Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва




Скачать 190.66 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва
Дата публикации 22.05.2014
Размер 190.66 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Психология > Рабочая программа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Психогенетика

Москва


Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Психогенетика»
Основные положения современной дифференциальной психологии и генетики, необходимые для понимания психологических данных. Понятие и структура индивидуальности, специфика психологического признака как объекта изучения психогенетики. Основная формула генетики количественных признаков, ее составляющие и интерпретация.

Методы психогенетики и их разрешающая способность: популяционный, семейный, приемных детей и близнецовый. Генетико-математические методы. Примеры применения методов для решения задач психогенетики.

Результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии (общий, вербальный и невербальный интеллект, речеязыковые способности, специальные когнитивные способности, индивидуальные когнитивные стили, темперамент, личность, асоциальное поведение, двигательная сфера, психофизиологические характеристики) и некоторых формах дизонтогенеза (аутизм, дислексия и др.).

Место психогенетики в системе психологических знаний. Ее значение для понимания природы формирования человеческой индивидуальности.
Пояснительная записка

Психогенетика занимает особое место в системе психологического знания: она тесно взаимодействует с такими отраслями психологии, как общая и возрастная психология, психодиагностика, математическая статистика и дифференциальная психология. В результате обучения у студента-психолога должны быть сформированы представления о тех проблемах и способах их решения, которые не могут быть надежно решены вне генетических исследований. В число этих проблем входят: этиология человеческой индивидуальности, уточнение ее структуры и структуры отдельных психических функций, выделение разных типов средовых воздействий, выявление закономерностей онтогенеза и прояснение возрастной динамики генотип-средовых соотношений. Учитывая специфику предмета психогенетики, большое место в курсе занимают вопросы о способах и методах решения этих проблем, включая анализ разрешающей способности каждого из методов.

Курс предполагает овладение основными результатами психогенетических исследований и изучение практических аспектов психогенетики, важных для решения прикладных задач, включая особенности развития детей-близнецов.

Курс «Психогенетика» является базовым для всех студентов-психологов вне зависимости от специализации. Он обеспечивает студентов системными знаниями о роли наследственности и среды и их взаимодействии в развитии человеческой индивидуальности.

Цели курса:


  1. сформировать у студентов представления о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам;

  2. помочь овладеть основными понятиями генетики количественной изменчивости;

  3. сформировать представления о методах психогенетики и основных результатах исследований природы человеческой индивидуальности.



Задачи курса:





  1. овладение основными результатами психогенетических исследований;

  2. изучение практических аспектов психогенетики.



Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:

  • методологию психогенетических исследований;

  • основные понятия генетики количественной изменчивости.

Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:

  • грамотно интерпретировать результаты психогенетических исследований;

  • находить источники ложных выводов о природе индивидуальных различий.

Специалист, изучавший данную дисциплину, должен иметь представление:

  • методах психогенетики и основных результатах исследований этиологии индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам;

  • принципах дифференциально-психологических и психогенетических исследований человеческой индивидуальности;

  • перспективах развития психогенетики.



Тематический план курса


Номер темы

Название темы

Количество часов







лекции

семинары

Сам. работа

1

Предмет и задачи психогенетики

4

-

4

2

История отечественной и зарубежной психогенетики

4

-

4

3

Основы общей генетики и генетики количественной изменчивости

4

-

4

4

Основные методы психогенетики и их разрешающая способность

4

2

6

5

Основные итоги психогенетических исследований психологических характеристик

6

2

8

6

Психогенетика индивидуального развития и дизонтогенеза

4

-

4




Всего часов по формам работы:

26

4

30




Всего часов:







60


Содержание дисциплины



Тема 1. Предмет и задачи психогенетики

Психогенетика как наука. Предмет исследования. Термин «генетика поведения» (behavioral genetics) в зарубежной науке; термин «психогенетика» в российской науке; адекватность использования терминов: краткий анализ точек зрения.

Место психогенетики в системе дифференциальной психологии. Проблема индивидуальности в психологии; проблема этиологии индивидуальности; формула «наследственность и среда» и мировоззрение.

Проблема исследования человеческой индивидуальности. Интуитивные представления о неодинаковости людей в Древнем Вавилоне, Греции (Платон, Аристотель) и т.д. Индивидуальность и ассоциативная психология. Начало научного исследования индивидуально-психологических различий: астрономия, Ф. Гальтон, К. Штерн; разработка психометрических и соответствующих статистических процедур (А. Бине, К. Пирсон и др.). Современные концепции индивидуальности: Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, школа Б.М. Теплова – В.Д. Небылицина, Г. Айзенк и др. Концепция черт и состояний (Г. Оллпорт). Подходы к исследованию индивидуальности: формальные, динамические и содержательные характеристики психики. Соотношения разных уровней в структуре индивидуальности: нейрофизиологического и психологического, темперамента и когнитивных процессов и т.д.

Значение исследования индивидуальности для психологической теории и для решения прикладных проблем. Общепсихологическая закономерность и ее существование в индивидуально-модифицированной форме. Широта межиндивидуальной вариативности разных психологических характеристик и в разных возрастах. Возрастная динамика вариативности как маркер происходящих в онтогенезе перестроек психических функций. Прикладное значение исследования индивидуальности. Анализ парадигм: «биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное», «наследственное и средовое».

Значимость валидности психодиагностической процедуры для интерпретации получаемых в психогенетике результатов, статистической надежности – для величины наследуемости.

Тема 2. История отечественной и зарубежной психогенетики

Первые работы о наследуемости психических качеств человека (Ф. Гальтон). Работы Х. Сименса и оформление метода близнецов в исследовательский инструмент. Вклад А. Анастази в изменение представлений о наследственных и средовых детерминантах развития психики. Первые психогенетические исследования интеллекта и нарушений психического функционирования. Современное состояние психогенетики в мире; основные исследовательские программы и направления.

Психогенетика в России: взгляды К.Д, Ушинского, А.Ф. Лазурского на роль наследственных факторов в психике человека. Основные исследовательские центры 1920-30-х годов; основные направления и методы их работы. Гипотеза А.Р. Лурия о смене генотип-средовых соотношений с изменением механизмов реализации фенотипически одного и того же психологического признака. Евгеника в России: научная несостоятельность «социальной» («позитивной») евгеники и расизм как ее следствие; формирование медицинской генетики. Трагический конец психогенетических исследований в СССР в середине 30-х годов. Их возрождение в начале 1970-х годов, исследования в Психологическом институте РАО и др.

Тема 3. Основы общей генетики и генетики количественной изменчивости


Основные понятия теории наследственности: изменчивость, генотип, фенотип. Современное представление о гене: определение, функция, аллель, генетический код, гены в хромосомах. Взаимодействие генов. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Размножение клеток: два типа деления клеток. Доминантность, рецессивность. Гомо- и гетерозиготность. Классические законы Г. Менделя. Норма реакции и диапазон реакции. Неменделевская генетика. Наследование сложных поведенческих признаков.

Особенности психологического фенотипа как объекта генетического исследования. Генетическая уникальность каждого человека. Концепция «генотип-среда». Основная формула психогенетики, ее составляющие. Классификация сред. Типы генотип-средовых ковариаций (корреляций). Генотип-средовое взаимодействие. Адекватность и продуктивность подхода к исследованию этиологии индивидуальности с позиций количественной генетики.
Тема 4. Основные методы психогенетики и их разрешающая способность

Методические ограничения возможностей психогенетики.

Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. Примеры популяционных исследований.

Генеалогический метод. Работы Ф. Гальтона. Семейные исследования. Основная схема метода, построение родословных, принятая символика. Генограмма. Примеры родословных. Невозможность надежно развести генетическую и культурную передачу признаков. Использование в медико-генетическом консультировании.

Метод приемных детей. Основная схема, история возникновения, современные программы. Исследование взаимодействия генотипа и среды в изменчивости психологических признаков. Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей. Ограничение метода: юридические и психологические.

Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культурах. Начало близнецовых исследований (Ф. Гальтон). Работы Сименса и оформление научного «метода близнецов». Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ) близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов; его критический анализ. Разновидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода.

Ограничения метода: пре- и постнатальные; их возможное влияние на оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ, экспериментальные проверки и их результаты. Биология близнецовости: частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера. Коэффициенты наследуемости Холзингера, Фальконера – Игнатьева. Оценки долей фенотипической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; информативность психогенетических исследований для дифференциации разных типов средовых воздействий.

Тема 5 Основные итоги психогенетических исследований психологических характеристик


Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов. Анализ данных, полученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей дисперсии оценок IQ.

Аналогичный анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта; парадоксальность полученных результатов; мета-анализ результатов исследований генотип-средовых соотношений языковых способностей, отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно большая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когнитивных стилей.

Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии – соотношение темперамента и характера и попытки его решения в русле психогенетических исследований.

Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синдром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой. Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним характеристик у взрослых. «Большая пятерка» - пять свойств личности, обуславливающих индивидуальные различия. Обнаруженная в близнецовом исследовании зависимость внутрипарного сходства по характеристикам темперамента от распределения ролей в паре.

Отсутствие систематических исследований; условное разделение работ на исследования естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.), стандартизированных двигательных проб (координации, тэппинг и т.д.), физиологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в раннем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двигательной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный генетически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик двигательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативности, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными функциями.

Место генетической психофизиологии в системе психогенетических знаний: влияние генотипа на поведение через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Вызванные потенциалы – сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Свойства нервной системы (СНС). Наследственная обусловленность показателей кожно-гальванической реакции (КГР) и работы сердечно-сосудистой системы (АД, ЧСС, ЭКГ).
Тема 6. Психогенетика индивидуального развития и дизонтогенеза

Онтогенетика как новая область психогенетики. Основные представления об индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» и «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и психического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифической генетической программы и индивидуальные траектории развития как результат взаимодействия данного генотипа с данной средой.

Основные направления психогенетических исследований развития: а) возрастная динамика соотношения генетической и средовой компонент в вариативности одного и того же фенотипа; б) роль генотипа и среды в переходе с этапа на этап (проблема генетической преемственности этапов); в) детерминанты индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р. Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта, начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний при переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим, социально опосредованным. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

Семинарские занятия




СЗ

Наименование и содержание практических занятий (СЗ)

№ темы

Кол-во часов

1

2

3

4

СЗ 1

Особенности психолого-педагогической работы с детьми-близнецами.

Содержание: близнецы в мифах и культах; типы близнецов; особенности пре-, пери- и неонатального развития детей-близнецов; особенности близнецовой ситуации развития, психического и личностного развития детей-близнецов; типичные установки родителей и педагогов по отношению к близнецам; способы их коррекции.

4

2

СЗ 2

Основные проблемы психогенетических исследований.

Содержание: специфика психологического признака, итоги исследований, психологическая интерпретация формальных показателей (коэффициент наследуемости, величины влияния общесредовых и индивидуальных факторов). Некоторые средовые условия как факторы-посредники в изменениях генотип-средовых соотношений по психологическим признакам.

5

2




Всего:




4



Формы контроля знаний, их содержание




п/п

Наименование и содержание форм контроля

Срок выполнения

1.

Реферат. В соответствии с перечнем тем рефератов и программой дисциплины




2.

Зачёт. В соответствии с перечнем вопросов для зачёта и программой дисциплины.





Самостоятельная работа





Наименование и содержание самостоятельной работы

№ темы

Кол-во часов

1

2

3

4

1

Предмет и задачи психогенетики.

Содержание: определить предмет психогенетики; выделить ее задачи; определить ее пограничное место в системе психологических и биологических наук.

1

4

2

История отечественной и зарубежной психогенетики.

Содержание: выделить основные этапы становления психогенетики за рубежом и в России; выделить ключевых исследователей и определить их вклад в развитии психогенетики; сопоставить развитие психогенетики с этапами становления генетики, дифференциальной психологии и математической статистики.

2

4

3

Основы общей генетики и генетики количественной изменчивости.

Содержание: изучить основные понятия общей генетики и психогенетики; усвоить основную формулу психогенетики и научиться ее интерпретировать.

3

4

4

Основные методы психогенетики и их разрешающая способность.

Содержание: провести сравнительный анализ основных метод психогенетики, определить их разрешающую способность, выявить возможности и ограничения использования их для изучения природы психологических характеристик.

4

6

5

Основные итоги психогенетических исследований психологических характеристик.

Содержание: рассмотреть структуру фенотипической дисперсии по основным психологическим характеристикам. Проинтерпретировать генотип-средовые соотношения по вербальному и невербальному интеллекту, темпераменту, личности и др.

5

8

6

Психогенетика индивидуального развития и дизонтогенеза.

Содержание: рассмотреть основные понятия онтогенетики; выделить наиболее распространенные характеристики, рассматриваемые в психогенетике; определить меру вклада генотипа в изменчивость этих характеристик; рассмотреть особенности средовых влияний на их формирование.

6

4




Всего:




30

Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ

  1. Место психогенетики в системе психологической науки.

  2. История развития психогенетики.

  3. Основные представления современной генетики.

  4. Гипотеза об изменении механизмов реализации психологического признака в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия): теория и реальность.

  5. Человек как объект исследования в психогенетике.

  6. Генотип и среда как факторы возникновения изменчивости.

  7. Сравнительный анализ методов психогенетики.

  8. Основные проблемы психогенетических исследований.

  9. Близнецы в мифах и культах.

  10. Особенности развития детей-близнецов.

  11. Генетическая психофизиология: направления исследований и основные результаты.

  12. Основные направления исследований в психогенетике индивидуального развития (онтогенетике).



Перечень вопросов для самоконтроля

  1. Дайте основное определение психогенетики и проинтерпретируйте его.

  2. Что такое индивидуальность? Какова ее структура?

  3. В чем заключается вклад Ф. Гальтона в психогенетику?

  4. Что такое евгеника? Имеет ли это учение под собой научную основу?

  5. Назовите основные этапы становления психогенетики?

  6. В чем заключаются особенности развития психогенетики в нашей стране?

  7. Дайте определение наследственности и изменчивости.

  8. Как соотносятся генотип и фенотип?

  9. Что такое ген, геном, генотип, хромосома, аллель?

  10. Что такое диапазон и норма реакции?

  11. В чем специфика изучения признака в рамках генетики количественных признаков по сравнению с общей генетикой?

  12. Назовите компоненты фенотипической дисперсии?

  13. Какая из исследовательских парадигм в психогенетике обладает наибольшей эвристической ценностью?

  14. Приведите примеры пассивной, реактивной и активной генотип-средовых корреляций.

  15. Что такое ассортативность браков?

  16. Охарактеризуйте основную идею, лежащую в основе близнецового метода?

  17. Какова основная схема метода приемных детей? Как с помощью этого метода оценивается вклад наследственности среды в формирование индивидуальных различий по психологическим признакам?

  18. Каким образом можно оценить наследуемость признака с помощью близнецового метода?

  19. В чем ценность метода разлученных близнецов?

  20. Для каких целей используются методы контрольного близнеца и близнецовой пары?

  21. Каковы возможные последствия особой близнецовой ситуации развития для дальнейшего психического развития близнецов? Приведите примеры.

  22. В чем заключается гипотеза Л.С. Выготского – А.Р. Лурия? Подтверждается ли она проведенными психогенетическими исследованиями?

  23. Каковы основные результаты психогенетических исследований общего, вербального и невербального интеллекта?

  24. Каковы основные результаты психогенетических исследований речеязыковых способностей?

  25. Каков характер влияния средовых условий на генотип-средовые соотношения по когнитивным характеристикам? Приведите примеры таких средовых факторов-посредников.

  26. Что такое синдром трудного темперамента? Какова его этиология?

  27. О чем говорят исследования природы индивидуальных различий по темпераментальным и личностным характеристикам?

  28. Как изменяются показатели наследуемости двигательных функций в зависимости от нейрофизиологического уровня обеспечения движений?

  29. Укажите на особенности наследуемости показателей тэппинг-теста?

  30. Каков характер наследования параметров ЭЭГ?

  31. Какова наследуемость аутизма? Какие средовые воздействия оказывают положительное воздействие на больных аутизмом?

  32. Какие выводы можно сделать из исследований влияния наследственных факторов на асоциальное, криминальное поведение, алкоголизм?

  33. Что такое онтогенетика, каков ее предмет и задачи?

  34. Какова основная тенденция изменения генотип-средовых соотношений в онтогенезе по основным психологическим характеристикам?


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Литература:

Основная

  1. Александров А.А. Психогенетика. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с

  2. Григоренко Е.Л. Генетический метод. Изучение наследственности и среды в рамках квазиэксперимента// Корнилова Т.В. (ред.). Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М.: Форум - Инфа-М, 1998. С. 76-108.

  3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Мир планеты, 1997.

  4. Психологические очерки о близнецах/ Под. ред. М.С. Егоровой. – М.: Библиотека жур. «Вопросы психологии», 2003.

  5. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. – М.: Аспект-пресс, 1999. – 447 с.


Дополнительная

  1. Атраментова Л.А., Филипцова О.В. Введение в психогенетику. – М.: Флинта, 2004. – 472 с.

  2. Гальтон Ф. Наследственность таланта. – М., 1996.

  3. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. – М.: ОГИ, 2004. – 576 с.

  4. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 527 с.

  5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

  6. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. – М., 1998.

  7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ Под ред. И.В. Равич-Щербо. – М., 1988.

  8. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. Близнецы от рождения до трех лет. – М., 2002.

  9. Системогенез и проблемы генетики мозга/ Под ред. Н.П. Дубинина. – М., 1983.

  10. Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов// Вопросы психологии. №2. 2001. С.119-130.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа по дисциплине Социология Москва
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа по литературе в 8 классе 2013
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы по литературе для 5-11 классов...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа по дисциплине «Математика» Направление
Форма отчетности – зачет на основе рейтинговой оценки Программа утверждена на заседании кафедры
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс
Мон РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Программа учебник методическое обеспечение обоснование выбора хозяинова...
Рабочая тетрадь в двух частях. Москва «Просвещение» 2011 г. М. И. Моро Контрольные работы по математике Москва «Экзамен» 2011 г....
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Программа по дисциплине в 21 Греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва icon Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции