Тема опыта




НазваниеТема опыта
страница1/4
Дата публикации16.05.2014
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОБРЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Тема опыта

« Формирование коммуникативной компетентности детей в период адаптации при переходе в среднее звено через тренинговые занятия»



Выполнил: педагог-психолог

Второй квалификационной категории

КОВАЛЬЧУК Л.Н.

стаж работы- 6 лет

2012г.
1.Условия возникновения опыта.
Данный опыт проводился на базе Муниципального Казенного Общеобразовательного Учреждения Добрятинской средней общеобразовательной школы педагогом-психологом с учащимися пятого класса, которые испытывают трудности в обучении и общении со сверстниками, учителями в период адаптации к обучению в школе при переходе в среднее звено

При переходе в среднее звено есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5 класса подвержены дезадаптации: дети становятся невнимательными , безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними. Меня заинтересовала тема подросткового возраста, а именно в период адаптации при переходе в среднее звено. Важным условием возникновения опыта стали следующие вопросы: «Какой он, младший подросток?», «Что мы знаем о нем?», « Каков его внутренний мир?».

С 2006года начала работать педагогом-психологом в МКОУ Добрятинской сош. В начале и конце каждого учебного года у учащихся 5 класса провожу диагностику на определение уровня тревожности у учеников , и как показал опыт в дальнейшем, у многих детей уровень тревожности на начало учебного года был высоким или повышенным. Меня заинтересовал данный вопрос, и я решила, что если проводить занятия в начале учебного года по снятию тревожности, то ребята лучше адаптируются к новым условиям обучения. Два года работала по программе

« Первый раз в пятый класс» (Е.Г. Коблик). И как показала практика, уровень тревожности снижался.

Но меня всегда беспокоил такой вопрос «А как общаются дети между собой», « Насколько у них развита коммуникативная компетентность».

Следующим этапом, более действенным, стало проведение тренинговых занятий по программе «Навстречу», на которых успешней усваивались и отрабатывались навыки взаимодействия детей друг с другом. Такие занятия проводятся для детей, которые испытывают затруднения в общении в младшем школьном возрасте.
2. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность данной темы состоит в том, что моя работа с учениками оканчивающими начальную школу, в соответствии с положением о Службе практической психологии в Муниципальном Казенном Общеобразовательном Учреждении Добрятинской средней общеобразовательной школе, направлена на создание благоприятных условий для успешной адаптации, установлений норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы, на повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению. В пятом классе меняется социально-педагогическая ситуация развития ребенка: он включается в новую систему отношений и общения, со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В условиях подросткового периода молодые люди чрезвычайно ранимы, неуверенны. Это состояние порождает чувство собственной неполноценности, смятение, расстройство, нервное возбуждение, страхи и переживания, конфликты с окружающими и в конечном итоге, сильный стресс. Кроме того, стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации организма к повышающимся стрессовым нагрузкам.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика таких как, «уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания. сотрудничать для достижения общих результатов». Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.( п. 7 - ФГОС основного общего содержания второго поколения, М.: «Просвещение» 2011г.)

И, как мне кажется, именно в период младшего подросткового возраста с помощью коммуникативных тренинговых занятий возможно развитие коммуникативной культуры у детей, овладение навыками эффективного общения, корректировка своего поведения. Ведь немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.

3. Теоретическая база опыта.

Большое внимание психологическим особенностям 10-12 летних детей уделено в зарубежной психологии ( Ж. Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон). С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину – интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А.Цукерман, показали, что явления дезадаптации при переходе в среднюю школу связаны у учащихся не с психофизиологическими факторами, а с социально- психологическими( например, тип школьного обучения). И для грамотного планирования профилактической работы необходимо опираться на сильные стороны ученика, предоставленные в основных психологических новообразованиях. А такими новообразованиями являются: произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование; осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии. Центральное и важнейшее, по мнению целого ряда авторов, психологическое новообразование- это так называемое « чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем:

  1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.

  2. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам.

  3. Новая личностная позиция по отношению к сверстникам.

Ключевыми понятиями данного опыта являются: компетентность, коммуникативная компетентность, адаптация и дезадаптация в период младшего подросткового возраста, а именно пятиклассников при переходе в среднее звено, тренинги коммуникации. За время работы над данной темой мной было изучено большое количество методической и периодической литературы, из которой я выяснила, что коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей .

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Пути его становления кратко описывает И.А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования». Проанализировав исследования основоположников и разработчиков компетентностного подхода (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой и др.), автор выделяет в его развитии три этапа:

1) Для первого этапа (1960-1970 гг.) характерно введение в научный аппарат категорий «компетенция» и «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс), а также создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

2) На втором этапе (1970-1990 гг.) отмечается активное использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно не родному), а также при анализе профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В этот период разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции» и «социальная компетентность», Дж.Равен определяет понятие компетентности как специфической способности, необходимой для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия . К этому же этапу относится и начало активного участия российских ученых (Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской и др.) в разработке теории компетентности, в конкретизации теории применительно к определенным профессиям. В частности, в 1990 г. вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности», включающее 5 элементов (видов компетентности):

1. Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

3) Наконец, начало третьего этапа в исследовании компетентности как научной категории в России связывается с выходом в свет работ А.К. Марковой (1993, 1996), где профессиональная компетентность всесторонне и целенаправленно рассматривается с позиций психологии труда.

В этот же период Л.М. Митина, развивая идеи Л.А. Петровской и акцентируя внимание на социально-психологическом и коммуникативном аспектах компетентности учителя, в понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности (саморазвитии) личности» и выделяет две подструктуры профессиональной компетентности: деятельностную и коммуникативную

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В глоссарии ФГОС коммуникативная компетентность определяется как
« умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).» Исследованием коммуникативной компетентности занимались Жуков Ю.М., Муравьева О.И., Рогожникова С.М., Макаровская И.В., Колмогорова Н.С., Капустина Е.А. и др

Под адаптацией принято понимать- « приспособление к новым условиям существования с одной стороны, и стремление к постоянству его внутренней среды – с другой» ( из глоссария ФГОС). Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся-  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднее звено одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

"Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984).

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации,

учебных умений и навыков.

2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).

3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).

4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Коммуникативная адаптация- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Коммуникативный тренинг -  овладение искусством свободного межличностного и делового общения,  умение общаться и взаимодействовать в любой среде.

  1. Ведущая педагогическая идея


Разработка тренинговых занятий для снижения тревожности у детей младшего школьного возраста и формирования коммуникативной компетентности в период адаптации.

Моё педагогическое кредо – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Думаю, что иду в ногу со временем, так как к этому призывают современные документы развития российского образования.

Согласно «Закону об образовании», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости в специально организованных тренингах.


  1. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в организации тренинговых занятий по формированию коммуникативных компетенций с помощью ролевых игр, дискуссий, рисуночной арт-терапии, метафорических историй и притч.

  1. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть рекомендован и использован в работе педагогами- психологами ОУ учреждений.

Программа занятий доступна для использования педагогами и классными руководителями, владеющими психологическими знаниями и имеющими опыт работы с пятиклассниками.



  1. Технология опыта.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема опыта iconИнформационная карта инновационного опыта заявителя
Тема инновации (формулировка названия новвоведения (инновации), наиболее точно описывающая представляемый инновационный управленческий...

Тема опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...

Тема опыта iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...

Тема опыта iconИсследование и обобщение современного пед опыта
Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс...

Тема опыта iconПлан мероприятий учреждения образования
Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования...

Тема опыта iconОпыта «Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Буратино» г. Охи просит внести в муниципальный «Банк педагогического...

Тема опыта iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...

Тема опыта iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...

Тема опыта iconНиколай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...

Тема опыта iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции