УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ
И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Под общей редакцией Н.Н. Посысоева
Допущено Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальностям 031000 «Педагогика и психология»,
031300 «Социальная педагогика»
Москва
УДК 159.922.1(075.8) БВК 88.37я73 О 75
Авторы:
Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.7), глава 3, глава 4, глава 5 (совместно с Юрасовой Е.Н.), глава 7, Юрасо-ва Е.Н.: глава 1 (параграф 1.6), глава 2, глава 5
Рецензенты:
директор Института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, профессор, доктор пед. наук М.И. Рожков;
профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, доктор психологических наук М.М. Кашапов
Основы психологии семьи и семейного консультирования:
О 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред.
Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
ISBN 5-305-00113-7.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В нем раскрываются основные психологические закономерности брака и семьи как особого пространства жизнедеятельности. Систематизированы основные принципы и подходы к консультированию семьи как живой развивающейся системы. Основные феномены, проблемы семейных отношений рассматриваются в логике развертывания жизненных фаз развития семьи от добрачного ухаживания до поздней зрелости.
УДК 159.922.1(075.8) ББК 88.37я73
© Коллектив авторов, 2004
© ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
© Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление.
ООО «ИздательствоВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 © Художественное оформление. ООО «Издательство
ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004 ISBN 5-305-00113-7 ® Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
Учебное издание
Жедунова Людмила Григорьевна, Можаровская Ирина Александровна, Посысоев Николай Николаевич, Юрасова Елена Николаевна
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Редактор Н.В. Менщикова; художник обложки О А. Филонова; макет и верстка О.Н. Емельяновой; корректор Т.О. Кудинова
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».
Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.006153.08.03 от 18.08.2003.
Сдано в набор 15.03.03. Подписано в печать 10.09.03. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 20,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № Я-850
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98: тел./факс 735-66-25.
E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru
Государственное унитарное предприятие трафическо-издательский комплекс «Идел-Пресс». , Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ 4
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ» 5
2. СЕМЬЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
3. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА 11
Соотношение понятий «брак» и «семья» 11
Семья как социальный институт 13
Семья как малая группа 14
4. ФУНКЦИИ СЕМЬИ 16
5. ТИПЫ СЕМЕЙ 23
6. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СЕМЬИ 41
7. ЭТНИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СЕМЕЙ 48
Контрольные вопросы 55
Литература 56
ГЛАВА 2
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ 58
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 58
Определение понятия «жизненный цикл семьи».
Стадии жизненного цикла 58
Задачи развития семьи. Стадии родительства 60
2. ЭТАП ДОБРАЧНОГО УХАЖИВАНИЯ 61
Задачи развития на этапе добрачного ухаживания 61
Психология влюбленности и любви 65
Мотивы выбора брачного партнера 74
3. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ 75
Формирование внутрисемейной коммуникации 75
Брачное соглашение — психологическое содержание 81
Основные виды брачных сценариев 82
Типы психологических отношений в браке 84
Типы сексуальных отношений в браке 87
4. СЕМЬЯ С МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ 88
Подготовка семьи к рождению ребенка 88
Кризис первой беременности 89
Изменения в семье в связи с рождением ребенка 95
5. ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ 98
Психологические проблемы зрелого брака 98
Изменение отношений с детьми 99
Изменение отношений между супругами.
Психология измены, ревности 103
Изменение отношений с прародителями 108
6.СЕМЬЯ СО ВЗРОСЛЫМИ ДЕТЬМИ (УХОД ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЬИ) 110
Реконструкция супружеских отношений 110
Особенности внутрисемейной коммуникации со взрослыми детьми 114
Освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки 115
7. СУПРУЖЕСТВО В СТАРОСТИ 116
Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию 116
Реакция на смерть супруга и проживание вдовства 116
Контрольные вопросы 118
Литература 118
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ 120
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРОБЛЕМНАЯ СЕМЬЯ» 120
2. СЕМЬЯ С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ 121
3. СЕМЬЯ С НАРУШЕНИЕМ ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ 122
4. СЕМЬЯ - ДИСГАРМОНИЧНЫЙ СОЮЗ. 123
5. СЕМЬЯ В РАЗВОДЕ 126
6. НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ 129
7. СЕМЬЯ АЛКОГОЛИКОВ 130
8. ПОВТОРНЫЙ БРАК 131
Контрольные вопросы 133
Литература 133
ГЛАВА 4
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 134
1. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 134
2. РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ 137
3. РОЛИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 140
4. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ 141
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕБЕНКА-НЕВРОТИКА 142
6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ И МОТИВОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 145
Контрольные вопросы 148
Литература 148
ГЛАВА 5
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ 149
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 150
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 153
3. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ 157
Контрольные вопросы 158
Литература 159
ГЛАВА 6
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 159
1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ 159
2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 163
3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 165
4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 167
Структурная школа 167
Гештальт-подход 170
Модель, основанная на опыте 173
Контрольные вопросы 178
Литература 178
ГЛАВА 7
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СЕМЬИ 179
1. СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕМЬИ КАК СИСТЕМЫ 179
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 181
Генограмма 182
Проективный тест «Рисунок семьи» 188
3. КАРТА СЕМЬИ 190
Контрольные задания 191
Литература 191
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья тем не менее очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.
Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней. В учебном пособии для будущих педагогов-психологов и социальных педагогов систематизированы различные отечественные и зарубежные подходы к пониманию закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психолого-педагогической работы с ней. Работая над пособием, авторы старались дать целостное представление о семье как предмете психологического анализа и психолого-педагогической практики. Центральная идея, положенная в его основу, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.
Пособие состоит из семи глав, каждая из которых раскрывает содержание отдельного аспекта психологического анализа семьи и описывает определенную сферу психолого-педагогического воздействия на семью.
7
В связи с тем, что Россия является многонациональным государством, один из параграфов посвящен особенностям существования и функционирования семьи, обусловленным этническими и конфессиональными факторами.
Отдельная глава посвящена относительно новому для отечественных специалистов полю деятельности — психологическому консультированию семьи. Здесь также рассматриваются подходы основных психологических школ к работе с семьей, включая опыт российских психологов.
Последняя глава посвящена средствам психолого-педагогической диагностики проблемного поля семьи и способам работы с ним. В ней предложены методики и технологии, применяемые на различных этапах работы с семьей, которые могут быть использованы для отработки практических навыков будущих специалистов.
В конце каждой главы предлагаются вопросы для обсуждения и приводится список рекомендуемой литературы для более глубокого изучения данной темы.
8
ГЛАВА 1
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»
Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.
Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и экономического подходов) имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.
С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Г. Навайтис обсуждает понятие семьи, которое целесообразно исследовать при консультировании семьи психологом. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.
Семья — группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.
10
Главная особенность семейного взаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей.
-
Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
-
Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
-
Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
-
Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
-
Периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
-
На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.
Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:
-
«нормальная — аномальная семья»;
-
«идеальная — реальная семья».
Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной.
11
Рис. 1. Схема психологических исследований реальных семей
Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
Это можно проиллюстрировать рисунком № 1, где круг представляет собой графическое изображение пространства психологических исследований.
|