Скачать 244 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДЕНО Ученым советом УГТУ _______________ Н. Д. Цхадая (протокол от 27.12.2010 № 5) ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования Одобрено на заседании ученого совета факультета гуманитарного образования ___________ М. К. Петров (протокол от 02.12.2010 № 3) Составитель: Д-р пед. наук, доцент О. А. Сотникова Ухта 2010 Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. Педагогика занимает одно из центральных мест в системе наук о человеке, поэтому будущий исследователь в этой области должен быть не только транслятором сложившейся педагогической культуры, но и специалистом, способным осуществлять глубокие научные разработки. Специфика профессиональной педагогики требует от исследователя способности синтезировать знание закономерностей, принципов, современных тенденций развития общей педагогики с теорией и методикой профессионального образования. Формирование такого специалиста возможно при условии глубокого изучения мировой педагогической мысли, получения знаний о закономерностях развития личности, ее профессионального самоопределения и становления, овладения способами анализа педагогических явлений и фактов в сфере профессионального образования. Это требует переосмысления системы ценностей и приоритетов в образовательной политике, основных принципов построения и функционирования системы профессионального образования, подходов к конструированию педагогического процесса в учреждении профессионального образования начального, среднего и высшего уровня. При этом важно учесть те глубокие изменения, которые произошли в социально-экономическом комплексе России в течение последних десяти лет. Готовясь к поступлению в аспирантуру, следует учесть, что под уровнем научной подготовленности соискателя ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория и методика профессионального образования» следует понимать его способность решать задачи ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности в сфере профессионального образования, опираясь на освоенный социально-педагогический опыт. Уровни научной подготовленности различаются классами задач, которые способен решать соискатель. Требуемый уровень характеризуется готовностью к самостоятельной постановке педагогических проблем в сфере профессионального образования и поиску новых способов их решения. В этой связи поступающему в аспирантуру важно не столько показать наличие у себя конкретных знаний по педагогике, сколько продемонстрировать развитость у себя педагогической культуры, а также владение определенными способами исследовательской деятельности. Содержание программы основывается на структуру области исследований диссертационных работ специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования и предполагает выявление знаний в теоретико-методологической, технологической и исследовательской областях педагогики профессионального образования. Это и определяет систему требований к владению знаниями для поступающих в аспирантуру по данной специальности: • знания о сфере общего и профессионального образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; • знания об истории и современных тенденциях развития основных педагогических теорий и систем; • знания о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, профессиональных склонностях и интересах, социальных факторах развития; • знания о закономерностях воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, о современных педагогических технологиях в сфере профессионального образования; • знания об организации образовательного процесса в различных учреждениях профессионального образования; • знания в области разработки учебно-программной документацией и основ формирования содержания профессионального образования; • знания об основах управления учреждениями профессионального образования; • знания в области организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере профессионального образования. Список литературы, рекомендованный для подготовки к экзамену, включает тот минимум, который позволяет поступающему овладеть требуемыми знаниями и умениями. Экзаменационные билеты состоят из двух вопросов: первый связан с историко-педагогической проблематикой, второй посвящается теоретико-методологическим проблемам теории и методики профессионального образования. Раздел I. Методология и общая теория педагогики • Феномен человека. Человек как природное существо и общественное явление. Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. Человек в специальных науках. • Системный подход в изучении явлений и процессов, связанных с развитием, социализацией и воспитанием человека. • Педагогика как область гуманитарного знания. Обыденное (житейское) и научное понимание человека и способов подготовки его к жизни в обществе. Соотношение научной и житейской психологии и педагогики. • Педагогика в системе наук о человеке, её связь с психологией, философией, социологией, физиологией, медициной, правом, экономикой и другими науками. • Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и её уровни. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования. • Структура педагогики, её ведущие отрасли. Процессы интеграции и дифференциации в педагогической науке и практике. Становление новых отраслей педагогической науки. • Педагогические понятия как вывод, итог познания реальных процессов и явлений, как отражение системы педагогических идеалов, принципов и методов. Понятийные ряды педагогики. • Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение. Прогнозирование в сфере образования. Инновационные и интеграционные процессы в образовании. • Человек как субъект социальных отношений. Многообразие сторон и особенностей бытия человека в мире и богатство субъективно-личностного мира человека. • Онтогенез развития личности, его источники и факторы. Детерминанты и основные закономерности развития личности. Социально-педагогический контекст проблемы взаимоотношений личности и общества. • Деятельность и общение как условия развития личности. Освоение деятельности. Формирование навыков и умений. Педагогические возможности деятельности в развитии личности. Игра, общение, труд, учение как развивающие виды деятельности. • Стихийность и целенаправленность процесса социализации. Задачи, решаемые целенаправленной социализацией: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. • Воспитание как процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание и т.д.). Основные функции воспитания. • Образование как вид социализации. Образование как общечеловеческая ценность, его культурно-гуманистические функции и средства. • Система развития и воспитания личности и её уровни. • Педагогическая система как открытая, развивающаяся социальная система, её сущность, функции и структура. Компоненты педагогической системы. • Виды педагогических систем. • Понятие цели образования и воспитания в педагогической науке и социальной практике. Факторы, определяющие формирование цели образования и воспитания личности. Объективные и субъективные факторы. • Диалектика соотношения цели, средств и результата в образовании и воспитании в истории становления педагогических систем. • Современная цель образования и воспитания. Проблема разработки педагогической системы, способной реализовать данную цель. • Авторская педагогическая система, особенности её разработки и реализации. Примеры авторских педагогических систем. • Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования. • Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, марксизм и др.) и их анализ. • Авторитарная педагогика: сущность и основные признаки. • Гуманистическая педагогика: сущность, основные признаки и направления в развитии. Сущность явления гуманитаризации. Реализация личностно-деятельностного подхода и наполнение педагогического процесса творческой сущностью, • Принципы образования и воспитания. • Аксиологические ориентации системы профессионального образования. Образ профессии и аксиологическая характеристика профессий. Проблема овладения аксиологическим содержанием профессиональной деятельности. • Единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории, эксперимента и практики. Раздел 2. История педагогики и профессионального образования • Предпосылки возникновения и развития педагогической мысли в античном мире. Проблемы воспитания в античных философских учениях (Сократ, Платон, Плутарх, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан и др.). • Влияние христианства на развитие школы и педагогики в Западной Европе. Гуманистическая направленность педагогики эпохи Возрождения. Педагогические идеи Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского, Т. Кампанеллы и их влияние на развитие образования. • Педагогические концепции Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и их роль в становлении педагогической науки. • Развитие педагогической мысли и школы в трудах французских просветителей К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.А. Кондорсе, М. Лепелетье, А. Лавуазье. Педагогические идеи и деятельность филантропистов И. Б. Базедова, Х. Зальцмана. Неогуманизм в педагогике и школьной практике (В. Гумбольдт). • Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и её влияние на развитие частных методик. Педагогические теории и системы И.Ф. Герберта. А. Дистервега, Г. Спенсера. • Педагогические идеи Р. Оуэна, Сен-Симона, Ж. Фурье и их влияние на развитие педагогики. Идеи коммунистического воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Экспериментальная педагогика Э. Меймана, В. А. Лая. Прагматическая педагогика Д. Дьюи и его последователей. Зарождение педологии и теории умственной одаренности (А. Бине). Педагогические взгляды М. Монтессори, Р. Штейнера, С. Френе и их развитие в современной педагогике. • Педагогические концепции современной зарубежной педагогики и основные направления развития образовательной практики в разных странах. Современные тенденции развития профессионального образования за рубежом. • Просвещение, школа и педагогическая мысль Древней Руси. Влияние христианства па развитие образования и педагогической мысли Древней Руси. Влияние народной педагогики России на развитие научной педагогики. • Развитие педагогической науки в России в XVIII веке. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.А. Барсова, Н.П. Новикова. А.Н. Радищева. Г.С. Сковороды, Я.И. Янковича. Зарождение и развитие профессионального образования и России. Роль Московского университета в развитии народного просвещения, педагогической науки и высшей школы, • Особенности развития школы и педагогики в России в XIX начале XX в. Педагогические взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. • К.Д. Ушинский как основатель отечественной педагогической науки. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогические системы и авторские школы в России Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, Н.И. Ильминского и др. Педагогические идеи В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.И. Водовозова. А.Я. Герда, П.Ф. Лесгафта. Особенности развития высшего профессионального образования в России в начале XX в. • Основные этапы развития педагогической науки и образования в советский период. Ленинская концепция развития школы и педагогики в СССР. Педагогическая и организаторская деятельность Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Становление массовых форм профессиональной подготовки молодежи. • Педагогическая деятельность и идеи П.П. Блонского, А.Г. Калашникова, М.В. Крупениной, А.П. Пинкевича, М.М. Пистрака, М.Н. Покровского, С.Т. Шацкого. • Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко. • Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной педагогической практике. • Проблема содержания общего и профессионального образования в истории советской педагогики и профессиональной школы. Развитие идей политехнической, трудовой школы в истории педагогики советского периода. • Становление и развитие централизованной системы среднего и высшего профессионального образования. • Реализация идеи всеобщего среднего образования в советской школе. Реформа школы 1984 года: причины, пути реализации, итоги. • Концепции развития общего и профессионального образования и педагогики России в условиях социально-экономических преобразований на рубеже XX-XXI веков. Раздел 3. Теория профессионального образования • Система образования в России. Типы образовательных учреждений: дошкольные, образовательные, профессионального образования, социальные (коррекционные) учреждения, дополнительного образования, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. • Система непрерывного профессионального образования в России: Начальное и среднее профессиональное образование в России. Их место в системе профессионального образования, цели, задачи, содержание, структура. Типы и виды учреждений начального и среднего профессионального образования. • Высшее профессиональное образование в России. Его место в системе профессионального образования, цели, задачи, содержание, структура, виды и формы. Тенденции и особенности развития отечественного высшего профессионального образования. Типы и виды высших учебных заведений. • Послевузовское профессиональное образование: цели, задачи, содержание, структура, организационные формы. • Понятие о педагогическом процессе. Структура педагогического процесса. Обучение и воспитание как подсистемы педагогическою процесса. Принципы целостного педагогического процесса. • Субъектность в учебной деятельности. Педагогическое взаимодействие как форма субъективации педагога и учащегося (студента). Логика педагогического взаимодействия и его стадии. • Этапы, законы и закономерности педагогического процесса. • Противоречия педагогического процесса как источники и движущие силы его развития. • Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. • Методы осуществления целостного педагогического процесса, их классификация в современной педагогике. • Обучение как способ организации педагогического процесса. Цикличность процесса обучения. Роль познавательной деятельности, общения и ценностно-ориентационной деятельности в обучении. • Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. • Виды обучения в истории становления теории обучения и их характеристика (метод сократической беседы, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное обучение, самостоятельное добывание знаний, программированное обучение, алгоритмизация процесса обучения). • Информатизация обучения, современные концепции и теории обучения (ассоциативная теория, теория проблемного обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности и др.). • Деятельность педагога и студентов в процессе обучения. Функции и структура деятельности педагога. Деятельность педагога как управление процессом обучения. • Учение как специфический вид деятельности студентов. Цель и структура учения (мотивы, учебные действия, действия контроля, оценки и анализа результатов), взаимосвязь структурных элементов. • Целеполагание в процессе обучения. • Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: чувственное познание (ощущение, восприятие); абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение); применение знаний (практика). • Мотивация учения. Виды, уровни, качества мотивов учения. Методы выявления мотивов учения. Психолого-педагогические условия и пути формирования мотивации учения студентов. • Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Понятие самообразования. Основные структурные элементы процесса самообразования. Потребность в самообразовании как системообразующий фактор непрерывного образования. • Понятие метода обучения. Методы обучения как отражение методов познания объективной реальности. Функции методов обучения. • Структура метода обучения. Метод и приём обучения, их взаимосвязь. Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода. • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля. Требования к выбору методов обучения. Критерии выбора методов обучения. • Средства обучения, их дидактические функции. Виды средств обучения (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные и др.), условия их эффективного применения. Специфика использования технических средств обучения. • Наглядные средства обучения в вузе, психолого-педагогические требования к их применению. • Учебник как средство обучения в вузе. Типы учебников. Требования к учебнику. • Взаимосвязь методов, методических приемов и средств обучения, условия их оптимального выбора. • Развитие организационных форм обучения в истории педагогики: индивидуальной, индивидуально-групповой, классно-урочной. • Современные организационные формы обучения, их сущность и виды. Общие и конкретные формы. Рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Педагогические условия их использования. • Проблемы и психолого-педагогические основания активизации процесса обучения. Теоретические основы активизации процесса обучения. Методы активизации процесса обучения, их характеристики и вида. • Сущность педагогического контроля, его функции: диагностическая, обучающая, воспитывающая и развивающая. Место контроля в целостном процессе обучения. Недостатки традиционной системы контроля. • Виды контроля (предварительный, текущий, рубежный, итоговый, отсроченный). • Принципы планирования, организации и проведения контроля. Соответствие методов контроля его целям и функциям. Методы устного, письменного, графического контроля. Использование ТСО для контроля. • Научно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе как условие повышения его качества. • Учебная дисциплина как система знаний, система видов учебно-познавательной деятельности и как элемент структуры учебного плана. Структура учебной дисциплины. Проблема отбора учебного материала при формировании учебной дисциплины. • Государственный образовательный стандарт как основа разработки учебных планов и программ вуза. Учебный план как нормативный документ, его типы (базисный, типовой, рабочий), компоненты, структура, круг нормативов. Учебная программа как информационно-деятельностная модель педагогической системы. • Роль методических материалов в повышении эффективности процесса обучения в вузе, оценка качества их разработок. • Система работы по повышению уровня научно-методической деятельности преподавателя высшей школы. • Проблема внедрения результатов психолого-педагогических исследований в вузовскую практику. • Содержание общего и профессионального образования, его исторический характер. Знаниево-ориентированный подход к определению содержания образования: сущность, жизнеобеспечивающая функция, противоречия, недостатки. • Личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, его направленность на удовлетворение всего спектра потребностей личности, на развитие целостного человека. • Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. • Принципы и критерии отбора содержания образования. • Понятие коллектива как педагогической категории. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. • Формирование личности в коллективе и через коллектив как ведущая идея в гуманистической педагогике. • Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности. • Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Сущностные признаки коллектива и его функции (организационная, воспитательная, стимулирующая). Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов. • Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива, их общая характеристика. Особенности студенческого коллектива. • Психолого-педагогические условия развития коллектива. • Педагогическое руководство коллективом. • Понятие педагогической технологии. Проблема технологизации педагогической деятельности. Существенные признаки педагогических технологий (технологии обучения и технологии воспитания), их характеристика. • Понятие педагогического мастерства как отражение синтеза личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющего эффективность педагогического процесса. Основные компоненты педагогического мастерства, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Место и роль педагогической техники в педмастерстве. • Педагогическая задача в структуре педагогической технологии. Типы педагогических задач. Педагогические задачи по временному признаку (стратегические, тактические, оперативные). Педагогические задачи по их месту в решении специфических вопросов в целостном педагогическом процессе (дидактические, воспитательные). Этапы и способы решения педагогической задачи. • Сущность и типы педагогического взаимодействия. Основные характеристики педагогического взаимодействия (предметная направленность, эксплицированность. рефлексивная многозначность). Диалектика педагогического воздействия и педагогического взаимодействия. Прямое и косвенное педагогическое воздействие. Влияние, убеждение, внушение, подражание как механизмы и феномены воздействия и взаимодействия. • Логика педагогического взаимодействия и его стадии. Совместная деятельность как способ реализации педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия: личностно-развивающие, личностно-тормозящие. Условия продуктивности взаимодействия в учебной деятельности. • Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Понятие педагогического общения как социально-нормативной, целенаправленной, профессионально инструментированной формы взаимодействия педагогов с учащимися. • Стили педагогического общения. Понятие стиля, его взаимосвязь со стратегией взаимодействия. Основные классификации стилей педагогического общения. Технологическая характеристика стилей. • Условия гуманизации педагогического взаимодействия (личностная ориентированность, приоритет субъект-субъектных отношений, повышение коммуникативной культуры педагога и др.). Список литературы Методология. Теория. Практика
История образования и педагогики
Теория и методика профессионального образования
|
Двустадийные комплексные схемы Розенброка для жестких систем Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Зеленоград |
О стипендиальном обеспечении и других формах Аспирантов и докторантов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования иркутский государственный... |
||
Московский государственный институт электронной техники (технический университет) Разработка и исследование периферийных схем управления биполярной бис озу с байтовой организацией |
Социальная динамика культурной политики в современной россии Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный... |
||
Курсовая работа по дисциплине «Лексикология английского языка» Гоу впо «Уральский государственный технический университет – упи имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина» |
Курсовая работа по дисциплине «Лексикология английского языка» Гоу впо «Уральский государственный технический университет – упи имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина» |
||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Курс лекций по культурологии для студентов всех форм обучения, Махачкала, дгту, 2008. 264 с |
Тверской государственный технический университет С помощью визуальных средств субд ms access разработать систему управления реляционной базой данных (БД), согласно своему варианту... |
||
Фгбоу впо московский государственный университет Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра энтомологии |
Российской Федерации Новосибирский государственный технический университет Курс история экономики, являясь дисциплиной цикла общепрофессиональных дисциплин, рекомендуемых умо (опд. Ф. 06. 10.), представляет... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |