Адам Терминами «аутоэротика»




Скачать 171.29 Kb.
НазваниеАдам Терминами «аутоэротика»
Дата публикации22.09.2014
Размер171.29 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
АУТОЭРОТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Рудольф Адам

Терминами «аутоэротика» или «аутоэротизм» в психоанализе обозначают действия человека, хотя и сходные по формам своего проявления, но не тождественные по их обусловленности. Поэтому в дальнейшем отдельно будут рассмотрены:

1) аутоэротическая фаза и аутоэротические объектные отношения;

2) аутоэротические действия в процессе нормального развития

а) эрзац-удовлетворение;

б) подготовка к автономии;

3) аутоэротические действия в смысле невротических симптомов.

Термин «аутоэротизм» впервые был применен Фрейдом в 1905 году в «Трех очерках по теории сексуальности». Это выражение, заимствованное им у Хэвлока Эллиса !, казалось ему особенно удачным для характеристики в рамках его теории либидо начальной фазы человеческого развития с помощью двух влечений — к утолению голода (самосохранению) и сексуального (к сохранению рода). В этой связи он упомянул наблюдения венгерского педиатра Линднера (Lindner 1879) за сосанием младенцев, которое уже этот врач назвал сексуальным. Сосание состоит из повторяющихся сосательных движений ртом (губами), причем вне всякой связи с принятием пищи. Сосание сопряжено с полным поглощением внимания и приводит либо ко сну, либо же к моторной реакции типа оргазма. Нередко сосание сопровождается потиранием определенных чувствительных участков тела — груди, наружных гениталий. Таким путем многие дети переходят от сосания к мастурбации. Поведение сосущего ребенка определяется стремлением к уже испытанному и теперь воскресающемуся в памяти удовольствию. Праобразом является сосание материнской груди и переживание удовольствия, вызываемого теплой струей молока. Губы младенца ведут себя при этом как эрогенная зона.

Такое истолкование описанных наблюдений позволило Фрейду постулировать три важных характеристики проявления инфантильной сексуальности: она «возникает по образцу жизненно важных телесных функций, пока еще не знает сексуального объекта, является аутоэротической и ее сексуальная цель находится во власти эрогенной зоны. Эти характеристики сохраняют свое значение и для большинства других проявлений инфантильных сексуальных влечений» (V, 83). В качестве подобных, тоже аутоэротических проявлений Фрейдом и его учениками были затем описаны раскачивание (мышечная деятельность), занятие собственными гениталиями, раздражение слизистой оболочки прямой кишки путем произвольного сдерживания стула и другие действия.

Научные оппоненты Фрейда, а позднее часть его учеников и последователей из числа психоаналитиков (Homey 1951; Shultz-Hencke 1947) критически отнеслись

407

к чисто сексуальному истолкованию этих наблюдений. Здесь мы можем ограничиться констатацией того, что такой теоретический подход позволил в то время Фрейду объяснить, с одной стороны, происхождение сексуальных отклонений, а с другой — процессы невротического развития. Но еще более важным оказалось то, что наряду с описанием фаз развития индивида он затронул также тесно связанный с развитием интерперсональный (социальный) аспект отношений. Так, например, с одной стороны, он описывал анальную фазу как аутоэротическую, показывая, что содержимое кишечника выступает раздражителем и каким образом соответствующая часть тела может использоваться для мастурбаторного раздражения области заднего прохода. С другой стороны, он, однако, заметил, что содержимое кишечника является «первым подарком» (V, 87) матери (который ребенок преподносит матери или от нее скрывает). То же самое по смыслу относится и к мастурбации, которая, с одной стороны, понимается как эротическая деятельность, но, с другой стороны, в отношениях между людьми может восприниматься как проявление фаллических тенденций.

Первое аутоэротическое действие — сосание пальца новорожденным рассматривалось как еще не связанное с объектом. Поэтому некоторое время использовался термин «аутоэротическая фаза». Таблица, составленная Абрахамом в 1924 году, отображает развитие человека в аспекте концепции либидо. В ней учтены, по терминологии Фрейда, превращения либидо с точки зрения сексуальной цели и сексуального объекта.

Стадии организации Стадии развития

либидо объектной любви

VI Окончательная Объектная любовь (послеамбивалентная)

генитальная стадия

V Ранняя генитальная Объектная любовь без

(фаллическая) стадия участия гениталий (амбивалентная)

IV Поздняя анально- Парциальная любовь садистская стадия (амбивалентная)

III Ранняя анально- Парциальная любовь с

садистская стадия поглощением объекта (амбивалентная)

II Поздняя оральная Нарциссизм. Полное

(каннибальская) стадия поглощение объекта (амбивалентная)

I Ранняя оральная Аутоэротизм (безобъект- (доамбивалентная)

(сосунковая) стадия ный)

Шпиц (Spitz 1954), основываясь на экспериментальных исследованиях младенцев, выделил безобъектную стадию, предварительную объектную стадию, объект-предшественник и, в качестве полноценного объекта, мать с ее аффективными установками.

Нагера (Nagera 1964) отделил — в полном в соответствии с классификацией Абрахама — аутоэротическую фазу от аутоэротических действий в фазе первичного

408

нарциссизма. В аутоэротическои фазе связь с биологической сферой пока еще гораздо теснее, чем в фазе первичного нарциссизма, в которой пробуждается самосознание. В этой фазе аутоэротизм проявляется разве что в виде напряжения и разрядки. И только в третьей фазе становятся возможными действительные объектные отношения. Здесь роль аутоэротическои активности вновь меняется. Новый уровень характеризуется появлением относящейся к объектам жизни в фантазии, которая присоединяется теперь к аутоэротическои деятельности.

Балли (Bally 1958), критикуя Фрейда, указал на то, что там, где Фрейд говорит о возможных отношениях ребенка с окружающими, он использует для обозначения партнера выражение «чужеродный объект». Кроме того, он склонен сводить этот объект к раздражителям, а именно к раздражителям из внешнего мира. Таким образом, феномен любви и желания заранее сводится к двум принципам — «внутреннему», влечению, и «внешнему», то есть объекту, на который оно направлено. Поэтому он исходит из акта сосания, а не из отношения младенца к матери. И даже выводя его опыт из сосания материнской груди, тем не менее он избегает говорить о матери. Тем самым Фрейд редуцирует роль матери на первой фазе развития, которую он называет оральной, к доставляющей возбуждение материнской груди и пренебрегает ради ясности своего методического принципа обилием влияний, исходящим от нее уже с первого дня жизни ребенка.

Достаточно вспомнить здесь об атмосфере, которая задается аффективными установками матери и передается ребенку через кожу, мускулатуру, глаза и уши (ср. также концепцию Римана предоральной фазы [Riemann 1970] ).

Если попытаться осмыслить группу аутоэротических явлений с антропологической точки зрения, то их можно объяснить избыточностью импульса (Gehlen 1941; Scheler 1928; Seidel 1927). Согласно данной модели, именно эта избыточность импульса энергетически обусловливает бурную активность человека, а в форме сублимации его надбиологическую духовную инициативность и предприимчивость. А. Дюрссен (Dührssen 1954), связавшая друг с другом аспекты психологии развития и глубинной психологии, использовала этот термин при описании биологического созревания отдельных функций и указала на то, что спонтанная активность и избыточность импульса отнюдь не совпадают со способностью к упорядоченным скоординированным движениям и не тождественны духовной активности. Человек с прекрасной моторикой может быть пассивен в своих движениях и планах, и наоборот, эретический идиот является ярким примером того, что может существовать аморфное стремление к разрядке при полном отсутствии плодотворности. При переносе на отношения при аутоэротических действиях это означает необходимость учитывать индивидуальный спектр возможных видов игры и их

интенсивности.

Кроме того, следует иметь в виду специфическое для каждый фазы развитие индивида, если рассматривать его в продольном срезе. С психоаналитической точки зрения это сделала Анна Фрейд, показавшая путь от аутоэротики к игрушке и от игры к труду: «1. Первой игрой младенца является поиск удовольствия с помощью рта, пальцев, поверхности кожи, от визуальных впечатлений и т.д. Поиск удовольствия происходит или на собственном теле (аутоэротика) или на теле матери (во время или после кормления), причем то и другое воспринимается одинаково. 2. В качестве заменителя для материнского или собственного тела подключается "переходный объект" (Winnicott 1953), обычно какой-нибудь мягкий предмет — пеленка или подушка, покрывало или плюшевый мишка, то есть первая игрушка, которая катектируется смешанным нарциссическим и объектным либидо. 3. Пристрастие смещается с "переходного объекта" как такового на всю категорию подобных игрушек, то есть обычно на игрушечных животных, которые

409

служат символическими объектами и, катектированные либидо и агрессией, предоставляют для детской амбивалентности самые полные возможности выражения. 4. Увлечение игрушечными животными постепенно отходит на задний план и сохраняет свое значение лишь вечером в постели как вспомогательное средство для засыпания, когда "переходный объект" в силу своего двойного катексиса (нарциссичес-кого и направленного на объект) обеспечивает переход от активного интереса К внешнему миру к отходу ко сну. 5. В пятой фазе удовольствие, связанное с игрой, постепенно замещается радостью от успеха в деятельности, то есть — в терминах академической психологии — удовольствием от решения задачи, "готовностью к труду", которая считается предпосылкой готовности ребенка к школе (Ch. Bühler 1935; Danziger 1934)... В конце этого развития и в связи с ним обнаруживается множество других занятий, имеющих немалое значение для формирования личности, таких например, как мечтания, подвижные игры, спорт и хобби...» (А. Freud, нем. изд. 1968, 81-84).

При комплексности раскрытия общего мотивационного потенциала не удивительно, что в отдельных случаях более зрелые виды деятельности сосуществуют с остатками инфантильного поведения. Так, еще в 1916 году Абрахам описал «наряду с небольшим количеством ярких случаев гораздо большее число людей, которым постоянно приходится отдавать определенную дань зоне своего рта, но это не приводит у них к образованию тяжелых невротических симптомов. Такие люди, к примеру, умелы и продуктивны в своей работе — они способны с успехом сублимировать часть своего либидо, — однако их аутоэротизм предписывает им условия, от выполнения которых зависят их достижения. Подобным же образом некоторые люди лишь тогда способны интенсивно о чем-то думать, если при этом держат палец во рту, кусают ногти или грызут ручку. Другие же при интенсивной работе должны кусать губы или их облизывать. Их аутоэротизм позволяет им непрерывно выполнять работу только тогда, когда они одновременно получают определенную степень удовлетворения» (Abraham 1916, 103).

А. Балинт изучал связь между аутоэротическими и объектными действиями и их взаимной обусловленностью: «Мы знаем, что аутоэротика изначальна. Ее важнейшим признаком с точки зрения адаптации к реальности является в значительной степени независимость от внешнего мира. Ребенку нет нужды обучаться ауто-эротическим действиям и для их осуществления не требуется содействие со стороны окружения; хотя они могут быть нарушены или затруднены извне. Но они не являются независимыми от внутренних процессов. Как известно, отдельные аутоэротические действия могут заменять друг друга, если по какой-либо причине тот или иной способ отвода становится невозможным. Также и прекращение инстинктивной взаимонаправленности матери и ребенка влияет на аутоэротичес-кую функцию. Более того, можно даже сказать, что только здесь впервые проявляется ее психологическая действенность. В последующий период, когда относительно сильно ощущается недостаток любви, аутоэротика приобретает значение замещающего удовлетворения. Таким образом она становится биологической основой вторичного нарциссизма, психологической предпосылкой которого является идентификация с вероломным объектом. Чем раньше исчезает гармония младенческой жизни, тем раньше аутоэротика приобретает эту роль в душевной жизни человека. Вопреки мнению многих психоаналитиков, я не думаю, что здесь речь идет о регрессии на аутоэротическую стадию, но дело представляется мне таким образом, что аутоэротика и архаическая связанность с матерью одновременно являются существующими рядом друг с другом, друг друга уравновешивающими и тем не менее изначально разными факторами, отличие которых становится очевидным только при нарушении исходной гармонии. Поэтому, на мой взгляд,

410

не существует такой фазы в жизни, где царила бы исключительно аутоэротика. Если необходимая степень удовлетворения со стороны объектного мира не достигается, человеку в качестве механизма утешения приходит на помощь аутоэротика. Если же лишения не столь велики, то все происходит без слишком большого шума. Однако перегрузка аутоэротической функции тотчас дает о себе знать в болезненных явлениях: аутоэротическая деятельность перерождается в манию. Но и наоборот, мы можем наблюдать, что чересчур успешное воспитательное подавление аутоэротики имеет следствием перегрузку объектных отношений, которая чаще всего выражается в ненормальной несамостоятельности и болезненной привязанности к матери или другому человеку, ухаживающему за ребенком. Умеренное сдерживание аутоэротики, напротив, укрепляет объектные отношения до желательной с позиций воспитания степени. По-видимому, для каждой возрастной ступни имеется оптимальное соотношение между аутоэротикой и связанностью с объектом. Это равновесие хотя и является эластичным — поэтому лишения с одной стороны компенсируется удовлетворением с другой, — но не сверх определенной меры. Это обстоятельство обеспечивает развитие чувства реальности в эмоциональной жизни. Ибо без тяжкого ущерба для себя человек не может отказаться от любви к объекту» (Balint 1962, 493).

Если Абрахам рассматривал аутоэротическую активность в зрелом возрасте преимущественно в смысле замещающего удовлетворения, то А. Балинт наряду с обращением к старому механизму утешения указывает также на важность обособления объекта. Это воззрение проистекает из более сильного акцента на развитии Я (психологии Я). Его наметки можно обнаружить уже в ранних психоаналитических публикациях.

В 1913 году Ференци выделил связанное с развитием Я чувство всемогущества: «Если мы рассмотрим характерное для стадии удовольствия чувство всемогущества в сексуальном развитии, то придется признать, что здесь продолжается "период безусловного всемогущества" вплоть до устранения аутоэротических способов удовлетворения, где Я давно уже приспособилось ко все более усложняющимся условиям реальности, преодолев стадии магических жестов и слов и почти достигнув знания о всемогуществе сил природы. Аутоэротизм и нарциссизм являются, следовательно, стадиями всемогущества эротики» (Ferenczi 1964, т. 1, 79).

В выдержке из одной истории болезни Абрахам описал аутоэротическую деятельность как упорное стремление к самоутверждению. Мужчина средних лет страдал тяжелой бессонницей. Среди аутоэротических снотворных средств пациента важную роль долгие годы играла мастурбация. За отвыкание от мастурбации пациенту пришлось заплатить периодами бессонницы. Затем от врача он получил медикаментозные снотворные средства. Когда с ним стали проводить психоаналитическое лечение, два вечера подряд пациент отказывался от снотворного. На следующий день на приеме у врача он выказал явные признаки недовольства. Во время сеанса Абрахам заметил, что пациент засунул большой палец в рот и вместо того, чтобы продолжать беседу, стал его сосать. «Его сопротивление вряд ли могло выразиться яснее. Это сопротивление, изначально направленное против родителей и других воспитателей, а теперь — вследствие переноса — на врача, означало примерно следующее: если мне запрещают глодать простыню, заниматься мастурбацией и не дают снотворного, то я вернусь к своему старому способу удовлетворения. Вот увидите, что от меня ничего не добьешься!» То, что пациент сосал палец прямо на глазах у врача, Абрахам расценил как «несомненный признак упрямства» (Abraham

1969, 101).

То, что ребенок, сося большой палец приобретает некоторую независимость от матери, Фрейд отмечал в 1931 году, когда он занимался развитием функций Я в

411

связи с механизмом идентификации. Сосание пальца следует отчасти рассматривать как активное повторение пассивного переживания. Оно является попыткой ребенка преодолеть отделение от матери изобретенной им самим игрой в прятки. В 1951 году Крис писал: «Если ребенок испытывает чувственное переживание, засовывая палец в рот, то это делает его независимым от матери. Это не исключает предположения, что ребенок своим аутоэротическим действием дополняет недостаточно удовлетворенную потребность, например, если во время кормления он не имел достаточно возможностей для сосания (Levy 1928). Этот шаг явно зависит от процессов созревания (или, лучше сказать, синхронизирован с ними), прежде всего от растущей способности к целенаправленной двигательной активности. Способность поднести руку ко рту является необходимым условием и элементом в последовательности процессов, играющих в этой связи определенную роль. Хоффер (Hoffer 1950)... недавно указал на смену событий, с которыми ребенок сталкивается при создании надежного контакта между рукой и ртом, и постулировал важность этого явления. Можно предположить, что постепенная эмансипация руки от рта, ее независимость, образует начало поступательного перераспределения психической энергии» (Kris, нем. изд. 1970, 73). Подобным же образом Шульц-Хенке (Shultz-Hencke 1927) рассматривал развитие от орального к каптативному в качестве категориальной потребности (см. статью В. Цандера и Э. Цандер в т. III). Независимость, автономия, согласно Шульцу-Хенке являются важнейшими целями развития.

На связь между переживаниями отказа в объектных отношениях и силой Я указывал Лебовичи, который писал: «В этих объектных отношениях следует прежде всего выделить потребности, создающие главную основу для отношений. Ребенок, несомненно, нуждается в объекте, а именно в груди или в пище, но это само по себе еще не есть объект любви, это всего лишь объект, катектированный его либидинозными интересами. Стадия индифферентности к раздражителям и первичного нарциссизма вплотную примыкает к стадии ранних объектных отношений. Ее можно назвать реактивным нарциссизмом: только из-за отказа матери в первоначальном единении, телесном контакте (таком, как в так называемых примитивных культурах), тело становится объектом аутоэротического удовлетворения» (Lebovici 1956/57, 89).

Далее, в статье о технических следствиях из психологии Я, эту же точку зрения еще раз сформулировал Бланк: «Аутоэротическую активность обычно понимают так, что она служит инстинктивным целям. Психология Я никоим образом не отрицает этого, но добавляет новое измерение. Существует признаки того, что аутоэротика служит также расширению Я, дифференциации репрезентантов себя и объектов и упрочению идентичности... Эскалона (Escalona 1963) показал, что уже на четвертом месяце у ребенка развиваются такие действия, как раскачивание и исследование поверхности своего тела, благодаря которым у его отделенного от матери Я появляется первое чувство. Шпиц (Spitz 1962), наблюдавший детей более старшего возраста, обнаружил, что если ребенок на соответствующей возрастной ступени не начинает заниматься мастурбацией, то это указывает на дефект в объектных отношениях. Таким образом, аутоэротика — в виде мастурбации или дрфаллических формах — служит важным целям построения Я. На фаллической ступени мастурбация служит закреплению достижений фазы отделения, или инди-видуации, предлагая не зависящий от объекта способ удовлетворения мощного натиска влечения. Примечательно также то, что мастурбация держится в тайне от первичного объекта и тем самым усиливается от него отделение, давая чувство личной интимности» (Blanck, нем. изд. 1968, 205).

Отдельно следует рассмотреть аутоэротические действия, которые расцениваются как патологические. На основе результатов своего исследования Шпицу уда-

412

лось разделить нормальные и патологические действия уже у детей в возрасте одного года и истолковать их как результат установок и поведения матери. Он описал такие действия, как раскачивание (jactatio), а также размазывание и поедание экскрементов (копрофагия) в качестве извращенных способов поведения, а манипуляции с гениталиями в качестве нормального явления. Эти мысли он затем развил и дополнил в своей работе «Возникновение первых объектных отношений».

Природу объектных отношений при раскачивании он описал как первично-нарциссические отношения, или, точнее, как регрессию к первично-нарциссичес-кому состоянию. Это обусловлено особенностями личности матери, препятствующей формированию каких-либо объектных отношений. Такие матери являются психопатическими личностями, для которых характерно быстрое появление бурных аффектов и столь же быстрое их исчезновение. Раскачивание, следовательно, не является выражением направленного на объект либидинозного влечения. Дети создают себе объект-заменитель, а именно в виде объекта первичного нарциссизма — собственного тела.

При размазывании и поедании фекалий, напротив, возникают реальные объектные отношения, однако они исковерканы. Это обусловлено периодическими изменениями личности матери, например циклической сменой настроения при депрессии или в маниакальной фазе. Вследствие идентификации детей с матерями и присущих им интроецирующих тенденций у них происходит оральная интроек-ция. Поскольку дети этого возраста в своем развитии готовы уже вступить в анальную фазу, то в качестве объекта-заменителя им напрашиваются экскременты.

Если же ребенок в младенческом возрасте занимается гениталиями, объектные отношения являются удовлетворительными и благодаря постоянному поощрению таких объектных отношений сохраняют связь с либидинозным объектом. В этом случае аутоэротическая активность остается в рамках общей объектно направленной деятельности ребенка, а подчиненная ей деятельность имеет меньшее значение.

Шпиц здесь не говорит о дальнейшей судьбе занятий гениталиями. Поэтому представляется уместным указать на то, что аутоэротические манипуляции с половыми органами как продолжение онанизма младенца или онанизма-игры следует отличать у ребенка старшего возраста и у взрослого от форм навязчивой мастурбации. Ее клиническими признаками можно считать чрезмерную интенсивность, стремление к частому повторению при недостаточном удовлетворении, раздражение вплоть до повреждения кожи и слизистой, вызывающе-демонстративное поведение. Здесь речь идет не о простом пережитке, оставшемся от ранних периодов развития, а о невротической симптоматике, обнаруживающей весь комплекс свойств подобного психического нарушения.

Разрабатывая психоаналитическую теорию, Фрейд исходил из того, что в ходе нормального развития ребенка эгоистические влечения, смешиваясь с эротическими компонентами, преобразуются в социальные (Freud 1915). Разочарование в любви приводит к расслоению влечений (Freud 1923), то есть к высвобождению эгоистических, асоциальных, агрессивных влечений. Если в результате возникают невротические симптомы, то следует ожидать, что при этом определенную роль будут играть как либидинозно-инстинктивные возбуждения, так и деструктивная по своему характеру агрессия — в том числе направленная на себя.

Что касается патологического аутоэротического симптома, такого, как навязчивая мастурбация, необходимо, пожалуй, объяснить, что следует понимать под «разочарованием в любви». Оно включает в себя все состояния, способные негативно повлиять на дальнейшее развитие, которое и без того уже характеризуется недостатком эмоциональных контактов и постоянно ограниченными возможностями для разного рода деятельности. Значительное нарушение контактов и игровой дея-

413

тельности ребенка является предпосылкой возникновения крайних форм моторно-сексуального отвода возбуждения (Dülxrssen 1954). У взрослого же разочарование в любви приводит к обеднению личности.

Полноты ради следует упомянуть крайние формы исключительно аутоэроти-ческой деятельности при некоторых психозах, фрагментации личности (Kohut 1971), состоянии опустошенности Я (Kris 1951).

В изменениях, происшедших на рубеже столетий в сознании человека западной культуры, немалую роль сыграли и психоаналитические познания. Если позволительно говорить об эмансипации в определенных областях, то, несомненно, особое значение имеет изменение педагогических подходов к развитию Я. Не осталась в стороне и оценка аутоэротической деятельности. Шпиц в написанной в 1952 году библиографической работе показал, какое изменение претерпело за последние двести лет отношение врачей к мастурбации. Если в XVIII веке пытались ее лечить, то в XIX веке старались ее подавить. До 1850 года во главу угла ставились диетические мероприятия, лекарства и гидротерапия. 1850—1880 годы ознаменовались триумфом хирургических мер (обрезание крайней плоти, экстирпация клитора и т.д.). В Америке для этого была даже создана специальная медицинская организация. Затем до 1925 года упор делался на педагогическое воздействие с целью отвлечь внимание и отучить от этой привычки, и только в последнее время сознание людей созрело для более прогрессивной установки. Спустя примерно 35 лет после первых фрейдовских публикаций были изменены соответствующие рекомендации в медицинских учебниках.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Впервые слово «аутоэротизм» использовал Хэвлок Эллис (1859—1939) в статье «Аутоэротизм: психологическое исследование» (Auto-erotism: A psychological study, Alien, neurol. 19, 1898, 260). Прежде чем Фрейд использо-

вал этот термин в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905), он уже упоминал его 9 декабря 1899 года в письме к своему другу, берлинскому врачу Вильгельму Флиссу (1858— 1928).

ЛИТЕРАТУРА

Abraham, К.: Untersuchungen über die früheste prägenitale Entwicklungsstufe der Libido (1916). В: Psychoanal. Studien zur Charakterbildung und andere Schriften. Conditio Humana. Frankfurt/M.: Fischer 1969,84-112

Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido (1924). В: Psychoanal. Studien zur Charakterbildung und andere Schriften. Conditio Humana. Frankfurt/ M.: Fischer 1969,113-183

Psychoanalytische Studien zur Charakterbildung (1925). Conditio humana. Frankfurt/M.: Fischer 1969,184-226

Balint, A.: Liebe zur Mutter und Mutterliebe (1939). Int. Z. f. Psychoanal. u. Imago. Переиздание: Psyche, 16,1962,481-496

Bally, G.: Die Psychoanalyse Sigmund Freuds. B: Handbuch der Neurosenlehre. III. München, Berlin: Urban & Schwarzenberg. Grundzüge der Neurosenlehre. II, 405-562

Blanck, G.: Some Technical Implications of Ego Psychology. Int. J. Psychoanal., 47,1966,6-13. На нем. яз.: Einige technische Folgerungen aus der Ich-Psychologie. Psyche, 22,1968,199-214

Bühler, Ch.: From Birth to Maturity. London: Routledge and Kegan Paul 1935

Danziger, L., Frankl, L.: Zum Problem der Funktionsreifung. Z. Kinderforsch., 43,1934, 219-254

Dührssen, A.: Psychogene Erkrankungen bei Kindern und Jugendlichen. Göttingen: Verlag für medizinische Psychologie 1954

Escalona, S. K.: Patterns of infantile experience and the developmental process. Psychoanal. Study Child, 18, 1963,197-244

Ferenzci, S.: Entwicklungsstufen des Wirklichkeitssinnes (1913). В: Bausteine zur Psychoanalyse. Bern: Huber 1964

414

Freud, A.: Normality and Pathology in Childhood.

Assessments of Development. New York: Int. Univ.

Press 1965. На нем. яз.: Wege und Irrwege in der

Kinderentwicklung. Stuttgart: Klett 1968 Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905).

G. WV

Zeitgemäßes über Krieg und Tod (1915). G. W. X

Über die weibliche Sexualität (1931). G. W. XIV Gehlen, H.: Der Mensch. Berlin: Junker u. Dünnhaupt

1941. Frankfurt/M.: Akadem. Verl. Ges. Athenaion 1974

Hoffer, W: Development of the Body Ego. Psychoanal. Study Child, V, 1950,18-24

Horney, К.: Neue Wege in der Psychoanalyse. Stuttgart: Klipper 1951; Geist und Psyche, T. 2090. München: Kindler 1975

Конит, Н.: The Analysis of the Self. A Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment of Narcissistic Personality Disorders. New York: Int. Univ. Press 1971

Kris, E.: Some comments and observations on early autoerotic activities. Psychoanal. Study Child, VI, 1951, 95-116. На нем. яз.: Einige Gedanken und Beobachtungen über den frühkindlichen Autoerotismus. Psyche, 24,1970, 270-291

Lindner: Das Saugen an den Fingern, Lippen usw. bei Kindern. Jb. d. Kinderheilkunde, 14,1879

Lebovici, S.: Die Aspekte der frühen Objektbeziehungen. Die anaklitische Beziehung. Psyche, 10,1956/57,82-92

Levy, D.: Fingersucking and Accessory Movements in

Early Infancy. Am. J. Psychiatry, 7,1928 Nagera, H.: Autoerotism, Autoerotic Activities and Ego

Development. Psychoanal. Study Child, XIX, 240-255 Riemann, F.: Ober den Vorteil des Konzepts einer

präoralen Phase. Z. f. Psychosomatische Medizin, 16,

1970, 27-40 Scheler, M.: Die Stellung des Menschen im Kosmos

(1928). Darmsadt: Reich. München: Francke 1966 Schultz-Hencke, H.: Einführung in die Psychoanalyse.

Jena: G. Fischer 1927. Переиздание: Göttingen:

Vandenhoeck & Ruprecht 1972

Die psychoanalytische Begriffswelt (1947). Göttingen:

Vandenhoeck & Ruprecht 1972

Seidel, A.: Bewußtsein als Verhängnis. Bonn: Cohen 1927 Spitz, R. A.: Authority and Masturbation. Some Remarks

on a bibliographical Investigation. The Psychoanalytic

Quarterly, 21,1952, 490-527

Genese des premieres relations objectales. Paris: Presse

Universitaire de France 1954

Autoerotism re-examined; the role of the early sexual

behaviour patterns in personality formation. Psychoanal. Study Child, XVII Winnicott, D. W: Transitional Objects and transitional

Phenomena. A Study of the First Not-Me Possession.

Int. J. Psychoanal., 34,1953, 89-97

415

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адам Терминами «аутоэротика» iconПрограмма по литературе
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами

Адам Терминами «аутоэротика» iconПрограмма по литературе для абитуриентов
От абитуриента также требуется владение следующими литературоведческими понятиями и терминами

Адам Терминами «аутоэротика» iconМарийский государственный университет Программа вступительного экзамена по литературе
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами

Адам Терминами «аутоэротика» iconПрограмма вступительного испытания по литературе для абитуриентов, поступающих
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами

Адам Терминами «аутоэротика» iconТема: «А. С. Пушкин. «Няне»
Цели: раскрыть идею и смысл стихотворения А. С. Пушкина «Няне»; продолжить знакомство с литературоведческими терминами; учить выразительности...

Адам Терминами «аутоэротика» iconРедьярд Киплинг «Если…»
Стологического анализа произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над выразительным чтением стихотворения...

Адам Терминами «аутоэротика» icon«Об искусстве»
Чайковского, К. Паустовского об осени; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, литературы как составных частей искусства;...

Адам Терминами «аутоэротика» iconГолодание
Негативное питание обозначается терминами «голодание», «истощение», «изнурение». Но голодание и истощение — разные явления, четко...

Адам Терминами «аутоэротика» iconУказатель имен и произведений 424 Предисловие к седьмому изданию...
Вечно рассеянный Адам Смит и ворчливый Карл Маркс, блиста­тельные Давид Рикардо и Джон Мейнард Кейнс изменили наш мир, и рассказ...

Адам Терминами «аутоэротика» iconУрок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции