияние принятого варианта мужской идентичности на становление личности в период подростничества и ранней взрослости



.

F

Развитие мужской идентичности

  • Составляющие (особенности или что-то другое, о чем будешь писать) мужской идентичности как структуры социальной идентичности личности мужчины

  • варианты

  • социально-психологические характеристики и др.











Механизмы влияния возрастной динамики на становление возрастной идентичности мужчины (юноши и т.п.)



.

ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ:


1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconСтруктура и содержание дипломной работы
В соответствии с поставленной целью студент в процессе выполнения дипломной работы должен решить следующие задачи

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconПамятка по оформлению дипломной работы Требования к изложению текста
Эмоциональные языковые элементы не должны употребляться. Стиль изложения материала дипломной работы – это безличный монолог, поэтому...

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconКонструирование идентичности в сетевых структурах коммуникации
Если до появления конструктивистских и дискурс-аналитических концепций утверждалось положение о «неизменности» и статичности идентичности...

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconМетодические рекомендации по выполнению Дипломной работы по теории английского языка
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык», по направлению...

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconК дипломной работе студента 3 курса
На тему «Разработка системы дистанционного обучения. Подсистема инспектора. Нормативные документы»

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconДипломной работы Студенту Андрейчуку Николаю Петровичу
Тема работы Реализация подсистемы конечно-элементного анализа в универсальной системе обработки данных |

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconКонтрольные вопросы. Понятие информатизации. Стратегия перехода к информационному обществу
Информатизация как процесс перехода от индустриального общества к информационному

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconПроблема идентичности и национального самосознания стала активно...
В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку...

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconМатематические модели cae систем
Описание и постановка прикладной задачи, реализованной в качестве дипломной работы. 33

Дипломной работы На тему: «развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости» iconМатематические модели cae систем
Описание и постановка прикладной задачи, реализованной в качестве дипломной работы. 33

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции