Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения»




Скачать 288.53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения»
страница1/3
Дата публикации22.09.2014
Размер288.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3


Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГбОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая

академия


Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов 1 курса ФФ


Дисциплина «Психология общения»

Составители:

Ст. преподаватели

Кафедры гум. наук А.В. Игнатов

Т.М. Артемьев


Утверждены

На заседании кафедры

Протокол №-----

От «_____» ___________ 2011г.
Заведующий кафедрой

Доцент, канд. философ. наук Воробьева С.А.

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ
I. Цель:

Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками.
II. Задания.
1. Выделите виды общения.
2. Выполните тестовые задания.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1) Общение – это многоплановый процесс _______________________ между людьми, порождаемый _________________________ деятельности.

2) Простейший уровень общения – это ____________________ уровень.

3) Анализ общения как деятельности осуществлял __________________.
Выберите правильный ответ из предложенных:

1) В психологии общение трактуется как ….

а) взаимодействие субъектов;

б) вид самостоятельной деятельности;

в) атрибут других видов деятельности;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.
2) Функция общения, связанная с объединением людей, называется…

а) трансляционная;

б) инструментальная;

в) самовыражения;

д) синдикативная.
Ниже приведён список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности.

  1. Общение – это процесс, который можно обозначить словами «беседа», «разговор», «дидактическое общение (общение двоих)».

  2. Общение и коммуникация – это два равноценных понятия.

  3. Общение выступает как многосторонний процесс, который включает в себя взаимодействие людей, обмен информацией, обмен эмоциями, познание собеседника и самого себя.

  4. Общение не только возможно между двумя личностями, но и между личностью и группой, между личностью и большой общностью.


3. Выполните упражнение «Ваш стиль ведения беседы».

Способы начала разговора.

А. Начало разговора зависит от:

- собеседника, если он первый с вами заговорил;

- ситуации, если она требует от вас активности;

- цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

- вашего желания общаться с этим человеком;

- вашего настроения вне зависимости от ситуации;

- вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнёрского взаимодействия.
Поддержание разговора.

А. Для поддержания разговора вы:

- искренне интересуетесь мнением собеседника;

- задаёте вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями;

- внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.
Б. Для поддержания разговора вы:

- рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

- делитесь своими проблемами;

- рассказываете о своих увлечениях, интересах.
Завершение разговора.

А. Завершая разговор, вы:

- отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

- ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

- будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите.
Б. Завершая разговор, вы:

- являетесь инициатором его прекращения;

- прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

- можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику.
Если ваши ответы чаще совпали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы.

Если ваши ответы совпали с вариантами Б, то вы – доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.
III. Форма выполнения:

Письменная работа.
IV. Критерии выполнения:

Работа считается выполненной в том случае, если студент дал правильные и развернутые ответы на задание 1, в задании 2 на 6 из 9 предложенных, задание 3.
V. Срок сдачи:

3 неделя.
VI. Критерии оценки:

Правильность и полнота ответов, количество правильных ответов, оформление письменной работы (оформление титульного листа работы, четкое выделение каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы и т.д.).
VII. Литература.

Основная:
1.Ефимова, Н.С. Психология общения. Учебное пособие. - М., 2009.

2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009.

3. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие. - М., 2010.

4. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения. – Спб.: Питер, 2012.
б) дополнительная литература:

1.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011.

2.Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010

3.Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008.

4.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.,2008.

5.Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010.

6.Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009.

7.Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008.

8.Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007

в) программное и коммуникативное обеспечение:

Мультимедийное сопровождение лекций, использование Интернет-ресурсов

1.lib.ru/PSIHO

2.koob.ru

3.psychology.ru

4.psy-sait.ru

5.flogiston.ru/library

6.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

Ссылки на литературу по психологии в Интернете:

1.www.pse.vsu.ru/links/liter

2.www.litpsy.ru

Электронные учебники по психологии.

1.www.psychol-ok.ru/library.html

2.www.upsihologa.com.ua/library.html

3.http://psychological.ru/
Тема 2. ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (КОММУНИКАЦИЯ)
I. Цель:

Ознакомить студентов со спецификой процесса коммуникации, типами коммуникативного воздействия, приёмами построения публичной речи.
II. Задания.
1. Выполните тестовые задания.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

1) Коммуникация – это процесс ______________________ информации и её ________________________.

2) Эффективность коммуникации зависит от ________________________ понимания ________________ общения.

3) Коммуникативные барьеры подразделяются на __________________ и _________________________.
Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце. Укажите принцип построения аналогии.

1) Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩЕНИЕ. Коммуникация: … (коммуникатор, реципиент, неформальная коммуникация, стереотипы, взаимодействие).

2) Образец: СУБЪЕКТ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Коммуникация: … (сообщение, канал, реципиент, коммуникативные барьеры, жесты.)

3) Образец: СООБЩЕНИЕ: КОММУНИКАЦИЯ. Канал: … (репрезентативная система, мимика, жесты, пространство, реципиент)
2. Письменно ответить на вопросы:

1) Охарактеризуйте коммуникативный процесс.

2) Какие виды информации вам известны?

3) Какую позицию может занимать коммуникатор в общении? Какая из них самая эффективная?

4) Какие факторы улучшают, а какие препятствуют коммуникативному процессу?

5) Назовите виды коммуникативного воздействия?

6) В каких ситуациях обычно возникает диалог?

7) С какими людьми приятно вести диалог, а с какими – не очень?

8) Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют:

а) диалогом;

б) внутренней речью;

в) монологом;

г) восклицанием.
3. Выполните упражнение:

Подберите к приведённым ниже высказываниям группы слов, которые придадут вашему высказыванию логически завершённый смысл:

  1. Учебно-консалтинговый центр предлагает услуги…. (пример Учебно-консалтинговый центр предлагает услуги по проведению комплексных программ обучения персонала).

  2. Компания (фирма) осуществляет закупки…

  3. Фирма планирует строительство…

  4. Фирма ищет партнёра с целью…

  5. Консалтинговая компания осуществляет организацию и проведение…


Составьте проект «Памятка выступающего перед аудиторией» (основные правила организации публичного выступления).
III. Форма выполнения:

Письменная работа.
IV. Критерии выполнения:

Работа считается выполненной в том случае, если студент дал 4 из 6 правильных ответов в задании 1, в задании 2 на 6 из 8 предложенных, задание 3 выполнено полностью.
V. Срок сдачи:

4 неделя.
VI. Критерии оценки:

Правильность и полнота ответов, количество правильных ответов, оформление письменной работы (оформление титульного листа работы, четкое выделение каждого вопроса и ответа на него, список использованной литературы и т.д.).
VII. Литература.
Основная:
1.Ефимова, Н.С. Психология общения. Учебное пособие. - М., 2009.

2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб., 2009.

3. Леонтьев, А. А. Психология общения: учебное пособие. - М., 2010.

4. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения. – Спб.: Питер, 2012.
б) дополнительная литература:

1.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - М., 2011.

2. Вердербер Р. Психология общения: Тайны эффективного взаимодействия: Полный курс. - СПб., 2010

3.Воронцов, Д. В. Гендерная психология общения. - Ростов н/Д., 2008.

4.Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.,2008.

5.Накамото, С. Гений общения. Как им стать? - СПб., 2010.

6.Никандров, В. В. Психология: учебник. - М, 2009.

7.Станкин, М. И. Психология общения: учеб. пособие. - М, 2008.

8.Таннен Д. Общаться с родными. Как? - М., 2007

в) программное и коммуникативное обеспечение:

Мультимедийное сопровождение лекций, использование Интернет-ресурсов

  1. lib.ru/PSIHO

  2. koob.ru

  3. psychology.ru

  4. psy-sait.ru

  5. flogiston.ru/library

  6. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

Ссылки на литературу по психологии в Интернете:

1.www.pse.vsu.ru/links/liter

2. www.litpsy.ru

Электронные учебники по психологии.

  1. www.psychol-ok.ru/library.html

  2. www.upsihologa.com.ua/library.html

  3. http://psychological.ru/


Тема 3. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИНТЕРАКЦИЯ)
I. Цель:

Ознакомить студентов с понятием интеракции, основными стратегиями поведения в процессе взаимодействия, конфликтом как формой взаимодействия, условиями конструктивного разрешения конфликта.
II. Задания.
1. Выполнить тестовые задания.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1) Совокупность связей и взаимодействий людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности…

а) трансакция;

б) интеракция;

в) межличностное взаимодействие;

г) аттракция;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны
2) Фактором успешного общения субъектов взаимодействия является…

а) интеракция;

б) психологическая совместимость;

в) жизненные установки человека;

г) качества личности;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.
3) Инициирование поведения собеседника посредством обмана или игры на его слабостях называется…

а) интеракция;

б) манипулирование;

в) конфликт;

г) ассертивное поведение;

д) все ответы верны;

г) все ответы не верны.
2. Письменно ответить на вопросы:

1) Обсудите различные теории взаимодействия, их сильные и слабые стороны.

2) Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом?

3) Назовите стратегии поведения человека в различных ситуациях и приведите примеры.

4) Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

5) Дайте определение конфликта, опишите его структуру. Что необходимо учесть, чтобы повысить степень удовлетворенности принятым решением в ходе разрешения конфликтной ситуации?

6) каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

7) Что составляет пространство конфликта?

8) Какие стадии развития конфликта вы знаете?

9) Назовите стратегии поведения в конфликтной ситуации.

10) Приспособлением называют:

а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон;

б) взаимные уступки;

в) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её;

г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов;

д) все ответы не верны.

11) Результатом конфликта может быть:

а) полное или частичное подчинение другого;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.
3. Упражнение «Определение стратегий поведения»

Определите стратегии поведения на примере выбранной вами ситуации.

Стратегии поведения:

- сотрудничество;

- противодействие;

- компромисс;

- уступчивость;

- избегание.
Упражнение «Конфликт».

Рассмотрите и проанализируйте конфликтную ситуацию, в которой задействовано много человек, события развиваются драматически, последствия разнообразны и неоднозначны. Оцените эффективность данного конфликта и оптимальность способа его разрешения с точки зрения различных участников.

План анализа:

  1. Вид конфликта.

  2. Структура конфликта.

а) участники конфликта;

б) зона разногласий;

в) мотивы конфликта;

г) представление о ситуации;

д) конфликтные действия.

3) В чём причина конфликт?

4) Как бы вы решили данный конфликт?

Алгоритм анализа:

- участники (стороны) конфликта.

- объект притязаний сторон.

- декларируемые цели сторон (внешняя позиция).

- потребности и опасения сторон (внутренняя позиция).

- изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношения, в частности:

1) появление новых участников.

2) возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников.

3) изменение формулировки внешней позиции.

4) переконструирование ценностей и смыслов.

5) изменение в объекте конфликта.

- выбранный способ разрешения конфликта.

- оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconДисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические указания и варианты заданий для самостоятельной работы студентов
Основы вариационного исчисления. Ч. III: метод указания и варианты заданий для самостоятельной работы студентов III курса специальностей...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 2014
Опоп. Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по выполнению Дипломной работы по теории английского языка
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык», по направлению...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Финансы (организаций) предприятий» разработаны для...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория алгоритмов и вычислительных процессов» (для студентов...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса фф дисциплина «Психология общения» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Учет и операционная деятельность в банках» разработаны...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции