Скачать 0.88 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Нижегородский государственный педагогический университет Темперамент. Характер. Воля Учебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 42с. Учебно-методическое пособие «Темперамент. Характер. Воля» предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, обучающихся по направлению «050000 – образование и педагогика». В пособии рассматриваются разнообразные методы исследования темперамента, характера и волевых качеств личности. Материалы пособия могут использоваться на лабораторных занятиях по дисциплинам «Общая психология» и «Возрастная психология», а также в ходе психолого-педагогической практики в школе. Предлагаемые методы исследования будут полезны практикующим специалистам-психологам и педагогам. Для закрепления и проверки знаний предлагаются практические задания, литература для самостоятельного изучения. Составители: канд. психол. наук, старший преподаватель М.Б.Батюта, ассистент Е.В. Сидорина Рецензент: доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии С.А.Гапонова Ответственный за выпуск: доктор психол. наук, зав. кафедрой общей психологии Т.Н.Князева Содержание
Введение Создание данного пособия в значительной мере обусловлено необходимостью обеспечения для эффективной организации практических занятий по темам «Темперамент», «Характер», «Воля», а также для самостоятельной работы студентов по овладению психологическими знаниями как основы формирования их профессиональной компетентности. Будущему педагогу, изучающему курс общей психологии, очень важно усвоить простейшие методы и навыки психологического исследования, которые могут быть использованы затем в их повседневной работе. В связи с этим, в пособии приводятся как универсальные стандартизированные психодиагностические методики, (двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г.Айзенка, тест А.Белова «Формула темперамента», тест акцентуации характера «Чертова дюжина» и др) так и нестандартизированные (определение темперамента школьника методом наблюдения, использование метода наблюдения для оценки волевых качеств). Освоение данных методик позволит более профессионально подойти к изучению представленных тем. Методики подобраны с учетом возможности использования их на практических занятиях в рамках курса «Общая психология», а так же в процессе психолого-педагогической практики. Для более глубокого усвоения учебного материала после каждой темы приводятся практические задания. Психологическая ценность такого материала заключается в том, что решая подобные задания, студенты лишний раз убеждаются в необходимости знаний психологии для будущей практической работы. Такие задания связывают психологическую теорию с педагогической практикой. В конце пособия приводится список литературы, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения. Пособие предназначено для студентов педагогического университета общих факультетов, при изучении проблем психологии индивидуальных различий.
Темперамент в психологии определяется как закономерное соотношение индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психологической деятельности. В психологии принято пользоваться гиппократовской классификацией типов: А) сангвиник (живой, подвижный, легко переживающий неудачи). Б) флегматик (медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением). В) холерик (быстрый, порывистый, страстно отдающийся делу, неуравновешенный). Г) меланхолик (ранимый, переживающий, вяло реагирующий на окружающее). Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе. Зато есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало.
В тесте Г. Айзенка используются связанные с темпераментом понятия экстравертированности и нейротизма. Экстравертированность представляет собой своего рода характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления его собстенного субъективного мира (интроверсия). Экстравертам (сангвиникам и холерикам) свойственны общительность, импульсивность, гибкое поведение, большая инициатива, высокая социальная адаптивность, но малая настойчивость. Интровертам (флегматикам, меланхоликам) присущи наблюдательность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации, фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, социальная пассивность при достаточной настойчивости. Второй фактор - нейротизм – характеризует эмоциональную неустойчивость, тревогу, волнениее, плохое самочувствие, вегетативные расстройства. Данный фактор также биполярен. Один из полюсов его имеет позитивное значение, характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой полюс — эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость — холерикам и меланхоликам. Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет отнести человека к одному из четырех типов темперамента. Инструкция: на каждый предлагаемый вопрос следует ответить «Да» или «Нет». Среднего значения для ответа не предусмотрено. Вопросы 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
Обработка и интерпретация результатов тестирования Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии и нейротизм. Баллы за ответы по показателю «Искренности ответов» начисляются также (за каждый ответ, совпадающий с в ключом опросника, присваивается 1 балл). Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению. Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов от 0 до 4 — ответы достоверны. Ключ к опроснику
Рис.1. Взаимосвязь характерологических черт темперамента с показателями двухфакторной модели Г. Айзенка После подсчета баллов по показателям экстраверсия и нейротизм вычерчиваем две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как обозначено на рис. 1, со значениями шкал 0-24. Точка пересечения осей соответствует 12. Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстраверсии сумма оказалась равной 15. В этом случае через значение 15 на оси экстравертированности проводится вертикальная линия. При подсчете баллов по показателю нейротизм сумма оказалась равной 19. Через значение 19 на оси нейротизма проводится горизонтальная линия. Точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае выявлен холерический темперамент, как это обозначено на рис. 1. Очевидно, что в интерпретации Г. Айзенка испытуемый — явный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неустойчивостью. По фактору экстравертированности (экстраверсия — интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма балов больше 12 , то испытуемому свойственна экстраверсия. Значения баллов от 0 до 12 отражают степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 – экстраверсии. По фактору нейротизм испытуемых также можно разделить на две группы. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. Схематически в интерпретированном виде взаимосвязь характерологических черт темперамента с показателями двухфакторной модели Г. Айзенка представлена на рис.1 Ниже представлены характерологические особенности четырех типов темперамента. Сангвинический темперамент. У представителей данного типа темперамента психические процессы характеризуются большой скоростью протекания. Сангвиники отличаются высокой адаптивностью (приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни) и подвижностью. Их внимание нестабильно, быстро и легко его переключают. Инициативны, общительны, жизнерадостны, склонны к остроумию. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Сангвиники с охотой берутся за живое дело, способны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко переживают неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует терпения, то сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость., могут отступить, как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего подходит к ним работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности. Характерологические черты. Позитивные: высокая подвижность, высокая адаптивность (легкая приспособляемость); общительность; доброжелательность; жизнерадостность; выразительность мимики и пантомимики. Негативные: деятелен при условии интересного дела; тяготится однообразием; малая склонность к самоуглублению; действиях бывает резок; отсутствие усидчивости; недостаточная настойчивость. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Характерологические черты. Позитивные: ровен в отношениях; в меру общителен; не обидчив, отличается высокой работоспособностью; настойчив; способен к напряжению в работе. Негативные: инертность; малоподвижность; требует времени для сосредоточения внимания; медленно принимает решения. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Характерологические черты. Позитивные: высокая активность; энергичность; быстро уясняет обстановку; инициативен; общителен; решителен; возбужденная убедительная речь. Негативные: цикличность в работе, в переживаниях, настроениях; вспыльчивость, резкость в отношениях, неустойчивость в поведении. Меланхолический темперамент. Данный тип отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Стремится быть в «тени». Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. Характерологические черты. Позитивные: высокая чувствительность, сердечность, тонкая восприимчивость, в привычной обстановке – исполнительный работник. Негативные: легкораним и застенчив; мнителен и замкнут; пониженная активность; неуверенность движений; низкая работоспособность (в неблагоприятных условиях). Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно, "чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Соотношение различных типов темперамента у одного и того же индивида можно определить с помощью теста «Формула темперамента» А.Белова. Ниже представлен опросник А.Белова1.
Тест позволяет определить процентное соотношение типов темперамента, присущее конкретному человеку. Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества темперамента, указанные ниже, которые для Вас обычны, повседневны. Итак, если Вы:
Если Вы:
— то Вы, конечно же, сангвиник. Если Вы:
Если Вы:
12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
Обработка результатов тестирования Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16-20, то это значит, что у Вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качество данного темперамента присущи Вам в значительной степени. Если же положительных ответов 6-10, то качества данного темперамента присущи Вам в небольшой степени. Далее необходимо определить формулу темперамента: Где Фт – формула темперамента; Х - холерический темперамент; С - сангвинический темперамент; Ф - флегматический темперамент; М - меланхолический темперамент; А - общее число плюсов по всем типам; Ах - число плюсов в «паспорте» холерика; Ас - число плюсов в «паспорте» сангвиника; Аф - число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам - число плюсов в «паспорте» меланхолика; В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид: Это означает, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у Вас доминирующий, если 30- 39%, то качества данного темперамента выражены достаточно ярко, если 20- 29% - то среднее, если же 10- 19% - то в малой степени. |
![]() |
Учебно-методическое пособие Н. Новгород ... |
![]() |
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород, 2012 Целью учебного пособия является вооружение студентов знаниями по важнейшим проблемам социальной работы с молодежью |
![]() |
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета |
![]() |
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |
![]() |
Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для... Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических |
![]() |
Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского... История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с |
![]() |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с |
![]() |
По теории и методике обучения математике Учебно-методическое пособие Нижний Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета |
![]() |
План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое... «образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы» |
![]() |
Международные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |