Педагогика




Скачать 2.22 Mb.
Название Педагогика
страница 1/14
Дата публикации 22.09.2014
Размер 2.22 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Б.П.БАРХАЕВ


_______________________________________________________________

ПЕДАГОГИКА
____________________________________________
Учебное пособие

Москва - 2001


МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

___________________________________________________________
Б.П. БАРХАЕВ

кандидат педагогических наук, доцент

ПЕДАГОГИКА

__________________________________________________
Учебное пособие

для студентов

психологических

факультетов
Москва - 2001

В учебном пособии изложены основы педагогических знаний, необходимые для реализации будущей профессиональной деятельности специалиста - выпускника психологического факультета. Учебное пособие направлено на сформирование у студентов основных представлений об образовании как системе межпоколенного взаимодействия, педагогической деятельности преподавателей, направленной на решение задач обучения и воспитания, учебной деятельности и социальной активности обучаемых. В качестве основной теоретической категории использовано понятие целостного педагогического процесса. При этом вопросы педагогической науки рассмотрены в единстве с задачами, решаемыми в практике образования.


  • Б.П.Бархаев



ПРЕДИСЛОВИЕ

_________________________________________________________

Закон Мейера.

Усложнять - просто, упрощать - сложно.


Педагогика как наука достаточно велика по своему объему и насыщенна по содержанию. Это и понятно, ибо за ее спиной несколько веков постоянного развития и совершенствования. Вместе с тем, в любой науке, наряду с расширением объема, происходят процессы кристаллизации основного содержания вокруг основных научных единиц - категорий. В педагогике в качестве такого краеугольного камня выступает категория «целостного педагогического процесса». Это позволяет осуществить рассмотрение основных вопросов педагогической науки в достаточно концентрированном виде, не теряя при этом логической стройности и последовательности изложения.

При подготовке пособия учитывались и задачи самого учебного курса, который связан с подготовкой психологов и предполагает общее знакомство с педагогической проблематикой в интересах последующего изучения психологии развития и педагогической психологии. В силу этого набор тем для изучения несколько ограничен. Помимо теоретического материала пособие содержит ряд рекомендаций по выработке практических умений, находящихся на стыке педагогической практики и практики психологического обеспечения педагогической деятельности. Пособие составлено на основе обобщения основных положений педагогики, представленных в современной учебной и научной литературе.


  1. Образование и его отличительные черты


1.1. Общая характеристика системы образования
Каждое общество постоянно решает множество задач. Каждый из нас хорошо знает об этом по своему опыту, опыту своих родителей, на основе информации из газет и телевидения. Но если взглянуть на нашу жизнь достаточно обобщенно, то можно увидеть, что по сути дела все сводится к двум основным вещам. Во первых, каждое общество стремится все более всесторонне обеспечивать удовлетворение человеческих потребностей за счет расширенного воспроизводства товаров и услуг. Этого по сути дела и добивается каждый работоспособный гражданин на своем рабочем месте.

Но кроме этого в любой социальной системе постоянно идет процесс воспроизводства самой рабочей силы и общественных отношений. Это означает, что на место постаревших и выбывших из трудового процесса граждан постоянно должны приходить все новые и новые молодые люди. Эти два процесса взаимодополняют друг друга и выступают основой для рассмотрения жизни любого общества.

По отношению к этим двум процессам в обществе складываются три основные социальные группы: поколение «деятелей», поколение «детей» и поколение «стариков». Прохождение человека через каждую из этих групп предполагает его включение в определенные социальные институты. Для «стариков» - это институты социальной помощи, для «деятелей» - производственные структуры, для «детей» - это институты социализации и образования.

Главная задача «детей» - подготовиться к вхождению в мир взрослых, мир «деятелей». Но эта задача не решается автоматически по мере естественного взросления детей. Чтобы стать «деятелем» ребенок должен очень многое усвоить из того, что составляет основу человеческой деятельности и общения.

Особенность культурной преемственности состоит в том, что социально-ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Для этого в обществе создаются специальная структура - система образования. В образовании непосредственное бытие молодого человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения.

В этом случае образование может быть рассмотрено как значимый и необходимый элемент межпоколенной связи, обеспечивающий в конечном счете непрерывную подготовку новой рабочей силы и ее включение в систему воспроизводства совокупного общественного продукта. Система образования - исторически сложившаяся общенациональная структура образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

В конечном итоге образование призвано обеспечить включение молодого поколения в две базовые структуры общества: воспроизводство общественного продукта и воспроизводство общественных отношений. Достаточная самостоятельность каждого из этих процессов обусловила возникновение двух достаточно обособленных образовательных процессов - обучения и воспитания. Каждая из этих составляющих процесса образования направлена на достижение одной из указанных задач:

  • обучение направлено прежде всего на подготовку к включению в процесс воспроизводства совокупного общественного продукта;

  • воспитание обеспечивает в основном подготовку к вхождению в систему общественных отношений.



Иррациональная - ценности

форма - идеи

отражения ВОСПИТАНИЕ - архетипы




Ученик




ребенок Система Воспроизводство

образования рабочей силы



Рациональная ОБУЧЕНИЕ - понятия

форма - схемы действия

отражения Педагог - роли




взрослый Расширенное воспроизводство

совокупного

общественного

продукта

Схема 1. Место системы образования в структуре общества
Это позволяет, с одной стороны, говорить о принципиальных отличиях средств обучения и воспитания. Оно проявляется прежде всего в том. что ведущей характеристикой содержания обучения выступает предметность человеческой деятельности и знания о ней, а в качестве основного средства обучения выступают понятия, схемы действий, значения слов.

Для воспитания в качестве такого содержательного элемента выступают качественно иные элементы человеческой культуры - ценностно-смысловые основания жизни и деятельности, представленные прежде всего в идеях, стереотипах поведения, художественных образах. В силу этого обучение можно определить как специфический процесс познания, управляемый педагогом, а воспитание - как целенаправленную деятельность, призванную формировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Вместе с тем эти две стороны человеческой культуры - предметная и смысловая, как правило, неразрывны, как неразрывен сам человек. Поэтому обучение и воспитание выступают как две стороны единого процесса образования. На этом основании образование может быть определено как воспроизводство социального и духовно-нравственного опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

В настоящее время образовательный процесс в России осуществляется в соответствии с Законом “Об образовании”, принятом в 1992 г. Он, в частности, определяет, что под образованием в современных условиях понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней. Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:

  • системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

  • сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

  • системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Основным типом института образования является образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В России к образовательным учреждениям относятся учебные заведения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные, профессионального образования, специальные для детей с отклонениями в развитии, другие учреждения.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень - начальная школа (3-4 года); II ступень - основная школа (5 лет); III ступень - средняя школа (2-3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, первичное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементарными приемами мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 - 80 % учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятий направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях - университетах, академиях, институтах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях созданы аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адьюнктуры.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.
1.2. Государственная политика в области общего образования
Отличительная особенность современной системы образования в России - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования. Это позволит предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогика icon Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,...
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная...
Педагогика icon Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...
Педагогика icon Педагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...
Педагогика icon Социальная педагогика
Семинар «Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Структура и основные категории социальной педагогики»
Педагогика icon В. П. Зинченко Живое Знание психологическая педагогика
Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с
Педагогика icon Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие
Педагогика icon Положение о Республиканской конференции «Дети с особыми образовательными...
«Дети с особыми образовательными потребностями: педагогика поддержки и развития» (далее – Конференция) проводятся с целью выявления,...
Педагогика icon Положение о Республиканской научно-практической конференции «Дети...
«Дети с особыми образовательными потребностями: педагогика поддержки и развития» (далее – Конференция) проводится с целью выявления,...
Педагогика icon Статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат дом «Карапуз»,...
М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. –М.: Издат дом «Карапуз»,...
Педагогика icon Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные...
«Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции