И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним




Скачать 78.46 Kb.
НазваниеИ. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним
Дата публикации16.05.2014
Размер78.46 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
И.Л. Балымов

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИНТЕРНЕТЕ И ОБЩЕНИИ С НИМ

Работа представлена кафедрой психологической помощи РГПУ им.А.И.Герцена. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е.П. Кораблина
В статье описываются результаты исследования представлений студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении с ним, анализируются различия в представлениях, связанные с полом, возрастом, специальностью, опытом использования Интернета и общения в нем.

The article presents some results of students` ideas about Internet, Interlocutor in Internet and communication with him. The presented article gives analisis of different connected with sex, age, speciality, and expirience of internet use and communication.
Виртуальное коммуникационное пространство Интернета обладает рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в нем. К основным таким особенностям относятся: анонимность, специфичность выразительных средств, изменения в пространстве и времени и др. [2, 3]. В частности, эти факторы сказываются на особенностях взаимодействия людей в Интернете.

Учитывая хорошо известную в социологии знания и психологии социального познания зависимость поведения человека в конкретной ситуации от того, как он эту ситуацию определяет, мы полагаем, что важнейшим направлением психологических исследований Интернета является изучение представлений различных субъектов о виртуальной коммуникационной среде Интернета и поведении личности в ней.

В 2006 году нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление представлений студентов об Интернете, особенностях общения в Интернете и особенностях собеседника в Интернете.

Объектом исследования выступили студенты 3 и 5 курсов, обучающиеся на математических и гуманитарных специальностях. В исследовании приняли участие 467 человек из разных городов в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве метода сбора данных было использовано анкетирование.

Первичный анализ данных показал, что Интернет представляют как информационную среду 66,3%, коммуникационную среду – 26,1%, рекреационную среду – 12,8% и как деловую среду – 1,7% респондентов.

Большинство респондентов (76%) полагает, что собеседник в Интернете отличается от собеседника в обычном общении, меньшая часть (17%) считает, что не отличается. Анализируя характер отличий собеседника, можно сделать следующие выводы: 25,9% респондентов полагают, что общение в Интернете предоставляет личности определенные возможности, связанные с анонимностью, свободой, раскрепощенностью, легкостью установления контакта с собеседником из любой части света и т.д.. 28,6% респондентов указывают на ограничения такого общения, связанные в основном с бедностью выразительных средств, техническими особенностями канала связи. Мнения еще 9% респондентов можно определить как «несимметричность возможностей»1. 17,6% респондентов указывают на возможность лжи со стороны собеседника, которую в условиях общения в Интернете невозможно проверить, 15% отмечают его раскрепощенность и раскованность, 9,8% - открытость и искренность. На анонимность собеседника указывают 18,7% респондентов. Недостаток визуальных стимулов отмечает 24,3% респондентов; недостаток аудиальных и кинестетических – лишь 2,6%.

Представления студентов об особенностях восприятия другого в Интернете отражены в Таблице 1. Необходимо отметить, что варианты, представленные в данной таблице, не являются взаимоисключающими. Наоборот, большинство из них имеют общую основу – отсутствие визуального контакта с собеседником.

Таблица 1.

Восприятие и понимание при общении в Интернете.

Нельзя видеть внешности собеседника (глаз, лица и т.д.)

17,3%

Нельзя слышать голоса или дотрагиваться или чувствовать запах

3,2%

Нельзя понять намерений собеседника, насколько он искренен

16,7%

Нельзя понять чувств собеседника

3,1%

Нельзя видеть выражения эмоций

7,2%

Собеседник может лучше передать свои мысли

1,8%

Нельзя видеть поведения и реакций

5,1%

Восприятие не отличается

1,4%

Нельзя понять внутренний мир собеседника

4,6%

Не видно отношения собеседника ко мне

0,4%


Очень маленькое количество респондентов (4,6%) считает, что личность может лучше самореализоваться, общаясь в Интернете, большинство полагает, что для этого лучше подходит обычное общение (47,6%) и что проявить свою индивидуальность человек может как в обычном общении, так и в Интернете (42,8%).

Мнения о влиянии общения в Интернете на человека распределились следующим образом: влияет положительно – 27,3%, влияет отрицательно – 15,6%, не влияет – 29,9%, «на всех по-разному» (16,9%) и «не знаю» (4,5%).

Таким образом, Интернет осмысливается студентами в терминах информационного и коммуникационного пространства, общение с другими людьми в котором обладает рядом специфических особенностей и в силу этого способно так или иначе сказываться на личности общающегося человека. Во-первых, сам человек, общающийся в Интернете, действует и воспринимается иначе, чем в обычном общении, во-вторых, длительное общение в специфических условиях Интернета преобразует, меняет личность общающегося.

Далее мы попытались выявить различия в представлениях, связанные с различными характеристиками студентов, такими как пол, возраст, специальность, опыт и цели использования Интернета и т.д. В качестве статистического критерия использовался коэффициент ассоциации по Пирсону (для дихотомических переменных) - χ² -Пирсона [3]. В качестве статистически значимых связей принимались зависимости на уровне значимости 0,05 и более.

  1. Представления студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении в нем зависят от пола, возраста, специальности, опыта использования Интернета, в том числе для общения. Наибольшее количество отличий в представлениях связано с опытом использования Интернета для общения, а наименьшее – с полом респондентов. В целом, представления об особенностях общения в Интернете студентов, не имеющих опыта использования Интернета, носят более стереотипный характер, они чаще высказывают крайние мнения. Студенты гуманитарных специальностей чаще, чем студенты математических специальностей указывают, что собеседник в Интернете тем или иным образом отличается от собеседника в обычном общении, а также чаще отмечают возможности общения в Интернете и в то же время - трудности в восприятии и передаче эмоциональных состояний при общении в Интернете. Студенты математических специальностей чаще указывают на информационные аспекты Интернет-пространства и чаще считают, что общение в Интернете не оказывает на личность никакого влияния. Студенты, имеющие опыт общения в Интернете, чаще выделяют коммукникационные и деловые аспекты Интернет-пространства, чаще полагают, что общение в Интернете по-разному влияет на людей в зависимости от их личностных особенностей и особенностей поведения. Студенты, не имеющие опыта общения в Интернете, чаще указывают на ограничения такого общения и на сложности в выражении и восприятии эмоций.

  2. Среди студентов, имеющих опыт использования Интернета, выявлены различия в представлениях о собеседнике в Интернете и общении с ним, связанные с интенсивностью общения, целями использования Интернета, видом и количеством ресурсов, используемых для общения. В частности, использование для общения 2-3 ресурсов положительно коррелирует с указанием на информационные аспекты Интернет-пространства, а использование четырех и более ресурсов – отрицательно. Выявлена отрицательная корреляционная связь между указанием на анонимность собеседника с одной стороны и интенсивностью общения в Интернете и использованием для общения ICQ – с другой. Содержательно это можно интерпретировать следующим образом: студенты, интенсивно общающиеся в Интернете, чаще используют для общения ICQ, чем те, кто общается мало. Отрицательную связь между частотой общения и использованием для общения ICQ с одной стороны и указанием на анонимность собеседника – с другой можно объяснить тем, что в соответствии с принятыми в Интернете нормами, ICQ обычно используется для общения с достаточно хорошо знакомыми людьми. Обмен номерами ICQ представляет собой своего рода жест доверия между собеседниками. Что касается частоты общения, то пользователи, много общающиеся в Интернете, обычно не склонны заводить новые знакомства и предпочитают поддерживать контакты с хорошо знакомыми людьми.

  3. Было выделено два фактора, влияющих на оценку влияния общения в Интернете на личность. Факторы были названы «привлекательность использования Интернета в качестве средства общения» и «частота использования Интернета в качестве средства общения». Первый фактор определяется местом, которое занимает общение в структуре видов деятельности в Интернете, второй – количеством времени, которое респондент тратит на общение в Интернете. Количество положительных оценок влияния общения в Интернете на личность достигает максимума в группе респондентов часто использующих Интернет для общения, но не испытывающих большого интереса к такому способу его использования. Минимальное количество положительных оценок дается в группе респондентов, мало общающихся в Интернете, но в структуре деятельности которых в Интернете общение занимает важное место. Наоборот, в группе студентов, которые редко общаются в Интернете, но для которых этот вид деятельности довольно привлекателен чаще, чем в других группах встречается представление о том, что общение в Интернете влияет на людей по-разному. Респонденты, общающиеся более интенсивно, но предпочитающие другие виды деятельности в Интернете, реже других дают такой вариант ответа.

Литература

  1. Балымов, И.Л. Представления студентов о межличностном общении в Интернет-пространстве: опыт эмпирического исследования / И. Л. Балымов, Э.С. Клюкина // Сборник научных трудов КФ ПетрГУ. – Апатиты: Изд. ПетрГУ, 2006. – Вып.2. - С. 163-166

  2. Манеров, В.Х. Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммункиации: Монография / В.Х. Манеров, Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, Ю.Л. Проект. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 191 с.

  3. Сапегин, А.Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства / А.Г. Сапегин. – М.: Ось-89, 2005. – 144 с.

1 Несимметричность нами понимается как ситуация, в которой дополнительная возможность одного участника общения одновременно рассматривается как ограничение для другого, например, «собеседник может лгать». Возможность лжи – это определенное преимущество для одного партнера и ограничение для другого

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconВопрос 39. Особенности маркетинга в Интернете. Развитие коммерческой...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconРабочая программа дисциплины
Формирование целостного представления о человеке как о субъекте психической деятельности и развивающейся личности

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1...
Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconОсновы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов...
На обложке одного из учебников большими буквами напечатано: «человек», а чуть пониже, маленькими, – уточнение: «анатомия, физиология...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconРабочая учебная программа по обществознанию 7 класс для базового уровня
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconЭнергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других
Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconПлан методической работы мкоу «Новосеребряковская сош» на 2013 2014 учебный год
Учитель это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый,...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconРабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconЦель: расширить представления о значении великого поэта в духовной...
Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное более чем два века назад, пройдя через многие поколения,...

И. Л. Балымов представления студентов о человеке в интернете и общении с ним iconУрок музыки в 6-м классе "Инструментальный концерт"
Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года»...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции