Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины,




Скачать 229.37 Kb.
Название Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины,
страница 1/2
Дата публикации 19.10.2014
Размер 229.37 Kb.
Тип Исследование
literature-edu.ru > Психология > Исследование
  1   2
Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития

Berezovskaya R.A. Occupational health psychology abroad: current state and perspectives of development

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Психология профессионального здоровья – новое научно-практическое направление в современной психологии. В статье описаны два подхода – европейский и североамериканский – к определению «психологии профессионального здоровья». Рассматриваются основные предметные области исследований здоровья работающего человека: делается вывод о преобладании проблемно-ориентированных исследований, прежде всего, изучение проблем профессионального стресса и социально-психологических факторов риска. Представлены также актуальные направления современных зарубежных исследований; анализируются перспективы развития психологии профессионального здоровья за рубежом, которые в настоящее время связаны с разработкой и реализацией ее «позитивного» потенциала, в том числе с формированием позитивной психологии профессионального здоровья.
Ключевые слова: психология профессионального здоровья, профессиональный стресс, психологическое благополучие, социально-психологические факторы риска, организационные программы вмешательства, позитивная психология
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, получившей название психологии здоровья, в рамках которой интерес к проблеме профессионального здоровья с каждым годом становится все более заметным.
Как предмет научного исследования понятие «профессиональное здоровье» впервые появилось в психологической научной литературе в середине 1980-х годов ХХ века. Но несмотря на довольно широкий спектр теоретических подходов, содержательно связанных с изучением феномена профессионального здоровья, эта проблема не получила пока целостного и систематического научного анализа как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Весомый вклад в разработку названной проблемы может внести психология профессионального здоровья (occupational health psychology) как новое научно-практическое направление, которое возникло и развивается на стыке таких прикладных дисциплин как психология здоровья, организационная психология и психология труда.
Важным для теории и практики психологии здоровья представляется рассмотрение существующих в настоящее время основных направлений исследования здоровья работающего человека, а также определение ближайших перспектив развития психологии профессионального здоровья. Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ современных зарубежных научных работ, отражающих состояние изученности обозначенной выше проблемы. На наш взгляд, знакомство с зарубежным опытом исследований является важным с точки зрения интеграции российской психологии профессионального здоровья в международное научное сообщество.
Психология профессионального здоровья как новое научно-практическое направление современной психологии
Термин «психология профессионального здоровья» впервые появился в научной литературе в 1986 году, когда Джордж Эверли (George Everly) использовал его в одной из своих работ, посвященной проблеме интеграции в практике организационной деятельности таких областей как гигиена труда и психология [Barling, Griffiths, 2010]. Особо он подчеркивал важную роль психологов в разработке и реализации программ поддержания и продвижения здоровья (health promotion) на рабочих местах [Everly, 1986]. Позже, в 1990 году исследователи из Гавайского университета Рэймонд, Вуд и Патрик (J.Raymond, D.Wood, W.Patrick) в статье, опубликованной в журнале American Psychologist, сформулировали идею о том, что одной из задач психологии должно стать создание здоровой профессиональной среды и здоровых рабочих мест [Raymond et al., 1990]. Для достижения поставленной задачи, с точки зрения авторов, психологам необходимо организовать обучение в рамках междисциплинарных программ по психологии профессионального здоровья. Это был переломный момент в становлении дисциплины как самостоятельного научно-практического направления в современной психологии.
Определение «психологии профессионального здоровья»
На сегодняшний день в зарубежных академических кругах постепенно складывается общее представление о том, что такое психология профессионального здоровья, и чем она занимается. Остановимся на этом вопросе подробнее и рассмотрим различные подходы к определению термина «психология профессионального здоровья». С определенной долей условности в настоящее время можно выделить два «центра» научно-исследовательской активности и практической деятельности в сфере психологии профессионального здоровья: Европа и Северная Америка [Houdmont, Leka, 2010].
Европейский подход
В странах Европейского союза общепринятым является определение, предложенное Европейской Академией психологии профессионального здоровья (European Academy of Occupational Health Psychology), в соответствии с которым дисциплина рассматривается как «вклад прикладной психологии в решение вопросов профессионального здоровья… изучение психологических, социальных и организационных аспектов динамической взаимосвязи профессиональной деятельности и здоровья» [Cox et al., 2000; p. 101]. Определение основано на подходе, предложенном Томом Коксом (Tom Cox) и его коллегами, по мнению которых, наиболее существенный вклад в решение вопросов, связанных с проблемой сохранения и укрепления профессионального здоровья в современных условиях, могут внести такие направлении как психология здоровья, психология труда, организационная психология, а также социальная психология и психология среды.
Кроме того, в рамках европейского подхода подчеркивается междисциплинарный характер проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья: признание значимости знаний, умений и навыков специалистов, представляющих другие научные направления, готовность к участию в конструктивном диалоге с ними, а также необходимости сотрудничества с представителями различных правительственных организаций, работодателей и профсоюзов [Leka, Houdmont, 2010].
Приведем также достаточно часто цитируемый перечень характеристик, отражающих существенные особенности дисциплины, в соответствии с которыми психология профессионального здоровья определяется как: 1) прикладная наука; 2) ориентированная на решение проблем; 3) мульти- или междисциплинарная; 4) партисипативная; 5) сфокусированная на вмешательстве с акцентом на первичную профилактику; 6) существующая в пределах правовых рамок [Cox et al., 2000].
Североамериканский подход
Принимая во внимание, что для европейской традиции свойственно привлечение для решения связанных с профессиональным здоровьем проблем подходов и методов, заимствованных из других прикладных направлений психологии, отличие североамериканского подхода (США, Канада) заключается в активном использовании наработок из других – не психологических - научных направлений. Еще в 1990 году в статье Рэймонда, Вуда и Патрика была обозначена необходимость разработать такой подход к обучению в сфере психологии профессионального здоровья, который «объединит и синтезирует концептуальные подходы и знания из различных областей науки, преимущественно психологии здоровья и общественного здоровья, а также профилактической медицины, медицины труда и поведенческой медицины, социологии труда и менеджмента» [Raymond et al., 1990; p. 1159].
Схожая точка зрения была положена в основу наиболее часто цитируемого определения, сформулированного американским Обществом психологии профессионального здоровья (Society of Occupational Health Psychology), в соответствии с которым психология профессионального здоровья рассматривается как научно-практическое направление, включающее в себя междисциплинарное сотрудничество различных специалистов, включая психологов, целью которого является улучшение качества профессиональной жизни, повышение безопасности труда, здоровья и психологического благополучия специалистов во всех видах профессиональной деятельности (Сайт Общества психологии профессионального здоровья. http://sohp.psy.uconn.edu/Field.htm).
Однако следует отметить, что подобное понимание дисциплины привело к тому, что в последние годы в США возобновилась дискуссия на тему того, в какой степени психология профессионального здоровья должна (или может) существовать как психологическая дисциплина, учитывая мнение о ее междисциплинарном статусе, которое вносит определенное противоречие в такой подход [Sinclair, 2009].
Сравнение двух подходов – европейского и североамериканского – позволяет сделать вывод о том, что по основным моментам они являются скорее схожими, чем различными. В обоих подходах отмечается, с одной стороны, междисциплинарный характер проблемы сохранения и укрепления профессионального здоровья человека, а с другой стороны – важная роль психологии в решении этого вопроса. Таким образом, целью психологии профессионального здоровья является изучение социально-психологических и организационных аспектов сложного динамического взаимодействия между работой и здоровьем человека [Houdmont et al., 2010], а также содействие в создании здоровых рабочих мест. При этом «здоровыми» считаются такие рабочие места, которые предполагают «использование талантов и способностей человека для достижения высокой эффективности деятельности, высокого уровня удовлетворенности работой и благополучия» [Quick et al., 1997, p. 3].
Основные предметные области психологии профессионального здоровья
Еще одним следствием «юного возраста» психологии профессионального здоровья как научного направления является отсутствие общепринятого представления об основных предметных областях исследования помимо традиционного изучения проблем профессиональной стресса. Особую актуальность достижение консенсуса в определении ключевых вопросов психологии профессионального здоровья приобретает в связи с разработкой общих критериев для аккредитации образовательных программ по психологии профессионального здоровья. Так, например, в странах Европейского союза в последние годы ведется активная работа над созданием свода стандартов в области психологии, которые будут служить базой для оценки академического образования и профессиональной подготовки психологов. При этом Европейский диплом по психологии (European Certificate in Psychology, EuroPsy) предполагает унификацию стандарта компетенций, которая невозможна без согласия относительно тех задач, с которыми придется столкнуться специалисту, работающему в сфере психологии профессионального здоровья [Houdmont et al., 2008].
Ключевые направления исследований в психологии профессионального здоровья могут быть выделены на основе использования таких методов как: рассмотрение учебных планов соответствующих образовательных программ; анализ тем научных публикаций; метод экспертной оценки.
Анализ учебных планов образовательных программ
Приведем в качестве примера результаты исследования, целью которого было выделение основных проблем, рассматриваемых в рамках обучения психологии профессионального здоровья в ведущих университетах США. Сравнительный анализ учебных планов 12 образовательных программ докторского уровня показал, что, несмотря на значительные расхождения в названиях и содержании дисциплин, можно выделить шесть наиболее часто встречающихся тем:

  • теория профессионального стресса;

  • организационные стресс-факторы и факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний;

  • влияние профессионального стресса на физическое и психическое здоровье работающего человека;

  • программы организационного вмешательства по снижению уровня профессионального стресса;

  • изучение проблем безопасности профессиональной деятельности и здоровья;

  • методы исследования в психологии общественного/профессионального здоровья и эпидемиологии [Barnes-Farrell, 2006].


Анализ научных публикаций
Ключевые публикации результатов современных теоретико-методологических и эмпирических исследований по психологии профессионального здоровья, в основном, представлены в двух специализированных изданиях: 1) журнал «Работа и стресс» (Work & Stress), который был создан в 1987 году Т.Коксом и в настоящее время выходит при содействии Европейской Академии психологии профессионального здоровья; 2) журнал «Психология профессионального здоровья» (Journal of Occupational Health Psychology), который издается Американской Психологической Ассоциацией с 1996 года.
Обобщение результатов ряда исследований, в которых проводилось изучение и систематизация основных вопросов, представленных в научных работах, опубликованных в названных выше журналах [Kang et al., 2008; Leka, Houdmon, 2010; Macik-Frey et al., 2007], позволяет сформулировать некоторые обобщенные выводы. Во-первых, большая часть научных публикаций относится к так называемому проблемно-ориентированному подходу к организации исследований (изучение факторов риска, связанных с содержанием и условиями профессиональной деятельности, а также последствий их негативного воздействия). Так, например, установлено, что 24% от общего количества публикаций составляют работы, посвященные проблемам стресса в профессиональной деятельности, рассмотрение которые представлено в статьях в два раза чаще, чем любая другая тема, имеющая отношение к профессиональному здоровью [Leka, Houdmont, 2010]. И, во-вторых, перспективы развития психологии профессионального здоровья, в первую очередь, связаны с возможность реализации ее «позитивного» потенциала (изучение рабочего места как площадки для решения вопросов охраны и укрепления здоровья и психологического благополучия). Авторы всех исследований высказывают сожаление по поводу малочисленности работ, в которых рассматриваются организационные программы вмешательства, направленные на сохранение и укрепление профессионального здоровья сотрудников.
Результаты анализа статей, опубликованных в журнале «Психология профессионального здоровья» за одиннадцать лет с 1996 по 2007, показали, что большинство научных работ может быть отнесено к одному из семи обобщенных направлений исследований:

  • стресс в профессиональной деятельности;

  • профессиональное выгорание;

  • взаимосвязь работы, семьи и личной жизни;

  • буллинг, агрессия и насилие на работе;

  • надежность и безопасность профессиональной деятельности;

  • вопросы занятости (в том числе новые формы занятости);

  • проблемы сохранения и поддержания физического и психического здоровья работающего человека [Macik-Frey, Quick, and Nelson, 2007].


Однако анализ научных публикаций может оказаться не вполне надежным методом для выделения ключевых тем психологии профессионального здоровья, так как он отражает, в первую очередь, те вопросы и проблемы, которые находятся в центре внимания академической общественности. При этом часть исследований, проводимых в сфере профессионального здоровья, может «выпадать» из сферы интересов ведущих специализированных журналов и/или не соответствовать критериям, предъявляемым к публикуемым в них материалам. Принимая во внимание прикладной характер дисциплины необходимо учитывать также и мнение работающих в этой сфере специалистов [Houdmont, Leka, 2010].
Опрос экспертов
Изначально идея использовать метод экспертной оценки для выявления ключевых вопросов психологии профессионального здоровья была связана с необходимостью разработки образовательных программ, которые бы соответствовали требованиям практики. Первое исследование, в рамках которого проводился опрос менеджеров по персоналу, специалистов в сфере общественного здоровья и других экспертов, имеющих отношение к проблемам профессионального здоровья, было проведено группой американских психологов в конце 1990-х годов [Schneider et al., 1999]. Приведем результаты исследований, которые отражают мнения экспертов об основных проблемах, связанных с сохранением и укреплением профессионального здоровья сотрудников в условиях современного рынка труда в США и Европе.
Один из таких опросов проводился в университете Хьюстона (США): в качестве экспертов выступали менеджеры по персоналу (n=141) и представители профсоюзных организаций (n=27); им был предложен перечень из тридцати одной темы, сформулированный на основе анализа литературы и практики кадрового менеджмента в американских организациях [Tetrick & Ellis, 2002]. Результаты исследования показали, что наибольший интерес для HR-менеджеров представляют такие вопросы как: проблема несчастных случаев на производстве; физическое и психологическое благополучие работников; безопасность; обучение, развитие и лояльность персонала; заболеваемость; изменение технологий; вред, наносимый работой. Представители профсоюзов в качестве наиболее значимых тем назвали профессиональный стресс, обеспеченность работой, увольнения и рабочую нагрузку.
В Европе также предпринимались попытки систематизировать представления о наиболее актуальных вопросах психологии профессионального здоровья, используя метод экспертных оценок. Так, например, опрос преподавателей и исследователей (n=30) в университете Ноттингема (Великобритания) позволил выделить пять приоритетных направлений исследований: психическое здоровье и связанные с ним проблемы (депрессия, стресс и тревога); отсутствие на работе в связи с болезнью (мониторинг, менеджмент, возврат к работе, реабилитация); заболевания опорно-двигательного аппарата; вовлечение и консультирование по вопросам профессионального здоровья малых и средних организаций; оценка эффективности программ организационного вмешательства [Leka et al., 2008].
В этом же исследовании в качестве экспертов были привлечены практики, работающие в сфере охраны профессионального здоровья (n=1679), которые отметили актуальность следующих вопросов:

  • проблемы психического здоровья;

  • особенности использования нормативных документов по вопросам управления стрессом на рабочем месте;

  • анализ существующих социально-психологических рисков;

  • планирование профилактических мероприятий;

  • работники-мигранты и иммигранты;

  • новые виды занятости;

  • баланс между работой и личной жизнью [Leka et al., 2008].


Приведем результаты еще одного исследования, реализованного в рамках работы двух международных конференций по психологии профессионального здоровья, участники которых выступили в качестве экспертов [Houdmont et al., 2010]. Одной из задач исследования являлось нахождение ответа на следующий вопрос: являются ли различия в определении дисциплины «барьером» для достижения согласия между специалистами из США и стран Европейского союза по поводу ключевых вопросов психологии профессионального здоровья? Результаты опроса показали, что такой консенсус существует; эксперты выделили пять частично пересекающихся друг с другом базовых тем: 1) теория стресса; 2) стресс-менеджмент; 3) разработка/дизайн безопасной социально-психологической среды на рабочем месте; 4) организационные методы исследования; и 5) организационные программы вмешательства, целью которых является укрепление профессионального здоровья.
Подводя итоги рассмотрения современного состояния исследований, отметим, что за много десятилетий до возникновения психологии профессионального здоровья специалисты по охране труда и безопасности профессиональной деятельности имели в своем распоряжении необходимый набор знаний, умений и навыков, который позволял решать стоящие перед ними проблемы контроля и профилактики воздействия на человека традиционных для того периода времени факторов риска, обусловленных содержанием и условиями работы. Адекватность методов работы стала вызывать вопросы только к концу ХХ века в связи с увеличением количества социально-психологических факторов риска и их возрастающей ролью в ухудшении здоровья работающего человека. Обобщая данные об основных предметных областях психологии профессионального здоровья, полученные с помощью различных методов, можно сказать, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов в центре внимания дисциплины находились, прежде всего, вопросы психологии профессионального стресса и проблема управления социально-психологическими факторами риска на рабочем месте.
Следует также отметить, что изменение представлений и признание важной роли социально-психологических факторов риска в среде работодателей, политиков, законодателей, специалистов в сфере безопасности профессиональной деятельности, обусловлено тем, что в настоящее время они ассоциируются с такими особенностями современного рынка труда, как интернационализация и рост глобальный конкуренции, непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий, изменения конфигурации рабочей силы. Результаты исследований Европейского Агентства по безопасности и здоровью на работе (European Agency for Safety and Health at Work) показывают, что изменения в профессиональной деятельности и работе за последние несколько десятилетий привели не только к увеличению количества, но и к изменению содержания социально-психологические факторов риска. К новым социально-психологическим факторам риска, по данным экспертов, можно отнести следующие (European Agency for Safety and Health at Work. http://osha.europa.eu/en/publications/reports/7807118):

  • новые формы трудовых соглашений и нестабильность на работе;

  • увеличение среднего возраста работающих людей;

  • интенсификация труда;

  • большая эмоциональная нагрузка на работе;

  • нарушение баланса между работой и личной жизнью.

А новые условия профессиональной деятельности обуславливают развитие новых направлений в психологии профессионального здоровья. Какие же темы будут находиться в центре внимания в ближайшие годы?
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon План работы на 2013/2014 уч год зам. Директора по иоп бровкиной и. Ю
Одним из приоритетных направлений развития школы на протяжении нескольких лет является внедрение новых информационных технологий...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 класс
...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Протокол №1 от
...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Отчет по программе «Одаренные дети»
Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Отчет по программе «Одаренные дети»
Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Практикум по психологии здоровья питер'
Пособие рекоменду­ется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психо­логии, психологам-практикам и...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Программа дисциплины Литературная компаративистика
Сравнительное литературоведение (Comparative Literature, Komparatistik) в последние десятилетия стало одним из важнейших направлений...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Рабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество...
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции