Реферат на тему: «типологический анализ личности»




Скачать 105.13 Kb.
Название Реферат на тему: «типологический анализ личности»
Дата публикации 14.05.2014
Размер 105.13 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Психология > Реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ»

ПО КУРСУ: «СОЦИОЛОГИЯ»


Выполнил: ст. гр. ПС-08б

Ситников Ю.П.
Проверила: доц. каф. социологии

Гомаль В.П.

Донецк – 2011

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Понятие типологии личности…………………………………………………...4

  2. Типы личности…………………………………………………………………...5

  3. Типология Юнга…………………………………………………………………6

  4. Общественные отношения и личностные качества………………………….10


ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно оценивать количественно — по уровню социальной активности людей — и качественно — по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.

1. ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах, между которыми трудно провести разграничительные линии, и которые поясняются их некоторыми типичными образцами, называется типологией (греч. tipos - отпечаток, форма). Типологией называется также результат процедуры классификации - некоторая система типов. Типологий, так или иначе связанных с психическими явлениями, с исследованиями личности человека, довольно много, не все они корректно построены, некоторые узкоспециального назначения. Разнообразие целей исследования человека естественно порождает и разнообразие типологий.

Классификации, а значит и типологии, имеют свои, чётко очерченные границы и возможности. Они ясны из самого определения, приведенного выше: группировать похожие в определённом смысле описания феноменов (явлений, предметов, объектов) и связи между ними, по возможности, в виде совокупности параметров, а если удастся - в виде моделей, и представить всё это науке для аналитических исследований на моделях выяснения характеристик и закономерностей формирования результатов, решения изначально поставленных задач и синтеза рекомендаций по достижению заданных целей.

М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности, К. Маркс — формационную и классовую принадлежность, а для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера — это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

2. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций.

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

  3. Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенность, подавленность, ощущение себя выброшенным из потока жизни.

  4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности — тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

3. ТИПОЛОГИЯ ЮНГА
В своем поведении человек ориентируется на данные, полученные из внешнего мира. Но люди неодинаково реагируют на одну и ту же информацию: одни – импульсивно, непосредственно, другие каждый новый сигнал пропускают сначала через себя, их реакция зависит от внутренней установки. Например, один из-за того, что на улице холодно, решает надеть пальто. Другой находит это излишним, поскольку считает полезным закаливаться. Один восхищается художником, которым восхищаются все, а другой не спешит его хвалить – у него есть свой субъективный взгляд на живопись. То есть первый непосредственно ориентирован на внешние факты, второй остается при мнении, которое ставится между ним и новым явлением. Для различия этих двух свойств человеческой психики К. Юнгом были введены понятия экстраверсии и интроверсии.

Экстраверт:

  • ориентирован на то, что происходит вне его;

  • открыт всему, происходящему вокруг;

  • любит действия, инициативен;

  • легко вступает в новые контакты, быстро осваивается в любом коллективе;

  • высказывает все, о чем думает;

  • с интересом относится к новым людям, легко знакомится с ними;

  • если отношения не сложились – так же легко расстается, никого не стремясь переиначивать на свой лад;

  • часто склонен к риску.

Интроверт:

  • ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления оттого, что вне его;

  • старается отгородиться (защититься) от обилия новой информации;

  • задумчив, молчалив, внешне спокоен;

  • имеет узкий круг друзей;

  • с трудом входит в новые контакты;

  • стремится к сосредоточенности и тишине;

  • не любит неожиданных визитов и сам не делает их;

  • хорошо работает в одиночку.


Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровертами – людей малообщительных. Это не верно. Интроверт может быть совершенно открытым, компанейским, веселым… - но только в хорошо знакомой обстановке, где все отношения уже прояснил благоприятным для себя образом. Тогда он с удовольствием «вылезает» из своей раковины, не опасаясь неожиданных для себя неприятных воздействий.

В книге «Психологические типы» Юнг предложил типологию характера, опираясь на четыре основные психические функции, свойственные человеку: мышление, эмоции, ощущения, интуицию. Люди наделены этими функциями в различной степени. Какая – то из них обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить:

1) мыслительный тип;

2) чувствующий тип;

3) сенсорный тип;

4) интуитивный тип.

Сенсорный тип:

  • все видит и все ощущает вокруг;

  • живет здесь и теперь;

  • быстро ориентируется в любой обстановке;

  • ведет полнокровную физическую жизнь;

  • практичен и деятелен;

  • уверен в себе;

  • реалист, не любящий пустых фантазий (например, он не торопится начинать новое дело, если оно не обещает практических результатов);

  • многое любит делать своими руками.

Интуитивный тип:

  • основное состояние – размышления о том, что уже прошло, или о том, что еще предстоит;

  • проявляет беспокойство о будущем, старается обеспечить его уже в настоящем (запасает все «впрок», копит деньги на старость и т.д.);

  • проявляет интерес ко всему новому, даже если это не сулит практического выхода;

  • любит решать новые задачи, не желает делать одно и то же;

  • работает нестабильно – «вспышками»;

  • тяготеет скорее к теории, чем к практической деятельности;

  • склонен к колебаниям и сомнениям.

Мыслительный тип:

  • ориентирован на систему, структуру, закон, порядок;

  • любит анализировать и во всем устанавливать логический порядок;

  • в интересах дела может оказаться требовательным, игнорируя при этом чувства других людей;

  • доказывает правоту (правильно – неправильно, разумно – неразумно);

  • как правило, ему трудно говорить о своих чувствах, они устойчивы и медленно меняются;

  • не любит выяснять причины ссор и недоразумений;

  • предпочитает не обсуждать темы личной жизни как своей, так и других.

Чувствующий тип:

  • человек чувства, хорошо разбирается в людях, их настроениях;

  • способен воздействовать на других своими настроениями и сам легко поддается таким воздействиям;

  • часто принимает решения под влиянием симпатий как своих, так и чужих;

  • убеждает в правоте (честно – нечестно, порядочно – непорядочно);

  • любовь для него – сознательное творчество партнеров, самое важное в мире;

  • обидчив, может пользоваться этим как средством воздействия;

  • склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;

  • часто говорит комплименты, стараясь сделать людям приятное.

Юнг установил, что тип человека не может быть в одинаковой степени мыслительным и чувствующим. Сильно выраженный мыслительный тип, как правило, бывает слабо эмоциональным, и наоборот. То же самое можно сказать и о другой паре типов (сенсорный и интуитивный).

Определим последнюю альтернативную пару психических характеристик, необходимых для типирования по методу соционики.

Воспринимающий тип:

  • действует импульсивно, применяясь к ситуации;

  • может начать сразу много дел, с трудом заканчивает их или не заканчивает вовсе;

  • предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предложит случай;

  • любопытен, любит новый взгляд на вещи;

  • работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин;

  • часто действует без подготовки, рассчитывая на везение.

Решающий тип:

  • понятия должны быть разложены по полочкам, нерешенные вопросы ему мешают;

  • склонен планировать работу и выполнять ее до конца;

  • стремится к точности в делах;

  • работоспособность, как правило, стабильна;

  • решение принимает взвешенное и не любит их менять;

  • легко придерживается установленных правил дисциплины и порядка.

4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм — влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация»

Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности — закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска.
ВЫВОД
В ходе выполненной работы были рассмотрены различные методы типологии личности, основные на различных социологических и психологических характеристиках человека: по уровню социальной активности людей, по характеру и направленности этой активности (которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и др.), по ценностным ориентациям личности, по свойственным человеку психическим функциям: мышлению, эмоциям, ощущениям, интуиции и пр.

Было показано что социологический тип личности тесно связан с окружающей средой. Тип личности формируется под воздействием окружающих человека социологических факторов. С другой стороны, люди различного типа характеризуются своими особенностями взаимодействия с обществом: по разному воспринимается влияние общества на личность, и личность по разному влияет на окружающих ее людей.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. А. А. Грузберга — Екатеринбург: ЛИТУР, 1999; Терминологическая правка В. Данченка — К.: PSYLIB, 2004.

  2. В.Гуленко. Описание соционических типов и интертипных отношений.

  3. Артемцева Н. Г., Ильясов И. И., Миронычева А. В.,Нагибина Н. Л. Фивейский В. Ю. Познание и личность: типологический подход. М., Книга и бизнес, 2004.

  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности. // Психологический журнал, 1985, т.6, № 5, с.3-18.

  5. Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

  6. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат на тему: «Поиск смысла жизни героями литературы XIX века»
Целью моего исследования является анализ размышлений, чувств и действий каждого отдельного взятого героя. Ведь именно они влияют...
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Курсовая работа по дисциплине: «Инновационный менеджмент» на тему:...
Анализ внешней и внутренней среды автосервиса «нии км-сервис»
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат по курсу «Интеллектуальный анализ данных» на тему «Методы...
Такие задачи решаются довольно часто, например, при переходе или проезде улицы по сигналам светофора. Распознавание цвета загоревшейся...
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат по литературе на тему: «Философское звучание пейзажной лирики...
Приложение
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность»
Цель урока: раскрыть понятие личности, индивида, индивидуальности через психологию, историю, литературу. Показать характерные черты...
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат по курсу «Культурология» на тему «Конфуцианство»
Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю ( Конфуций )
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат на тему «Основные понятия авторского права»
Авторское право представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием издание,...
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение...
Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий чс. 9
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Реферат на тему: «типологический анализ личности» icon Реферат на тему: Индикаторы устойчивого развития общества: муниципальный аспект
Муниципалитет как и элемент более сложных систем в аспекте устойчивого развития 14
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции