Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна




Скачать 90.51 Kb.
Название Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна
Дата публикации 30.09.2014
Размер 90.51 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Психология > Программа
Программа семинарских занятий
Тема 1. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В.Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна
Цель: освоить научные основания начала исторической психологии как особого направления психологических исследований.

Основные понятия: исторический и психологический вопрос, история как рассказ о событиях, история и психология, индивидуализм в предании и в истории, душа народа, психология народа (В. Вундт); наука о духе, метод историографии, внутренний опыт, опыт письменного «Я», описательная психологи, психологизация смысловых образований культуры (В. Дильтей); время и бытие, бытие как присутствие во времени, человек в пространстве времени, бытие и сущее, время и временное, эпоха, настоящее, четыре меры времени, со-бытие (М. Хайдеггер); человек и мир, становление бытия во времени и пространстве, время и бренность, время и непрерывность обновления (С.Л. Рубинштейн).

Вопросы:

Каковы философские и научные предпосылки развития исторической психологии как отдельного научного направления?

На каких основаниях происходит взаимодействие истории и психологии в рамках исторической психологии?

В чем особенности методов исследования в исторической психологии?

Какие существуют подходы к рассмотрению бытия человека во времени?

В чем выражаются основные идеи В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С.Л. Рубинштейна в отношении рассмотрения человека в пространстве времени (общие позиции и различия во взглядах)?
Литература:

Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282 – 406. Конспект раздела: «Становление бытия во времени и пространстве» (С. 322-324);

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, 2003. – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, 1993. – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406).

Тема 2. Философские основы исторической психологии. Обсуждение работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» (конспект)
Цель: освоение понятия «осевое время», разделяющего сознание на «историческое» и «доисторическое».

Основные понятия: осевое время, история и доистория, схема мировой истории, настоящее и будущее, смысл и назначение истории, историческое и доисторическое сознание, границы истории, единство истории, преодоление истории.

Вопросы:

Что К. Ясперс выделяет в качестве критериев осевого времени?

Порождение каких историко-культурных и психологических феноменов К.Ясперс определяет в осевом времени?

Что такое история и историческое сознание с точки зрения К. Ясперса?

Каковы особенности развития исторического сознания с осевого времени и где сохраняется доисторическое сознание?

Что понимает К. Ясперс под преодолением истории?

Литература:

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – С. 28 – 286.
Тема 3. Историогенез психического. Обсуждение работы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок» (конспект)
Цель: освоить основные идеи культурно-исторической психологии об историчности развития высших психических функций.

Основные понятия: три стадии в развитии подведения (инстинкт, научение, интеллект), орудийная деятельность, три плана психологического развития (филогенез, онтогенез, историогенез), историческое развитие высших психических функций (память, внимание, абстракция, речь и мышление), знак как орудие психического, развитие знакового поведения.

Вопросы:

Какие стадии выделяют в развитии поведения?

Какие выделяют планы психологического развития и в чем выражается их взаимосвязь?

Какие теории культурно-психологического развития выделяют Л.С. Выготский и А.Р. Лурия и в чем их различия?

В чем выражаются биологические предпосылки развития сознания?

Какие особенности можно выделить в особенностях психических функций первобытного человека?

Какие аналогии в развитии историогенеза и онтогенеза сознания наблюдаются у ребенка?

Что является орудием развития психического в культурно-историческом плане и как его развитие определяет развитие психических свойств и функций?

Литература:

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.

Тема 4. Историогенез психического. Обсуждение работы Б.Ф. Поршнева «О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)» (конспект)
Цель: ознакомится с концепцией Б.Ф. Поршнева о начале и движущих силах историогенеза психического.

Основные понятия: ускорение исторического прогресса, внешнее и внутреннее определения понятия начала человеческой истории; феномен человеческой речи; тормозная доминанта; имитация и интердикция; плотоядение; появление огня; труд, общество, производство; генезис речи-мышления (суггестия и дипластия); генезис образов, значений, понятий.

Вопросы:

В чем выражается ускорение исторического прогресса?

Какие можно выделить критерии появления собственно человека?

В чем выражается феномен человеческой речи?

Что такое тормозная доминанта и в чем она проявляется?

Какова роль имитации и интердикции в развитии психики в истории?

В чем заключается роль питания и огня в антропогенезе с точки зрения Б.Ф. Поршнева?

Какова роль речи и мышления в развитии психики в антропогенезе?

Литература:

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с. Конспектирование глав 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10.

Тема 5. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы Л. Леви-Брюля «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (конспект)
Цель: освоить основные идеи Л. Леви-Брюля, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: коллективные представления первобытных людей и их мистический характер; закон партиципации; операции и приемы пра-логического мышления; пра-логическое мышление и счисление; религиозно-магические институты; безразличие первобытного мышления к естественным причинам; переход к высшим типам мышления.

Вопросы:

В чем выражаются коллективные представления в сознании первобытного человека и каков их характер с точки зрения Л. Леви-Брюля?

Какие основные законы первобытного сознания выделяет Л. Леви-Брюль?

Какие первичные социальные институции выделяет Л. Леви-Брюль и в чем своеобразие их проявлений?

В чем выражается взаимосвязь реального и мистического опыта первобытного человека?

Какие критерии выделяет Л. Леви-Брюль в различении первобытного и современного сознания, в чем выражается переход к высшим типам мышления?

Литература:

Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 608 с. Конспект части 1: «Первобытное мышление» – С. 7 – 372.

Тема 6. Исследования первобытного мышления. Обсуждение работы К. Леви-Строса «Первобытное мышление» (конспект)
Цель: освоить основные идеи К. Леви-Стросса, раскрывающие закономерности первобытного мышления.

Основные понятия: конкретность первобытного мышления, логика тотемических классификаций, системы трансформаций; сакральное и профанническое; празднование, тотемические церемонии, ритуал, социальная организация, тотемические предки; тотем и каста; эндогамия и экзогамия; категории, элементы, виды и числа; универсализация и партикуляция; индивид в качестве вида; синхрония и дисинхрония, исторические и траурные ритуалы, жизнь как постоянство и периодичность, мифологическая история; история и диалектика.

Вопросы:

Какие основные особенности первобытного мышления выделяет К. Леви-Строс?

В чем выражается особенность взаимосвязи и обособления сакрального и профанного в первобытных обществах?

Какова роль тотема и табу в первобытных культурах?

Значение ритуала в жизни первобытных обществ?

Какова роль мифа в первобытном мышлении?

В чем своеобразие понимания мира и собственной жизни у человека в первобытных культурах?

В чем заключается метод бинарных оппозиций в структуралистком анализе первобытных культур?

Литература:

Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, 1994. – 384 с. Конспектирование главы «Неприрученная мысль» – С. 111 – 336.
Тема 14. Проблема традиции и повседневности
Цель: ознакомить с механизмами межпоколенной преемственности в контексте культурных традиций.

Основные понятия: традиции, обычай, ритуал, обряд, социальная стабильность, преемственность, повседневность, обиходная культура, быт, уклад жизни, поколение, возрастная когорта, генезис поколений.

Предусматривается ознакомление с литературой по проблемам традиции и повседневности, акцентируя внимание на работы Ю.М. Лотмана по русской культуре и быту XVIII-XIX веков.

Вопросы:

Как соотносятся понятия традиция, обычай, ритуал, обряд?

Какова роль традиций и новаций в жизни общества?

Как обиходная культура и уклад жизни определяют мировоззрение и социальное функционирование человека?

Что такое поколение и в чем выражаются его границы?

Каковы особенности возрастного символизма в историко-культурном своеобразии?

Литература:

Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 415 с.

Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПб, 2002. – 768 с.

Марков Б.В. Культура повседневности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. – 320 с.

Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступительная статья Ф.Т. Михайлова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с.

Поколение в социокультурном контексте ХХ века / Отв. ред. Н.А. Хренов. – М.: Наука, 2005. – 631 с.
Тема 16. Пространство детства в историко-культурном развитии
Цель: рассмотреть проблемы психологии игры и детства в историко-социальном ракурсе.

Основные понятия: возрасты жизни, чувство детства, открытие детства, игра, игрушка, ребенок, детство, культурный социогенез, детская культура как историческая реальность, школьная жизнь.

Предусматривается знакомство с литературой по истории и психологии игры и культуры детства (по выбору студента).

Вопросы:

В чем особенности детства как историко-социальной категории в разные эпохи?

Значение игры и игрушки в разные исторические эпохи?

Как формируется культура детства в историгенезе человечества?

Каковы особенности детства в различные исторические эпохи?

Какова взаимосвязь пространства детства с историко-культурными и социальными контекстами культуры взрослых?

Литература:

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с.

Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. – 400 с.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с.

Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминания. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 192 с.

Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с.

Дети и культура. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 288 с.

Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. – М.: ОГИ, 2003. – 448 с.

Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. – 431 с.

Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. – М.; Тверь: Научная книга, 2008. – 382 с.

Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 336 с.

Костюхина М.С. Игрушка в детской литературе. – СПб.: Алетейя, 2008. – 256 с.

Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. – М.: УРАО, 2000. – 320 с.

Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

Миллер С. Психология игры / Пер. с англ. В. С. Сысоев. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 317 с.

Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 624 с.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Речь, 2004. – 276 с.

Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. – М.: УРАО, 1998. – 432 с.

Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – 256 с.

Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 460 с.

Шлюмбом Ю. Детская комната: Социализация и воспитание в Германии в 1700-1850 гг. // Развитие личности. – 2003. – №2. – С. 171-186.

Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Программа и учебно-методические рекомендации по курсу «Немецкая публицистика...
Важной составляющей обучения является анализ большого количества аутентичных публицистических материалов, их обсуждение на семинарских...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Н. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды
В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Философские и методологические основы исторической науки
Причины: огромное количество информации, субъективность исследователей. История от греч. – исследование. Впервые этот термин употребил...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Тема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия»
Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Рабочая программа для студентов исторического отделения программа семинарских занятий
Это представляется особенно актуальным с учетом того, что количество часов, выделяемых в настоящее время на лекции по отечественной...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Еникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено...
Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной...
Программа семинарских занятий Тема Философские основы исторической психологии. Обсуждение работ В. Вундта, В. Дильтея, М. Хайдеггера, С. Л. Рубинштейна icon Перспективное планирование На 2012-2013 гг. Занятий студии
Чтение и обсуждение сказки. Способы действия героев в сказках. Рисование кота. Игра «Назови сказку»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции