Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Реферат
«Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной компетентности»
Автор: Сергеева Анна Николаевна,
заместитель директора по УВР
г. Череповец
2013
Содержание
2
Глава 1. Теоретические основы самообразования педагогов в рамках компетентностного подхода 4
1.1Современные подходы к определению сущности самообразования и профессиональной компетентности педагога 4
1.2.Психологические основы самообразования педагога как условия его профессиональной компетентности 6
Глава 2. Организация деятельности образовательного учреждения по самообразованию педагогов в рамках компетентностного подхода 10
2.1. Изучение профессиональной компетентности педагогов 10
2.2. Формы реализации педагогических условий, направленных на повышение профессиональной компетентности 12
Заключение 18
Введение
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Современные педагоги, находящиеся в ситуации необходимости постоянного совершенствования, изменения не только технологии педагогического процесса, но и ценностных ориентаций, нуждаются в психологической поддержке, методической помощи. В условиях недостаточного материального вознаграждения за столь непростой и ответственный труд требуется создать благоприятные морально-психологические условия для профессиональной самореализации.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.
К проблеме роли учителя, смысла и содержания его деятельности обращались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко и др.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.).
Профессиональное самообразование исследуется и в системе непрерывного педагогического образования (А.Я. Айзенберг, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин), где овладение основами профессионального самообразования (навыки самостоятельной работы, методология самообразования) и самовоспитания (адаптация личностных особенностей к требованиям профессии) рассматривается как ступень непрерывного педагогического образования.
Вместе с тем актуальность нашего исследования обусловливается особенностями современного периода модернизации образования как масштабной программы государства, осуществляемой при активном содействии общества и связанными с этим кардинальными изменениями в профессиональной деятельности работников образования.
Активизация самообразования учителя в школе и преодолению существующих противоречий: с одной стороны, большой творческий потенциал учителя, свобода выбора педагогических технологий и методов обучения и, с другой стороны нежелание совершенствоваться, развиваться из-за отсутствия времени (большая нагрузка), малооплачиваемого труда, и личностного отношения к современной школе и государственной политике.
Из обозначенных противоречий вытекает проблема нашего исследования, какие психолого-педагогические условия необходимо создать в школе, чтобы учитель был заинтересован в своем развитии и повышении своей профессиональной компетентности?
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка педагогических условий активизации самообразования учителя в рамках компетентностного подхода.
Объект исследования: процесс самообразования учителя.
Предметом исследования: самообразование учителя как условие повышения его профессиональной компетентности.
Гипотеза исследования: самообразование учителя как условие его профессиональной компетентности будет активизировано, если:
выделены, обоснованы и учтены при организации педагогической деятельности факторы, влияющие на активизацию самообразования учителя в рамках компетентностного подхода;
разработано и реализовано содержательное наполнение педагогической модели активизации самообразования учителя в рамках компетентностного подхода;
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме самообразования педагога в рамках компетентностного подхода;
раскрыть сущность понятий «самообразование», «профессиональная компетентность»;
определить психолого-педагогические условия для активизации самообразования педагогов;
экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на активизацию самообразования педагогов в рамках компетентностного подхода.
Методы исследования. Анализ научной литературы; педагогическое наблюдение, социологические методы: опрос, анкетирование, тестирование, методы математико-статистической обработки результатов исследования.
|