Скачать 2.85 Mb.
|
Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с Дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Дошкольным работникам будут интересны рекомендации по созданию благоприятной Психологической атмосферы, определению оптимального состава группы, обеспечению рациональных условий пространства и времени, а также по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учетом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, психологов, Логопедов. УДК 373 ББК 74.100.5 Ш78 Рецензент: д-р психол. наук, профессор ПА. Подымов Шорохова О.А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития). ISBN 5-89144-663-4 УДК 373 ББК 74.100.5 ISHN •> К'»I'M ЬМ-4 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии 7 Обшая характеристика сказкотерапии 7 Методические рекомендации по сказкотерапии 8 Методические приемы 8 Правила проведения сказкотерапии 13 Психологическая атмосфера занятий 13 Состав группы 14 Условия пространства и времени 14 Программа по сказкотерапии 15 Младший дошкольный возраст 15 Сказкотерапии: «Корова Буренка» 15 Сказкотерапии: «Кот Васька» 21 Сказкотерапии: «Добрая темнота» 27 Сказкотерапии: «Цыпленок-хвастунишка» 33 Сказкотерапии: «Ласковый цветок и сердитые тучки» 39 Средний дошкольный возраст 45 Сказкотерапии: «Цветок-лепесток» 45 Сказкотерапии: «Жадный великан» 52 Сказкотерапии: «Каприза» 58 Сказкотерапии: «Снежинка-пушинка» 64 Старший дошкольный возраст 70 Сказкотерапии: «Зайка-зазнайка» 70 Сказкотерапии: «Волшебные слова» 76 Сказкотерапии: «Непослушный Ваня» 82 Сказкотерапии: «Малыш-трусиш» 89 Сказкотерапии: «Страна солнца» 95 Сказкотерапии: «Кривляки» 101 Сказкотерапии: «Злой принц» 108 Сказкотерапии: «Доброе превращение» 115 Развитие связной монологической речи старшего дошкольника на занятиях 122 Основные направления работы 122 Методические рекомендации 125 Программа по развитию связной монологической речи старших дошкольников 129 Этап 1. Знакомство с жанровыми особенностями сказок, малыми формами. Тема «Лиса и козел» 129 Занятие 1. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел» 129 Занятие 2. Пересказывание сказки «Лиса и козел» 131 Занятие 3. Рассказывание сказки СВ. Михалкова «Упрямый козленок» 134 Занятие 4. Придумывание загадок о литературном герое (козле из сказки «Лиса и козел» и козлике из сказки СВ. Михалкова «Упрямый козленок») 137 Занятие 5. Ифа-драматизация русской народной сказки «Лиса и козел» (с режиссерскими дополнениями диалогов персонажей) 141 Занятие 6. Коллективное рассказывание сказки по серии сюжетных картин «Друзья» 143 Занятие 7. Сочинение частушек 147 Занятие 8. Придумывание небылиц, игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козел» 150 Этап 2. Соотнесение темы и названия литературных произведений. Тема «Лень и труд» 153 Занятие 9. Рассказывание украинской народной сказки «Колосок» 153 Занятие 10. Пересказывание украинской народной сказки «Колосок» 155 Занятие 11. Игра-драматизация украинской народной сказки «Колосок» (с режиссерскими дополнениями образных характеристик персонажей) 158 Занятие 12. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин «Ленивая Галина и трудолюбивая Марина» 160 Занятие 13. Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (рассказывание, просмотр мультипликационного фильма) 165 Занятие 14. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица), составление частушек 167 Занятие 15. Ознакомление с новым жанром — басней. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» 170 Занятие 16. Придумывание небылиц, играфантазирование по украинской народной сказке «Колосок» (сказка «наизнанку»: мышата трудолюбивые, петушок ленивый) 172 Этап 3. Ознакомление с приемами создания сказок. Тема «Фантазеры» 174 Занятие 17. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» 174 Занятие 18. Пересказывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с опорой на воображаемый план) 176 Занятие 19. Ифа-драматизация русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» (с режиссерскими дополнениями о разных характеристиках персонажей) 179 Занятие 20. Составление рассказов по пословице «По работе и нафада» (в ситуации письменной речи, «распутывание» небылиц) 181 Занятие 21. Знакомство с волшебной русской народной сказкой «По щучьему веленью» (прием тройственности, повторы, волшебные превращения) 183 Занятие 22. Коллективное составление юмористической сказки по серии сюжетных картин «Волк на рыбалке», сравнение со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» 184 Занятие 23. Чтение сказки Дж. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» 189 Занятие 24. Ифа-фантазированис (показ плоскостного теафа), придумывание сказки «Хитрая лиса». «Салат» из сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Лиса и козел» 190 Занятие 25. Рассказывание мордовской сказки «Как собака друга искала» 192 Занятие 26. Пересказывание сказки «Как собака друга искала» 193 Занятие 27. Показ плоскостного театра по мордовской сказке «Как собака друга искала» 195 Занятие 28. Составление рассказа «У меня пропал щенок» 196 Занятие 29. Чтение басни Л.Н. Толстого «Собака и ее тень» 198 Итоговый этап 199 Занятие 30. Придумывание сказки «Машенька и щенок» 199 Список использованной и рекомендуемой литературы 202 Введение В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству). Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям. По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данного пособия, игры и занятия кото рого основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно. Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчужде-ны от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество. Проведенный нами хронометраж традиционной структуры занятия показывает, что большая часть (2/3) последнего затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Недостаточно времени остается на пересказ детьми сказки. Отсутствие системы работы не дает возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность в виду ограниченного времени на занятии, отводимого на пересказ сказки. Так, у детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном, ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к пересказыванию, закрепляет опыт механического подражания литературному образцу, не развивает самостоятельность, творческую активность. Как показало исследование, дети 6 лет, пересказывая такие короткие и знакомые сказки для младшего дошкольного возраста, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений. Пересказ сказки «Лиса и петух», адресованной старшему дошкольному возрасту, вызывает еще более серьезные затруднения у детей. Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей (начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания. В пересказах сохраняется дословное повторение целых фраз, предложений из сказки, встречаются однотипные средства связи: например, частое употребление формально-сочинительной (союзы «и», «а», наречие «потом»), что нарушает связность изложения. Как правило, дети заменяют распространенные предложения на ряд двуслоеных. В процессе изменения возрастает число слов, нарушающих связность изложения («вот», «ну», «это», «там»). Паузы нерешительности заполняются вокальными образованиями («м-м-м», «э-э-э»); пропускается подлежащее. Так, при передаче слов автора, ребенок не указывает, кому адресована реплика: «Иговорит: "Пошли к нам в гости, у нас там новоселье"». «И говорит: "Нет, я бы..."». Допускаются неточности словоупотребления: «Заря стала наниматься», «Стало сееркаться», «Пошли куда (глаза) глядят». Дети неверно описывают характер движений персонажей: «зашла в дупло» (о лисе), «залез на дерево» (о петухе), «забросилась туда» (о собаке). Нередко повторяются одни и те же слова. Сказка воспроизводится в замедленном темпе. В изложении часто встречаются текстовые повторы, свидетельствующие о затруднениях в планировании высказывания: «Им было, им было скучно там жить», «Ты мой красивый, ты мой красивый, ты мой этот...», «Только, только, только без друтга мне нельзя идти». Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативное™, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно отражаются на развитии такой характеристики личности, как креативность. Предлагаемая программа включает два раздела работы по развитию языковой личности дошкольника: игровую сказкотсрапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Приведенные в пособии методические рекомендации по каждому разделу позволяют специалистам (психологам, воспитателям, к мопедам) предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров). Произведения для сказкотерапии написали воспитатели, методисты ДОУ № 136, 162 г. Твери — участники проблемных курсов, организованных автором при Тверском областном институте усовершенствования учителей. Публикуемая программа по развитию личности и речи дошкольника разработана с учетом:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Представленная в пособии программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки. |
Тема: Развитие связной речи посредством экологического воспитания Учитывая рекомендации фгт и фгос по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить... |
Конспект занятия на тему: «У язычка в гостях» Цели: Закреплять правильное произношение звука III в словах, предложениях и связной речи. Закрепить выработанные артикуляционные... |
||
1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия... Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи |
Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида |
||
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для... Особенности использования моделирования в непосредственно образовательной коммуникативной деятельности |
Уроки 31, 32. Тема : Развитие связной речи. Противопоставление жизненного... Делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать... |
||
На конкурс (согласно форме) во всех номинациях В 2014 году Конкурс проводится по следующим номинациям: «Читаем сказку», «Сочиняем сказку», «Рисуем сказку» |
Перспективное планирование нод: Чтение художественной литературы.... Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребитского «Осень» |
||
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников Актуальность. Слаженная и ловкая работа пальцев рук детей способствует развитию интеллекта и речи ребенка, влияет на степень подготовленности... |
Урок №63. Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу... Тема : Развитие связной речи учащихся. Сочинение по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |