Скачать 6.67 Mb.
|
Джеррольд С. Гринберг Управление стрессом 7-е издание Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова Гринберг Дж. Г85 Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). Известно, что борьба со стрессом и его профилактика крайне сложны и нередко оказываются низкоэффективными. В предлагаемой книге рассматриваются физические, психологические, социологические и духовные аспекты стресса. В ней содержатся последние научные и статистические данные по этой проблеме. Однако, автору удалось в ткань научного повествования органично включить в качестве примеров анекдоты, шутки и случаи из жизни, что не снижает несомненных достоинств издания, а лишь способствует привлечению внимания читателей не имеющих специальной подготовки в области психологии и физиологии. Рассматриваются такие важные темы, как стресс и обучение в вузе, стресс и профессия, стресс в семье, стресс и пожилые люди, многообразие видов стресса. Представлены также методы оценки и измерения различных проявлений стресса, методики совладания со стрессом, релаксационные упражнения и т. д. В этой книге, написанной доступным языком и выдержавшей семь изданий, каждый найдет для себя интересную и полезную информацию — и специалист, и просто любознательный. Оглавление Предисловие....................................................15 Что нового в этом издании?.....................................15 Для педагогов.................................................17 Структура книги..............................................17 Благодарности................................................18 Часть I. Научные открытия Глава 1. Что такое стресс?....................................20 Пионеры .......................................................21 Стрессор .......................................................26 Стрессовая реактивность..........................................27 Определение стресса.............................................29 Цели управления стрессом........................................31 Как использовать эту книгу.......................................32 Ваш персональный стрессовый профиль..........................32 Стресс-портфолио.............................................33 Блоки «Позаботьтесь о своем окружении».........................33 Выводы ........................................................36 Глава 2. Психофизиология стресса..............................40 Мозг...........................................................40 Эндокринная система ............................................43 Автономная нервная система......................................46 Сердечно-сосудистая система......................................49 Пищеварительная система ........................................51 Мускулатура....................................................53 Кожа ..........................................................54 Симптомы, стресс и вы...........................................55 Выводы ........................................................57 Глава 3. Стресс и болезни....................................59 Гиперреактивность...............................................59 Психосоматические болезни.......................................59 Стресс и иммунная система........................................61 Стресс и уровень холестерина в сыворотке крови.....................63 Конкретные заболевания..........................................64 Артериальная гипертензия......................................64 Ишемический инсульт.........................................66 Ишемическая болезнь сердца....................................66 Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки............69 Мигренозные головные боли....................................70 Головные боли как результат напряжения.........................72 Рак..............................,............................72 Аллергии, астма и сенная лихорадка..............................74 Ревматоидный артрит..........................................74 Боли в спине.................................................75 Височно-нижнечелюстной синдром...............................76 Посттравматическое стрессовое расстройство.........................77 Стресс и другие расстройства......................................79 Выводы.........................................................80 Часть II. Жизненные ситуации и изменение восприятия Глава 4. Изменение восприятия................................88 Модель стресса..................................................89 Установление барьера............................................91 Комплексное управление стрессом...............................92 Модель положительного стресса....................................93 Владение собой. Как установить контроль над ситуацией...............94 Принятие на себя обязательства....................................98 Выводы........................................................100 Глава 5. Вмешательство в жизненные ситуации: внутриличностный аспект..................................102 Устранение лишних стрессоров...................................103 Питание и стресс................................................105 Шум и стресс...................................................114 Жизненные события и стресс.....................................116 Бытовые проблемы и хронический стресс...........................122 Анализ успеха..................................................122 Шкала бытовых затруднений.....................................125 Выводы........................................................128 Глава 6. Вмешательства в жизненные ситуации: межличностный аспект ... 132 Защита своих прав..............................................132 Невербальная настойчивость .....................................136 Вербальная настойчивость........................................136 Разрешение конфликта..........................................138 Общение......................................................143 Невербальная коммуникация...................................143 Вербальная коммуникация.....................................143 Управление временем...........................................145 Оценка того, как вы проводите время ...........................146 Установление целей..........................................147 Определение приоритетов.....................................147 Составление расписания ......................................148 Максимальное увеличение доходов.............................148 Умение сказать «нет».........................................148 Поручение дел исполнителям..................................149 Оценка ситуации сразу........................................149 Обращение с циркулярными документами.......................149 Ограничение перерывов во времени.............................149 Инвестирование времени......................................149 Сеть социальной поддержки......................................150 Выводы .......................................................155 Глава 7. Регуляция восприятия................................158 Избирательное осознание........................................158 Давайте «нюхать розы»..........................................160 Целостное и избирательное осознавание............................162 Благодарное отношение..........................................164 Юмор и стресс .................................................165 Поведенческий тип А ...........................................166 Самооценка....................................................171 Локус контроля.................................................174 Управление тревожностью.......................................178 Экзаменационная тревожность.................................179 Тревожность как черта личности и как состояние.................180 Техники совладания с тревожностью............................180 Решительность.................................................185 Выводы .......................................................186 Глава 8. Духовность и стресс.................................193 Духовное здоровье..............................................193 Религия и духовность ...........................................194 Духовность и здоровье...........................................195 Как духовность и религиозность влияют на здоровье.................196 Теория контроля.............................................196 Теория социальной поддержки.................................197 Теория плацебо..............................................197 Прощение и здоровье............................................198 Добровольная помощь как духовная деятельность, полезная для здоровья........................................199 Несколько заключительных мыслей о духовности, здоровье и психологии стресса ,................................200 Выводы .......................................................202 Часть III. Основные приложения.Техники релаксации Медицинские показания.........................................208 Попытки практического применения релаксационных техник..........208 Глава 9. Медитация........................................210 Что такое медитация?............................................210 Типы медитации................................................211 Польза медитации...............................................212 Физиологические эффекты....................................213 Психологические эффекты.....................................214 Как медитировать...............................................214 Время для медитации............................................217 Оценочная шкала для медитации...............................217 Выводы.......................................................218 Глава 10. Аутогенная тренировка и визуализация..................222 Что такое аутогенная тренировка?.................................222 Польза аутогенной тренировки....................................223 Физиологические эффекты....................................224 Психологические эффекты.....................................224 Как заниматься аутогенной тренировкой............................224 Предварительные замечания...................................225 Положение тела..............................................225 Шесть начальных стадий, аутогенной тренировки..................226 Визуализация ...............................................227 Практическое задание по аутогенной тренировке....................228 Оценочная шкала релаксационной техники.........................231 Выводы.......................................................232 Глава 11. Прогрессивная релаксация............................236 Зажимы.......................................................237 Что такое прогрессивная релаксация?..............................237 Преимущества прогрессивной релаксации..........................238 Физиологические эффекты....................................238 Психологические эффекты ....................................239 Как заниматься прогрессивной релаксацией.........................239 Как определить, что вы напряжены.............................239 Требования..................................................240 Положение тела..............................................240 Упражнения.................................................241 Несколько маленьких упражнений..............................245 Оценочная шкала прогрессивной релаксации........................246 Выводы........................................................247 Глава 12. Биологическая обратная связь и другие релаксационные техники..................................250 Что такое биологическая обратная связь?...........................250 Преимущества биологической обратной связи.......................251 Физиологические эффекты....................................252 Психологические эффекты.....................................253 Как расслабляться, используя биологическую обратную связь..........254 Как подготовиться к занятию биологической обратной связью.........255 Другие релаксационные техники..................................255 Диафрагмальное дыхание......................................255 Сканирование тела...........................................256 Массаж и акупрессура........................................256 Йога и растяжка..............................................258 Повторение молитвы..........................................258 Рефлекс успокоения..........................................258 Мгновенное успокоение.......................................259 Осознавание.................................................259 Музыка и релаксация.........................................260 Тай-цзы ....................................................261 Выводы .......................................................262 Часть IV. Основные приложения.Влияние на поведение и физиологическое возбуждение Глава 13. Влияние на физиологическое возбуждение: физические упражнения...................................270 Физические упражнения и здоровье...............................272 Аэробика и анаэробика........................................272 Физическое здоровье.........................................272 Психологическое здоровье.....................................276 Как правильно заниматься физкультурой...........................277 Принципы выполнения упражнений...............................279 Интенсивность, частота, продолжительность......................279 Оценка состояния сердечной и легочной деятельности................280 Начало занятий.................................................280 Как заниматься..............................................281 Соревнование и удовольствие..................................282 Выбор программы упражнений....................................283 Плавание....................................................283 Прыжки через скакалку.......................................284 Езда на велосипеде...........................................285 Ходьба......................................................285 Пробежка...................................................286 Аэробика ................................................... 288 Облегченная аэробика.........................................288 Растяжка....................................................289 Весовые тренировки..........................................289 Физические упражнения: не бросайте их!...........................290 Выводы.......................................................290 Глава 14. Стратегии борьбы с поведением, наносящим вред здоровью..............................................294 Стресс и стиль жизни............................................294 Здоровое поведение.............................................295 Ваши результаты.............................................297 Интерпретация результатов....................................298 Избранные поведенческие установки...............................298 Препятствия для действий.......................................299 Локус контроля.................................................301 Баллы по шкалам локуса контроля .............................301 Методы борьбы с поведением, наносящим вред здоровью.............303 Самонаблюдение.............................................304 Подстройка..................................................304 Материальное подкрепление...................................305 Социальное подкрепление.....................................305 Контракт с самим собой.......................................306 Контракт со значимым другим.................................306 Формирование...............................................307 Напоминание................................................308 Группы самопомощи..........................................308 Профессиональная помощь....................................308 Применение техник изменения поведения..........................308 Пример: занятия физкультурой.................................308 Выводы .......................................................310 Глава 15. Разнообразие групп населения и стресс..................313 Определение «меньшинства»......................................314 Позитивные аспекты статуса меньшинства..........................315 Введение в проблемы, с которыми сталкиваются члены меньшинств . 316 Стрессоры, воздействующие на представителей меньшинств........316 Состояние здоровья.............................................319 Смертность младенцев........................................320 Предположительная продолжительность жизни...................320 Потенциальная потеря продолжительности жизни.................320 Высокое артериальное давление................................321 Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)...............322 Рак ........................................................322 Психическое здоровье.........................................323 Бедность и уровень образования ..................................323 Семейная жизнь................................................325 Бездомность.................................................325 Состав семьи................................................326 Возраст и инвалидность..........................................327 Старики .................................................... 327 Инвалиды............:......................................327 Выводы .......................................................328 |
Агрессия Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
Когнитивная психология С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
||
Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования... Яньшин П. В. Я67 Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – Спб : Питер, 2004. – 336 с: ил. – (Серия «Практикум... |
Практикум по спортивной психологии Санкт-Петербург ... |
||
Experiencing erickson З 72 Испытание Эриксоном: Личность мастера и его работа/Пер с англ. В. В. Самойлова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. —... |
Серия Интегрированных уроков английского языка и изобразительного искусства ... |
||
Исследование игры по социализированным сюжетам (1-я серия) ... |
Моу «сош №34 с углублённым изучением художественно эстетических предметов» И встреча мастера кисти и мастера слова всегда давала зримый результат: появлялся портрет. Портрет, который увековечивал человека,... |
||
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов... |
Еникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996 Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |