В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии




НазваниеВ. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии
страница1/18
Дата публикации29.05.2014
Размер3.33 Mb.
ТипУчебник
literature-edu.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


Высшее образование

В.А. Руженков

Основы клинической гипнотерапии


Учебник

Рекомендуется УМО по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России

в качестве учебного пособия для системы

ослееузовского профессионального образования врачей

по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия»

Ростов-на-Дону

Феникс

2005

УДК 615.85(075.8) ББК 53.57я73 КТК 3540 Р-83

Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии, наркологии

и психотерапии факультета усовершенствования врачей

Воронежской медицинской академии,

доктор медицинских наук, профессор B.C. Володин

заведующий кафедрой психиатрии

Курского государственного медицинского

университета, доктор медицинских наук,

профессор В.В. Плотников

Руженков В.А. Р-83 Основы клинической гипнотерапии: Учебник / В. А. Руженков. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 316 с. — с ил. (Высшее образование).

ISBN 5-222-06630-4

В учебном пособии излагаются история развития гипноза, теоретические воззрения на сущность гипнотических феноменов, методы классического и эриксоновского подходов в гипнотерапии, способы использования гипнотических состояний для лечения различных категорий больных.

Пособие предназначено для клинических ординаторов, обучающихся по специальности «Психиатрия» и «Психотерапия», врачей-психотерапевтов и психиатров. Рекомендуется в качестве дополнительной литературы для студентов старших курсов медицинских вузов по дисциплине «Психиатрия».

УДК 615.85(075.8) ББК 53.57я73

ISBN 5-222-06630-4

© Коллектив авторов, 2005

© Оформление: изд-во «Феникс», 2005

ВВЕДЕНИЕ

Гипноз* (от греч. hypnos — сон) — временное особое состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Классический гипноз, как наиболее ранний метод психотерапии, является одним из способов лечебного воздействия психологическими методами одного человека (психотерапевта) на психику другого человека (больного), а через психику и на весь организм с целью устранения болезненного симптома, изменения отношения гипнотизируемого к самому себе и окружающим, что ведет в результате к повышению уровня социально-психологической адаптации и качества жизни в целом.

Овладеть данным методом психотерапии, с одной стороны, можно легко и достаточно быстро, с другой (учитывая, что лечебный эффект достигается не столько в

* Само слово «гипноз» возникло сравнительно недавно: в 1843 году в работе Джеймса Брейда «Нейрогипнология, или Трактат о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцеления болезней». В ней автор высказывает мысль, что здесь имеет место сноподобное состояние, которому он и дает впервые в истории человечества наименование «гипноз». В книге не только содержится талантливое предвосхищение физиологического понимания гипнотического состояния, но и даны разносторонние клинические примеры возможного использования гипноза в лечебных целях (например, для обезболивания при хирургических операциях).

3

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

результате введения больного в гипнотическое состояние, сколько является итогом последующих психологических процедур, которые проводит врач-психотерапевт в сотрудничестве с пациентом) — достаточно сложно, так как необходимо приобрести собственный опыт и специфическую психотерапевтическую интуицию, что требует постоянного совершенствования как в клиническом плане, так и в работе над собственной личностью.

Гипносуггестивная психотерапия широко применяется в различных областях медицины, и в первую очередь — в клинике пограничных состояний, при лечении больных химическими (алкоголизм, наркомания, токсикомания) и пищевой зависимостями, а также страдающих психосоматическими заболеваниями.

Наряду с широким распространением гипнотерапии в медицинской практике существуют предрассудки, что больной может попасть в слишком большую зависимость от гипнотизера. Больной в состоянии гипнотического сна не является безвольным автоматом, игрушкой в руках гипнотерапевта: применение гипнотерапии специалистами по медицинским показаниям устраняет эти опасения.

Некоторые авторы считают недостатком гипноза то, что он овеян ореолом чего-то мистического, загадочного, поэтому полагают применение его нецелесообразным. Это утверждение не выдерживает критики при правильном понимании сущности гипноза.

В гипнотерапии существует два подхода: директивный (классический) и кооперативный (эриксоновс-кий) — основанный на сотрудничестве.

Позиция директивного (классического) подхода предполагает преимущественную инициативу врача-гипноте-рапевта в выборе не только способа гипнотизирования, но и собственно гипнотических индукций. Несмотря на эти ограничения, классический подход достаточно ши-

4

Введение

роко распространен среди психотерапевтов. Состояние транса, вызываемое у пациента при классическом подходе, наиболее глубокое и, на первых порах, многие начинающие психотерапевты стараются достичь именно глубоких гипнотических состояний у своих пациентов, полагая, что лечебный эффект будет более высоким. К сожалению, это заблуждение, так как прямой корреляционной зависимости между глубиной гипнотического состояния и терапевтическим эффектом не выявлено.

При проведении сеансов классического гипноза важной является как гипнабельность пациента — т.е. его восприимчивость к гипнозу, так и личностная подготовка самого врача-психотерапевта, по крайней мере в части его уверенности в работе. Известно, что только 15-20% людей высоко гипнабельны (для классического гипноза), что на первых порах будет являться определенным ограничением при его применении. По мере совершенствования навыков и роста мастерства психотерапевта, гипнабельных пациентов становится больше. Поэтому, приступая к изучению классического гипноза и овладению методами психотерапии в гипнотическом состоянии, психотерапевту необходимо работать над свой личностной подготовкой.

Многие современные гипнотерапевты считают, что восприимчивость к гипнозу отражает взаимодействие между мотивациями и интересами клиента, гибкостью и отзывчивостью гипнотерапевта и степенью раппорта, достигнутого между гипнотерапевтом и клиентом, что составляет сущность так называемого кооперативного подхода.

Основной вклад в такой клинический подход к гипнозу внес Милтон Эриксон. Его подход к гипнозу заключается прежде всего в сотрудничестве. Милтон Эриксон писал: «Гипноз должен быть в первую очередь результатом ситуации, когда межличностные и внут-

5

Основы клинической гипнотерапии

риличностные взаимодействия развиваются конструктивно и служат целям как гипнотизера, так и субъекта. Этого невозможно достигнуть, ни следуя жестким процедурам и фиксированным методам, ни стремясь добиться какой-то одной конкретной цели. Сложность человеческого поведения и лежащих в его основе мотиваций требует учета множества факторов, существующих в любой ситуации, когда два действующих лица заняты некоей совместной деятельностью».

Эриксоновский гипноз предполагает согласование действий гипнотерапевта с невербальными каналами информации (поза, движения, мимика, жесты, интонация) и естественными биологическими ритмами человека, что делает кооперативный подход более экологичным, чем классический. С другой стороны, эриксоновский подход выдвигает и целый ряд требований к подготовке гипнотерапевта — в первую очередь это умение буквально «видеть» и «слышать» своего пациента, для чего необходимо, по меньшей мере, прекратить свои собственные внутренние диалоги и сосредоточиться на «здесь и теперь», т.е. быть в своего рода трансовом состоянии, что также требует тщательной подготовки и супервизии.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются два вида гипнотерапии — классический и эриксоновский — кооперативный (недирективный) подход. Сочетание классического и эриксоновского подходов дадут индивидуальный эклектический подход, по сущности — третий. Выбор конкретного метода гипнотерапии зависит от характера проблемы пациента, клинического выражения расстройства психической деятельности и личностных особенностей как пациента, так и врача-гипнотерапевта. Гармоничное овладение предлагаемыми подходами к гипнотерапии позволит эффективно оказывать краткосрочную психотерапевтическую помощь пациентам с различными нервно-психическими расстройствами.

6

Глава 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ГИПНОТЕРАПИИ

Зарождение психотерапии и гипноза относится к предыстории человечества. Считалось, что причиной расстройств психики являются демоны, духи умерших, воплотившиеся в зверей, насекомых и т.п., поэтому лечение психических расстройств состояло в изгнании демона из тела больного. С этой целью больных вращали вокруг оси, били розгами. В ту эпоху человек искал способы «умилостивить» тайные силы, посредника между богами и демонами.

Знакомство с явлениями гипноза с незапамятных времен предопределило тот факт, что исторически из всех методов психологического лечения первой возникла гипнотерапия.

В одном древнем папирусе, который египтологи рассматривают как копию с еще более раннего, утерянного текста, есть такая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до 7 раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать».

Полагают, что слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «видеть богов» и «разговари-

7

Основы клинической гипнотерапии

вать» с ними, не оставляет никакого сомнения в том, что мальчик был под гипнозом.

В этот период медицина уподоблялась теологии, культу, магии. Человек не столько боролся с болезнью, сколько пытался «замолить» болезнь, откупиться от нее при помощи обетов, жертв, ритуалов. Между страдающим больным и Богом был только один посредник — жрец как страж души и тела, поэтому в течение веков гипнотические феномены были прерогативой мистики и религии. Одновременно с этим возник интерес к гипнозу и у так называемой храмовой медицины — той формы врачевания, которая в античные времена была тесно связана с религиозными представлениями и производилась жрецами Асклепия — асклепиадами (Ас-клепий — бог здоровья в Древней Греции). Они лечили больных с помощью молитв и заклинаний не столько для их оздоровления, сколько для того, чтобы явить милосердное могущество того божества, которому они призывали верующих поклоняться.

В храме бога-врачевателя Асклепия существовало специальное круглое помещение, называвшееся «абба-тон», в котором жрецы погружали в сон больных. Во время этого сна они внушали больным приход к ним бога Асклепия, который обращался к ним, расспрашивал об их страданиях и освобождал от них. Храм Асклепия представлял собой одновременно и культовое, и лечебное учреждение. В аббатоне, посредине зала, находился источник целебной минеральной воды, которую предлагалось пить до погружения в сон и после

3

Глава 1. История развития гипнотерапии

пробуждения, вознося при этом благодарственные молитвы-заклинания божеству здоровья.

Так зародилась широко распространенная в те времена и нашедшая свое отражение в религиозной литературе всех времен и народов практика так называемых «чудесных исцелений». Их существо сводилось к тому, что в обстановке религиозного экстаза с помощью внушения и самовнушения у предрасположенных к истерическим реакциям субъектов, погружаемых к тому же в глубокое гипнотическое состояние, устранялись такие функциональные нарушения, как истерическая глухота, слепота, потеря речи, различного рода параличи, потеря способности стоять, ходить («аста-зия-аббазия») и другие болезненные симптомы.

В тот период уже достаточно прочно укоренилось и представление о том, что всякого рода психологические, словесные воздействия способны усиливать целебную силу лекарственных трав, настоев и прочих средств врачевания (опосредованная психотерапия), и наоборот — лекарственные средства способствуют большей эффективности словесных воздействий. В медицинском папирусе Эберса написано: «Помоги! Иди и изгони то, что находится в моем сердце и моих членах! Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний... ■>.

Уже в древнем мире хорошо знали приемы, которые приводили к наиболее быстрому и успешному погружению в гипнотическое состояние, и умело пользовались ими. Для гипноза применялись однообразные, монотонные звуковые раздражители, фиксация взора на блестящем предмете или конвергенция его в одной точке. Для этой цели (к примеру, друиды) приводили молящихся в священные рощи, где беседовали с ними под усыпляющий шум листвы и журчание ручьев. Боль-

9

Основы клинической гипнотерапии

шое значение придавалось поглаживанию (пассы) и возложению рук.

В других культурах широко применялись для вхождения в трансовое состояние и наркотические средства. Древние оракулы, жрецы — прорицатели воли мифического божества, вдыхая наркотические газы растительного происхождения, сибирские колдуны, шаманы, употребляя гриб мухомор, дервиши — посредством быстрого кружения на одном месте доводили себя до состояния экстаза, когда могли наносить себе повреждения, не чувствуя боли: они могли колоть себя, лизать раскаленное железо, обнаженными ложиться на острые предметы.

Для погружения в сон применялись блестящие предметы, «волшебные зеркала» (блестящие металлические плоскости), кристаллы, сосуды. В древнем Египте могли погрузить человека в гипнотическое состояние, предлагая ему пристально смотреть на каплю чернил (теперь мы знаем, что фиксация взгляда на блестящих предметах принадлежит к числу гипнотических средств). Во втором столетии в Египте уже применялись поглаживания, так называемые «пассы».

Фактически на этом этапе и начинается психотерапия. Пути медицины и богословия, которые вначале составляли одно целое, позже расходятся. Наука отбрасывает теорию о мистическом происхождении болезней, а вместе с ней — необходимость в жертвоприношениях и молитвах. С этого периода врач выступает уже независимо от жреца, а вскоре и против жреца.

В эпоху средневековья все вновь возвратилось «на круги своя»: многие видные врачи того времени (Визи-лий, Рейль) считали, что психические болезни вызываются дьяволом. Душевнобольных называли ведьмами, слугами «нечистого», одержимыми дьяволом; их жестоко преследовала инквизиция и сжигала на кострах.

10

Глава 1. История развития гипнотерапии

В средние века скудные знания о гипнотических феноменах не расширились. Но уже на исходе средневековья (из астрологического учения, по которому все земные события, а с ними и человеческая судьба зависят от влияния планет; из сведений о магнетизме) возникла магнитно-флюидная теория.

В тот период доминировали идеи Ф.А. Парацельса (1493—1541) — гениального врача, в свое время обвиненного в ереси. Полагая, что мир исполнен магнетической силы, которая вследствие переноса с планет как некая звездная сущность находится также и в человеческом теле, он в своих сочинениях впервые употребил слово «магнетизм». Из его теории следовало, что человек питается не только видимой пищей, но и рассеянной в природе магнетической силой. Между планетами и человеческим телом имеется взаимное притяжение. Парацельс допускал взаимное влияние людей друг на друга; по его мнению, воля одного человека силой своего напряжения может влиять на духовную сущность другого, бороться с ней и подчинять ее своей власти.

Идеи Парацельса попали на благоприятную почву во Франции и Германии. Ван Гельмонт (1577-1644) обозначал как магнетизм влияния, которые производят тела друг на друга, притягиваясь или отталкиваясь на расстоянии. Посредником или проводником этого влияния должен быть «эфироподобный дух», который пронизывает все тела и приводит в движение мировые массы.

1 1

Основы клинической гипнотерапии

Эти идеи в последующем были использованы знаменитым венским врачом Францем Антоном Месмером (1734-1815), с именем которого непосредственно связана история развития учения о гипнозе. Он имел три диплома: доктора медицины, философии и права. Месмер был всесторонне развитой личностью, он музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом, был дружен с его отцом. Изредка, в свободное от музыки и науки время, Месмер практиковал как врач.

На первых порах Месмер использовал в качестве лечебного средства магнит, введенный еще в XVI веке Парацельсом. В ходе работы Месмер неожиданно обнаружил, что лечебный эффект у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он сделал вывод, что лечебная сила заключается не в магните, а в руках целителя.

Собственное открытие поставило его в тупик, и, как добросовестный ученый, он начал искать этому явлению теоретическое обоснование. В результате он создал теорию, сущность которой заключается в следующем: Вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией — магнетическими флюидами, и отдельные, особо одаренные люди (к ним Ф. Месмер причислял и себя), обладают способностью .«накапливать» их в себе, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать другим людям.

Для лечения Ф. Месмер сконструировал специальные приспособления — «бакэ» (чаны, наполненные железным опилками). Больные располагались вокруг чана, держались за специальные стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. Сам ф. Месмер выходил в лиловой одежде и «намагничивал» чан, прикасаясь к нему хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Больные доводили себя до состояния

12

Глава 1. История развития гипнотерапии

«кризиса», во время которого они плакали, кричали, корчились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они, изможденные судорогами, засыпали а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.

Ф. Месмер был глубоко уверен в правоте своей теории, которую считал «физиологической и рационалистической». Он утверждал, что открытый им «животный магнетизм» существенно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что, кроме флюидов, на больного воздействуют еще какие-то силы — отсюда все эти ритуалы с лиловым балахоном, музыкой, жезлом.

В 1774 году месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на совместном заседании Французской академии и Королевского медицинского общества во главе с Бенджамином Франклином. Приговор комиссии экспертов был достаточно суров и категоричен. Комиссия заявила, что «воображение без магнетизма вызывает конвульсии, а магнетизм без воображения не вызывает ничего». Она выявила, что пациенты излечивались от истерических симптомов силой внушения, и обвинила Месмера в шарлатанстве. Осуждены были не только теория, но и сам метод лечения, который, по мнению академиков, «отрицательно влияет на нравственные устои общества», Теория «животного магнетизма» была вытеснена другими гипотезами.

В 1818 году последователь Месмера Шостенье де Пьюнсегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза — сомнамбулизм. Магнетизируя больного, он убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова, приказа. Выходит, флюиды здесь ни

13

Основы клинической гипнотерапии

при чем, а главный действующий фактор — внушение.

Началом научного изучения гипноза считают исследования английского хирурга Джеймса Брейда (1795—1860). Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера, он обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.

Дж. Брейд решает сам продолжить опыты по «маг-нетизации», но применяет при этом свой оригинальный метод. Он предлагает пациенту фиксировать взор на любом предмете (например, на горлышке бутылки) и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Дж. Брейд назвал гипнозом (по-гречески — сон).

Результаты своих опытов Дж. Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедления дыхания. Для объяснения механизма гипноза Дж. Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, или о состоянии охваченности одной единственной мыслью.

Дж. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации — гипнабель-ность — неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента.

После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию.

В 1866 году сельский доктор из Нанси Амвросий Август Льебо (1823-1904) издает книгу «Сон и подоб-

14

Глава 1. История развития гипнотерапии

ные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело», в которой подводит итоги своей пятилетней практики гипноза в лечебных целях при различных невротических состояниях. В ней он выражает свое полное согласие с Дж. Брей-дом в его отрицании магнетизма и считает гипноз разновидностью сна. Более того, он идет дальше и называет это состояние внушенным сном, чем закладывает основу взглядов, которые в дальнейшем получили наименование Нансийской школы гипноза.

С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко (1825-1893) начинает изучать явления гипноза на больных истерией.

Гипнотическое состояние у них вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте в глаза исследуемых бросают яркие вспышки света или на их слух воздействуют монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные по своим проявлениям стадии гипноза. Шарко дает им наименования: стадия каталепсии, летаргии и сомнамбулизма. Третья, наиболее глубокая стадия гипноза — сомнамбулическая — иногда возникала У больных сразу при первом сильном звуке камертона или вспышке чрезвычайно яркого, так называемого Друммонового света, иногда же в нее переводили загипнотизированного из стадии летаргии и каталепсии.

Таким образом, во Франции образовались два центра по изучению гипноза:

1 5

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

• первый — в Сачьлетриетре (под Парижем) во главе со всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко. Эта школа придерживалась физиологической концепции гипноза;

• второй — в Нанси, во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Берн-геймом (1837—1919), придерживавшимся психологической концепции гипноза.

Таким образом, 4 названных исследователя гипноза (Дж. Брейд, А. Льебо, Ж. Шарко и И. Бернгейм), в силу имевшихся разногласий относительно природы гипноза, по праву считаются основоположниками учения о гипнозе.

Французский исследователь Бюрк примерно в 1850 году сделал наблюдение, что если больной в состоянии сомнамбулизма дотрагивается до медной ручки двери, то впадает в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 году Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих фактов. Работая в комиссии, Ж. Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных: в ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов, особенно истерии. Тот факт, что многие симптомы истерии больного в состоянии гипноза буквально «на глазах» исчезали или, наоборот, проявлялись, привели Шарко к мысли о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом.

В последующем Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации: пациента вводили в полузатемненный зал... Внезапно раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет — и паци ент впадал в состояние гипноза.

16

Глава 1. История развития гипнотерапии

Представители Нансийской школы (Бернгейм, Дю-мон, Бони) считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному .внушению. Нансиицьх утверждали: «Гипноза нет, есть только внушение». В то же время, в отличие от Шарко, они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза.

Между Парижской и Нансийской школами гипноза развернулась длительная и достаточно острая научная дискуссия, которая на Первом Международном конгрессе физиологической психологии в Париже (1889 год) завершилась убедительной победой для нансийцев. .

Следует сказать, что ошибок не избежала ни та, ни другая школы. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм и его сторонники, отождествляя понятия «гипноз» и «внушение», отрицали самостоятельность гипноза, его существование вне сферы вербального воздействия.

С современных позиций следует признать, что хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, тем не менее они представляют собой отличные друг от друга явления: гипноз — это состояние, внушение — это процесс.

Значительный вклад в развитие теории гипноза внес профессор физиологии Харьковского университета В.Я. Данилевский (1852-1939). В многочисленных экспериментах он показал возможность гипнотического воздействия на животных: лягушек, ящериц, змей, черепах, крокодилов, речных раков, лангустов, различных рыб и птиц. В 1891 году он выступил с докладом на IV съезде Общества русских врачей в Москве, где на основании огромного материала

17

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

и тонких экспериментов убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, тем самым нанеся ощутимый удар по взглядам Нансий-ской школы.

Зигмунд Фрейд в начале своей врачебной деятельности интересовался гипнозом, ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме. Быстрое распространение идей психоанализа и авторитет 3. Фрейда способствовали тому, что в развитии теории

и практики гипнотерапии наступило затишье.

Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл В.М. Бехтерев (1857-1927). Находясь в заграничной командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 года получает официальное приглашение занять кафедру психиатрии в Казанском университете. Прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить сроки его командировки с целью стажировки в клинике Шарко. До весны 1885 года он стажируется в Саль-петриере, увлекается гипнологией. С первых дней пребывания в Казани В.М. Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением.

В 1893 году В.М. Бехтерев выступал на юбилее Военно-медицинской академии с речью, посвященной роли внушения в общественной жизни (в 1903 году она была издана отдельной книгой — «Внушение и его роль в общественной жизни»). Некоторые положения, выска-

18

Глава 1. История развития гипнотерапии

занные В.М. Бехтеревым, актуальны и сегодня: прежде всего разграничение таких понятий, как убеждение, внушение, гипноз.

Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь прочным достижением «Я» {функция сознания).

Внушение сводится к непосредственному прививанию тех или иных психических состояний от одного лица к другому; прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного осознания с его стороны (функция бессознательного — с современных позиций).

Гипноз же, по В.М. Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него подавляющим образом.

Одним из важных положений учения В.М. Бехтерева о гипнозе является то, что гипнотическое состояние можно вызвать у человека не только вербальными, но и невербальными способами. Собственно, вышеуказан-ные положения позволяют полагать, что В.М."Бехтерев (а не только 3. Фрейд) пришел к заключению о наличии в структуре личности сознательной и бессознательной ее «частей».

В СССР психоанализ считали лженаукой, вдохновленной капитализмом, и его преподавание, равно как и практика, было запрещено: труды 3. Фрейда в библиотеках невозможно было найти. Однако так было не всегда; в досталинский период психоанализ в Советском Союзе имел право на существование, как это было и в дореволюционной России.

19

ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

Хотя психология и психоанализ в целом осуждались под прикрытием принципов учения И.П. Павлова, сам он никогда публично не высказывал ничего враждебного в отношении Фрейда. И хотя И.П. Павлов упрекал Фрейда в том, что тот придавал слишком большое значение сексуальному инстинкту, тем не менее признавал за ним определенные заслуги, в частности мастерство Фрейда доводить до сознания человека подавленные (скрытые) эмоции.

После смерти Павлова произошло то, что можно было бы назвать радикализацией павловского учения. В 1950 году на совместной сессии АН и АМН, посвященной «Физиологическому учению Павлова», было решено впредь психологические понятия выражать в физиологических терминах. Психология, как самостоятельная наука, исчезла. Была подтверждена важность гипноза как глубинной психотерапии, основанной на физиологии (лечебное торможение коры головного мозга), но вопрос о катарсисе, разумеется, уже не стоял.

В перспективе, начерченной таким образом, павловская теория о трех фазах гипноза должна была подкрепляться данными электроэнцефалографии, и в приводимых «доказательствах» недостатка не было.

Психология была официально реабилитирована в 1962 году, когда психотерапевты Ленинградского института им. Бехтерева применили патогенетическую психотерапию, которая учитывала нынешние и прошлые конфликты больного с окружающими его людьми. Осознание этих конфликтов являлось одним из факторов выздоровления.

Более широкое и интенсивное развитие психотерапии стало возможным в период «перестройки» М. Горбачева, когда в СССР с Запада пришло множество различных школ и направлений психотерапии.

20

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconМеханизмы и методы клинической гипнотерапии
Рашит Джаудатович Тукаев. — М.: 000 «Медицинское информационное агентство», 2006. — 448 с: ил., табл

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconКроль Л. М. К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии
К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 128 с. — (Библиотека психологии...

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconЛитература: Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте...
Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: [учеб пособие ]/ А. П. Бизюк; Под ред. Л. М....

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconН. В. Пизова Рассеянный склероз заболевание с выраженной вариабельностью...
Рассеянный склероз — заболевание с выраженной вариабельностью клинической картины, трудно прогнозируемым течением и недостаточно...

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconРабочая программа по орксэ модуль «Основы православной культуры»
Фгос ноо на основе программы общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных...

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconЯньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования...
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум...

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии icon5. Базисные психотехники: активная жизнедеятельность, самонаблюдение и беатум 33
В книге рассматриваются некоторые основные положения беатотерапии — направления, разработанного автором и русле отечественной клинической...

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии icon«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: Основы православной культуры
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconБорис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
Книга предназначена для студентов медицинских вузов и факультетов клинической психологии, а также для врачей общей практики

В. А. Руженков Основы клинической гипнотерапии iconНазвание программы: Основы религиозных культур и светской этики
Апк иппро в рамках проекта фцро «Основы религиозной культуры светской этики, и авторскими программами по курсу «Основы религиозных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции