Скачать 254.11 Kb.
|
Методика преподавания иностранных языков в школе(доц. Алексеева Л.Е.) Требования: личный конспект Знать определения Уметь аргументировать Эффективность усвоения информации 80% обсуждение материала 70% 10% слуховое восприятие 20% при чтении текста 10% при визуальном восприятии 30 % 70% при обучении других 90% при аудио и видео информации 50% 90% практические действия 80% 1.Методика как научная и практическая дисциплина 2.Цели обучения иностранным языкам 3.Уровни владения ин.яз. 4.Компетпнция владения ин.яз. 5.Международные сертиф. Экзамены 1.Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой (Щерба. Работы Ахматовой, Аранкин и др.) 2.Методика – прикладная область психологии. Задача состоит в научной разработке основных методов обучения. (Беляев. «Очерки по психологии обучения ин.яз.» разработал концепцию сознательно-практического метода) (Артемов, Бенедиктов, Карпов) 3.Методика раздел педагогики, частной дидактики, опирается на дидактические принципы этой области знаний. Существовала до 60х годов. (Бабанский, Тенугеева, Щубила, Цеплин) С 60х годов методика оформляется в самостоятельную науку. Базисные науки для методики: педагогика, психология, лингвистика, социология, лингво-страноведение, культурология. Однако связь с другими науками не исключает самостоятельности методики. 1.У методики есть свой предмет обучения – ин. Яз. – цель и средство 2.Есть свой понятийный аппарат – система терминов Справочники Азимовой и Щукина, Калесникова и Долгина. 3.Объект исследования – процесс обучения языку 4. Предмет исследования – совокупность знаний, накопленных в процессе существования методики в виде различных теорий обучения, методических рекомендациях и способах их эффективности. Предмет исследования реализуется в виде публикаций методик и рекомендаций на преподавания языка. Методика- научная дисциплина, относится к педагогич. Дисциплинам и является частной дидактикой по отношению к педагогике
Методика как научная дисциплина: 1.Обучение языку- совместная деятельность преподавателя и учащегося в ходе которой осуществляется развитие личности, образования и воспитания. 2. Овладение языком в процессе обучения, в процессе общения с носителем языка. 3. Владение языком
Цель обучения- зарание планируемый результат Цели обучения:
Уровни владения языком.
Грамматико-переводной метод изучения языков. В США прусский метод В Рос. Вузах – один из ведущих методов. Основная цель –общее образование, развитие логического мышления, упражнения на грамматику.
В конце 20 в. изменение приоритетов в образовании Усиливается интерактивная сторона. 4.обучение ин. Речи, речевой деятельности и переход к общению 5.Обучение языку как средству общения между специалистами, мах. Развитие коммуникативной компетенции обучаемых, ознакомление с социальнокультурной картины мира изучаемого языка. Социальный заказ общества – обучение специалистов в разных обл. знаний на уровне профессионального владения.
EST(for science & technology) EOP(for occupational purposes) в профессиональной сфере
Уровни владения ин. Яз. Департамент по языковой политики –Страсбург. Ассоциация тестирующих учреждение Европы ALTE Уровень владения языком – степень сформированности речевых навыков и умений у пользователя данного языка. 20 в. концепция «Европа без границ» иноязычная компетенция, пороговые уровни владения языком. Принятие документа «Общеевропейские компетенции владения ин-м яз-м.; изучение, преподавание, оценка» Уровни владения языком А элементарное breakthrough (уровень выживания) Waystage (допороговый уровень) В самостоятельное threshold (gjhjujdsq ehjdtym) Vantage (пороговый продвинутый) С свободное effective proficiency( профессиональное владение) Mastery(в совершенстве) Система дескриптеров – описание умений изучаемых на каждом уровне can do statements Шкала уровней пригодная для всех языков, нацелено на практическое изучение языков, в ее основе коммуникативный подход в обучени, отражает интересы различных проф. И возрастных групп учащихся.
прост Испанский, итальянский Англ, фр, немецк. Финский, русский, иврит, турецкий, венгерский, польский сложн Арабский, китайский, японский, корейский
Для порогового уровня ок. 500 акад. Часов + ок.200-250 на каждый последующий уровень
Компетенция – сумма знаний, навыков, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Общие компетенции не являются коммуникативными 1.декларативные знания – знания о мире – социокультурные знания 2.умения и навыки – навыки повседневной жизни и умения; профессиональные навыки проведения досуга 3.экзистеальная компетенция – взгляды и отношения, открытость для воспитателя, убеждения. Тип познавательной компетенции 4.познавательные способности -> осознавать поставленные задачи, эффективно работать в группах, использовать материалы для самостоятельного обучения, преподать себя с лучшей стороны, знать свои потребности и задачи. Коммуникативные компетенции
Социолингвистическая А способность использовать и преобразовывать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения Лингвистическая В владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний Дискурсивная С способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении высказывания. Связное выражение своей позиции, готовность вести дискуссию, способность вовлечь собеседника в процесс общения. Социальная D способность и готовность общения с другими, включает желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, способность справиться с ситуациями, сложившимися в обществе. Стратегическая Е способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки владения языком. Если коммуникация не состоялась важно использовать любые коммуникационные стратегии. Социокультурная F степень знакомства с социокультурным контекстом, функционирование языка. Знание собственной культуры, знакомство с языковой картиной мира. Международный сертифицирующий экзамен ALTE www.alte.org Цель – стандартизировать результаты языковых экзаменов по разным языкам стран Европы. Шкала ALTE 1.BREAKTHROUGH 2.WAYSTAGE 3.THRESHOLD 4/INDEPENDENT USER 5.COMPETENT USER 6. GOOD USER ДЕТИ БОЛЬШЕ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ, ЧЕМ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ. НУЖНЫ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫК В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. МНОГО ГРАММАТИКИ, ЗАДАНИЯ НА АУДИРОВАНИЕ + УПРАЖНЕНИЯ ПОХОЖИЕ НА ИГРЫ + РОЛЕВЫЕ ИГРЫ + ГРУППОВАЯ РАБОТА Речь – исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей по средствам языка в процессе общения (И.И.Зимняя) Под речью воспринимается как его процесс, так и его результат – устные и письменные тексты. Монологическая и диалогическая речь, внутренняя и внешняя, неподготовленная, спонтанная, немотивированная и др. Речевая деятельность – активный, опосредованный языковой системой процесс передачи приема сообщений 3 аспекта языковых явлений: (Щерба) язык речь речевая деятельность – ведущий аспект припрактической напрвленности обучения Виды речевой деятельности:
Вспомогательные виды речевой деятельности:
Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (integration of skills)
+весь урок проходит на иностранном языке, больше говорят учащиеся, тк более эффективно Методы и подходы Метод – (а) (общедидактическое понятие) совокупность способов взаимосвязной деятельности преподавателя и учащихся, направленных на достижения цели образования, воспитания и развития (в) (частнометодическое понятие)
Прямые методы
Сознательные методы
Комбинированные методы
Интенсивные методы
Книги по методике
Подход - базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию 1.бихевнористский подход (овладение языками путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы) 2. индуктивно – сознательный подход ( овладение языком путем овладения языком путем наблюдения за речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи) 3.познавательный (когнитивный) подход – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкциям к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний 4.интегрированный подход – предусматривает органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения т.е. параллельное овладение знаниями и речевыми навыками. Подходы по направленности:
Китайская пословица Я слушаю и Я забываю Я вижу и Я запоминаю Я делаю и Я понимаю Принципы обучения ин. Яз. Приемы обучения и их отбор Содержание обучения Средства обучения Типология упражнений Принципы обучения Подход к обучению имеет основополагающую роль, - доминирующая идея на которой строится новый метод. Аудиолингвистический метод представляет собой модель обучения, в которой реализуется бухевнористское направление, подходы ориентированные на продукт речевой деятельности и на учителя Принципы обучения – основные положения, определяющие характер обучения и требования к учебному процессу. Формируются на основе выбранного направления. Существуют и описаны ок 40 принципов обучения. Щукин описывает 4 группы принципов:
2.Лингвистические
2.речевые ситуации 3.страноведческий материал 4.тексты для чтения 5.материал по стилистике 3.Психологические
4.Собственно- методические – отражаю особенности преподав. Яз. Как учебной дисциплины
Принципы в зарубежной методике: 1.Когнитивный
2.Эмоционально – психологические
3.Лингвистические
Приемы обучения - действия и операции учителя, цель которых преподать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность Знание – результат процесса позн6ания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, умозаключений, теорий. Не более 15% теории Знания
Навык - действие, достигшее уровня автоматизма, характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного сознания. Операции доведенные до уровня совершенства называются речевым навыком. Формируются в результате выполнения упражнений Навыки
Умение -усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно выполнять действия, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможности выполнения действий в изменяющихся условиях. Характеризуются самостоятельностью, продуктивностью, осознанностью, динамизмом. Содержание обучения - совокупность того, что учащийся должен освоить в процессе обучения. Историческая категория изменяется в зависимости от цели обучения. Компоненты содержания обучения
Организационные формы обучения - совместная деятельность преподавателя и учащегося, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме. Регламентирует соотношение индивидуального и коллективного, степень активности учащегося в познавательной деятельности.
Западная форма обучения
Средства обучения - комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком для преподавателя для учащегося
- словари При просмотре видео:
Типология упр - классификация упр по их существенным признакам. Направленность либо на подготовку к речевой деятельности, либо на обеспеспечение участия в речевой деятельности Классификация упр по Рахманинову
Классификация упр по Шатиловой
Классификация зарубежных авторов
Классификация типов упр
Виды тренировочных ( докоммуникативных) упр
Виды коммуникативных упр
Контроль - процесс определения навыков, знаний умений полученных в процессе усвоения устных и письменных задач. Контроль определяется как часть урока, во время которого учитель оценивает как ученик или группа учеников усвоили материал в отдельных или во всех аспектах. Позволяет преподавателю получать инф о результатах работы учащегося и о результатах своей работы. Функции контроля
Виды контроля
Система отметок 80-100% А 75-79% В 60-74% С <60% saie 53-59% D <34% E Планирование
Подробное планирование От прост к сложн От извест к неизвестн
Преподаватель
Личность учащегося
Обучение грамматике Грамматический навык – автоматический навык правильного выбора грам структуры в соответствии с ситуационными употреблениями Цель урока – формирование грам навыков Трудности
Умение читать Текст должен соответствовать по степени сложности, уровню обученности, содержать информацию, интересующую учащихся. Игры, сказки, рифмовки, общение, страноведческие, журналистские статьи На нач этапе обучения, быстро узнавать и соотносить графические образы со слухомоторными Упр: заполни пропущенную букву, конструкция слов из предложений Аудирование
Говорение
Письменная речь
упр. Прочитать текст, опред тоску зрения автора и выразить свое отношение слова и выражения в порядке увеличения эмоциональной окраски |
Институт иностранных языков Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным... |
Требования к реферату по иностранному языку Для допуска к сдаче кандидатского экзамена необходимо за 3 недели до экзамена представить в отдел аспирантуры для передачи на факультет... |
||
Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка... Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка... |
Высшего профессионального образования институт иностранных языков Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным... |
||
Требования к оформлению иностранных источников Объем иностранных источников до 5000 знаков (две страницы машинописного текста, но не более трех). Можно использовать тезисы |
Заседание Комиссии филологического факультета по приему в аспирантуру граждан России В. Н. Денисенко, зав кафедрой русского языка и методики его преподавания проф. В. М. Шаклеин, зав кафедрой массовых коммуникаций... |
||
К. М. Поливанов Программа по литературе 10-11-е классы. Профильный уровень Цели преподавания литературы в современной школе. Задачи преподавания курса литературы в классах гуманитарного профиля |
Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть... Пособие для тех, кто желает легко и в непринужденной форме овладеть навыками изучения иностранных языков |
||
Методика преподавания элементов теории вероятности в общеобразовательной... Особенности изучения элементов теории вероятности и математической статистики в общеобразовательной средней школе |
Согласовано Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении учителей иностранных языков |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |