Скачать 7.48 Mb.
|
СЕРИЯ «ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОТЕРАПИИ» Владимир КОЗЛОВ ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ «Психотерапия» Москва 2007 Пути духовного поиска, или освящение повседневности ББК 88.4 УДК 159.98 К 59 Козлов В. В. К 59 ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с. Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в новейшем направлении психологии. Основным предметом книги является обобщение тридцатилетнего научного поиска автором новой парадигмы психологической науки. Книга представляет интерес для психологов, философов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами психологии. Печатается по решению редакционно-издательского совета МАПН Рецензенты: Заслуженный деятель РФ, президент МАПН, доктор психологических наук, профессор В.В, Новиков Академик МАПН, доктор психологических наук, профессор В.А. Мазилов Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова ISBN 978-5-903182-26-8 © В.В. Козлов, 2007 © Издательство «Психотерапия», 2007 СОДЕРЖАНИЕ Неутомимый интегратор, или освящающий повседневность 7 Благодарности от автора 15 Манифест интегративной психологии 18 Введение 20 Глава 1. СЕМЬ ВОЛН ПСИХОЛОГИИ 27 Физиологическая психология 27 Психоанализ 29 Бихевиоризм 31 Экзистенциально-гуманистическая психология 32 Трансперсональная психология 34 Коммуникативная методология 38 Интегративная психология 38 Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА МЕТОДА 49 Общие принципы интегративной методологии 49 Принцип целостности 52 Генетический принцип 56 Принцип обусловленности 58 Принцип позитивности 60 Принцип соотнесенности 62 Принцип потенциальности 64 Принцип многомерности истины 65 Триединство метода психологии 67 Метод как способ теоретического исследования 68 Требования к теории в психологии 69 Основные отличия теорий в психологии 71
Метод как система способов и приемов эмпирического изучения 84 Метод как способ профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым) 90 3 Глава 3. СОЗНАНИЕ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД 97 Языки сознания 99 Язык ощущений 101 Язык эмоций 105 Язык образов 108 Язык символов 109 Язык знаков 111 Базовые обобщения 112 Основные эволюционные тенденции 113 Виды сознания — общие подходы 116 Пространство состояний сознания 118 Способы вхождения в ИСС 123 Гиперстимуляционные методы 125 Гипостимуляционные методы 131 Особенности вхождения в ИСС в зависимости от способа 134 Ресурсные и расширенные состояния сознания в русле интегративной психологии 138 Холотропное сознание — поиск души 156. Стадии эволюции научной школы 157 Характеристики холотропного сознания 159 Расширенные состояния сознания: основные отличия 161 Холотропное сознание и хилотропный человек: основные противоречия 164 Глава 4. ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ 171 Личность — общие определения 172 Структура идентификации личности и группы 179 Я-реальное 179 Я-материальное 179 Основные тенденции личности и группы 183 «Я» — социальное 188 «Я» — духовное 193 Соотношение основных структур 201 Личность во временном континууме 206 «Я» — потенциальное 213 Хаос и космос в личности 217 «Не-Я» 219 Поход в «Не-Я» 220 Равностность 223 Мудрость 225 Глава 5. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ 232 4 Психология и психотехника — зазор между мирами 232 Некоторые стратегические моменты 245 В поисках дхармы 254 Глава 6. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА 265 Предварительные рассуждения 265 Структура Духовного Эго 268 Основные тенденции в духовном Эго 273 Трансперсональное измерение психодуховного кризиса 277 Основные причины духовного кризиса 282 Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго 282 Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности 284 Кризисы витальности 286 Основные психоэмоциональные паттерны переживаний духовного кризиса 286 У грани 290 Основные этапы развития духовного кризиса 292 Обыденное существование 292 Зов 297 Смерть и возрождение 300 Урок 302 Интеграция 303 Роль кризиса 304 Стратегии консультирования и психотерапии при психодуховных кризисах 305 Проблемы эмпирического исследования психодуховного кризиса 307 Глава 7. ПРОБЛЕМА ИЗНАЧАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ 310 Разрыв реальности — шаманские традиции 313 Ненасытный взор 319 Духовный путь в традициях 322 Даосизм 325 Буддизм . 329 Первая Благородная истина — « Есть страдание» 329 Вторая истина о причине страдания 331 О прекращении страдания 331 Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания 332 Тантризм 338 5 Йогическая практика в индуизме 341 Традиция суфизма — путь к «великой цели» самопостижения 347 Христианство как духовный путь 351 ГРУСТЬ ПО ПРОСВЕТЛЕНИЮ 362 Глава 8. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО 380 Интерперсона 380 Интерперсона материальная 383 Интерперсона социальная 386 Интерперсона духовная 388 Интерперсональное бессознательное 389 АНИМА 391 Анима Мария 392 Анима София 397 Анима Елена 400 Анима Ева 403 АНИМУС 405 Архетип Возлюбленного 407 Архетип Мага 409 Архетип Воина 411 Архетип Царя 415 Базовые обобщения 417 МИФ РОДА 423 Трансперсона 424 Трансперсона материальная 425 Микроуровень трансперсоны материальной 425 Макроуровень трансперсоны материальной 428 Мегауровень трансперсоны материальной 434 Трансперсона социальная 437 Трансперсона духовная 440 Напутствие читателю: Психолог как духовный наставник 444 «СЛЕДЫ» 450 ЛИТЕРАТУРА .. 504 Неутомимый интегратор, или освящающий повседневность Когда вспоминаю свою первую встречу с автором этой книги, мне хочется воскликнуть — «О времена! о годы!», так как без малого тридцать лет, прошедшие с тех пор, коренным образом изменили не только мое представление о Владимире Козлове, но и, наверное, всех, кто его тогда знал... В те далекие времена в студенческой среде он слыл человеком ярким, сильным и неординарным. Студент психологического факультета, бессменный руководитель университетской дискотеки «Инсайт», хороший лыжник, великолепный танцор диско с огромной шевелюрой и бородой. Он интересовался буддизмом. Он коллекционировал иконы и хорошо разбирался в иконописи. Он был энергичен и бесшабашен. Но, пожалуй, никто даже в самых смелых фантазиях не мог помыслить, что когда-нибудь Володя Козлов будет заниматься наукой и, тем более, писать научные статьи и книги. Владимир Козлов называет свою новую книгу «Интегративная психология», что делает неизбежным сравнение. Вспоминается монография известного трансперсонального психолога Кена Уилбе-ра «Интегральная психология». В этом весь Козлов — соревноваться, так с великими... В некотором смысле — книга Козлова — его личный проект Атман. Это сравнение вполне допустимо, так как диапазон рассматриваемых проблем в новой книге Владимира Козлова чрезвычайно широк, а рассматриваемые концепции просто поражают своим широчайшим диапазоном: от архаических картографии психического до ультрасовременных, появившихся в последнее десятилетие. Отметим, что задача, поставленная и во многом решенная автором, это — на самом деле — задача фантастической сложности: проанализировать широчайший пласт идей «выработанных человечеством» по поводу того, как человек может реализовать себя наилучшим образом, исследовать возможную феноменологию человеческой активности, построить всеобъемлющую концепцию человеческой психики. Сказанного вполне достаточно, чтобы отчетливо понять: написать такую книгу — значит совершить поступок, причем достаточно дерзкий поступок. К Новому (2007) году Владимир подарил мне авторский календарь, на котором, кроме стилизованной фотографии, был написан 7 тезис: «Иметь наглость быть». Чтобы написать эту книгу — нужно иметь право. У автора настоящей книги оно есть. Писать про интегративную психологию имеет право тот, кто сам испытал, что такое интеграция, как этот процесс реализовывался в различных духовных практиках и современных психотехниках. Для меня Владимир Козлов — один из самых ярких примеров self-made man'a. Он — человек, нашедший свой индивидуальный путь и в результате радикально преобразившийся. И, что не менее важно, преобразивший предмет своего исследования — психологию. Козлов Владимир Васильевич (родился 29 ноября 1957 года) в течение 25 лет работает в психологической науке и практике. Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (г. Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е.П. Еще будучи студентом, он занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Результаты его дипломной работы по этой теме были внедрены на Вологодском подшипниковом заводе. Он окончил факультет психологии Ярославского государственного университета в 1983 году и был распределен в г. Пермь на завод аппаратуры дальней связи инженером-психологом. С 1985 по 1990 год работал в Ярославском педагогическом университете. Преподавал на кафедрах философии, общей психологии, кафедре психологии и педагогики начального обучения, а также работал на должности председателя профкома студентов института. С 1990 года работает в Ярославском государственном университете. Защитил кандидатскую диссертацию по теме расширенных состояний сознания в 1993 году, докторскую диссертацию по специальности 19.00.05 — социальная психология в 1999 году. Специализируется в области социальной психологии, социальной работы, кризисологии, психологии сознания, методологии психологии, разработал и читает лекционные курсы в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова. Владимир Козлов практикующий психолог и один из самых интенсивно работающих групп-лидеров в мире. Он провел около пятисот научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 16000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста. Наибольшей известностью пользуются две его авторские тренинговые программы — профессиональный тренинг «Инсайт» и «Духовные путе- 8 шествия». Кроме того, известно много других тренингов, которые он разработал, организовал и провел во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Немногие практические психологи могут похвастаться подобной неистощимой творческой энергией: «Анима и Анимус», «Изнанка жизни», «Возрождение», «Чарующее путешествие в «Я»», «Деньги и Духовность», «Холотропное сознание», «Танец Духа», «Персона», «Интерперсона», «Трансперсона»... (См. монографию: Психотехнологии измененных состояний сознания. 2-ое изд., испр. и. доп. — М: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 544 стр.) По впечатлениям его постоянных учеников, он не повторяет ни одного тренинга: каждое групповое занятие уникально. Наверное поэтому его занятия, несмотря на сложность текстов и практик, всегда собирают достойную аудиторию. Профессор Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов. (См.: Интегративная психология: Теория и психотехника: Метод, пособие. — Ярославль, 2004. — 120 с.) Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии, реализуемая в рамках Международной Академии Психологических наук. Большое внимание В. Козлов уделяет разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп. (См.: Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом: Уч.-метод, пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. — 640 с; Методология и методы социально-психологических исследований: Учебное пособие. — М.-СПб, 2003. — 378 с; Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Уч. пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии. 2005. —490 с; и др.) Большим вкладом Владимира Козлова в развитие современной психологии является разработка теории, методологии и практики работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации. (См.: Работа с кризисной личностью: Метод, пособие. — М.: Психотерапия, 2007. — 336 с; Создание механизма и условий для успешной социальной, профессиональной и личностной адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и в первый год по его окончанию: Уч.-метод. пособие. — Ярославль: Титул Яр, 2004; Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание 2-е, расш. и доп. — СПб: Речь, 2006. — 286 с; Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения. — М.: Слово, 2006. — 428 с; цикл сборников «Психотехнологии в социальной работе». Вып. 1-10. - Ярославль, 1995-2005; и др.) 9 За последние 15 лет Козловым В.В. выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику. (См.: Измененное состояние сознания: Системный подход: Монография. — М.: Титул, 2005. - 396 с.) Профессор Козлов В.В. уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он директор-организатор ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по психологии (г. Ярославль, собирает ежегодно около 350 участников, в том числе 90 докторов наук), инициатор, основатель и председатель ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директор ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии. Козлов В.В. является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель Международного Института интегративной психологии. В период с 1990 по 2006 год принимал активное участие в 65 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором пятидесяти Международных конференций по проблемам теории и практики психологии. Не меньшее внимание Козлов В.В. уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии. Он — главный редактор российского журнала «Человеческий Фактор: Социальный психолог» М.-Ярославль; член редколлегии и редактор журнала «Проблемы психологии и эргономики»; член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии»; основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии»; редактор цикла научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003 — 2006). Особенностью Козлова В.В. является то, что он анализирует историю культуры и духовных традиций человечества, интегрирует теорию и психотехнику традиций в пространство интегративной психологии. (См.: Духовные странствия: Три тропы. Заметки по духовной психологии (монография). — Ярославль: МАПН, Титул, 2001,. — 288 с; 10 Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние (монография). — М.: ACT, 2004. — 603 с.) Профессору Козлову принадлежит выдающаяся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 19 соискателей). Под его научным руководством защищено 60 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Он является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальности 19.00.07 и 19.00.01. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций. Главное значение профессора Козлова для развития психологии — это попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии — интегративной). Козлов В.В. посвятил огромное количество времени разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах. Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии'. |
Концепции культуры повседневности Гусев А. В Молодёжная политика как важнейший элемент повседневности: из истории формирования концепций |
Владимир Козлов Владимир Майков Трансперсональный проект: психология,... Международной Академии психологических наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им.... |
||
Книга рассчитана на взыскательного читателя. Особый интерес она представляет... Веда Славяньска. Герметическая философия в доступном изложении. Евангелие самому себе |
Литература 133 Политическая реклама как интегративная агитационно-пропагандистская технология 25 |
||
Книга выдающегося ученого, мистика и духовного учителя XX века Дж.... Беннетт. Особое значение она может иметь для практикующих латихан, так как Беннетт был выбран проводником Субуда на Запад, и именно... |
«Город Козлов — наша родина» или Прогулки с Мефистофелем Александр... Над площадью надоедливо трещал дельтаплан с прицепленным на манер павлиньего хвоста трёхцветным российским флагом, и какая-то худенькая... |
||
В настоящий момент в создании искусственного интеллекта (в первоначальном... Целью этой работы является рассмотрение алгоритмов поиска пути, провести обзор и анализ области применения, в каких целях используются... |
1 Состояние проблемы поиска и анализа текстов на естественном языке 5 Концепция объектно-ориентированного представления семантических знаний и методики анализа, поиска и пополнения базы знаний физических... |
||
Немного о пирамидах Гизе. Статья 4 Земные пути звёзд Хуфу пересекает и продолжение дороги пирамиды Хафра и пирамиды дороги Менкаура. Куда ведут эти дороги, точнее, что имитируют эти... |
1. возрастная психология как наука Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |