Скачать 357.52 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Филиал ГБОУ СПО РО «Донской педагогический колледж» в г. Азове Программа курса КОРРЕКЦИОННАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА для специальностей 05000 «Образование» среднего профессионального образования: Автор: Андреева О.И., доцент, кандидат педагогических наук Азов – 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России.1 В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области, как и по всей России, происходит постоянное увеличение числа детей (детей риска) с различными отклонениями психофизического и социального развития, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Система коррекционно-развивающего обучения представляет собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, сохранять и укреплять его здоровье.2 Эффективное осуществление педагогической деятельности предполагает, что будущий педагог
Подготовка будущего педагога к успешному решению указанной задачи является целью курса «Коррекционная и специальная педагогика». Известный отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П.Кащенко подчеркивал, что не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекает требование, чтобы школа везде, где только предоставляется возможным, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В курсе «Коррекционная и специальная педагогика» рассматриваются различного рода эмоциональные, познавательные, поведенческие отклонения, с которыми сталкивается учитель, воспитатель при работе с различными категориями учащихся. Уделяется внимание вопросу, почему некоторые люди демонстрируют патологические и неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Тщательно анализируются причины, приведшие к этим отклонениям, рассматриваются общие направления коррекционной работы, а также конкретные методики, приемы и техники, направленные на коррекцию отклонений в развитии. В связи с большой практической направленностью данного курса важно, чтобы студенты не ограничивались только изучением соответствующей литературы, а стремились реализовать полученные знания в конкретной педагогической деятельности во время прохождения педагогической практики, выступая на родительских собраниях, проводя беседы со школьниками, в ходе подготовки педагогических консилиумов. Проведение данной работы, конечно же, предполагает сотрудничество различных категорий специалистов, включая психологов, социальных работников, дефектологов, школьных врачей. Результаты проведенной работы могут быть отражены в курсовых и дипломных работах студентов. Представленная рабочая программа предназначена для студентов педагогических колледжей. Она состоит из 6 модулей. Каждый модуль содержит методические указания к отдельным темам, планы семинарских занятий, глоссарий, список литературы. Данная программа и рекомендации отражают содержание курса «Коррекционная и специальная педагогика» в педагогическом колледже, которая составлена на основе Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации в 2002 г. и предназначена для студентов специальностей «Образование». Содержит необходимый минимум дидактических единиц по ГОС СПО. Особое место данного курса в профессиональной подготовке обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение. Ряд вопросов выносится на государственный экзамен. Целью данного курса является, изучение аномалий развития в детском возрасте, обеспечение основной педагогической подготовки будущих педагогов, формирование понимания закономерностей функционирования и развития психики ребенка в норме и патологии. Основные задачи курса: • формирование у студентов теоретических представлений о коррекционной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях; • формирование целостного представления о факторах и закономерностях развития ребенка; • раскрытие специфики коррекционно-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности; овладение основными методами и формами коррекционно-педагогической деятельности с различными категориями детей; • формирование у студентов знаний и умений коррекционно-педагогических технологий. К воспитательным задачам курса можно отнести формирование у студентов гуманного отношения к детям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности; воспитать специалистов, способных создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Принципы построения курса
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Основные дидактические единицы курса: коррекционная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле; школьная дезадаптация как педагогическое явление; дети группы риска школьной дезадаптации; педагогическая диагностика нарушений школьной дезадаптации; формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике; принципы и психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования; типические варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей; трудности в обучении; взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе с детьми группы риска школьной дезадаптации; специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле; понятия нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка); систематика и статистика нарушений развития у детей и подростков; объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики; научные основы специальной педагогики; возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования; современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; основы дидактики специальной педагогики; специальная педагогика в системе социальных институтов. Изучив все темы курса, студент должен:
Итоговая аттестация качества усвоения знаний Итоговая аттестация предполагает организацию зачетного занятия (в устной или письменной форме), на котором определяется готовность студента осуществлять профессиональную деятельность в контексте выбранной специальности среднего профессионального образования. К итоговому занятия студент допускается при представлении:
II. Содержание дисциплины 2.1. Модули дисциплины и виды учебных занятий
2.2. Содержание модулей дисциплины М.-1 Предметное содержание современной коррекционной работы с детьми Введение. Понятие и разделы коррекционной и специальной педагогики Актуальность коррекционно-педагогической работы в современном социуме. Новая педагогическая ситуация. Характеристика мира детства. Исключительны дети. Децелерация социума. Концептуальные основы коррекционной педагогики. Расширение сферы педагогической коррекции. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками. Отклонения в состоянии здоровья и коррекция поведения. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. Виды, методы коррекционной работы с детьми и подростками. Семинарское занятиеИстория развития и становления коррекционной педагогикиВопросы для рассмотрения
Контрольные вопросы и задания для самопроверки
Список литературыОсновная
Дополнительная
Нарушения в развитии детейПонятие «норма» и «отклонение». Критерии патологии в развитии детей. Критерии нормальности. Дефект. Первичный, вторичный дефект. Причины нарушений в развитии. Врожденные аномалии, социальные причины. Факторы риска: объективные, субъективные. Характеристика детского контингента, нуждающегося в коррекционно-развивающем обучении. Семинарское занятие |
Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей... Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального... |
Программа курса для специальности: (перечень специальностей, для... Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Специальная психология Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие... |
Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура... Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории |
||
Рабочая программа учебной дисциплины история для профессий начального... «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную... |
Примерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального... Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук |
||
Программа для специальности 071302 Социально-культурная деятельность... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,... Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная... |
||
Образовательная программа период реализации Государственное специальное (коррекционное) казённое образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников... |
Специальностей Таблица соответствия Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и Классификатора профессий... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |