Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия




Скачать 93.24 Kb.
Название Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия
Дата публикации 21.05.2014
Размер 93.24 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
УДК 159.98:7

Старовойтов Андрей Валерьевич,

к.п.н., доцент кафедры психологии,

директор Лаборатории системно-аналитической арт-терапии,

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»
СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Арт-терапия как самостоятельный метод, начала развиваться в середине 50-х гг. XX в. Предпосылками к этому служил имевший место в первой половине XX в. интерес различных направлений психологии к традиционному и «клиническому» искусству, которое начали рассматривать с точки зрения динамики развития и преодоления скрытой и проявленной психопатологии. Речь идет в первую очередь о классическом психоанализе (З. Фрейд) и аналитической психологии (К.Г. Юнг) [16; 17], а также о некоторых представителях европейской клинической психологии и психиатрии, рассматривавших творчество душевнобольных как значимый феномен культуры и часть маргинального искусства (Г. Принцхорн, А. Хилл) [1; 5; 8; 15]. Однако как средство психологического воздействия и экстернализации внутреннего – чувственного и когнитивного – опыта в контекстах психотерапии, психокоррекции и реабилитации арт-терапия оформилась в 50-е – 60-е гг. прошлого столетия [3].

Методологические основания подхода связаны с идеями М. Наумбург и И. Чампернон. М. Наумбург отмечала, что в ходе арт-терапевтического процесса происходит символическое выражение, возникающих в бессознательном влечений, страхов, конфликтов, фантазий, образов сновидений и воспоминаний детства; происходит выражение символических аналогов Я через их репрезентацию в виде художественных образов. И. Чампернон считала, что внутренние образы, имеющие психосоциальную и телесную природу, выполняют важную психодинамическую функцию, поскольку обеспечивают связь субъекта как с внешним миром, так и контакт с собственным внутренним миром [3].

Примерно в одно и тоже время в арт-терапии наметились два вектора развития. Их тенденции условно можно связать с аналитической направленности метода и экспрессивной [2; 6; 7; 9; 10]. Различия между ними касаются ряда акцентов. В том, что можно обозначить как аналитическая арт-терапия на первое место выносятся терапевтические цели, связанные с исследованием и осознанием репрезентированных содержаний внутреннего мира. Основным терапевтическим механизмом в этом случае, как и в психоаналитической терапии, выступает исследование и проработка трансферентной динамики.

Другая тенденция касается оценки творчества и художественной деятельности как целительных по своей собственной природе. Акцент делается на качествах экспрессии, степени выразительности процесса, в течение которого возникает возможность актуализировать и заново пережить внутренний конфликт. Терапевтическое искусство выступает средством обогащения субъективного опыта; арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала. В качестве основных терапевтических механизмов обозначаются процессы сублимации и трансформация.

Заостряя характер этих двух тенденций отметим, что в первом случае происходит актуализаия рефлексивного процесса, а во втором – процесса спонтанного творчества и самовыражения. Собственно экспрессивная арт-терапия предполагает скорее соучастие, эмпатию в процессе творчества, нежели последующий его анализ. Закономерно, что последнее направление связано в большей мере с гуманистическими тенденциями в психотерапии.

Наиболее ярким представителем экспрессивного направления в арт-терапии выступает Н. Роджерс и ее последователи. Данный метод обозначается как человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств, или интермодальная экспрессивная арт-терапия.

Дальнейшее развитие методов арт-терапии следует рассматривать в контексте общих стратегий трансформации взглядов на природу и динамику психики, и, соответственно, подходов к терапевтическому взаимодействию с психосоциальной функциональностью человека [11]. Данные взгляды в частности касаются рассмотрения человека и его окружения в контексте системной динамики. Самого человека, его психическую, соматическую и социальную активность следует рассматривать как особый вид и способ системной организации элементов и их функций [4; 14].

В арт-терапии принципы системности задают некоторый новый тон в рассмотрении механизмов и результатов художественного творчества [12]. Исходной методологической предпосылкой следует признать идею множественности в структурной организации и психической динамике человека. Множественность предполагает с одной стороны потенциально более низкую степень упорядоченности элементов, но с точки зрения теории систем можно говорить о том, что любая множественность стремится к самоорганизации и к формированию новой степени и формы порядка.

С 2010 года нами развивается направление арт-терапии, связанное с современными исследованиями в области динамики систем различной степени сложности и общности (Г. Бейтсон, Ф. Варела, С. Гроф, П. Девис, Э. Ласло, К. Людевиг,У. Матурана, А.П. Назаретян, И. Пригожин, А. Тоффлер, К. Уилбер, С. Хокинг и др.). Данное направление психотерапевтической практики получило название системно-аналитическая арт-терапия1 (СААТ). Оно является самостоятельным методом, базирующимся на аутентичной методологической базе, которая включает в себя следующие основания: а) феноменология; б) герменевтика; г) теория систем; д) теория символа. Некоторые сравнительные характеристики экспрессивной интермодальной арт-терапии и системно-аналитической приведены в таблице 1.

Таб.1.

Интермодальная экспрессивная АТ

Системно-аналитическая АТ

множественное спонтанное проявление формы

множественное проявление содержательного источника

спонтанное движение от внешнего (форма, образ, движение) к эмоциональному внутреннему центру

а) спонтанное движение от интуитивного внутреннего центра к внешнему проявлению (к форме, образу и движению)

б) от найденной формы движение к внутреннему смысловому источнику

достижение состояния через интеграцию формы и переживания

достижение осознания через интеграцию переживания и смысла


Художественная продукция, формирующаяся в ходе СААТ, имеет системный характер, поскольку способна проецировать на себя феномены, оказывающие комплексное (интегрированное) влияние на психику и тело человека, и на те социальные системы, в которые включен субъект.

СААТ большое внимание уделяет работе с эмоциональной сферой, с совокупностью значимых переживаний и отношений, стремясь выразить их посредством символов и художественных образов. Творчество дает возможность экспериментировать с эмоциями, исследовать их и выражать через символические аналогии. Художественные техники могут быть полноценно применены на любой стадии терапии, но именно в фазовых точках: диагностикарефлексияинтеграция. Особое значение они приобретают на этапе интеграции опыта и завершения процесса – арт-методы выступают средством наглядного выражения (материализации) достигнутого эффекта и ритуальным обобщением суммы достигнутых результатов.

Символ выступает особым феноменом, формирующимися в ходе СААТ [13]. Поскольку арт-терапевтический процесс ориентирован на «внутренние», скрытые явления, часто слабо вербализуемые и смысл которых не всегда ясен, то логичнее всего попытаться обнаружить в них символическое содержание. Известно, что символ всегда выражает некий универсальный и обобщенный смысл. В арт-терапевтическом творчестве универсальное значение символа способно персонифицироваться в контексте судьбы человека. Указанное значение символического конструкта может быть использовано в арт-терапии, где анализ символов выраженных посредством художественных средств является важным звеном терапевтического процесса. Символ обладает терапевтическим значением. Трансформация символических конструктов, репрезентированных в виде психических образов во сне или в воображении, закономерно трансформирует отношения, поведение и эмоциональную реактивность. Манипуляции с символическими содержаниями могут быть использованы для коррекции как индивидуальной психической структуры и ее динамики, так и в отношении терапии системных связей, существующих внутри семьи. По направленности работа с символом может иметь два вектора:

  1. вектор экстернализации – выявление символа, его проекция во внешние, зримые и ощущаемые формы,

  2. вектор интернализации – обратное движение символа, его погружение в психическую среду, внедрение в семейное или персональное бессознательное (метод инкорпорации символа).

Из сказанного следует, что системно-аналитическая арт-терапия является интегративной стратегий реализации психотерапевтической практики. Как интегративная стратегия она объединяет в себе методологии и взгляды ряда психотерапевтических направлений, синтез которых обеспечивает возможность всестороннего понимания внутренней динамики личности и форм ее проявления в поведенческой активности.

Теоретическими источниками СААТ выступают: а) психоанализ; б) системная психотерапия; в) семейная психотерапия; г) телесно-ориентированная психотерапия; д) психодрама. Данные источники дают нам ряд методологических концептов:

  • концепт бессознательного – предполагает наличие скрытого фона любых событий и процессов, происходящих к экзистенциальном поле самоконституирования субъекта (работы Э. Гартмана, З. Фрейда, К.Г. Юнга, Ж. Лакана, М. Кляйн);

  • концепт системных связей – указывает на наличие множественных аналогий, сопредельностей и взаимовлияний как в сферах жизнедеятельности самого клиента, так и в ситуациях его контакта с психотерапевтом (работы Г. Бейтсона, У. Матураны, К. Людевига, П. Вацлавика, А.Ф. Шлиппе, Й. Швайтцера);

  • концепт семейных сценариев и трансгенерационных передач – указывает на наличие унаследованных бессознательных сценариев связанных с действиями родительских фигур (работы С. Минухина, Н. Бузормени-Надя, В. Сатир, К. Витакера, Дж. Хейли, М. Боуэна, А.Э. Шутценбергер, В. де Гольжака);

  • концепт телесности – предполагает проекцию психических процессов в тело, их соматическую аналогию (работы В. Райха, А. Лоуэна, Д. Боаделла, Л. Марчер, А.Ш. Тхостова, А.В. Ермошина, М. Мерло-Понти);

  • концепт социальных отношений – указывает на необходимость учитывания социального (коммуникативного) контекста любой личностной проблематики (работы Я. Морено, Г. Лейтц, А.Э. Шутценбергер, П. Вацлавика);

  • концепт символа – выступ аутентичным для арт-терапевтической практики конструктом, интегрированым из современной теории культуры; определяет предметное поле арт-терапевтической практики (работы Х. Кирло, К.Г. Юнга, С.С. Аверинцева, Ж. Бодрияра, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, К. Леви-Стросса).

В интегрированном виде данные концепты представлены на рисунке 1.



Рис. 1.

Данная модель, определяющая пространство и предпосылки арт-терапевтической практики, ориентирована на работу с субъектом и той системой, которая проявляет себя сквозь призму его индивидуальности. Это позволяет говорить о ряде перспектив применения СААТ как некой общедоступной практики санации индивида, его микросоциальной системы (семья), общества и культуры.
Литература:

  1. Из мира аднаво в другой. Искусство аутсайдеров: диалоги // Под ред. Р. Буксбаума, П. Штели. – К.: Сфера, 1997. – 297 с.

  2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 252 с.

  3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999. – 256 с.

  4. Людевиг К. Системная терапия: Основы клинической теории и практики. – М.: Verte, 2004. – 280 с.

  5. Маргинальное искусство // Сост. А. С. Мигунов. – М.: изд-во МГУ, 1999. – 159 с.

  6. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

  7. Старовойтов А.В. Методы индукции состояний в арт-терапии // Пространство Арт-терапии: вместе с вами. Сб. статей. – Киев, 2006. – С. 61 – 72.

  8. Старовойтов А.В. Маргинальная эстетика арт-терапии // Пространство Арт-терапии: вместе с вами. Сб. статей. – К.: Милениум, 2007. – Выпуск 1. – С. 85 – 101.

  9. Старовойтов А.В. Содержательные и процессуальные особенности арт-терапии // Тело – Сознание – Творчество: Сб. статей. – Симф.: ОАО «СГТ», 2008. – С. 9 – 13.

  10. Старовойтов А.В. Бессознательная динамика образов и возможности их анализа в психотерапии // Тело – Сознание – Творчество. Философские, психологические и экологические инновации в развитии человека. Вып. 2. − М.: ИПиП, 2009. − С. 125 – 149.

  11. Старовойтов А.В. Постнеклассическая рациональность в практике психологической помощи // Тенденции развития высшего образования в Украине: европейский вектор. Материалы международной научно-практической конференции. – Ялта: РВУЗ КГУ, 2012. – Ч. 3. – С. 109 – 112.

  12. Старовойтов А.В. Принципы системности в арт-терапии // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей. – Ялта: РИО КГУ, 2011. – Вып. 34. – Ч. 1. – С. 16 – 21.

  13. Старовойтов А.В. Манифестация символов в системно-аналитической арт-терапии // Таврический журнал психиатрии, 2012 – № 2 (59). – Т. 16. – С. 69 – 70.

  14. Шлиппе А. фон, Швайтцер Й. Учебник по системной терапии и консультированию. – М.: ИКСР, 2007. – 363 с.

  15. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб.: Наука, 1992. – 232 с.

  16. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – 414 с.

  17. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996. – 304 с.


Резюме. Рассматриваются методологические основания системно-аналитической арт-терапии как интегративного метода психологической помощи. Методологическими источниками подхода выступают психоанализ, системная психотерапия, семейная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, психодрама. Ключевые слова: системность, символ, арт-терапия, спонтанное творчество.

Резюме. Розглядаються методологічні підстави системно-аналітичної арт-терапії як інтегративного методу психологічної допомоги. Методологічними джерелами підходу виступають психоаналіз, системна психотерапія, сімейна психотерапія, тілесно-орієнтована психотерапія, психодрама. Ключові слова: системність, символ, арт-терапія, спонтанна творчість.

Summary. The methodological basis of system-analytic art-therapy as a method of integrative counseling. Methodological approach are the sources of psychoanalysis, systemic therapy, family therapy, body-oriented psychotherapy, psychodrama. Keywords: system, symbol, art-therapy, spontaneous creativity.


1 Для разработки теории и практики данного метода весной 2011 года на базе Крымского гуманитарного университета (Ялта, АР Крым) нами была организована Лаборатория системно-аналитической арт-терапии, в рамках которой проводятся исследования эффективности и методологической целесообразности метода в применении к различным сферам практической психологии и психотерапии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Александр Копытин арт-терапия жертв насилия «Психотерапия» Москва 2009 ббк 88. 5
К 65 арт-терапия жертв насилия /Сост. А. И. Копытин. М: Психоте­рапия, 2009. 144 с: ил
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Москва Издательство «Русский гуманитарный интернет-университет»
Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. (Часть вторая ) Из-во «Русский гуманитарный Интернет-университет», М., 2002....
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Российский государственный гуманитарный университет
От составителей
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Московский Гештальт Институт Гештальт-2012 Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте»
Редакционная коллегия: Денис Н. Хломов,Н. Б. Кедрова, Подготовка к печати: Денис Н. Хломов, А. О. Чечина
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Конкурс ”арт-вакацыі“ включает республиканский смотр-конкурс художественных...
Арт-вакацыі“ художественного творчества учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального...
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Московский гуманитарный университет
Печатается по решению Института гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Решение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon С учётом изменений и дополнений, принятых 12 марта 2002г., 24 апреля...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет...
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Системно деятельностный подход в обучении
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных...
Рвуз «Крымский гуманитарный университет» системно-аналитическая арт-терапия icon Оглавление серов Н. В. С 329 Светоцветовая терапия
С 329 Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация цвет -интеллект. Спб.: Речь, 2001. 256 с., илл табл
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции