Рабочая программа дисциплины "Психология развития"




Скачать 173.2 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины "Психология развития"
Дата публикации 29.05.2014
Размер 173.2 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный педагогический университет"
Психолого-педагогический факультет

УТВЕРЖДАЮ

И.О. ректора НГПУ

_____________________________Л.Е. Шапошников

"_____"_______________201_ г.

Рабочая программа дисциплины "Психология развития"


Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика"
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Нижний Новгород

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины "Психология развития" являются следующие:

1. Сформировать у студентов представлений об общих закономерностях психического развития человека в онтогенезе.

2. Вооружить студентов системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе.

3. Ознакомить студентов с основными периодизациями психического развития человека в онтогенезе.

4. Сформировать навыки оперативной психолого-педагогической диагностики.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина 3.1.2.6 Психология развития включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (вариативная часть 3.1). Она является одним из разделов психологии и опирается на содержание таких дисциплин, как:

3.1.2.1. Общая и экспериментальная психология с практикумом.

Дисциплина "Психология развития" имеет тесные взаимосвязи с курсом 3.1.3.1Психология детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов, 3.2.6 Педагогическая психология.

Освоение дисциплины "Психология развития" будет необходимо студентам при прохождении учебной практики (2, 4 семестр), а также педагогической практики в школе (8 семестр).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9. Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;

ОПК-2. Способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

ПКПП-3. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность и специфику психологического развития человека в онтогенезе;

- основные концепции и теории онтогенетического развития;

- базовые законы психического развития в онтогенезе;
Уметь:

- осуществлять анализ основных концепций психического развития человека в онтогенезе;

- различать и дифференцировать понятия «рост», «развитие», «созревание», «психологический возраст»;

- осуществлять анализ основных теоретических подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания;
Владеть:

- критериями анализа психологического возраста.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости

ФПА

Лекц.

Пр.з.

Самост.раб

КСР

1

Становление психологии развития как науки. Социально-историческая природа детства. Предмет, методы психологии развития.

2

1-3

2

4

6







2

Зарубежные теории детского развития. Биогенетические и социогенетические теории развития ребенка. Теории двух факторов развития. Поиск внутренних причин развития

2

4-7

4

4

6







3

Отечественные теории детского развития. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

2

8-10

2

4

6







4

Проблема периодизации психологического развития ребенка. Понятие психологического возраста. Критерии анализа психологического возраста.

2

11-12

2

2

4







5

Теория ведущей деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.

2

13-14

2

2

4







6

Характеристика полного жизненного цикла развития человека в концепции Э. Эриксона

2

15-16

2

2

4







7

Защита творческих работ и тестирование

6

17-18




4

4

2
















14

22

34

2

ФПА без оценки «зачет»

5. Образовательные технологии

При планировании учебного процесса особое внимание следует уделять самостоятельной работе студентов над литературными источниками, работе по подготовке докладов, сообщений и рефератов.

Во время изучения курса студентам рекомендуется создавать словарь основных понятий курса. Словарь вместе со структурно-логическими схемами, таблицами, конспектами статей, подборкой диагностических методик, текстами докладов оформляются в отдельную папку «Психология развития». Данная папка является допуском на зачет.

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического характера. Для этого используются активные формы и методы обучения:

- работа с опорными конспектами,

- выполнение аналитических заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития, определение их достоинств и недостатков);

- дискуссии;

- защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг-лист по дисциплине "Психология развития").
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы по дисциплине:

1. Подготовка к практическим занятиям: изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

2. Подготовка к контрольным работам по каждой теме.

3. Выполнение аналитических домашних заданий (сопоставительный анализ концепций и теорий детского развития).

4. Самостоятельное изучение отдельных тем.

5. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление конспектов и аннотаций к статьям).

6. Подготовка рефератов по отдельным темам.

7. Подбор диагностических методик.

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля см. рейтинг-план по дисциплине.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М., 2006.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

  3. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.

  4. Обухова Л. Ф. Возрастная (детская) психология: Учебник. М., 1996.

  5. Психология от рождения до смерти /Под ред. А. А. Реана. СПб., 2002.

  6. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.

  7. Солодилова О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебн. пособие.- М., 2004.


б) дополнительная литература:

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т. 4.

  2. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии//Вопросы философии. – 1981. - № 12.

  3. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики//Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. Т. 1. – С. 223-257.

  4. Конвенция о правах ребенка.

  5. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский (Люди науки). – М., 1990.

  6. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М. 1981.

  7. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002.

  8. Фельдштей Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М. 1996.

  9. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20

  10. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. С.Ю. Бельчугова. – М., 1992.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийные презентации по отдельным темам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению050400 Психолого-педагогическое образование (профилю подготовки "Психология и социальная педагогика")
Автор: Гуцу Е.Г., доцент кафедры СППиПМНО НГПУ, к.пс.н.

Рецензент: Рунова Т.А., доцент кафедры начального образования НИРО, канд. психол. наук.

Заведующий кафедрой: Сорокина Т.М., профессор кафедры СППиПМНО НГПУ, докт. психол. наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от

____________________________ 2011 года,

протокол №

Рейтинг-план по дисциплине "Психология развития"

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика"

Курс 1, семестр 2 Количество ЗЕ по плану 2.

Форма промежуточной аттестации «без оценки» (зачет)

Преподаватель: Гуцу Е.Г., доцент, к.пс.н. Кафедра: СППиПМНО



Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкрет задание

Число заданий за сем.

Баллы

Мин.

Макс.

ДЕ 1. Становление психологии развития как науки. Социально-историческая природа детства. Предмет, методы психологии развития.







Текущий контроль







4

10

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




2

2

6

2. Работа с литературой (нахождение и анализ примеров детства в художественной литературе)




1

2

4

ДЕ 2. Зарубежные теории детского развития. Биогенетические и социогенетические теории развития ребенка. Теории двух факторов развития. Поиск внутренних причин развития.







Текущий контроль







3

9

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




3

3

9

ДЕ 3. Отечественные теории детского развития. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.







Текущий контроль




7

6

14

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




3

3

9

2. Работа с литературой (составление аннотации на статью)




2

3

5

ДЕ 4. Проблема периодизации психологического развития ребенка. Понятие психологического возраста. Критерии анализа психологического возраста.







Текущий контроль




7

6

15

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




3

3

9

2. Работа с литературой (сопоставление понятий «психологичесикий возраст», «биологический возраст», «социальный возраст» в работах разных авторов)




2

4

6

ДЕ 5. Теория ведущей деятельности. Периодизация Д.Б. Эльконина.







Текущий контроль




7

5

11

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




2

2

6

2. Работа с литературой (конспектирование, составление аннотации на статью)




2

3

5

ДЕ 6. Характеристика полного жизненного цикла развития человека в концепции Э. Эриксона

5

11

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по темам, входящим в ДЕ




2

2

6

2. Работа с литературой (составление аннотации на статью)




2

3

5

ДЕ 7. Защита творческих работ и тестирование

15

30

Промежуточный (рубежный) контроль













Выполнение домашней творческой работы и ее защита







5

10

Тестирование по курсу







7

15

Выполнение конструктивного домашнего задания (разработка диагностического занятия с детьми), проведение диагностики на занятии (1 раз в течение семестра)







3

5




В течение семестра (1 раз за семестр)







8

14

1. Оформление папки по «Психологии развития» (схемы, опорные конспекты, составление тестов по отдельным темам, подборка диагностических методик)

5

5

1

1

3

3

5

5

2. Составление терминологического словаря по курсу

4

1

2

4




Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкрет задание

Число заданий за сем.

Баллы

Мин.

Макс.










Текущий контроль







23

60

1. Выполнение кратких письменных работ (летучек) по всем темам

0,3

14

14

42

2. Работа с литературой (составление списка литературы по одной из тем, составление аннотаций 3-х статей)

0,6

2

6

12

3. Выполнение конструктивного домашнего задания (разработка диагностического занятия), проведение диагностики на занятии и его анализ

0,6

1

3

6

Промежуточный (рубежный) контроль







22

40

1. Выполнение письменного конструктивного домашнего задания

1

1

5

10

2. Написание реферата (5-7 стр. и выступление с докладом)

1

1

5

10

3. Тестирование по дисциплине

2

1

12

20

Итого:

55

100


Поощрительные баллы




15

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических заданий)







0

5

2. Подготовка презентации по одному из разделов курса








0

10

Штрафные баллы




6

1. Пропуски занятий

0,1

18

0

1,8

2. Выполнение кратких письменных работ (летучек), заданий по работе с литературой

0,15

17

0

2,55

3. Выполнение письменного конструктивного домашнего задания (рубежный контроль) и реферата

0,5 за каждую неделю просрочки

2

0

1 (за 1 неделю просрочки)

4. Нарушение правил поведения







0

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины "Возрастная психология"
Вооружить системой знаний о закономерностях и детерминантах психического развития человека в онтогенезе
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Программа дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Общие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология...
Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1)
Рабочая программа дисциплины \"Психология развития\" icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции