Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность»




Скачать 134.69 Kb.
Название Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность»
Дата публикации 03.10.2014
Размер 134.69 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Психология > Урок
Министерство образования и науки РД

Средняя общеобразовательная школа № 1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 10 «б» классе

на тему:

«Индивид, индивидуальность, личность»



Подготовили и провели:

Психолог: Агаева З.А.

Учитель обществознания: Сайдиева З.М.

Учитель литературы: Якубова Б.К.
Избербаш - 2011

Цель урока: раскрыть понятие личности, индивида, индивидуальности через психологию, историю, литературу. Показать характерные черты проявления личности в той или иной ситуации. Уметь выражать свое отношение к поступкам литературных героев, наших политиков.

Задачи: раскрыть данную тему, используя ИКТ, расширить знания детей о личности, индивиде, индивидуальности.

Оборудование: интерактивная доска, вывески цитат известных ученых.
Ход урока

Психолог: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наш урок посвящается одной очень интересной теме: «Индивид, личность, индивидуальность».

Индивид, личность, индивидуальность не тождественны, они образуют единства, но не тождество.

Каждый человек индивидуален, нет во всем мире одинаковых людей. Каждый из нас обладает только ему свойственным характером, темпераментом, своим отношением ко всему происходящему.

Я хочу вам рассказать одну притчу. Однажды странник странствовал по всему миру, чтобы найти что-то очень красивое. И вот, остановившись у стены одной крепости, он обратил внимание, что на другой стороне улицы собираются толпы людей и что-то с интересом высматривают – ему тоже захотелось посмотреть – что же привлекло их внимание. Он подошел и увидел бабочку в коробочке, которая произвела на него огромное впечатление. Когда он вернулся, то там, где он отдыхал, появился еще один такой же странник, который поинтересовался у первого, а что там все собрались. Тот в свою очередь посоветовал подойти ближе и самому полюбоваться «чудом». Последовав его совету – тот так и сделал, вернувшись, первый странник спросил второго – понравилось ли ему, на что второй ответил, что ничего необычного он не увидел.

Эта притча, ребята, как вы догадались, о том, что все мы разные, мы по-разному воспринимаем все, что нас окружает.



Что же влияет на наше становление, как личности. Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью – это один из центральных вопросов не только для психологии, но и для философии, литературы, практически во всех областях.

Ребята, я бы хотела, чтобы вы дали определения понятиям: индивид, личность, индивидуальность.

1 ученик: Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон.

Термин «индивид» характеризует человека, как одного из людей, описывает человека с точки зрения его самобытности, особенности, а они зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

2 ученик: Термин «индивидуальность» это не только внешность человека. Индивидуален каждый человек. Яркими индивидуальностями были: Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер, Цицерон и др.

3 ученик: Личность – это человек, который способен управлять своим поведением, деятельностью, у которого свои собственные взгляды.

Черты человека, как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях.



Психолог: Спасибо. Ребята, мы проводим сегодня урок-закрепление. И вам было одно домашнее задание – подготовить сведения о ярких индивидуальностях. Послушаем.

Ученик: Великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и ученый Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих эпох.

Однажды Верроккьо – учитель Леонардо поручил Леонардо написать одного из двух ангелов на картину «Крещение Христа». Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками учениками. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы.

Его шедевры: «Дама с горностаем», «Портрет музыканта» и многие другие.

Леонардо Да Винчи интересовался проблемами полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает все, тот может все. Только бы узнать – и крылья будут!»

Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватало только одного – идеи мотора.

Леонардо Да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как зрительная труба системы Кеплера).

Психолог: Сейчас мы с вами прослушали о великих достижениях неповторимого Леонардо Да Винчи.

На самом деле, никто и никогда не создает того, что создал великий мастер. Его индивидуальность неповторима.

Ребята, послушаем о Макиавелли.

Ученик: Николо Макиавелли – итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Сильная личность способна противостоять фортуне, случайным стечениям обстоятельств – согласно концепциям Макиавелли. Макиавелли резко осуждал политику феодальной знати и особенно папство, приводящую к постоянным раздорам.

Макиавелли – автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающиеся из них – комедия «Мандрагора».

Отличительная черта комедии – целеустремленность, воля, активность ее персонажей.

Макиавелли требовал от армии высокой тактичной выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам.

Психолог: Яркая индивидуальность, которой были свойственны такие черты как целеустремленность, высокие интеллектуальные показатели, все это мы услышали, рассказывая о Макиавелли.

Послушаем о Цицероне.

Ученик: Цицерон Марк Туллий римский оратор и философ.

Цицерон получил превосходное образование, имея трактат по ораторскому искусству.

Цицерон опубликовал более сотни речей; риторическая техника Цицерона в основном позаимствована у греков. Им было установлено 5 основных критериев удачной речи: нахождение подходящего материала, его расположение, стиль, исполнение, запоминание.

Его ораторское мастерство мы можем проследить на примере одной из речей Цицерона в защиту Милона.

Милон убил Клодия в случайной стычке. Милон был признан виновным и отправился в изгнание. И Цицерон на суде намерен был доказать, что Милон убил, представлявшего собой угрозу обществу, Клодия исключительно из патриотических побуждений и в рамках самозащиты.

Для риторического стиля Цицерона характерны частые обращения к истории, религии, философии. Цицерон постоянно пытается пробудить внимание своих слушателей, пуская в ход риторические вопросы. Благодаря своему ораторскому мастерству Цицерон выигрывал многие судебные процессы.

Учитель обществознания: Не менее интересен вопрос о том, как происходит социализация личности, что влияет на ее становление. На процесс социализации влияют биологические и социальные факторы. От того, какого рода гены заложены в человеке. Во много зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но многое зависит от окружения, в котором воспитывается человек. Процесс социализации, прежде всего, идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи.

Посмотрите на эту схему. Как показано на схеме, на личность оказывают влияние улица, семья, дошкольное учреждение, СМИ.

Ребята, а каким же образом влияет школа на становление личности, на каких уроках это происходит постоянно.

Ребята: На уроках литературы, истории. Литература имеет большое значение в становлении личности.

Психолог: Предоставляется слово Барият Карамудиновне – педагогу русского языка и литературы.



Учитель литературы: Литература имеет большое значение в становлении личности также как и общество. Какие литературные художественные герои сыграли роль в становлении вашей личности? Какие запомнились?

Ребята, мы с вами недавно прошли произведение на уроках литературы «Преступление и наказание». Как вы относитесь к личности Раскольникова, почему он совершил этот поступок?
Ответы ребят: Кто не осуждает, говоря о том, что его вынудила на это преступление сама старуха.

Другие против, считая, что как бы ни складывались обстоятельства, никто не имел права отнимать жизнь у человека.
Учитель литературы: Ребята, мы на уроках рассуждаем о поступках очень многих героев, но к тому, же мы говорили и о великих писателях, поэтах, их вкладе в литературу, их, свойственным только им, чертах характера. Вот и сегодня хотелось бы подчеркнуть их личностные качества.

Ученик: Всем известна дружба Пушкина с декабристами. Даже самому Николаю I на аудиенции поэт сказал: «Стал бы в ряды мятежников», отвечая на вопрос, как он поступил бы, если бы был тогда в Петербурге. Однако известно, что между Пушкиным и декабристами происходило немало споров и до восстания, и после его поражения. А всё дело в том, что дружба эта была основана не на поддакивании, не на взаимной лести, а на достойном отстаивании своих взглядов, как и подобает настоящим друзьям.

Вольнолюбивый Пушкин говорил царю всю правду. Он не побоялся выступить перед царем в защиту декабристов. Он сказал Николаю I на аудиенции: «Стал бы в ряды мятежников».





Ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов – один из великих русских поэтов. Его произведения пронизаны любовью к свободе, смелостью. Написанное им стихотворение «Смерть поэту» посвящено А.С.Пушкину.

Когда Пушкина убили, один Лермонтов не побоялся гонений со стороны царской власти и написал такое смелое стихотворение: всю правду о смерти Пушкина, а за последние шестнадцать строк, где он обвиняет светское общество и царя, его отправляют в ссылку на Кавказ, где в то время шла война.

(16 строк из стихотворения читает ученик)

Учитель литературы: Он был очень молод, достиг таких вершин, такой знаменитости, и по сей день его произведения, как и произведения А.С.Пушкина проницательны, убедительны, интересны.

Ученик: Сергей Николаевич Тургенев – русский писатель, поэт. Им были написаны многие известные произведения: «Три портрета», «Провинциалка», «Му-Му», «Рудин», «Дворянское гнездо» и др., каждое из которых является шедевром в литературе.

Сам Тургенев был очень гуманным, он был против кровопролития, против революции, т.к. каждый человек был для него личностью.

Психолог: Ребята, вы нам подготовили очень интересные сведения о великих поэтах, писателях. Их поступки, их деяния учат нас всех добру, пониманию, сочувствию, сопереживанию, воспитывают в нас такие качества как решительность, стремление к достижению нового. И все это мы узнаем на уроках литературы. А на каких уроках еще вы узнаете о великих людях?

Ученик: На уроках обществознания.

Учитель обществознания: Ребята, я знаю, что готовясь к этому уроку, вы выбрали определенных исторических личностей и подготовили о них нам сообщения.

Ученик: Борис Николаевич Ельцин – первый президент новой России. Он возглавил страну в самый сложный переломный период.

У Б.Н.Ельцина в полной мере проявились качества организатора, лидера, способного мобилизовать людей на решение масштабных задач.

Еще, будучи ребенком, он выступил против классной руководительницы, которая била детей и заставляла их работать у себя дома. За это был исключен из школы, но сумел добиться возможности продолжать учебу в другой школе.

Учитель обществознания: Решительность, смелость взглядов и убеждений помогли Б.Н. Ельцину дойти до вершин первого президента. Такие качества должны быть и у вас, в молодом поколении, т.к. в столь сложное и противоречивое время эти качества личности очень вам нужны.

Ученик: Владимир Владимирович Путин второй президент РФ – яркий неординарный политик. Именно в период его президентства произошло возрождение России. И сейчас будучи главой правительства, В.В. Путин действует решительно, показывает пример смелой гражданской позиции. По его инициативе успешно проводятся в стране ряд масштабных национальных проектов в области образования, медицины, спорта, улучшение демографической ситуации.

На мой взгляд, именно такой должен быть политик XXI века.



Ученик: Нынешний президент РФ Д.А. Медведев. Я думаю, что глава такого большого государства как Россия, должен быть личностью в самом полном смысле этого слова. Почему? Когда мы характеризуем личность, то мы указываем на то, что человек должен быть готовым брать ответственность на себя за столь большое государство. И Д.А. Медведева мы можем смело назвать личностью, ведь он, став главой государства, несет ответственность за всю страну. Президент согласно Конституции, направляет внутреннюю и вешнюю политику страны, является главнокомандующим.

У человека, у которого с детства не было целей, смелых поступков – никогда не могло бы получиться то, что у нашего президента, и если заглянуть в юношеские годы Д.А. Медведева, то можно извлечь интереснейший факт. Он был единственным ребенком, казалось, его лелеяли, оберегали. Но он сам решил зарабатывать еще со студенческих лет себе свои личные деньги, он работал дворником и получал при этом повышенную стипендию, обучаясь в университете.

Учитель обществознания: Ребята, такая личность, как Д.А.Медведев достойна уважения, личность, которая достигла всего благодаря своей целеустремленности, упорству, инициативности.

Психолог: Ребята, какие сильные личности мы с вами рассмотрели, и как же сейчас молодому поколению не хватает этих черт. Ребята, а какие хорошие поступки вы уже совершили, и как вы в себе воспитываете те или иные качества?

(Ответы детей)

Учитель обществознания: Ребята, а что еще оказывает сильное влияние на становление личности, на вас в частности. Посмотрите, пожалуйста, еще раз на схему «Социализация личности».

Ученик: Очень сильное влияние на сознание личности, а после и на его поступки оказывают СМИ (средства массовой информации).

Учитель обществознания: Ребята, сейчас мы с вами проиграем ролевую игру «ТНТ: за и против». Я предлагаю одеть бейджики всем участникам игры: кто «директора телеканалов: СТС, 1 канал, Россия» все должны предъявить аргументы каналу ТНТ в том, что плохо на этом канале.
Ролевая игра

Ход игры

Цель игры: показать отрицательное влияние на подсознание молодого поколения многих передач.

Участники рассаживаются полукругом. Ведущий объявляет, что сегодня на нашей передаче присутствуют каналы: ТНТ, СТС, НТВ и др.

Муз TV: Во время прохождения мультфильмов на вашем канале часто показывают рекламы, которые еще к тому же и вульгарны.

ТНТ: А я считаю, что рекламы хорошие, к тому же без реклам я не могу содержать свой канал – ведь и на ваших каналах рекламы.

TV: Да, но не того содержания…

НТВ: Скажите, пожалуйста, для чего программа «Дом-2», это же открытый разврат. Она отрицательно влияет на молодежь.

ТНТ: А вы хотите, чтобы наше молодое поколение узнавало все это с улицы? Пусть лучше с программы.



1 канал: На вашем канале показывают очень часть сериалы, где звучат непристойные выражения. Высчитаете, что это не коверкает наш великий русский язык?

ТНТ: Наш великий русский язык богат, и каждый вправе выражаться так, как ему заблагорассудится.

СТС: На вашем канале очень часто показывают агрессивные мультфильмы, фильмы.

ТНТ: А вы думаете, что в нашей жизни все прекрасно, веет от всех добром? Откуда же наше молодое поколение будет знать о существовании зла, насилия?

Ученик (как зритель): А мне очень нравится ваш канал, т.к. именно на вашем канале я смотрю свои любимые фантастические фильмы. И почему вы все осуждаете этот канал, как будто у вас все хорошие передачи.

Россия: На вашем канале показывают, как я считаю, бессмысленные сериалы – «Универ», «Счастливы вместе», «Реальные пацаны» и др. Это все отрицательно влияет на подростков.

ТНТ: А я считаю, что все эти фильмы хорошие, и не нужно наш канал показывать в плохом свете. Разберитесь в своих каналах, а я в своем разберусь сам!

Психолог: Ребята, спасибо за участие в игре, я думаю, вы осознали, что на нашем телевидении очень много негативного и вас в жизни окружает много отрицательного, но я думаю, что вы сможете отличать хорошее от плохого, и способны перенимать только положительное.

Ребята, не всегда в жизни все гладко, происходят какие-то события, какие-то непредсказуемые ситуации, но мы, все же, противостоим этому. Что же нам помогает? Нам помогают защитные механизмы, да, именно так их называют в психологии: это вытеснения, сублимация и др. Они играют огромную роль и помогают вам в этих трудных ситуациях. Но об этом вы поговорите в 11 классе.

А сегодня я бы еще хотела обратить внимание ан самооценку и влияние ее на становление личности. Мы с вами уже проводили тест на самооценку, и каждый из вас знает, какая она у вас: у кого-то из вас она низкая, у кого-то адекватная – средняя, у кого-то высокая. Если у человека низкая самооценка, то у него низменные цели, неуверенность в будущем, если адекватная – то и цели высокие и уверенность больше. Так что, ребята, вам необходимо повышать самооценку, у кого она низкая.

В заключение нашего урока я хочу прежде поблагодарить вас и пожелать вам высоких целей, достижения их, целеустремленности, целеполагания, яркой индивидуальности и, прежде всего, оставаться самими собою.

И закончу одной очень поучительной дооской притчей.

Однажды наставник Пути сказал своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто не достоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, икт
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Урок в 10 «б» классе на тему: «Индивид, индивидуальность, личность» icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции