Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход




НазваниеСандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход
страница1/40
Дата публикации21.05.2014
Размер4.82 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Сандомирский Марк

Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход

О г л а в л е н и е
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Телесная психология и личностный рост . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.Телесная психология: механизмы формирования психологических проблем и

психосоматических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Телесно-психологические проблемы как нарушения психологической адаптации . . .

2.2. Соматический (клинический) подход к психологическим проблемам . . . . . . .

2.3. Когнитивные механизмы формирования психологических проблем . . . . . . . . .

3. Психодинамически-ориентированные модели психосоматических расстройств

3.1. Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия

3.2. Детские причины взрослых проблем: психологические защиты и ревизия некоторых

представлений психоанализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3. Когнитивный подход к специфичности психосоматических расстройств – «схема тела»

(П.Шильдер) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.4. Теория личностных профилей (Ф.Данбар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.5. Теория психосоматической специфичности (Ф.М.Александер) . . . . . . . . . . . . . .

3.6. Современные психодинамические представления о психосоматике . . . . . . . . .

3.7. Алекситимия (П.Сифнеос) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .

3.8. Ресоматизация (М.Шур) и двухфазное вытеснение (А.Митшерлих) . . . . . . . . .

3.9. Cоматизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .

3.10. Базовая тревожность (К.Хорни) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.11. Модель внутреннего конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.12. Модель психосоматических нарушений по У.Глассеру . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств

4.1. Реакция борьбы или бегства (У.Кэннон), гиперсимпатикотония и мышечная броня (В. Райх)

4.2. Теория стресса (Г.Селье) и реакция релаксации (Г.Бенсон) . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.3. Модель «болезней готовности» (В.Икскюль) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.4. Условно-рефлекторные (кондиционирование) и когнитивные модели . . . . . . .

Классическое обусловливание (И.П.Павлов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выученная беспомощность (М.Зелигман) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Импринтинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.5. Синдром дефицита удовлетворенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.6. Модель фрустрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.7. Психоэкологическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.8. Интеграция психосоматических концепций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.9. Симптоматика психосоматических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Телесная психотерапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.1. Основные представления физиологического подхода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2. Физиологическая возрастная регрессия как основной рабочий инструмент психокоррекции

5.3. Символический язык тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.4. Методы релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Метод Джейкобсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Метод Шульца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Психофизиология релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.5. Анализ характера и вегетотерапия по В.Райху. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мышечный панцирь и телесный контакт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вегетативные потоки и вегетативная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вегетативный резонанс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Энергетическая разрядка и оргастический рефлекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Психофизиологическием механизмы терапии Райха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.6. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Утрата грации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заземление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Душевная и энергетическая гармония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Смена стереотипа дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Изометрическое напряжение и мышечные вибрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Телесное энергетическое расщепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Психофизиологические механизмы терапии Лоуэна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.7. Метод М.Фельденкрайза (АТМ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Состояние сознавания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Полный образ себя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Невербальное осознавание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Четыре компонента «образа себя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Психофизиология метода АТМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.8. Метод Ф.М.Александера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Первичный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Самоконтроль по Александеру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Психофизиологические аспекты метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.9. Первичная терапия А.Янова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Первичные механизмы невроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

«Первичный крик» как эмоциональная разрядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Организация терапевтического процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.10. Чувственное осознавание (Ш.Селвер, Ч.Брукс, Э.Якоби) . . . . . . . . . . . . . . .

Взаимосвязь чувственного осознавания и других методов психотерапии . .

Психофизиологические аспекты метода чувственного осознавания . . . . . . .

5.11. Метод фокусировки по Е.Гендлину. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.12. Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов»

(И.Шалиф) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.13. Психодинамическая телесная психотерапия (Х.Кренц) . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.14. Метод психокоррекции и психологической саморегуляции Ретри . . . . . . . . . .

Физиологические основы метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

I этап – неспецифический. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Условно-рефлекторные механизмы и интеграция на неспецифическом этапе психокоррекции

Телесный локус контроля

Словесное самопрограммирование с «опорой на тело»

Объединение телесно-психологических ресурсов

II этап – специфический

Работа с дисфункциональными паттернами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Специфический этап психокоррекции и измененные состояния сознания . . . . . .

Техники психокоррекционной работы с образами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

а) Кинестетические образы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

б) Аудиальные и визуальные образы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

в) Приоритетность кинестетических образов для психокоррекции . . . . . . . . . . . .

г) Речевые компоненты психокоррекционных образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образность как механизм психологических проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упрощение проблем и типовые аффирмации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Полярность и выявление внутреннего конфликта: техника ВВК . . . . . . . . . . . . . .

Кристаллизация полярности и центральные темы внутренних конфликтов . . . . . .

Принципы телесно-ориентированной «внутренней дипломатии» . . . . . . . . . . . . .

Личностно-типологическая основа телесной психокоррекции . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенности применения метода в детской практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6. Практические упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.1. Управление вниманием и чувственное осознавание . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Распределенное внимание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Знакомство с собой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Выпустите свою фантазию наружу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Говорить правду легко и приятно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Марионетка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.2. Мышечная релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Уставшая рука (Наши пальчики устали...)» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Левитация руки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Мысленное движение – пальцы рук» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Мысленное движение – от макушки до пяток» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Методы экстренной релаксации

Образный метод релаксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дифференцированная релаксация: техника циклического «напряжения-расслабления»

Специальные приложения релаксации

Постизометрическая релаксция (упражнение «Борьба с собой») . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дыхательная экспресс-релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

РДТ: релаксационно-дыхательная терапия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.3. Дыхательная саморегуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дышим животом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Расслабляющее дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дыхание на счет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дышим в ритме пульса» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Спонтанное дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дирижируем дыханием, или Найдите свой ритм» . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Направленное дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Рука руку чувствует» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дыхание через ладони» («Взять себя в руки») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Дыхание по кругу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Исцеляющее дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Противоболевое дыхание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Прекращение внутреннего диалога», или «Медитация на дыхании» . . . . . . . . . . . .

6.4. Осознавание схемы тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Осознавание границ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Перегрузка и невесомость» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Центр тяжести» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Поиск центра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Первичный контроль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Вторичный контроль» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Опоры внешние и внутренние» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Ванька-встанька» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Заземление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.5. Самоанализ и реконструкция личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Телесно-ориентированные аффирмации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Принять неразрешимое»: телесный подход к решению экзистенциальных

проблем

Упражнение «Телесный диалог с подсознанием» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Модификация «Телесный интуитивный самоанализ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Модификация «Договор с подсознанием» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Модификация «Незавершенное дело» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Прогулка в детство», или элементы телесного психоанализа . . .

Упражнение «Телесное триединство» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Телесно-ориентированная репетиция поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.6. Телесно-ориентированная работа со зрительными образами . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Мысленный экран» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Фотоальбом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Я сам», или «Семейное фото» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Круг времени» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Осознавание своего «Я» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Мое предназначение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Упражнение «Фоторобот» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6.7. Модификация упражнений для применения в работе с детьми

(совместно с Л.А.Сандомирской) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение А. Перечень основных методов телесно-ориентированной психологии и психотерапии (в хронологическом порядке) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение Б. Тестовый материал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconПлан методической работы на 2009-2010 учебный год п. Пушкинский
Цель оу: модернизация образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и профессиональную компетентность педагогов,...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconЛичностный рост и его критерии
Поэтому важно понять, что идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconПлан работы школьного методического объединения учите лей начальных...
Тема работы мо: «Мотивирование всех субъектов образовательного процесса на личностный рост в рамках внедрения фгос ноо» (на 2011-2015...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconОбщая психокоррекция. Учебное пособие

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconСинергетический подход к исследованию социально-экономических систем
Дана сравнительная характеристика традиционного и синергетического подходов. Описан синергетический подход к управлению экономикой,...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconСистемно деятельностный подход в обучении
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconА. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconРоберт Столороу, Бернард Брандшафт, Джордж Атвуд Клинический психоанализ....
...

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconА. П. Давыдов Трудный путь к себе другому
Размышления о литературном герое и сущности социальной литературы по прочтении рассказа О. Марк «Зажигалка»1

Сандомирский Марк Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход iconТема: Специфика работы детского практического психолога в доу (психокоррекция)
Приоритетные направления деятельности детского практического психолога в доу

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции