Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий)




Скачать 482.86 Kb.
Название Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий)
страница 1/3
Дата публикации 27.05.2014
Размер 482.86 Kb.
Тип Методическое пособие
literature-edu.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

_____________________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________

Методическое пособие

по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации

(для строительных профессий)

МОСКВА 2011

Программа профессиональной работы в школе.
В жизни каждого человека наступает момент, когда он сталкивается с проблемой выбора профессии. Особенно трудна для решения эта проблема в старших классах школы. У оптанта очень мал жизненный опыт и слишком мало знаний, необходимых для принятия правильного решения. Явно недостаточны знания о профессиях, содержании и характере труда. Это и не удивительно, если вспомнить, что в стране у нас насчитывается около 40000 профессий. Еще хуже дело с требованиями профессий к человеку-работнику по многим профессиям трудно найти даже подробные профессиограммы. Трудно оптанту ориентироваться и в быстро меняющемся рынке труда. И особенно трудно определить соответствие своих качеств требованиям определенной профессии, прежде всего потому, что в большинстве случаев оптант не имеет объективных сведений ни о том, ни о другом.

Ясно, что в такой ситуации оптанту требуется квалифицированная помощь. Эту помощь можно организовать по-разному. В Америке, например, в ряде штатов действует в школах система «гайденс», от слова «гайд», т.е. «вести, руководить, направлять». Специалисты этой службы регулярно, не реже одного раза в год проводят диагностику психо-физиологических качеств человека, его успехов, развития. Тем самым обеспечивается мониторинг развития школьника, изменения его склонностей и интересов. Это делает возможным довольно четкое определение профнаправленности, позволяет дать обоснованные рекомендации по выбору наиболее подходящей профессии и советы по путям подготовки к ней.

В нашей стране в 60-80 годы разрабатывалась и внедрялась научно обоснованная общегосударственная программа профориентационной работы, охватывающая многие слои населения. К сожалению, в настоящее время системы профориентации у нас практически не стало, особенно в школе. Недаром работники службы занятости населения отмечают, что те, кто обращается к ним за консультацией, фактически ничего не знают о приемах и правилах верного выбора профессии.

Опыт преподавателей из университетов и институтов показывает, что даже студенты педагогических университетов в большей степени впервые узнают правила и приемы профориентационной работы на занятиях по педагогике и психологии. Там же, на лабораторных занятиях многие впервые на практике знакомятся с методоми профдиагностики, впервые получают объективные сведения о своих психо-физиологических качествах, знать которые очень нужно при выборе своего дальнейшего жизненного пути, да и для коррекции своей профпригодности.

Сам выбор профессии зачастую носит совершенно случайный характер и уж никак не соответствует предложенной Е.А. Климовым формуле – «нужно, хочу, могу», т.е. нужно обществу (востребована обществом), соответствует моим возможностям и отвечает моим интересам. Бывает, что решение оптанта определяется случайными факторами: за компанию с друзьями, посоветовали знакомые, близко к дому и т.д. Ясно, что в таких случаях вряд ли можно ожидать в будущем успешной работы, а тем более удовлетворения трудом у работника. Все сказанное убедительно свидетельствует о необходимости профориентационной работы для помощи оптанту в выборе профессии.

Но есть и другая сторона проблемы – это обеспечение интересов производства и интересов учебных заведений, готовящих профессионалов. На производстве действует, (хотя и не всегда удачно), система профотбора, когда определяется профпригодность претендента на определенную работу. Ее задача отсеять неподходящих или мало подходящих по своим данным для качественного выполнения рабочих функций. Но специалисты, ведущие эту работу, имеют дело с людьми, уже выбравшими, верно или неверно, профессию. Но ведь никто не рождается готовым токарем, сварщиком, инженером-строителем, их нужно готовить. Более того, не бывает и врожденной к склонности к определенной профессии. Следовательно, существует проблема выбора учебного заведения, где готовят специалистов того или иного профиля.

Сейчас фактически решение этой проблемы полностью отдано в руки оптанта. Но ведь каждое профессиональное учебное заведение явно заинтересовано в том, чтобы на учебу в него поступали люди не только заинтересовавшиеся профессией, но и соответствующие ей по своим качествам. А таких людей нужно не только отбирать, но и готовить. В США, например, каждый университет и колледж имеет в своей структуре специальный отдел или центр, реализующий курс Career Development. Этот курс проводится для детей в возрасте от 5 до 14 лет и направлен на самопознание, знакомство с возможностями образования, профессиями и планирование карьеры.

Нечто подобное вполне возможно создать и в наших условиях. Рассмотрим для примера возможную структуру, цели, организацию и содержание работы по ориентации и подбору учащихся учебного заведения, готовящего работников строительных специальностей, скажем, инженерно-строительного университета. Очевидно, в университете нужна инициативная группа, которая разработает программу работы и будет ее курировать. Следует выделить три основных направления этой работы: информационное, диагностическое и консультационное.

Задачи информационного направления понятны – это пропаганда строительных профессий, знакомство с их особенностями, путями получения профессии и т.д. Не будем подробно останавливаться на этой работе, она достаточно хорошо известна – это и создание видеофильмов и плакатов, встречи с работниками, экскурсии, справочники и т.д. Все это делается в большинстве учебных заведений, хотя и не всегда систематизировано.

Не будем в данной работе рассматривать подробно и консультационное направление. Оно требует специального консультационного центра или бюро с профессиональным психологом для проведения индивидуальных, в сложных случаях платных, консультаций для поступающих. Это не обязательно, хотя и очень желательно.

Безусловно центральное, главное место должно занимать направление диагностическое. Именно оно призвано выявить подходящих оптантов, помочь им познать себя, дать рекомендации университету, обратить внимание на перспективных и неперспективных в профессиональном плане школьников. Но следует учесть, что первичная, или в данном случае экспресс диагностика ни в какой мере не может служить задачам определения профпригодности и профотбора. Для этих целей более подходят приемы углубленной и, при необходимости, глубинной диагностики.

Первичную диагностику удобно проводить групповыми методами, охватывая сразу значительное число школьников. Методы ее достаточно просты и вполне доступны даже начинающим психологам. Поэтому можно поручить эту работу школьным психологам, либо даже наиболее подготовленным учителям, прошедшим специальное консультирование.

Наша программа предлагает набор достаточно простых и хорошо зарекомендовавших себя на практике методик, в том числе и сравнительно новых, пришедших на замену старым.

Первое, что нужно сделать, это определить общую профессиональную направленность, т.е. склонность к техническим, гуманитарным сигнономическим профессиям и т.д. по классификации Е.А. Климова. Это можно сделать, используя известные методики ДДО (дифференциально-диагностический опросник), ОПГ (опросник профессиональной готовности), но лучше воспользоваться более современной методикой – анкетой «Ориентация», разработанной И.Л. Соломиным. Анкета состоит из двух частей, но основную информацию дает первая часть. Использование второй части необязательно, однако, вторая часть дает некоторую дополнительную информацию, позволяющую оценить соответствие представлений оптанта о своих возможностях с его профессиональными интересами, предпочтениями. Методика может применяться как в бланковом, та и в компьютерном варианте.

В первой части анкеты («я хочу») оптант должен по четырехбальной системе оценить степень своего желания заниматься тем или иным видом деятельности из приведенного перечня. Во второй части по аналогичной шкале оптант должен оценить степень своих способностей к каждому из перечисленных видов деятельности.

При обработке первой части в каждой из пяти групп суждений подсчитывается суммарный балл, он может быть от 0 до 15 баллов. Группа, в которой оказывается наибольшая сумма балов, указывает предпочитаемый тип деятельности. По классификации Е.А. Климова первая группа относится к профессиям типа человек-человек, вторая – человек-техника, третья – человек-знаковая система, четвертая – человек-художественный образ и пятая – человек-природа. Последние две группы (А и Б) служат для выявления склонностей к исполнительской (группа А) либо творческой деятельности.

Аналогично проводится обработка второй части анкеты («я могу»). Сравнение показателей первой и второй частей анкеты позволяет судить о степени реалистичности оценок своих возможностей оптантом.
Анкета «Ориентация» Часть 1.
Инструкция: напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности.

0 – вовсе нет;

1 – пожалуй, так;

2 – верно;

3 – совершенно верно.

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)



№ п/п

Мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю

Вариант ответа

1.

Обслуживать людей

0

1

2

3

Заниматься лечением

0

1

2

3

Обучать, воспитывать

0

1

2

3

Защищать права и безопасность

0

1

2

3

Управлять людьми

0

1

2

3

2.

Управлять машинами

0

1

2

3

Ремонтировать оборудование

0

1

2

3

Собирать и налаживать технику

0

1

2

3

Обрабатывать материалы, изготавливать предметы

0

1

2

3

Заниматься строительством

0

1

2

3

3.

Редактировать тексты, таблицы

0

1

2

3

Производить расчеты и вычисления

0

1

2

3

Обрабатывать информацию

0

1

2

3

Работать с чертежами, картами, схемами

0

1

2

3

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0

1

2

3

4.

Заниматься художественным оформлением

0

1

2

3

Рисовать, фотографировать

0

1

2

3

Создавать произведения искусства

0

1

2

3

Шить, вышивать, вязать

0

1

2

3

Выступать на сцене

0

1

2

3

5.

Ухаживать за животными

0

1

2

3

Заготавливать продукты

0

1

2

3

Работать на открытом воздухе

0

1

2

3

Выращивать овощи и фрукты

0

1

2

3

Иметь дело с природой

0

1

2

3

А.

Работать руками

0

1

2

3

Выполнять решения

0

1

2

3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

0

1

2

3

Получать конкретный практический результат

0

1

2

3

Воплощать идеи в жизнь

0

1

2

3

Б.

Работать головой

0

1

2

3

Принимать решения

0

1

2

3

Создавать новые образцы

0

1

2

3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать

0

1

2

3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать

0

1

2

3



Анкета «Ориентация» Часть 2.
Инструкция: напротив каждого высказывания отметьте цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности.

Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками)



№ п/п

Способен, умею, обладаю навыками

Вариант ответа

1.

Знакомится с новыми людьми

0

1

2

3

Быть чутким и доброжелательным

0

1

2

3

Выслушивать людей

0

1

2

3

Разбираться в людях

0

1

2

3

Хорошо говорить и выступать публично

0

1

2

3

2.

Искать и устранять неисправности

0

1

2

3

Использовать приборы, механизмы, машины

0

1

2

3

Разбираться в технических устройствах

0

1

2

3

Ловко обращаться с инструментами

0

1

2

3

Хорошо ориентироваться в пространстве

0

1

2

3

3.

Быть сосредоточенным и усидчивым

0

1

2

3

Хорошо считать в уме

0

1

2

3

Преобразовывать информацию

0

1

2

3

Оперировать знаками и символами

0

1

2

3

Искать и исправлять ошибки

0

1

2

3

4.

Создавать красивые со вкусом оформленные вещи

0

1

2

3

Разбираться в литературе и искусстве

0

1

2

3

Петь, играть на музыкальных инструментах

0

1

2

3

Сочинять стихи, писать рассказы

0

1

2

3

Рисовать

0

1

2

3

5.

Разбираться в животных или растениях

0

1

2

3

Разводить растения или животных

0

1

2

3

Бороться с болезнями, вредителями

0

1

2

3

Ориентироваться в природных явлениях

0

1

2

3

Работать на земле

0

1

2

3

А.

Быстро выполнять указания

0

1

2

3

Точно следовать инструкциям

0

1

2

3

Работать по заданному алгоритму

0

1

2

3

Выполнять однообразную работу

0

1

2

3

Соблюдать правила и нормативы

0

1

2

3

Б.

Создавать новые инструкции и давать указания

0

1

2

3

Принимать нестандартные решения

0

1

2

3

Легко придумывать новые способы деятельности

0

1

2

3

Брать на себя ответственность

0

1

2

3

Самостоятельно организовывать свою работу

0

1

2

3


Обработка результатов проводится аналогично первой части, при этом главное внимание должно уделяться первой части. Вывод о склонности к профессиям технического типа, в том числе строительным, можно сделать, только если показатель (сумма балов) по второй группе суждений не ниже, показателей по другим группам. В случае близких показателей, особенно невысоких, по нескольким группам приходится сделать вывод об отсутствии четкой профнаправленности у данного оптанта, о несложившихся еще интересах и склонностях.

Тест Беннета.
Предложенная анкета дает только общие представления о предпочитаемом типе профессии. Более конкретные данные можно получить при помощи теста Беннета на проверку уровня развития технического мышления. Стимульный материал теста приведен в приложении А.

Полный вариант теста содержит 70 заданий-задач. Для их решения не требуется специальных знаний, использования формул, проведения расчетов. Однако, для решения требуется сообразительность, способность «технически» мыслить. Наш опыт показывает, что для оценки способности к техническому мышлению вполне достаточен сокращенный вариант, включающий 20-25 задач, подобранных применительно к какой-либо конкретной специальности.

Мы отобрали 25 заданий, более или менее соответствующих строительным профессиям. Каждая задача содержит вопрос, рисунок и три варианта ответа, из которых верен только один. Испытуемый должен выбрать ответ и на своем листе ответов записать номер задачи и номер выбранного ответа. Проверка ведется по ключу (он приведен в приложении).

Нормативные данные, которые приводятся в литературе, позволяют оценить уровень развития технического мышления у школьников.

Рекомендуется проводить тест Беннета фронтально, раздавая испытуемым бланки заданий и ограничивая время выполнения теста 15 минутами.

Обработка результатов: по ключу проверяются правильные ответы. Оценка результатов:

Для юношей:
8 и менее правильных ответов – низкий уровень;

9-11 верных ответов – ниже среднего;

12-13 верных ответов – средний уровень;

14-16 верных ответов – высокий уровень;

17 и более – очень высокий уровень.
Для девушек:
6 и менее правильных ответов – низкий уровень;

7 верных ответов – ниже среднего;

8-9 верных ответов – средний уровень;

10-12 верных ответов – выше среднего;

13 и более – высокий уровень.
Ключ к тесту Беннета


Номер задания

Верный ответ

Номер задания

Верный ответ

Номер задания

Верный ответ

1

2

10

3

19

1

2

2

11

3

20

2

3

3

12

1

21

3

4

2

13

1

22

3

5

3

14

2

23

2

6

2

15

1

24

2

7

2

16

1

25

1

8

3

17

1







9

2

18

1








Тест КОС
Планирующим в будущем стать инженерами, важно иметь развитые коммуникативные и организаторские качества. Проверить уровень их развития можно с помощью теста КОС (коммуникативные и организаторские способности). Тест многократно апробирован и проверен и дает достаточно объективные и надежные данные. Проводить его удобно фронтально-групповым способом. Предварительно следует заготовить бланки следующего вида:
Лист ответов:
Фамилия, имя Школа Класс .

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




31




32




33




34




35




36




37




38




39




40





Инструкция испытуемому:
Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Если Ваш ответ на вопрос положительный (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс. Если же Ваш ответ отрицательный (Вы не согласны), то поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Не тратьте много времени на обдумывание, отвечайте быстро.
Текст вопросника:


  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств?

  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

  8. Если возникли какие-нибудь помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязательств?

  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

  19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой Вам обстановке?

  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомится с новым человеком?

  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  37. Верно ли, что у Вас много друзей?

  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов.
Вычислите коэффициент коммуникативных способностей Кк. Для этого по листу ответов подсчитайте число плюсов в первом столбце таблицы и прибавьте число минусов в третьем столбце. Полученную сумму разделите на 20.

Результат в пределах 0,10 – 0,45 говорит о низком уровне коммуникативных способностей; 0,46 – 0,55 ниже среднего; 0,56 – 0,65 это средний уровень; 0,6 – 0,75 выше среднего; 0,76 – 1,00 высокий уровень.

Подобным образом подсчитайте коэффициент организаторских способностей Кор. Для этого сложите число плюсов во втором столбце и число минусов в четвертом и поделите полученную сумму на 20.

Результат в пределах 0,20 – 0,55 говорит о низком уровне организаторских способностей; 0,56 – 0,65 ниже среднего; 0,66 – 0,70 указывает на средний уровень; 0,71 – 0,80 это уровень выше среднего и 0,81 – 1,00 характеризует высокий уровень развития организаторских способностей.

Для инженера желательно иметь показатели не ниже средних, в противном случае человек будет испытывать затруднения в работе с людьми. При этом следует отметить, что коммуникативные качества связаны с типом ВНД и темпераментом, а потому плохо поддаются развитию в отличие от организаторских, которые можно тренировать.
Логическое мышление
Очень полезно проверить у каждого оптанта уровень развития логического мышления, и уж, безусловно, необходимо оценить развитие мышления у кандидатов на поступление в университет. Существует множество способов оценки мышления, начиная от весьма несложных и коротких, и до весьма громоздких и сложных. Наш опыт работы с абитуриентами показал, что для предварительной оценки, не претендующей на далеко идущие выводы, но достаточной, чтобы получить представление об уровне логического мышления школьника, вполне подходящим оказался тест «Сложные аналогии». Этот тест можно проводить как индивидуально, так и в группах.
Инструкция испытуемому:
Перед Вами на таблице 6 пар слов. Это своего рода шифр. Слова в этих парах находятся в какой-то логической связи друг с другом. Каждая пара обозначена буквой. Внизу на листе написаны 20 пар слов, находящихся в логической связи между собой. Вам необходимо подобрать к ним наиболее близкие по аналогии пары из шифра и обозначить их соответствующей буквой. (Шифр можно написать на доске заранее. Тогда экспериментатору следует читать предлагаемые 20 пар, а испытуемым записывать номер пары и букву шифра).
Шифр:
А. Овца – стадо.

Б. Малина – ягода.

В. Море – океан.

Г. Свет – темнота.

Д. Отравление – смерть.

Е. Враг – неприятель.


  1. Испуг – бегство.

  2. Физика – наука.

  3. Правильно – верно.

  4. Грядка – огород.

  5. Пара – два.

  6. Слово – фраза.

  7. Бодрый – вялый.

  8. Свобода – воля.

  9. Страна – город.

  10. Похвала – брань.

  11. Месть – поджог.

  12. Десять – число.

  13. Плакать – реветь.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Модель профессионально значимых качеств педагога дополнительного...
Модель профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования можно предоставить
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon О проведении в 2010-2011 учебном году
Моуо отдел образования Администрации Куртамышского района, а также в целях развития и интереса к научной деятельности у учащихся...
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Программа Учебник Методическое пособие учителя Методическое пособие для учащихся 1 Русский язык
Сборник рабочих программ «Школа России», составитель А. А. Плешаков, Просвешение, 2011 Русский язык, Канакина В. П., Горецкий В....
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon «Дагестан: 200 лет в составе России»
Приобщение учащихся к отечественной культуре и истории, активизация научно-исследовательской и краеведческой работы, выявление и...
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Международные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Учебно-методическое пособие Н. Новгород
...
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Учебное пособие для учащихся средней школы (5-8 класс)
Давыдов Д. Г. Терроризм – зло / Пособие для учащихся средней школы (5-8 класс) общеобразовательных учреждений. М.: Опсс, 2008
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических
Методическое пособие по диагностике профессионально значимых качеств учащихся образовательных учреждений на стадии ранней профессиональной ориентации (для строительных профессий) icon Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции