Скачать 5.15 Mb.
|
Р.В.Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя УДК 37.015.3ББК 88.4О 35Р.В.Овчарова. психологическая фасилитация работы школьного учителя: Учебное пособие. - М.: изд-во _____, 2007. – 305 с. Рецензенты: Габдреев Р.В., доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой психологии Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева; Зеер Э.Ф. доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 – психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной деятельности. Книга содержит следующие разделы: педагогический коллектив и педагоги в аспекте сопровождения, технологии психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя, технологии разрешения психологических проблем учителя, технологии психологической фасилитации взаимодействия учителя и учащихся, технологии самореализации и развития творческой индивидуальности педагога. Пособие включает контрольные вопросы, темы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов и списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Учебное пособие рекомендовано студентам, преподавателям, аспирантам, школьным психологам и руководителям школ. ISBN © Овчарова Р.В., 2007 © Изд-во ___________, 2007 содержание введение………………………………………………………………..…………………………………………4 ГЛАВА I. ПЕДАГОГ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОго сопровождения
ГЛАВА 2. Технологии ПСИХОЛОГИЧЕСКого сопровождения профессиональной деятельности учителя
ГЛАВА 3. Технологии разрешения ПСИХОЛОГИЧЕСКих проблем учителя
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОго сопровождения
ГЛАВА 5. Технологии психологической фасилитации взаимодействия учителя и учащихся
ГЛАВА 6. Технологии самореализации педагога 6.1. Феномены самости, определяющие способность развития личности учителя………………………......207 6.2. Технология личностного саморазвития педагога………………………...………………………………. 222 6.3. Технология личностно-профессионального саморазвития педагога …………….………………………228 6.4. Методы гармонизации внутреннего мира педагога …………………………………….………………...233 ГЛАВА 7. Технологии развития творческой индивидуальности педагога
заключение…………………………………………………………………………………………………...282 рекомендуемая литература………………………………………………………………………….283 Приложение......................................................................................................................................................286 введение «Без учителя, без его порыва к обновлению, без его ежедневного и ежеурочного творчества, без его ума и совести, его культуры и доброго сердца никакое переустройство общества невозможно». (От автора с благодарностью ко всем тем, кого я считаю своим учителями) Учительская профессия требует от человека большой самоотдачи, почти самопожертвования. Она всеобъемлюща по сферам приложения сил и объему требований к личности ее носителя. Однако, создав миф об идеальном учителе, общество мало заботится о том, чтобы он мог приближаться к этому идеалу. Оно больше склонно указывать на гримасы учительского труда и профессиональные деформации. Общество ничтожно мало делает для того, чтобы поднять престиж учительской профессии и авторитет педагога. Безусловно, в тех условиях, в которых работает современный российский педагог, он скорее заслуживает сочувствия и сострадания. Только из-за издержек своей профессии учитель нуждается хотя бы в психологической поддержке. Психологическая фасилитация труда учителя – давно назревшая проблема. Ее могут и должны решать коллеги по педагогическому цеху – школьные психологи, представители так называемой «помогающей профессии». Фасилитация (от французского faciliter – облегчать) означает сегодня создание таких социально-психологических условий, при которых учитель мог бы чувствовать себя защищенным, спокойно работать, сохранить свое психическое здоровье и самореализоваться как зрелая личность. Не все учителя нуждаются в психологическом сопровождении, но фасилитация труда нужна всем. Учитель, которому создаются фасилитирующие условия, сам становится фасилитатором для своих учеников. Поскольку не может любить тот, кого не любили; сочувствовать и сострадать, с кем были жестоки; поддерживать и помогать, кому никто не протянул руки помощи. Только тогда он становится субъектом педагогического процесса. Иначе учитель может остаться невротической личностью с массой комплексов и психологических защит. Тогда он становится угрожающей фигурой для формирования личности ребенка. Школьный психолог должен стать первым фасилитатором для учителя, иначе его присутствие в школе трудно оправдать. Это означает наличие у него определенной профессиональной позиции: собеседника, психотерапевта, партнера по эмпатическому взаимодействию. О том, как им стать, и написана эта книга. ГЛАВА I. ПЕДАГОГ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОго сопровождения
Опросы воспитателей показывают, что большинство из них склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности (60%), 20% придают значение методике, технологиям и 30% склонны соединить то и другое. Действительно, личностное и профессиональное в труде учителя взаимообусловлены (Маркова А.К., Поляков С.Д.) [43,58]. В работе «Классное руководство» Н.Е. Щуркова (2000), выделяет три базовые профессионально важные личностные черты педагога, исходя из сущности и содержания этой профессии: Интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям «Я» человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается вопрос «любви к ребенку», потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы. Интерес к культуре. Как личностная характеристика, он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и других форм созидания в этом мире. Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам; не только преобразование собственной жизни, но и приобщение детей к корректированию привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой культуры. Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям. По мнению Н.Е. Щурковой (2000), все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно. На начальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свойства педагога имеют первостепенное значение. С годами профессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее, прежде всего в плане профессионально важных качеств. Профессионала легко отличить от представителей других профессий. Также узнаваем и педагог. К сожалению, профессиональная деятельность не только развивает личность человека, но и деформирует ее, превращая в человека с “флюсом”. У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информационном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции общения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п. Каким же образом личностное и профессиональное взаимодействуют? С.Д.Поляков (1996) выделяет три варианта соотношения личностного и профессионального в педагоге:
Следует ожидать, что результативность деятельности и психологическое самочувствие учителя в разных вариантах различны. Уровень социальных установок учителя, воспитателя можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и ситуативные, проявляющиеся при непосредственном взаимодействии с детьми. Базовые социальные установки педагога - это своеобразные личностные центрации, иерерхия, соподчинение интересов педагога в педагогической сфере (А.Б.Орлов). Среди них: 1. Сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация). У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению, признанию со стороны детей гиперболизировано и остается надолго. Классические заявления-переживания педагогов этой группы: они меня не любят, они мне не благодарны. 2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оценки директора, завуча, “начальства” (центрация на администрации). Типичные высказывания: а что скажет или подумает обо мне руководитель? 3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в интересах ее поддержания или улучшения, конформность, характерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в коллективе? 4. Ориентация на оценки родителей воспитанников (центрация на родителях), особенно в ситуации платного обучения, специализированных и частных образовательных учреждений. 5. Сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство. 6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (центрация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии. 7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности (центрация на коллективе) [55]. Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению → акцентировка на содержании воспитания, обучения → повышенный интерес к способам педагогической работы → преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка. Второй уровень социальных установок (аттитюдов) обнаруживается в непосредственном взаимодействии педагога с воспитанниками. Установки этого уровня направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположенных на оси субъект-объектного и объект-субъектного понимания педагогического процесса. В субъект-субъектной установке педагога проявляются: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его восприятие, понимание переживаний, целей, интересов, взглядов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важному и интересному также для себя; г) установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с детьми. Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуативные установки педагога - это психофизиологические механизмы предвосхищения определенных действий и готовности к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И.Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога. Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок педагога невозможно без работы психолога с его личностью. Категория "личность учителя" различными авторами понимается неоднозначно. Выделяются следующие психологические структуры: направленность, характер, способности и самосознание, в свою очередь, каждая из них включает в себя целую систему качеств, свойств, характеристик. Традиционным подходом в исследовании личности учителя является изучение составляющих структур и их последовательное соотнесение между собой; отдельно изучаются части, затем по ним воспроизводится целое. Однако отдельные описания, взятые ни сами по себе, ни в их совокупности, не способны дать представление о целостности живой человеческой личности. В общей психологии личности существует альтернативный подход - выделение того, что относится к собственно личности. Не к личности учителя, ученого, врача, инженера, а к личности как совершенно особому психологическому образованию, которое будет по-разному преломляться в людях разных профессий. М.Н.Миронова (1996) предлагает использовать целостный подход к личности, идущий от Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, развитый Б.С.Братусем. В основных чертах он сводится к следующему: личность есть орудие формирования отношения к родовой человеческой сущности. "Сущность личности не совпадает ни с темпераментом, ни... с характером. Основная плоскость движения - нравственно-ценностная, личность в узком понимании (ядро личности)... - позиция человека в мире, которая задается системой общих смысловых образований". В психологии появилось новое направление - гуманитарное, в рамках которого предполагается переход к целостностному пониманию человека. В отечественной психологии он был намечен еще Л.С.Выготским, когда он писал о "вершинной психологии", затем С.Л.Рубинштейном, в современной зарубежной психологии - В.Франклом. Гуманитарная психология позволяет посмотреть на проблему личности учителя с иной, нежели традиционная, точки зрения. В русле гуманитарной психологии Б.С.Братусем (1990) разработана шкала личностных смыслов, имеющая поуровневое строение и содержащая пять уровней: почти неличностный; эгоцентрический; группоцентрический; гуманистический; эсхатологический, или духовный. Смысловая вертикаль положена М.Н.Мироновой в основу построения целостной модели развития личности учителя (1996). То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне. Изменения личностно-смысловых уровней сопровождаются глубоким кризисом, возможны изменения "восходящие", связанные с развитием, и "нисходящие", связанные с регрессом. Изменения содержания смысловых структур являются общепсихологической закономерностью. В фазах "кризисов" личность несет в себе возможность к разрушению. Во внутреннем плане - это разрушение прежних смысловых образований, что необходимо для создания новых смысловых уровней. Во внешнем - возможное негативное влияние человека на окружающих людей. Исход кризиса непредсказуем. Очень важно, чтобы кризисы развития переживались учителем продуктивно. Его поворот к "психологической смерти" означает разрушение учеников, их болезни и трудности развития. Итак, в каждый момент жизни человек переживает развитие того или иного уровня, находится в той или иной фазе развития, можно сказать: в той или иной "поре" личности, при этом обладает и всеми уже присвоенными уровнями. Далеко не каждый человек достигает максимальных высот гуманистического и - выше - духовного уровня. На почти неличностном уровне у человека нет личного отношения к выполняемым действиям, он отождествляет себя с другими, не имея "своего лица", скреплен с ними жесткими связями вместо отношений. Поэтому уровень можно назвать еще и симбиотическим. Если почти неличностный уровень является доминирующим, то учитель стремится к симбиотическому единству со своими учениками. Возможно несколько вариантов. Первый - когда учитель выполняет роль "психологической матери", отождествляя ученика с грудным ребенком, которого необходимо "питать эмоциональным молоком". Такое единство не соответствует психологическому возрасту ученика и затрудняет его развитие, а для учителя оборачивается эмоциональным сгоранием. В другом случае учитель, отождествляющий себя в симбиозе с матерью ребенка периода раннего детства, некритично копирует свою личность в ученике (по одному из существующих определений симбиоз - эмоционально-смысловое единство), транслирует все свои установки, как конструктивные, так и деструктивные. Авторитарность, позиция учителя - вершителя судьбы ребенка по своему усмотрению, вопреки детскому стремлению к самоутверждению, также связана с этим уровнем личности. Возможен и вариант, когда учитель в симбиозе сам становится психологическим ребенком и использует учеников в качестве источника "эмоционального молока", постепенно деградирует до их личностного уровня. Во всех рассмотренных вариантах и ученик, и учитель психологически крайне зависимы друг от друга, а главное - у того и другого существует вероятность развития всех тех отклонений, пусковым механизмом которых является симбиоз. Эгоцентрический уровень предполагает отношение человека к себе как к самоценности, а к другому - как к средству для достижения своих целей, получения выгоды и успеха для себя. Если этот уровень доминирует в структуре личности учителя, то главными для него являются собственное благополучие, удобство и успех, а ученик используется как средство для их достижения. Поэтому высокие профессиональные качества, внешне демонстрируемые такими учителями, являются манипуляцией: декларируется успех для ученика, а на самом деле преследуется успех ради своего тщеславия. В других случаях могут быть приоритетными стремление экономить свои силы и здоровье, материальная выгода и пр. Ученики, препятствующие в достижении этих целей, оцениваются как плохие, необходимо с ними бороться или устранять их из сферы своих жизненных интересов. Стремление к непродуктивному сверхконтролю - также порождение этого уровня. Как известно, манипуляция вредна для обеих сторон, поэтому доминирующий эгоцентрический уровень личности учителя является препятствующим фактором в развитии его самого и учеников. На группоцентрическом уровне человек отождествляет себя с группой, входит в единство, скрепленное социальными связями и групповой моралью. Тогда учитель устремлен на воспитательную работу с детским коллективом, формирование у учеников чувства сопричастности к своему народу, малой и большой Родине, гражданской позиции. Но если уровень является доминирующим, то интересы коллектива для учителя также выше интересов отдельного ребенка, ими можно жертвовать; знание по учебному предмету также выше интересов развития. Личная жизнь (своя и ученика) не является ценной и важной, учитель не видит в ней глубины, богатства и не может способствовать развитию индивидуальности ученика. Сам же он, принимая в качестве наивысших для себя ценностей доктрину государства, мораль коллектива, идеологию какой-либо партии, является лишь средством для их реализации. Когда человек отдает свою жизнь в качестве средства для чего-либо, он теряет смысл жизни С.Л.Франк (1990). Гуманистический уровень связан с устремлениями общечеловеческой направленности. Здесь человек - индивидуальность, понимаемая не столько как «включенность» индивида в систему общественных отношений, сколь его «выделенность». Он сам решает за себя, имея свободу для поиска своего смысла жизни и ответственность за его реализацию (В.Франкл, 1990). Для учителя каждый ребенок неповторим и имеет свой уникальный смысл жизни. Поэтому учитель не формирует и осуществляет педагогическое воздействие, а сотрудничает и фасилитирует, ведет диалог. Поэтому проблема гуманизации образования решается не обучением и переобучением, а оказанием психологической помощи в росте личности (А.Б.Орлов, 1988). На гуманистическом уровне человек способен к такой мере реализации родового потенциала и осуществленности жизни, как творение нового, которое осуществляется "ради блага всех". Находя свои, новые смыслы, человек с помощью этого уровня создает свою культуру, которая вступает в диалог с другими культурами. Этот уровень позволяет создавать и сохранять свою неповторимость и одновременно, находясь в единстве с другими личными культурами настоящего и прошлого. Ученики такого учителя со временем смогут подняться до него. Вклад учителя гуманистического уровня определяется новыми, авторскими направлениями в работе, однако истинное педагогическое творчество определяется не только вкладом в педагогическую культуру, но и тем, что можно назвать сотворением личной культуры ученика. На духовном уровне образуется единство, основанное на отношениях любви. Учитель видит в ученике духовного брата, а главную свою цель - в том, чтобы созидать духовное единство. По отношению к культуре этот уровень можно обозначить как "сверхкультурный". Люди духовного уровня способны целостно понимать бытие. Учитель на этом уровне сверхсозидателен, и по достижении "поры" его ученики смогут стать мудрецами, философами, праведниками. Мы видим, что важным является не только максимально присвоенное число уровней, но и вопрос их доминирования. Человек, у которого есть все уровни и доминирующим среди них является духовный, будет жить во имя сохранения жизни на земле; при доминирующем гуманистическом - для земного счастья всех людей; эгоцентрическом - использовать дары духовного мира для своей выгоды; почти неличностном - результат окажется скорее разрушительным для себя или других. С точки зрения автора концепции процесс личностного развития учителя в норме заключается не только в увеличении профессиональной компетентности, а в кризисных подъемах на новые смысловые уровни, которых может быть несколько за период активной профессиональной жизни [46]. |
Анализ работы кафедры художественно-эстетического цикла за 2007-2008 учебный год Стаж работы от 18 до 30 лет. Курсовую переподготовку в иуу проходит учитель изо грошева Л. С. Дата последнего прохождения курсов... |
Алексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых... |
||
План работы мбоу «Гимназия №4» г. Махачкалы на январь 2014 года. № Психологическая поддержка выпускников и их родителей в период подготовки к егэ и гиа |
В. П. Зинченко Живое Знание психологическая педагогика Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с |
||
Список рекомендуемой литературы по организации работы в шестой школьный день Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня» // Зборнік... |
План работы школьного методического объединения учите лей начальных... Тема работы мо: «Мотивирование всех субъектов образовательного процесса на личностный рост в рамках внедрения фгос ноо» (на 2011-2015... |
||
Психологическая наука в россии XX столетия: проблемы теории и истории Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт... |
Годовой план воспитательной работы гоу сош №1621 на 2013-2014 учебный год месяц Подготовка конкурса «Творческие работы ко Дню учителя», выставка рисунков, открыток |
||
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы... Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности |
Российская академия наук институт психологии социально-психологическая динамика Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. Ответственные редакторы: кандидат психологических наук А.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |