Скачать 138.1 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо дисциплине: Специальная психология Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Специальная психология»Специальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы развития психики детей с отклонениями в развитии. Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие и обучение ребенка с позиций специальной психологии. Задача курса: познакомить студентов с основными понятиями и проблемами специальной психологии. Содержание курса отвечает Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Дисциплина логически связана с учебными курсами общей, возрастной, педагогической психологии, педагогикой, дающими общее представление о нормальном психическом развитии ребенка, об основных линиях и показателях интеллектуального и личного развития, а также об особенностях педагогического воздействия на ребенка с учетом его индивидуальных характеристик. Усвоение основ специальной психологии необходимо для эффективной работы современного психолога с различными категориями детей. Содержание дисциплины. Темы и их краткое содержаниеТема1.Специальная психология как отрасль психологической науки. Основные задачи и категории специальной психологии. Основные принципы и методы специальной психологии. Предмет специальной психологии. Основные педагогические и психологические категории: воспитание и обучение аномальных детей, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, семейное воспитание. Основные задачи специальной психологии. Основные принципы и методы специальной психологии. Тема 2: Норма и отклонение в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека Понятие нормы. Отклонения в развитии. Патология развития. Соотношение нормы и патологии в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Тема 3: Понятие «аномальный ребенок». Причины детских аномалий и нарушений развития. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием. Понятие «аномальный ребенок». Основные категории аномальных детей. Структура аномального развитая: соотношение первичного дефекта и последующих нарушений. Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Причины детской аномалий и нарушений развития: врожденные и приобретенные. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием. Понятия "аномальные дети", "дети с ограниченными возможностями в развитии", "дети с проблемами в обучении". Причины аномалий. Возможности компенсаторного развития аномальных детей. Тема 4: Дети с нарушениями интеллектуального развитияТермин «умственная отсталость». Определение "олигофрении". Причины олигофрении. Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия. Общая характеристика развития. Ранняя диагностика олигофрении. Отграничение олигофрении от сходных состояний. Содержание понятия "олигофрения". Виды и причины олигофрении. Особенности психической развития ребенка-олигофрена. Диагностические методики в работе с умственно отсталыми детьми Тема 5: Дети с задержкой психического развития Клиническая характеристика психического развития ребенка с ЗПР. Соотношение биологического и социального в возникновении и проявлениях ЗПР. Клинические варианты ЗПР. Дифференциальная диагностика ЗПР. Специфика развития психики ребенка с ЗПР. Особенности психического развития ребенка с ЗПР. Возможности компенсации дефекта развития. Диагностические методики в работе с детьми с ЗПР. Ограничение ЗПР от сходных состояний. Тема 6: Дети с нарушением слуха Значение слуха в жизни человека. Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Категории детей с нарушениями слуха: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха. Общие особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей с нарушением слуха. Тема 7: Дети с нарушением зрения Значение зрения в жизни человека. Характеристика зрительной системы человека. Врожденные и приобретенные аномалии зрительного анализатора Слепые и слабовидящие дети. Неравномерность развития слепого ребенка. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Особенности развития двигательной сферы у слепых и слабовидящих детей. Пространственная ориентировка слепых. Тема 8: Дети с речевыми нарушениями Понятие речевого нарушения, классификация речевых нарушений. Причины нарушений. Общая характеристика детей данной категории. Тема 9: Дети с нарушениями двигательной сферы Структура двигательных расстройств при детском церебральном параличе. Причины ДЦП. Клиника нарушений при ДЦП. Формы ДЦП. Общая характеристика детей данной категории. Характерные особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Причины нарушений. Тема 10: Искаженное психическое развитие. Понятие синдрома раннего детского аутизма. Признаки аутизма. Психологические особенности аутичного ребенка. Тема 11:. Система социальных институтов консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи Общественное положение аномальных детей Принципы организации системы специальных учреждений. Типы учреждений для аномальных детей. Принципы и организация комплектования учреждений для аномальных детей. Дошкольные и школьные учреждения Система реабилитационной помощи. Система консультативно-диагностической помощи. Система педагогической и психологической специализированной помощи Основные направления работы социальных институтов в оказании разных видов помощи людям с отклонениями в развитии. Организация и содержание работы медико-психолого-педагогической комиссии. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии детей дошкольного и школьного возраста. Анализ государственных положений по комплектованию и отбору детей с отклонениями в развитии. Тема12. Современные педагогические теории и системы воспитания и обучения лиц с проблемами развития Основные подходы к проблеме воспитания и обучения детей с проблемами развития. Педагогическое изучение детей с различными аномалиями. Коррекционно-направленное обучение и воспитание, его задачи, принципы. Основные направления системы воспитания и обучения людей с отклонениями в развитии. Самостоятельное знакомство студентов с различными подходами к обучению и воспитанию аномальных детей и взрослых в нашей стране и за рубежом. Тема 13: Некоторые аспекты коррекционной, реабилитационной, адаптивной и другой работы с различными категориями аномальных детей Значение работ Л. С. Выготского по дефектологии для развития современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Основные подходы к работе с детьми с нарушением анализаторных систем. Реабилитация и социальная адаптация детей с двигательными нарушениями, коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми с ЗПР. Социальная адаптация, компенсаторная и коррекционная работа с умственно отсталыми детьми, коррекция речевых нарушений у детей. Некоторые методы коррекционной работы с аутичными детьми, перспективы развития помощи людям с отклонениями в развитии Принципы построения системы и коррекционной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Знакомство с некоторыми авторскими программами и разработками. Изучение авторских программ и разработок. Перечень вопросов для самоконтроля.
Перечень вопросов для зачета.
41. Методы коррекционной работы с аутичными детьми. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Литература: Основная
Дололнительная
|
«современный русский язык» Умкд по курсу «Современный русский язык» составлен на основе гос впо №687 пед/сп (новый) по специальности 050716. 62 Специальная... |
Рейтинг-план по дисциплине "Методы психологических исследований" Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Специальная психология". Курс 1, семестр 1 Количество зе по плану Форма... |
||
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
Тема: криминальная психология Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии |
||
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
||
Оглавление Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов факультетов и отделений... |
Рабочая программа дисциплины «специальная физическая подготовка» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
||
Урок по развитию речи на тему: «Здравствуй, гостья зима!» Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29 IV вида» |
Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |