Скачать 90.51 Kb.
|
Программа семинарских занятий Тема 1. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В.Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна Цель: освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления психологических исследований. Основные понятия: исторический и психологический вопрос, история как рассказ о событиях, история и психология, индивидуализм в предании и в истории, душа народа, психология народа (В. Вундт); наука о духе, метод историографии, внутренний опыт, опыт письменного «Я», описательная психологи, психологизация смысловых образований культуры (В. Дильтей); время и бытие, бытие как присутствие во времени, человек в пространстве времени, бытие и сущее, время и временное, эпоха, настоящее, четыре меры времени, со-бытие (М. Хайдеггер); человек и мир, становление бытия во времени и пространстве, время и бренность, время и непрерывность обновления (С.Л. Рубинштейн). Вопросы: Каковы философские и научные предпосылки развития исторической психологии как отдельного научного направления? На каких основаниях происходит взаимодействие истории и психологии в рамках исторической психологии? В чем особенности методов исследования в исторической психологии? Какие существуют подходы к рассмотрению бытия человека во времени? В чем выражаются основные идеи В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна в отношении рассмотрения человека в пространстве времени (общие позиции и различия во взглядах)? Литература: Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С. 322-324); Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, 2003. – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, 1993. – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406). Тема 2. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» (конспект) Цель: освоение понятия «осевое время», разделяющего сознание на «историческое» и «доисторическое». Основные понятия: осевое время, история и доистория, схема мировой истории, настоящее и будущее, смысл и назначение истории, историческое и доисторическое сознание, границы истории, единство истории, преодоление истории. Вопросы: Что К. Ясперс выделяет в качестве критериев осевого времени? Порождение каких историко-культурных и психологических феноменов К.Ясперс определяет в осевом времени? Что такое история и историческое сознание с точки зрения К. Ясперса? Каковы особенности развития исторического сознания с осевого времени и где сохраняется доисторическое сознание? Что понимает К. Ясперс под преодолением истории? Литература: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28 – 286. Тема 3. Историогенез психического. Обсуждение работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (конспект) Цель: освоить основные идеи культурно-исторической психологии об историчности развития высших психических функций. Основные понятия: три стадии в развитии подведения (инстинкт, научение, интеллект), орудийная деятельность, три плана психологического развития (филогенез, онтогенез, историогенез), историческое развитие высших психических функций (память, внимание, абстракция, речь и мышление), знак как орудие психического, развитие знакового поведения. Вопросы: Какие стадии выделяют в развитии поведения? Какие выделяют планы психологического развития и в чем выражается их взаимосвязь? Какие теории культурно-психологического развития выделяют Л.С. Выготский и А.Р. Лурия и в чем их различия? В чем выражаются биологические предпосылки развития сознания? Какие особенности можно выделить в особенностях психических функций первобытного человека? Какие аналогии в развитии историогенеза и онтогенеза сознания наблюдаются у ребенка? Что является орудием развития психического в культурно-историческом плане и как его развитие определяет развитие психических свойств и функций? Литература: Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с. Тема 4. Историогенез психического. Обсуждение работы Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» (конспект) Цель: ознакомится с концепцией Б.Ф. Поршнева о начале и движущих силах историогенеза психического. Основные понятия: ускорение исторического прогресса, внешнее и внутреннее определения понятия начала человеческой истории; феномен человеческой речи; тормозная доминанта; имитация и интердикция; плотоядение; появление огня; труд, общество, производство; генезис речи-мышления (суггестия и дипластия); генезис образов, значений, понятий. Вопросы: В чем выражается ускорение исторического прогресса? Какие можно выделить критерии появления собственно человека? В чем выражается феномен человеческой речи? Что такое тормозная доминанта и в чем она проявляется? Какова роль имитации и интердикции в развитии психики в истории? В чем заключается роль питания и огня в антропогенезе с точки зрения Б.Ф. Поршнева? Какова роль речи и мышления в развитии психики в антропогенезе? Литература: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с. Конспектирование глав 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10. Тема 5. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы Л. Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (конспект) Цель: освоить основные идеи Л. Леви-Брюля, раскрывающие закономерности первобытного мышления. Основные понятия: коллективные представления первобытных людей и их мистический характер; закон партиципации; операции и приемы пра-логического мышления; пра-логическое мышление и счисление; религиозно-магические институты; безразличие первобытного мышления к естественным причинам; переход к высшим типам мышления. Вопросы: В чем выражаются коллективные представления в сознании первобытного человека и каков их характер с точки зрения Л. Леви-Брюля? Какие основные законы первобытного сознания выделяет Л. Леви-Брюль? Какие первичные социальные институции выделяет Л. Леви-Брюль и в чем своеобразие их проявлений? В чем выражается взаимосвязь реального и мистического опыта первобытного человека? Какие критерии выделяет Л. Леви-Брюль в различении первобытного и современного сознания, в чем выражается переход к высшим типам мышления? Литература: Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 608 с. Конспект части 1: «Первобытное мышление» – С. 7 – 372. Тема 6. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы К. Леви-Строса «Первобытное мышление» (конспект) Цель: освоить основные идеи К. Леви-Стросса, раскрывающие закономерности первобытного мышления. Основные понятия: конкретность первобытного мышления, логика тотемических классификаций, системы трансформаций; сакральное и профанническое; празднование, тотемические церемонии, ритуал, социальная организация, тотемические предки; тотем и каста; эндогамия и экзогамия; категории, элементы, виды и числа; универсализация и партикуляция; индивид в качестве вида; синхрония и дисинхрония, исторические и траурные ритуалы, жизнь как постоянство и периодичность, мифологическая история; история и диалектика. Вопросы: Какие основные особенности первобытного мышления выделяет К. Леви-Строс? В чем выражается особенность взаимосвязи и обособления сакрального и профанного в первобытных обществах? Какова роль тотема и табу в первобытных культурах? Значение ритуала в жизни первобытных обществ? Какова роль мифа в первобытном мышлении? В чем своеобразие понимания мира и собственной жизни у человека в первобытных культурах? В чем заключается метод бинарных оппозиций в структуралистком анализе первобытных культур? Литература: Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, 1994. – 384 с. Конспектирование главы «Неприрученная мысль» – С. 111 – 336. Тема 14. Проблема традиции и повседневности Цель: ознакомить с механизмами межпоколенной преемственности в контексте культурных традиций. Основные понятия: традиции, обычай, ритуал, обряд, социальная стабильность, преемственность, повседневность, обиходная культура, быт, уклад жизни, поколение, возрастная когорта, генезис поколений. Предусматривается ознакомление с литературой по проблемам традиции и повседневности, акцентируя внимание на работы Ю.М. Лотмана по русской культуре и быту XVIII-XIX веков. Вопросы: Как соотносятся понятия традиция, обычай, ритуал, обряд? Какова роль традиций и новаций в жизни общества? Как обиходная культура и уклад жизни определяют мировоззрение и социальное функционирование человека? Что такое поколение и в чем выражаются его границы? Каковы особенности возрастного символизма в историко-культурном своеобразии? Литература: Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 415 с. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПб, 2002. – 768 с. Марков Б.В. Культура повседневности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. – 320 с. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступительная статья Ф.Т. Михайлова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с. Поколение в социокультурном контексте ХХ века / Отв. ред. Н.А. Хренов. – М.: Наука, 2005. – 631 с. Тема 16. Пространство детства в историко-культурном развитии Цель: рассмотреть проблемы психологии игры и детства в историко-социальном ракурсе. Основные понятия: возрасты жизни, чувство детства, открытие детства, игра, игрушка, ребенок, детство, культурный социогенез, детская культура как историческая реальность, школьная жизнь. Предусматривается знакомство с литературой по истории и психологии игры и культуры детства (по выбору студента). Вопросы: В чем особенности детства как историко-социальной категории в разные эпохи? Значение игры и игрушки в разные исторические эпохи? Как формируется культура детства в историгенезе человечества? Каковы особенности детства в различные исторические эпохи? Какова взаимосвязь пространства детства с историко-культурными и социальными контекстами культуры взрослых? Литература: Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. – 400 с. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминания. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 192 с. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с. Дети и культура. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 288 с. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. – М.: ОГИ, 2003. – 448 с. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. – 431 с. Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. – М.; Тверь: Научная книга, 2008. – 382 с. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 336 с. Костюхина М.С. Игрушка в детской литературе. – СПб.: Алетейя, 2008. – 256 с. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. – М.: УРАО, 2000. – 320 с. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с. Миллер С. Психология игры / Пер. с англ. В. С. Сысоев. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 317 с. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 624 с. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Речь, 2004. – 276 с. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. – М.: УРАО, 1998. – 432 с. Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – 256 с. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 460 с. Шлюмбом Ю. Детская комната: Социализация и воспитание в Германии в 1700-1850 гг. // Развитие личности. – 2003. – №2. – С. 171-186. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с. |
Программа и учебно-методические рекомендации по курсу «Немецкая публицистика... Важной составляющей обучения является анализ большого количества аутентичных публицистических материалов, их обсуждение на семинарских... |
Н. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии... |
||
Философские и методологические основы исторической науки Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил... |
Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения... Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов... |
Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия» Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество |
||
Рабочая программа для студентов исторического отделения программа семинарских занятий Это представляется особенно актуальным с учетом того, что количество часов, выделяемых в настоящее время на лекции по отечественной... |
Еникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996 Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие... |
||
Учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии» составлено... Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной... |
Перспективное планирование На 2012-2013 гг. Занятий студии Чтение и обсуждение сказки. Способы действия героев в сказках. Рисование кота. Игра «Назови сказку» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |