Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология»




НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология»
страница1/34
Дата публикации29.09.2014
Размер3.41 Mb.
ТипУчебное пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



А. Н. ФОМИНОВА, Т. Л. ШАБАНОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
2-е издание, переработанное и дополненное
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений


Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.– 2013.
В пособии рассматриваются история возникновения, развития, современное состояние педагогической психологии, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности.

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология».
Рецензенты:

Вачков И.В., д-р психол. наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет)

Тарабакина Л.В., д-р психол. наук, профессор (Московский педагогический государственный университет)

© Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6

1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии 6

1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии 18

1.3. Методы исследования в педагогической психологии 20

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 25

ЛИТЕРАТУРА 26

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ 27

2.1.Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения 27

2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития 31

2.3. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях развивающего обучения 40

2.3.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова 40

2.3.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 43

2.3.3.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина 53

2.4. Современные направления обучения 61

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 85

ЛИТЕРАТУРА 89

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 91

3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности 91

3.2. Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности 95

3.3. Операционально – познавательный компонент учебной деятельности (учебные задачи и учебные действия) 105

3.4.Рефлексивно-оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки) 113

3.5. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности 123

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 131

ЛИТЕРАТУРА 131

Глава 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ 134

4.1. Сущность научения и его виды 134

4.2. Современные зарубежные теории научения 136

4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении 152

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 163

ЛИТЕРАТУРА 164

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 165

5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания 165

5.2. Психологические аспекты воспитания 169

5.2.1. Процесс воспитания и социализация личности ребенка 169

5.2.2. Процесс воспитания и формирование личности ребенка 173

5.2.3. Взаимосвязь воспитания и обучения 176

5.3. Структура воспитательного процесса 177

5.3.1.Цели и содержание воспитания 177

5.3.2. Методы и средства воспитания 180

5.3.3. Особенности организации семейного воспитания 184

5.3.4. Достигнутые результаты в процессе воспитания 189

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 193

ЛИТЕРАТУРА 194

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ 196

6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя 196

6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения 200

6.2.1. Педагогическая направленность. Типы педагогических центраций личности учителя по А.Б. Орлову 200

6.2.2. Профессиональное педагогическое самосознание. Я-концепция учителя 206

6.2.3. Педагогические способности 219

6.2.4. Педагогическая компетентность 226

6.3. Педагогическая деятельность 234

6.3.1. Общая характеристика и структура педагогической деятельности 234

6.3.2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности 239

6.4. Педагогическое общение 242

6.4.1. Понятие и функции педагогического общения 242

6.4.2 Педагогическая коммуникация 245

6.4.3. Социальная педагогическая перцепция 251

6.4.4. Взаимодействие и влияние в педагогической общении 256

6.4.5. Условия эффективного педагогического общения 261

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 265

ЛИТЕРАТУРА 268

ПРИЛОЖЕНИЯ 270

Приложение I. Принципы формирования научных понятий (А.В. Усова,1984) 270

Приложение II. Основы психологического анализа урока 272

Приложение III. Выявление дезадаптации ребенка в школе с помощью карты наблюдения Д. Стотта 275

Приложение IV. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, 1990) 285

Приложение V. Коррекционная программа к методике ШТУР 308

Приложение VI. Способы и приемы самовоспитания 316

Приложение VII. Методика оценки работы учителя (МОРУ) (Дж. Хэссард и др., 1987; адаптация Л.М. Митиной и А.М. Раевского, 1990) 321

Приложение VIII. Анализ речевого взаимодействия на уроке, по Н.Фландерсу (1961) 330

Приложение IX. Опросник «Стиль общения педагога» (СТОП), разработанный на кафедре общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета Соколовым И.М., 1987 337

Сведения об авторах 347


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconПсихология человека
...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено...
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для высших учебных заведений Составитель и ответственный...
Предназначено в качестве учебного пособил для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconУчебное пособие для студентов вузов
Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и психологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Структура книги соответствует государственному образовательному стандарту курса «Педагогическая психология» iconГлавный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической...
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции