Профилактики наркозависимой личности




Скачать 2.69 Mb.
Название Профилактики наркозависимой личности
страница 1/19
Дата публикации 23.05.2014
Размер 2.69 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

Р.Р. Гарифуллин
Аннотация

В статье проанализированы основные существующие методы психокоррекции и профилактики наркомании, основанные на положениях классической психологии, и, определены причины их малой эффективности. На основе этого анализа определены теоретические предпосылки необходимые для поиска и разработки более эффективного способа психокоррекции смысловых структур наркозависимой личности, как метода вторичной и третичной профилактики наркомании. Раскрыты трансформации и особенности смысловых структур наркозависимой личности, которые после своих преобразований уже не поддаются описанию в понятиях классической психологии. Предложен новый, более эффективный метод устранения психологической зависимости личности от наркотических средств (вторичной и третичной профилактики), основанный на перестройке её смысловой сферы. Приведены некоторые контуры и выводы ранее проведённых исследований по этой теме.
В течении последних тридцати лет в России не снижается динамика алкоголизации и наркотизации населения. Этот социальный феномен грозит нашей государственной психологической безопасности [1]. В настоящее время количество наркозависимых личностей (алкоголиков и наркоманов), катастрофически увеличивается. Приблизительно сорок процентов населения России умеренно потребляет алкоголь или наркотические средства, причём среди них 90 процентов мужчин и 10 процентов женщин (4-4,5% наркоманов). В то же время, необходимо отметить, что, с одной стороны, бюджетные средства, отпускаемые на разрешение этой проблемы, уменьшаются. С другой стороны, имеет место малая эффективность реабилитации наркоманов, несмотря на её дороговизну и большое количество жалоб со стороны граждан. Одной из причин вышесказанного является отсутствие чёткой научно-психологической концепции наркозависимой личности, и как следствие, недостаточность знаний о психологии наркозависимости. Очевидно, что эта теоретическая проблема является общепсихологической, но, несмотря на это на фоне немногочисленных эмпирических исследований практически не делаются попытки теоретических обобщений. А если и делаются, то результаты этих работ интерпретируются в рамках традиционных классических подходов.

В целом, анализ исследований отечественных и зарубежных авторов, выявил отсутствие теоретической концепции психической зависимости наркозависимости, их неоднозначность и противоречивость. Большинство этих работ сосредоточено на поисках причин наркотизации (Гульдман В.В., Казаков А.Х., Корсун А.М., Курек Н.С., Лешнер А., Романова О.Л., Сиденко О.К.), факторов личностной предрасположенности к наркомании (Битенский В.С., Валентик Ю.В., Зыков О.В., Личко А.Е., Макаров В.В., Пятницкая И.Н.), а также психологических последствий употребления наркотиков для индивида (Березин С.В., Болотовский И.С., Гринченко Н.А., Лисецкий К.С., Личко А.Е., Пятницкая И.Н.)

Ранее мы предположили [2], что в постнаркотический период в психике наркозависимой личности возникает амбвивалентное состояние, вызванное столкновением и сравнением наркотической и трезвеннической реальностей, не имеющих друг с другом телеологического основания, то есть общей цели или целесообразности. Это, вероятнее всего связано с тем, что при столкновении с наркотической реальностью, подвергаются значительным качественным трансформациям, не только цель, но и такие составляющие личности, как мотив, смысл, установки, ценности, которые уже не подчиняются закономерностям классической психологии (например, деятельностной парадигмы). Не в этом ли причина низкой эффективности профилактики наркомании, основывающейся на вопросе «зачем?», то есть на поиске общего целевого основания наркотической и трезвеннической реальности, которое, по-видимому, общим для этих реальностей уже быть не может. Общей не может быть и причинная обусловленность, базирующаяся на вопросе «почему?», то есть на поиске смысла. И что тогда заставляет наркозависимую личность полагать, что смысл, который теперь играет и раздваивается, существует? Как наркозависимой личности в процессе такого раздвоения смыслов найти нужный смысл?

Следовательно, в «лице» наркомании мы столкнулись с одной из сложнейших проблем, степень разработанности которой явно не соответствует её актуальности, но отражает состояние ограниченности классической или модернистской психологии (в т.ч. эмпирической психологии). Поэтому качественное изменение в понимании наркозависимой личности будет возможно, если мы, в частности, освободимся от фундаментальной методологической предпосылки эмпирической психологии – постулата сообразности (В.А. Петровский). Такая психология, как оказалось, способна описывать лишь усечённую личность, в которой отсутствуют неадаптивные процессы и творческая психическая составляющая [3]. На основании этой усечённой психологии у социума, уже сформировались смысловые структуры (диспозиции), протест против которых, по-видимому, и приводит к алкоголизации и наркотизации личностей.

Таким образом, теоретический анализ, проведённый нами, показал, что в настоящее время остро встала проблема разработки методов первичной профилактики (психокоррекции личностей ещё не потреблявших наркотические средства), вторичной профилактики (преодоления уже имеющейся психологической зависимости от наркотических веществ), третичной профилактики (реабилитация лиц, прошедших курс вторичной профилактики), причём на неклассической концептуальной основе. Наиболее предпочтительным для решения этой проблемы, является смысловой подход поскольку изменчивость и динамичность заложены в саму природу смысловых структур и систем. Поэтому в качестве предмета исследования были взяты смысловые структуры (личностные ценности и смыслы, смысловые установки, диспозиции, конструкты) наркозависимой личности и методы их коррекции.

Объектами исследования были наркозависимые личности и психотерапевты (психологи), проводящие с ними психокоррекцию и профилактическую деятельность.

Целью работы была разработка неклассического (постмодернистского) подхода к психологии наркозависимой и донаркотической личности, и, на этой основе создание более эффективных методов профилактики и психокоррекции наркомании.

Мы предположили, что если благодаря теоретическому анализу будут выявлены причины малой эффективности классических психологических подходов к профилактике наркомании, и на основе этого, применены положения постмодернистского подхода, то это позволит нам разработать более эффективные методы психокоррекции и профилактики наркомании. В практической части работы, мы пошли от противного и положились на положения классической (модернистской) психологии, предположив, что наиболее эффективной схемой организации исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретации полученных результатов как возможных причин наркотизации. (Представления о смысловых структурах донаркотической личности формировались в процессе психоанализа прошлого наркозависимой личности). Мы полагали, что полученные таким образом данные будут иметь высокую ретроспективную валидность и дадут возможность с уверенностью говорить о причинах начала употребления наркотиков, что позволит разработать эффективную программу первичной профилактики наркомании.

Постановка цели данной работы предполагала решение следующих задач:

1. Проанализировать основные существующие методы психокоррекции и профилактики наркомании, основанные на положениях классической психологии, и, определить причины их малой эффективности

2. Провести теоретический анализ положений постмодернистской философии и синергетики, и, внедрить их в психологические подходы к психокоррекции донаркотической и наркозависимой личности. На основе этого анализа определить теоретические предпосылки необходимые для поиска и разработки более эффективного способа психокоррекции смысловых структур наркозависимой личности, как метода вторичной и третичной профилактики наркомании.

3. Раскрыть трансформации и особенности смысловых структур наркозависимой личности, которые после своих преобразований уже не поддаются описанию в понятиях классической психологии.

4. Разработать новый, более эффективный метод устранения психологической зависимости личности от наркотических средств (вторичной и третичной профилактики), основанный на перестройке её смысловой сферы.

5. На основании решения вышеприведённых задач и исследования особенностей формирования смысловых структур наркозависимой личности, разработать психологические подходы и программу для более эффективной первичной профилактики наркомании среди лиц никогда не потреблявших наркотик (донаркотических личностей).

6. Разработать концепцию разрешения проблемы наркомании на социальном уровне.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проведён теоретический анализ причин малой эффективности профилактики наркомании, основанной на положениях классической психологии. На основании применения подходов постмодернистской философии (текстологического, номадологического, шизоаналитического, симуляционного и др.), разработаны некоторые положения постмодернистской психологии, которые позволили создать новые психологические подходы к более эффективной психокоррекции и профилактике наркомании. Впервые показано, каким качественным трансформациям подвергаются при столкновении с наркотической реальностью, такие составляющие личности, как мотив, смысл, цель, установки, ценности, которые не возможно описать в рамках классической психологии (в частности, в рамках деятельностной парадигмы).

Показана ценностно-смысловая обусловленность психологической зависимости личности от наркотических средств и в этой связи проанализированы особенности и деструктивные изменения смысловых структур наркозависимой личности. Исходя из этого определён теоретический подход к решению проблемы повышения эффективности психокоррекции наркозависимой личности (вторичной и третичной профилактики наркомании), который позволил проанализировать и установить причину малой эффективности уже существующих методов.

Показано, что главной причиной наркотизации личности является утрата ею смыслообразующих ценностей жизни, которые начинают реализовываться искусственным образом, что приводит к существенным изменениям исходных (реальных) ценностей. На этой основе разработаны психологические подходы профилактики наркомании.

Выявлено, что в процессе потребления наркотических средств, исходные ценности превращаются лишь в понимаемые, но не переживаемые. Смыслообразующие ценности и мотивы наркозависимой личности сосредотачиваются преимущественно на внедеятельностных ценностях наркоопьянения.

Раскрыты особенности смысловых образований, способствующих избавлению личности от психологической зависимости от наркотических средств.

Кроме этого, научная новизна данной работы заключается в систематизации методов формирования целевой установки против потребления наркотических средств. Проведена классификация методов кодирования и выявлен общий алгоритм психотехнологии кодирования.

На основании вышеприведённых исследований разработан более эффективный метод психокоррекции - пограничный анализ, позволяющий создавать состояние постпограничной ситуации, благодаря которому у наркозависимой личности происходит переоценка ценностей и формируется новая смысловая установка, противостоящая деструктивным установкам и избавляющая личность от наркозависимости. Вместе с тем показано, что необходимо не только противостояние, но и замещение наркозависимых установок новыми, позитивными смысловыми установками.

Методологической основой работы были положения классической психологии: отечественной теории деятельности и установки (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Д.Н.Узнадзе и др.) и психоаналитической теории (З. Фрейд). Кроме того, были применены эмоционально-ценностная теория смыслообразования (Р.Х. Шакуров) и положения современной постмодернистской философии (Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ж..Батай, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р.Барт и др).

Решающая роль в исследовании была отведена традиционным научным методам: анализу, синтезу, обобщению, классификации, выявлению причинно-следственных связей. Кроме того, был использованы: естественный эксперимент А.Ф.Лазурского, метод свободных ассоциаций З. Фрейда с установкой на воспоминания переживаний и размышлений в период до первоначального потребления наркотика и после наркотизации, наблюдение автора за собственной деятельностью как психолога, включённое наблюдение и анализ за деятельностью объектов исследования, контент-анализ. Оценка уровня переживания ценностей проводилась путём наблюдения за вербальными и эмоционально-экпрессивными проявлениями личности экспериментируемых в процессе беседы по стандартной программе, а также с помощью нейро-лингвистического программирования (НЛП). Исследованием была охвачена выборка из 220 наркозависимых личностей (мужчин в возрасте 20-60 лет). Исследование проведено в 1994-2000 годы. Базой экспериментальной работы был возглавляемый автором Центр психологической консультации и реабилитации им. З.Фрейда (г. Казань).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут способствовать дальнейшему развитию классической и неклассической теорий личности, личностных смыслов, ценностей, а также созданию иных, более эффективных методов психокоррекции наркозависимых личностей. На основе этих вскрытых особенностей разработан более эффективный метод психокоррекции наркозависимой личности - пограничный анализ, который может быть применён в клинике алкоголизма и наркомании, для повышения квалификации будущих и настоящих психологов, психотерапевтов, врачей-наркологов, а также может быть использован в антинаркотической профилактической деятельности.

В процессе вышеприведёных исслелований мы пришли к следующим выводам:

  1. Главной причиной наркотизации личности является утрата ею смыслообразующих ценностей жизни.

  2. В процессе потребления наркотических средств личность приобретает специфические характеристики, обусловленные деформацией её смысловых структур, состоящей в том, что реальные смыслообразующие ценности подменяются искусственными и мнимыми. У донаркотических личностей (склонных к наркопотреблению, но никогда не потреблявших) таких специфических характеристик не существует.

  3. Невысокая эффективность существующих методов психокоррекции, направленных на избавление от наркозависимости, объясняется тем, что они основываются на положениях классической психологии, не учитывающей принципиальную непредсказуемость и парадоксальность будущих смысловых процессов донаркотической и наркозависимой личности.

  4. Донаркотическая личность не имеет специфических особенностей в смысловых структурах, которые приводят её к наркопотреблению. Поэтому классический подход к раннему выявлению и профилактике наркомании не эффективен. Неклассический подход к профилактике наркомании, выявляющий дефицит критического и неравновесно-устойчивого состояния смысловых структур донаркотической личности, уменьшает вероятность появления непредсказуемых психических бифуркаций, при которых даже небольшие возмущения на личностно-смысловые структуры, проводимые наркоманипуляторами, могут приводить к спонтанному решению – наркопотреблению.

  5. Проблема наркомании – это проблема языка в диалоге двух смысловых реальностей: трезвеннической и наркотической, подчиняющейся закономерностям, которые невозможно описать в рамках классической психологии трезвеннической реальности. Сама идея о возможности прогноза поведения наркозависимой личности на основании её прошлых процессов не всегда эффективна.

  6. Разработан более эффективный метод психокоррекции (вторичной и третичной профилактики), позволяющий значительно уменьшить (в 1,5-2 раза) число рецидивов. Он исходит из следующих разработанных в диссертации положений: а) о смысле как жизнеутверждающих ценностных структур; б) о специфике смыслообразующих ценностей, способствующих избавлению от наркозависимости; в) о том, что эффективная реабилитация наркозависимой личности заключается в воспитании её толерантности к неприемлемой психологической старости, вызванной последствиями наркотика, и, переходе смысловых процессов, обусловленных психопатологической старостью наркомана в смысловые процессы нормальной старости, идущей к молодости;

  7. Сущность этого пограничного анализа заключается: а) в анализе, который позволяет формировать у наркозависимой личности установку оценивать свои действия и окружающий мир с позиций полярных высокозначимых ценностей - жизни и смерти, и, тем самым проводить существенную переоценку ценностей; б) в обучении погружению в эмоциогенные образы, способствующие формированию трезвеннических смыслообразующих ценностей; в) в преобразовании изолированных друг от друга наркотических и трезвеннических ценностей и замещения первых на вторые.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профилактики наркозависимой личности icon План воспитательной работы мкоу «мсош №1» на 2013-2014 учебный год. № п\п
Месячник правового воспитания учащихся, профилактики наркомании и профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди...
Профилактики наркозависимой личности icon Научный отчет Содержание. Аналитический обзор результатов экспериментальных...
Теоретическая концепция профилактики девиантного поведения и реабилитации учащихся школы
Профилактики наркозависимой личности icon Циклограмма работы заместителя директора по иоп на декабрь 2013-2014...
Месячник профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Права детства»
Профилактики наркозависимой личности icon «Физическое воспитание- форма оздоровление детей». Воспитатели учились...
В 2012-2013 учебном году д/сад д. Паршевникова работал по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,...
Профилактики наркозависимой личности icon Реферат на тему: «типологический анализ личности»
Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного...
Профилактики наркозависимой личности icon James Fadiman "Personality & Personal Growth"
Особое внимание уделено практическому курсу развития личности и методам, влияющим на сознание человека. Помимо классических и современных...
Профилактики наркозависимой личности icon Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности
Изучается взаимосвязь смыслообразующей активности и ценностной направленности личности. Приводятся данные исследования типов ценностной...
Профилактики наркозависимой личности icon Тибетская медицина
Программа профилактики и лечения алкоголизма, наркомании и табакокурения, а также снижения уровня преступности в российской федерации...
Профилактики наркозависимой личности icon Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей...
Основные цели и задачи Национальной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
Профилактики наркозависимой личности icon Методические рекомендации Минобразования России о взаимо­действии...
Фз №120 «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и дополнение
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции