Скачать 190.66 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Психогенетика Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Психогенетика» Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для понимания психологических данных. Понятие и структура индивидуальности, специфика психологического признака как объекта изучения психогенетики. Основная формула генетики количественных признаков, ее составляющие и интерпретация. Методы психогенетики и их разрешающая способность: популяционный, семейный, приемных детей и близнецовый. Генетико-математические методы. Примеры применения методов для решения задач психогенетики. Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии (общий, вербальный и невербальный интеллект, речеязыковые способности, специальные когнитивные способности, индивидуальные когнитивные стили, темперамент, личность, асоциальное поведение, двигательная сфера, психофизиологические характеристики) и некоторых формах дизонтогенеза (аутизм, дислексия и др.). Место психогенетики в системе психологических знаний. Ее значение для понимания природы формирования человеческой индивидуальности. Пояснительная записка Психогенетика занимает особое место в системе психологического знания: она тесно взаимодействует с такими отраслями психологии, как общая и возрастная психология, психодиагностика, математическая статистика и дифференциальная психология. В результате обучения у студента-психолога должны быть сформированы представления о тех проблемах и способах их решения, которые не могут быть надежно решены вне генетических исследований. В число этих проблем входят: этиология человеческой индивидуальности, уточнение ее структуры и структуры отдельных психических функций, выделение разных типов средовых воздействий, выявление закономерностей онтогенеза и прояснение возрастной динамики генотип-средовых соотношений. Учитывая специфику предмета психогенетики, большое место в курсе занимают вопросы о способах и методах решения этих проблем, включая анализ разрешающей способности каждого из методов. Курс предполагает овладение основными результатами психогенетических исследований и изучение практических аспектов психогенетики, важных для решения прикладных задач, включая особенности развития детей-близнецов. Курс «Психогенетика» является базовым для всех студентов-психологов вне зависимости от специализации. Он обеспечивает студентов системными знаниями о роли наследственности и среды и их взаимодействии в развитии человеческой индивидуальности. Цели курса:
Задачи курса:
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен иметь представление:
Тематический план курса
Содержание дисциплины Тема 1. Предмет и задачи психогенетики Психогенетика как наука. Предмет исследования. Термин «генетика поведения» (behavioral genetics) в зарубежной науке; термин «психогенетика» в российской науке; адекватность использования терминов: краткий анализ точек зрения. Место психогенетики в системе дифференциальной психологии. Проблема индивидуальности в психологии; проблема этиологии индивидуальности; формула «наследственность и среда» и мировоззрение. Проблема исследования человеческой индивидуальности. Интуитивные представления о неодинаковости людей в Древнем Вавилоне, Греции (Платон, Аристотель) и т.д. Индивидуальность и ассоциативная психология. Начало научного исследования индивидуально-психологических различий: астрономия, Ф. Гальтон, К. Штерн; разработка психометрических и соответствующих статистических процедур (А. Бине, К. Пирсон и др.). Современные концепции индивидуальности: Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, школа Б.М. Теплова – В.Д. Небылицина, Г. Айзенк и др. Концепция черт и состояний (Г. Оллпорт). Подходы к исследованию индивидуальности: формальные, динамические и содержательные характеристики психики. Соотношения разных уровней в структуре индивидуальности: нейрофизиологического и психологического, темперамента и когнитивных процессов и т.д. Значение исследования индивидуальности для психологической теории и для решения прикладных проблем. Общепсихологическая закономерность и ее существование в индивидуально-модифицированной форме. Широта межиндивидуальной вариативности разных психологических характеристик и в разных возрастах. Возрастная динамика вариативности как маркер происходящих в онтогенезе перестроек психических функций. Прикладное значение исследования индивидуальности. Анализ парадигм: «биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное», «наследственное и средовое». Значимость валидности психодиагностической процедуры для интерпретации получаемых в психогенетике результатов, статистической надежности – для величины наследуемости. Тема 2. История отечественной и зарубежной психогенетики Первые работы о наследуемости психических качеств человека (Ф. Гальтон). Работы Х. Сименса и оформление метода близнецов в исследовательский инструмент. Вклад А. Анастази в изменение представлений о наследственных и средовых детерминантах развития психики. Первые психогенетические исследования интеллекта и нарушений психического функционирования. Современное состояние психогенетики в мире; основные исследовательские программы и направления. Психогенетика в России: взгляды К.Д, Ушинского, А.Ф. Лазурского на роль наследственных факторов в психике человека. Основные исследовательские центры 1920-30-х годов; основные направления и методы их работы. Гипотеза А.Р. Лурия о смене генотип-средовых соотношений с изменением механизмов реализации фенотипически одного и того же психологического признака. Евгеника в России: научная несостоятельность «социальной» («позитивной») евгеники и расизм как ее следствие; формирование медицинской генетики. Трагический конец психогенетических исследований в СССР в середине 30-х годов. Их возрождение в начале 1970-х годов, исследования в Психологическом институте РАО и др. Тема 3. Основы общей генетики и генетики количественной изменчивостиОсновные понятия теории наследственности: изменчивость, генотип, фенотип. Современное представление о гене: определение, функция, аллель, генетический код, гены в хромосомах. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Размножение клеток: два типа деления клеток. Доминантность, рецессивность. Гомо- и гетерозиготность. Классические законы Г. Менделя. Норма реакции и диапазон реакции. Неменделевская генетика. Наследование сложных поведенческих признаков. Особенности психологического фенотипа как объекта генетического исследования. Генетическая уникальность каждого человека. Концепция «генотип-среда». Основная формула психогенетики, ее составляющие. Классификация сред. Типы генотип-средовых ковариаций (корреляций). Генотип-средовое взаимодействие. Адекватность и продуктивность подхода к исследованию этиологии индивидуальности с позиций количественной генетики. Тема 4. Основные методы психогенетики и их разрешающая способность Методические ограничения возможностей психогенетики. Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Примеры популяционных исследований. Генеалогический метод. Работы Ф. Гальтона. Семейные исследования. Основная схема метода, построение родословных, принятая символика. Генограмма. Примеры родословных. Невозможность надежно развести генетическую и культурную передачу признаков. Использование в медико-генетическом консультировании. Метод приемных детей. Основная схема, история возникновения, современные программы. Исследование взаимодействия генотипа и среды в изменчивости психологических признаков. Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей. Ограничение метода: юридические и психологические. Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культурах. Начало близнецовых исследований (Ф. Гальтон). Работы Сименса и оформление научного «метода близнецов». Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ) близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов; его критический анализ. Разновидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода. Ограничения метода: пре- и постнатальные; их возможное влияние на оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ, экспериментальные проверки и их результаты. Биология близнецовости: частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных. Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера. Коэффициенты наследуемости Холзингера, Фальконера – Игнатьева. Оценки долей фенотипической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; информативность психогенетических исследований для дифференциации разных типов средовых воздействий. Тема 5 Основные итоги психогенетических исследований психологических характеристикНеопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов. Анализ данных, полученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей дисперсии оценок IQ. Аналогичный анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта; парадоксальность полученных результатов; мета-анализ результатов исследований генотип-средовых соотношений языковых способностей, отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно большая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когнитивных стилей. Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии – соотношение темперамента и характера и попытки его решения в русле психогенетических исследований. Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синдром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой. Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним характеристик у взрослых. «Большая пятерка» - пять свойств личности, обуславливающих индивидуальные различия. Обнаруженная в близнецовом исследовании зависимость внутрипарного сходства по характеристикам темперамента от распределения ролей в паре. Отсутствие систематических исследований; условное разделение работ на исследования естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.), стандартизированных двигательных проб (координации, тэппинг и т.д.), физиологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в раннем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двигательной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный генетически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик двигательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативности, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными функциями. Место генетической психофизиологии в системе психогенетических знаний: влияние генотипа на поведение через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Вызванные потенциалы – сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Свойства нервной системы (СНС). Наследственная обусловленность показателей кожно-гальванической реакции (КГР) и работы сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС, ЭКГ). Тема 6. Психогенетика индивидуального развития и дизонтогенеза Онтогенетика как новая область психогенетики. Основные представления об индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» и «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и психического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифической генетической программы и индивидуальные траектории развития как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой. Основные направления психогенетических исследований развития: а) возрастная динамика соотношения генетической и средовой компонент в вариативности одного и того же фенотипа; б) роль генотипа и среды в переходе с этапа на этап (проблема генетической преемственности этапов); в) детерминанты индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р. Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта, начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний при переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим, социально опосредованным. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития. Семинарские занятия
Формы контроля знаний, их содержание
Самостоятельная работа
Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
Перечень вопросов для самоконтроля
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Литература: Основная
Дополнительная
|
Рабочая программа по дисциплине Социология Москва Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие... |
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... |
||
Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |
Рабочая программа по литературе в 8 классе 2013 Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы по литературе для 5-11 классов... |
||
Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению... |
Рабочая программа по дисциплине «Математика» Направление Форма отчетности – зачет на основе рейтинговой оценки Программа утверждена на заседании кафедры |
||
Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс Мон РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения... |
Программа учебник методическое обеспечение обоснование выбора хозяинова... Рабочая тетрадь в двух частях. Москва «Просвещение» 2011 г. М. И. Моро Контрольные работы по математике Москва «Экзамен» 2011 г.... |
||
Программа по дисциплине в 21 Греческий язык Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом... |
Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России» Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |