Скачать 7.45 Mb.
|
Оглавление Предисловие 7 ЧАСТЬ I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 ГЛАВА 1. Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10 1.1. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессии 10 1.2. Теория профессионального выбора Дж. Холланда 15 1.3. Экстраверсия — интроверсия и выбор вида профессиональной деятельности 17 1.4. Личностные особенности по Р. Кеттеллу и выбор профессии 17 1.5. Особенности эмоциональной сферы и выбор профессиональной деятельности 19 1.6. Преобладание первой или второй сигнальной истемы по И. П. Павлову и склонность к тому или иному виду занятий 19 ГЛАВА 2. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального отбора 21 2.1. Необходимость профессионального отбора в разные профессии 21 2.2. Профессионально важные качества и способности 30 ГЛАВА 3. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности 34 3.1. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности 35 3.2. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности 46 3.3. Стимулирование профессиональной деятельности лиц с различными типологическими особенностями 46 3.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки 48 3.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями 50 3.6. Индивидные и личностные особенности, удовлетворенность трудом и текучесть рабочих кадров 52 3.7. Стили профессиональной деятельности и типологические особенности 53 3.8. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента 56 3.8.1. Неправомерность разделения типологических особенностей проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие» 56 3.8.2. Адекватность понимания связи свойств нервной системы с эффективностью деятельности 58 3.8.3. Необходимость выявления типологических комплексов 60 3.8.4. Необходимость изучения зависимости эффективности деятельности от типологических особенностей не только на успешных, но и на средних по успешности и неуспешных работниках 62 3.8.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством 62 3.8.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности 63 3.8.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям 64 ГЛАВА 4. Гендерные аспекты профессиональной деятельности 66 4.1. Пол и склонности к профессиям 66 4.2. Представленность мужчин и женщин в различных профессиях 71 4.3. Половые особенности адаптации к профессии 77 4.4. Пол и профессиональная карьера 78 4.5. Пол и эффективность групповой деятельности 82 4.6. Пол и организационное поведение 83 4.7. Пол и бизнес 84 4.8. Пол и служба в государственных силовых структурах 86 4.9. Страх женщин перед успехом 89 ГЛАВА 5. Индивидуально-типические различия в отношении к работе 91 5.1. Типы людей по поведению и переживанию, связанными с работой 91 5.2. Типы карьерных ориентаций 92 5.3. Различия в требованиях, предъявляемых мужчинами и женщинами к профессиональной деятельности 94 5.4. Различия в удовлетворенности трудом мужчин и женщин 95 ГЛАВА 6. Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема 97 6.1. Что такое профессиональная деформация личности? 97 6.2. Трудоголики 98 6.3. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий 99 6.4. Причины и механизмы появления профессиональной деформации личности 103 ЧАСТЬ II. Дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей 104 ГЛАВА 7. Кто такой успешный руководитель? 104 7.1. Психологические особенности успешных руководителей 104 7.2. Стили руководства 108 7.3. Эффективность различных стилей руководства 116 7.4. Отношение подчиненных к различным стилям руководства 119 7.5. Стили общения как отражение стиля руководства 120 7.6. Стили самопрезентации 120 ГЛАВА 8. Может ли женщина быть успешным менеджером и руководителем? 122 8.1. Женщина-менеджер 122 8.2. Как часто женщины бывают руководителями? 122 8.3. Психологические характеристики женщины-руководителя 123 8.4. Эффективность женского руководства 132 8.5. Стили женского руководства 134 ЧАСТЬ III. Психологические особенности различных профессий 138 ГЛАВА 9. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек — человек» 138 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагогов 138 9.2. Психологические особенности медицинских работников 151 9.3. Психологические особенности психологов 154 ГЛАВА 10. Дифференциально-психологические особенности работников сферы искусства и телевидения 157 10.1. Психологические особенности музыкантов 157 10.3. Психологические особенности артистов цирка 162 10.4. Психологические особенности актеров 163 10.5. Психологические особенности телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов) 165 ГЛАВА 11. Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 166 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессий 166 11.2. Психологические особенности литераторов 167 11.3. Психологические особенности творческих профессий, связанных с текстами 167 11.4. Психологические особенности инженеров 168 11.5. Психологическая характеристика предпринимателей и работников банков 169 11.6. Психологические особенности работников судебно-исполнительских и охранных ведомств 171 11.7. Психологические особенности научных работников 171 11.8. Психологические особенности представителей экстремальных профессий 172 ГЛАВА 12. Профессии типа «человек — техника» 174 12.1. Психологическая характеристика операторов 174 12.2. Психологическая характеристика водителей транспорта 177 12.3. Психологическая характеристика слесарей 181 12.4. Психологические особенности работниц легкой промышленности 182 12.5. Психологическая характеристика профессий, связанных с изготовлением изделий из материалов повышенной прочности 182 Заключение 184 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое тестирование 185 Типы психологических тестов 185 Тесты когнитивных способностей 185 Тесты интересов 187 Тесты специальных способностей 188 Психомоторные тесты 189 Личностные тесты 189 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики определения профессионально важных качеств (ПВК) 192 Исследование представлений субъекта труда о необходимых для выбранной деятельности свойствах личности 192 Методика 192 I вариант 192 II вариант (Лист Липмана) 194 Обработка и анализ результатов 198 Методика отбора менеджеров в области финансового управления 199 Аналитические способности 199 Интерперсональные и организаторские умения 199 Мотивация, инициатива и способность организовывать работу 199 Способность к письменной речи 199 Способность к устной коммуникации 199 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методики изучения склонности к различным видам профессиональной деятельности в связи с индивидуально-типологическими различиями людей 201 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) 201 Инструкция 201 Текст опросника 201 Обработка результатов 202 Выводы 202 Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (автор А. Е. Голомшток) 203 Инструкция 203 Текст опросника (карта интересов) 203 Обработка результатов 207 Выводы 207 Методика Дж. Холланда (1985) 208 Реалистический тип 208 Исследовательский тип 209 Артистический тип 210 Социальный тип 210 Предпринимательский тип 211 Конвенционный тип 212 Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 214 Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 214 Бланк ответов «ОПП» 220 Методика Д. Кейерси 222 Опросник Д. Кейерси 222 Регистрационный лист к опроснику Д. Кейерси 226 Интерпретация результатов 227 Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений 233 Инструкция 233 Опросник 233 Лист для ответов 235 Обработка результатов 235 Методика «Опросник профессиональной готовности» 237 Инструкция 237 Текст опросника 237 Обработка результатов и выводы 239 Таблица ответов 239 Методика «Направленность на вид инженерной деятельности» 240 Инструкция 240 Текст опросника 240 Обработка результатов 241 Выводы 241 Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» 242 Инструкция 242 Текст опросника 242 Подсчет результатов 242 Выводы 242 Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» 243 Инструкция 243 Текст опросника 243 Обработка результатов 244 Выводы 244 Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя» 245 Проведение эксперимента 245 Текст опросника 245 Обработка результатов 246 Выводы 246 Опросник ограничений управленческого потенциала 247 Текст опросника 248 Бланк для ответов 250 Результат самооценки 251 Индивидуальные управленческие способности 251 Методика «Образ идеального руководителя» 252 Тест № 1. Я — руководитель коллектива 252 Определение результата опроса по тесту № 1 253 Тест № 2. Личные качества руководителя 254 Бланк для ответов на вопросы теста № 2 254 Опросник карьерных ориентации («Якоря карьеры») (автор методики — Э. Шейн) 258 Текст опросника 259 Бланк для ответов 260 «Ключ» 260 Интерпретация 260 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методики изучения стилей деятельности и руководства 263 Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» 263 Инструкция 263 Интерпретация полученных данных 264 Методика «Самооценка стиля управления» 266 Инструкция 266 Текст опросника 266 Ключ к расшифровке данных 267 Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства» 268 Характеристики деятельности руководителя 268 Ключ 272 Методика «Склонность к определенному стилю руководства» 274 Текст опросника 274 Ключ 275 Выводы 276 Методика «Оценка уровня демократизации управления по стилевым характеристикам» 277 Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании» 278 Вопросы-утверждения 278 Ключ 279 Методика «Кто вы: администратор или лидер?» 280 Опросный лист 280 Обработка результатов 280 Методика «Стиль управления» 282 Утверждения 282 Обработка 283 Интерпретация результатов оценки 284 Список литературы 286 |
I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной... Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10 |
Р. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной... |
||
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора... Цель: формирование умений у педагогов проводить самодиагностику профессиональной позиции, анализировать её результаты |
Программа исследования 36 Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов... |
||
А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения Л- 47 Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 с., ил.— (Труды д чл и чл кор. Апн ссср) |
А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I —М.: Педагогика, 1983.— 392 с., ил.— (Труды д чл и чл кор. Апн... |
||
Когнитивный аспекты Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,... |
План лекции Общие аспекты самофинансирования Самофинансирование предприятий... Самофинансирование предприятий и рынок ценных бумаг: структура источников и количественные соотношения |
||
В педагогическую профессию Глава Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению |
Когнитивный и психолингвистический аспекты материалы Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |