Скачать 105.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ» ПО КУРСУ: «СОЦИОЛОГИЯ» Выполнил: ст. гр. ПС-08б Ситников Ю.П. Проверила: доц. каф. социологии Гомаль В.П. Донецк – 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности. Социальное поведение можно оценивать количественно — по уровню социальной активности людей — и качественно — по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов. Социальный тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. 1. ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах, между которыми трудно провести разграничительные линии, и которые поясняются их некоторыми типичными образцами, называется типологией (греч. tipos - отпечаток, форма). Типологией называется также результат процедуры классификации - некоторая система типов. Типологий, так или иначе связанных с психическими явлениями, с исследованиями личности человека, довольно много, не все они корректно построены, некоторые узкоспециального назначения. Разнообразие целей исследования человека естественно порождает и разнообразие типологий. Классификации, а значит и типологии, имеют свои, чётко очерченные границы и возможности. Они ясны из самого определения, приведенного выше: группировать похожие в определённом смысле описания феноменов (явлений, предметов, объектов) и связи между ними, по возможности, в виде совокупности параметров, а если удастся - в виде моделей, и представить всё это науке для аналитических исследований на моделях выяснения характеристик и закономерностей формирования результатов, решения изначально поставленных задач и синтеза рекомендаций по достижению заданных целей. М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности, К. Маркс — формационную и классовую принадлежность, а для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». 2. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.
Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний. В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности — тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение. 3. ТИПОЛОГИЯ ЮНГА В своем поведении человек ориентируется на данные, полученные из внешнего мира. Но люди неодинаково реагируют на одну и ту же информацию: одни – импульсивно, непосредственно, другие каждый новый сигнал пропускают сначала через себя, их реакция зависит от внутренней установки. Например, один из-за того, что на улице холодно, решает надеть пальто. Другой находит это излишним, поскольку считает полезным закаливаться. Один восхищается художником, которым восхищаются все, а другой не спешит его хвалить – у него есть свой субъективный взгляд на живопись. То есть первый непосредственно ориентирован на внешние факты, второй остается при мнении, которое ставится между ним и новым явлением. Для различия этих двух свойств человеческой психики К. Юнгом были введены понятия экстраверсии и интроверсии. Экстраверт:
Интроверт:
Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровертами – людей малообщительных. Это не верно. Интроверт может быть совершенно открытым, компанейским, веселым… - но только в хорошо знакомой обстановке, где все отношения уже прояснил благоприятным для себя образом. Тогда он с удовольствием «вылезает» из своей раковины, не опасаясь неожиданных для себя неприятных воздействий. В книге «Психологические типы» Юнг предложил типологию характера, опираясь на четыре основные психические функции, свойственные человеку: мышление, эмоции, ощущения, интуицию. Люди наделены этими функциями в различной степени. Какая – то из них обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить: 1) мыслительный тип; 2) чувствующий тип; 3) сенсорный тип; 4) интуитивный тип. Сенсорный тип:
Интуитивный тип:
Мыслительный тип:
Чувствующий тип:
Юнг установил, что тип человека не может быть в одинаковой степени мыслительным и чувствующим. Сильно выраженный мыслительный тип, как правило, бывает слабо эмоциональным, и наоборот. То же самое можно сказать и о другой паре типов (сенсорный и интуитивный). Определим последнюю альтернативную пару психических характеристик, необходимых для типирования по методу соционики. Воспринимающий тип:
Решающий тип:
4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой. В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм — влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным. Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация» Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности — закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли. Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска. ВЫВОД В ходе выполненной работы были рассмотрены различные методы типологии личности, основные на различных социологических и психологических характеристиках человека: по уровню социальной активности людей, по характеру и направленности этой активности (которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и др.), по ценностным ориентациям личности, по свойственным человеку психическим функциям: мышлению, эмоциям, ощущениям, интуиции и пр. Было показано что социологический тип личности тесно связан с окружающей средой. Тип личности формируется под воздействием окружающих человека социологических факторов. С другой стороны, люди различного типа характеризуются своими особенностями взаимодействия с обществом: по разному воспринимается влияние общества на личность, и личность по разному влияет на окружающих ее людей. ЛИТЕРАТУРА
|
Реферат на тему: «Поиск смысла жизни героями литературы XIX века» Целью моего исследования является анализ размышлений, чувств и действий каждого отдельного взятого героя. Ведь именно они влияют... |
Курсовая работа по дисциплине: «Инновационный менеджмент» на тему:... Анализ внешней и внутренней среды автосервиса «нии км-сервис» |
||
Реферат по курсу «Интеллектуальный анализ данных» на тему «Методы... Такие задачи решаются довольно часто, например, при переходе или проезде улицы по сигналам светофора. Распознавание цвета загоревшейся... |
Реферат по литературе на тему: «Философское звучание пейзажной лирики... Приложение |
||
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» Цель урока: раскрыть понятие личности, индивида, индивидуальности через психологию, историю, литературу. Показать характерные черты... |
Реферат по курсу «Культурология» на тему «Конфуцианство» Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю ( Конфуций ) |
||
Реферат на тему «Основные понятия авторского права» Авторское право представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием издание,... |
Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение... Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий чс. 9 |
||
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
Реферат на тему: Индикаторы устойчивого развития общества: муниципальный аспект Муниципалитет как и элемент более сложных систем в аспекте устойчивого развития 14 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |