Скачать 288.53 Kb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития РФ ГбОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса ФФ Дисциплина «Психология общения» Составители: Ст. преподаватели Кафедры гум. наук А.В. Игнатов Т.М. Артемьев Утверждены На заседании кафедры Протокол №----- От «_____» ___________ 2011г. Заведующий кафедрой Доцент, канд. философ. наук Воробьева С.А. Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ I. Цель: Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками. II. Задания. 1. Выделите виды общения. 2. Выполните тестовые задания. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения: 1) Общение – это многоплановый процесс _______________________ между людьми, порождаемый _________________________ деятельности. 2) Простейший уровень общения – это ____________________ уровень. 3) Анализ общения как деятельности осуществлял __________________. Выберите правильный ответ из предложенных: 1) В психологии общение трактуется как …. а) взаимодействие субъектов; б) вид самостоятельной деятельности; в) атрибут других видов деятельности; г) все ответы верны; д) все ответы не верны. 2) Функция общения, связанная с объединением людей, называется… а) трансляционная; б) инструментальная; в) самовыражения; д) синдикативная. Ниже приведён список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.
3. Выполните упражнение «Ваш стиль ведения беседы». Способы начала разговора. А. Начало разговора зависит от: - собеседника, если он первый с вами заговорил; - ситуации, если она требует от вас активности; - цели, если она предусматривает совместное действие. Б. Начало разговора зависит от: - вашего желания общаться с этим человеком; - вашего настроения вне зависимости от ситуации; - вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнёрского взаимодействия. Поддержание разговора. А. Для поддержания разговора вы: - искренне интересуетесь мнением собеседника; - задаёте вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями; - внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника. Б. Для поддержания разговора вы: - рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей; - делитесь своими проблемами; - рассказываете о своих увлечениях, интересах. Завершение разговора. А. Завершая разговор, вы: - отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику; - ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника; - будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите. Б. Завершая разговор, вы: - являетесь инициатором его прекращения; - прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована; - можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику. Если ваши ответы чаще совпали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы. Если ваши ответы совпали с вариантами Б, то вы – доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников. III. Форма выполнения: Письменная работа. IV. Критерии выполнения: Работа считается выполненной в том случае, если студент дал правильные и развернутые ответы на задание 1, в задании 2 на 6 из 9 предложенных, задание 3. V. Срок сдачи: 3 неделя. VI. Критерии оценки: Правильность и полнота ответов, количество правильных ответов, оформление письменной работы (оформление титульного листа работы, четкое выделение каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы и т.д.). VII. Литература. Основная: 1.Ефимова, Н.С. Психология общения. Учебное пособие. - М., 2009. 2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009. 3. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие. - М., 2010. 4. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения. – Спб.: Питер, 2012. б) дополнительная литература: 1.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011. 2.Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010 3.Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008. 4.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.,2008. 5.Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010. 6.Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009. 7.Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008. 8.Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007 в) программное и коммуникативное обеспечение: Мультимедийное сопровождение лекций, использование Интернет-ресурсов 1.lib.ru/PSIHO 2.koob.ru 3.psychology.ru 4.psy-sait.ru 5.flogiston.ru/library 6.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php Ссылки на литературу по психологии в Интернете: 1.www.pse.vsu.ru/links/liter 2.www.litpsy.ru Электронные учебники по психологии. 1.www.psychol-ok.ru/library.html 2.www.upsihologa.com.ua/library.html 3.http://psychological.ru/ Тема 2. ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (КОММУНИКАЦИЯ) I. Цель: Ознакомить студентов со спецификой процесса коммуникации, типами коммуникативного воздействия, приёмами построения публичной речи. II. Задания. 1. Выполните тестовые задания. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения: 1) Коммуникация – это процесс ______________________ информации и её ________________________. 2) Эффективность коммуникации зависит от ________________________ понимания ________________ общения. 3) Коммуникативные барьеры подразделяются на __________________ и _________________________. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии. 1) Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕНИЕ. Коммуникация: … (коммуникатор, реципиент, неформальная коммуникация, стереотипы, взаимодействие). 2) Образец: СУБЪЕКТ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Коммуникация: … (сообщение, канал, реципиент, коммуникативные барьеры, жесты.) 3) Образец: СООБЩЕНИЕ: КОММУНИКАЦИЯ. Канал: … (репрезентативная система, мимика, жесты, пространство, реципиент) 2. Письменно ответить на вопросы: 1) Охарактеризуйте коммуникативный процесс. 2) Какие виды информации вам известны? 3) Какую позицию может занимать коммуникатор в общении? Какая из них самая эффективная? 4) Какие факторы улучшают, а какие препятствуют коммуникативному процессу? 5) Назовите виды коммуникативного воздействия? 6) В каких ситуациях обычно возникает диалог? 7) С какими людьми приятно вести диалог, а с какими – не очень? 8) Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют: а) диалогом; б) внутренней речью; в) монологом; г) восклицанием. 3. Выполните упражнение: Подберите к приведённым ниже высказываниям группы слов, которые придадут вашему высказыванию логически завершённый смысл:
Составьте проект «Памятка выступающего перед аудиторией» (основные правила организации публичного выступления). III. Форма выполнения: Письменная работа. IV. Критерии выполнения: Работа считается выполненной в том случае, если студент дал 4 из 6 правильных ответов в задании 1, в задании 2 на 6 из 8 предложенных, задание 3 выполнено полностью. V. Срок сдачи: 4 неделя. VI. Критерии оценки: Правильность и полнота ответов, количество правильных ответов, оформление письменной работы (оформление титульного листа работы, четкое выделение каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы и т.д.). VII. Литература. Основная: 1.Ефимова, Н.С. Психология общения. Учебное пособие. - М., 2009. 2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009. 3. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие. - М., 2010. 4. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения. – Спб.: Питер, 2012. б) дополнительная литература: 1.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011. 2. Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010 3.Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008. 4.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.,2008. 5.Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010. 6.Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009. 7.Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008. 8.Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007 в) программное и коммуникативное обеспечение: Мультимедийное сопровождение лекций, использование Интернет-ресурсов
Ссылки на литературу по психологии в Интернете: 1.www.pse.vsu.ru/links/liter 2. www.litpsy.ru Электронные учебники по психологии.
Тема 3. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ) I. Цель: Ознакомить студентов с понятием интеракции, основными стратегиями поведения в процессе взаимодействия, конфликтом как формой взаимодействия, условиями конструктивного разрешения конфликта. II. Задания. 1. Выполнить тестовые задания. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1) Совокупность связей и взаимодействий людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности… а) трансакция; б) интеракция; в) межличностное взаимодействие; г) аттракция; д) все ответы верны; е) все ответы не верны 2) Фактором успешного общения субъектов взаимодействия является… а) интеракция; б) психологическая совместимость; в) жизненные установки человека; г) качества личности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны. 3) Инициирование поведения собеседника посредством обмана или игры на его слабостях называется… а) интеракция; б) манипулирование; в) конфликт; г) ассертивное поведение; д) все ответы верны; г) все ответы не верны. 2. Письменно ответить на вопросы: 1) Обсудите различные теории взаимодействия, их сильные и слабые стороны. 2) Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом? 3) Назовите стратегии поведения человека в различных ситуациях и приведите примеры. 4) Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми? 5) Дайте определение конфликта, опишите его структуру. Что необходимо учесть, чтобы повысить степень удовлетворенности принятым решением в ходе разрешения конфликтной ситуации? 6) каковы положительные и отрицательные стороны конфликта? 7) Что составляет пространство конфликта? 8) Какие стадии развития конфликта вы знаете? 9) Назовите стратегии поведения в конфликтной ситуации. 10) Приспособлением называют: а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы не верны. 11) Результатом конфликта может быть: а) полное или частичное подчинение другого; б) компромисс; в) прерывание конфликтных действий; г) интеграция; д) все ответы верны; е) все ответы не верны. 3. Упражнение «Определение стратегий поведения» Определите стратегии поведения на примере выбранной вами ситуации. Стратегии поведения: - сотрудничество; - противодействие; - компромисс; - уступчивость; - избегание. Упражнение «Конфликт». Рассмотрите и проанализируйте конфликтную ситуацию, в которой задействовано много человек, события развиваются драматически, последствия разнообразны и неоднозначны. Оцените эффективность данного конфликта и оптимальность способа его разрешения с точки зрения различных участников. План анализа:
а) участники конфликта; б) зона разногласий; в) мотивы конфликта; г) представление о ситуации; д) конфликтные действия. 3) В чём причина конфликт? 4) Как бы вы решили данный конфликт? Алгоритм анализа: - участники (стороны) конфликта. - объект притязаний сторон. - декларируемые цели сторон (внешняя позиция). - потребности и опасения сторон (внутренняя позиция). - изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношения, в частности: 1) появление новых участников. 2) возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников. 3) изменение формулировки внешней позиции. 4) переконструирование ценностей и смыслов. 5) изменение в объекте конфликта. - выбранный способ разрешения конфликта. - оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли. |
Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов |
Методические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе... Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и... |
||
Методические указания и варианты заданий для самостоятельной работы студентов Основы вариационного исчисления. Ч. III: метод указания и варианты заданий для самостоятельной работы студентов III курса специальностей... |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 2014 Опоп. Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации... |
||
Методические рекомендации по выполнению Дипломной работы по теории английского языка Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык», по направлению... |
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы... Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Финансы (организаций) предприятий» разработаны для... |
||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с... |
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория алгоритмов и вычислительных процессов» (для студентов... |
||
Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования... |
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы... Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Учет и операционная деятельность в банках» разработаны... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |