А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с




Скачать 4.38 Mb.
Название А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с
страница 1/38
Дата публикации 17.09.2014
Размер 4.38 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Аверин В.А.

А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

Содержание

ОТ АВТОРА............................................................................ 7

Глава 1

Психология развития ребенка.............................................. 9

,1. Из истории развития науки о детях ............................. 9

.2. О методологии последующего изложения................. 12

.3. Детство в жизни взрослого......................................... 15

.4. Принципы психического развития ............................ 17

.5. Факторы психического развития ............................... 25

.6. Механизм психического развития ребенка ............... 29

.7. Теории психического развития ребенка.................... 36

.8. Гипотеза психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина........................................................... 43

.9. О диагностике возрастного развития ........................ 49

.10. Показатели психического развития ребенка и

методы их изучения..................................................... 52

Глава 2

Психическое развитие младенца........................................ 62

2.1. Врожденные способности младенца .......................... 63

2.1.1. Врожденные перцептивные способности

младенца............................................................ 71

2.1.2. Врожденные психомоторные способности

младенца ............................................................ 79

2.2. Психическое развитие новорожденного.................... 85

2.3. Психическая жизнь младенца..................................... 93

2.4. Начало развития языка и речи .................................. 100

2.5. Эмоциональная жизнь младенца. ............................. 108

2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -

ведущий вид деятельности младенца........................ 119

Заключение........................................................................ 123

Приложения............................................................................. l zs

Приложение 1

Развитие хватания и владения рукой........................ 128

Приложение 2

Развитие органов чувств и поведения в игре ........... 129

Приложение 3

Развитие речи (говорения и понимания).................. 130

Приложение 4

Социальное развитие ребенка ...................................132

Глава 3

Психология раннего детства .............................................133

3.1. Особенности развития ребенка в раннем

детском возрасте ........................................................ 134

3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка................................................. 134

3.3. Освоение ходьбы ........................................................ 135

3.4. Предметные действия и условия их развития .......... 138

3.5. Освоение речи.............................................................140

3.6. Эмоциональное развитие ребенка ............................ 153

3.6.1. Общие особенности эмоциональной

сферы ребенка ...................................................153

3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего

возраста ............................................................154

3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование

раннего возраста........................................................ 163

3.8. Становление личности ребенка, его системы «Я» ... 166

3.8.1. Что усваивают дети, общаясь с

родителями?.......;.............................................. 176

3.8.2. Почему и каким образом ребенок

усваивает воздействия родителей?.................. 176

3.9. Становления образа себя и полоролевая

идентификация ........................................................... 182

Глава 4

Психология развития детей дошкольного возраста........ 186

4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка ...........................188

4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка ......... 194

4.2. Развитие воображения ............................................... 199

4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников .......206

4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и

мышления дошкольника............................................214

4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте .............. 223

4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования

дошкольного возраста............................................... 229

4.7. Готовность ребенка к школе ..................................... 232

Глава 5

Психическое развитие детей младшего школьного возраста ..............................................................................243

5.1. Краткая психологическая характеристика

возраста ......................................................................243

5.2. Адаптация первоклассникам школе......................... 245

5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем

школьном возрасте .................................................... 249

5.4. Основные психологические новообразования и

их влияние на познавательное развитие ребенка..... 254

5.5. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже..................... 261

5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника.......... 281

5.6.1. Страхи детей в младшем школьном

возрасте............................................................. 281

5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль

в учебной деятельности.................................... 284

5.7. Развитие личности младшего школьника ................288

5.8. Психологическая характеристика трудностей

обучения в начальной школе..................................... 293

Глава б

Психическое развитие подростка .....................................304

6.1. Мифы и реальности подросткового возраста.......... 304

6.2. Специфические особенности подросткового

периода ....................................................................... 305

6.3. Ведущая деятельность и психологические

новообразования возраста ........................................311

6.4. Психологическая характеристика

подросткового возраста ............................................314

6.5. Основные сферы психического развития подростка 317 6.5.1. Половое развитие подростка ..........................318

6________.______________-____

6.5.2. Познавательное развитие подростка..............327

6.5.3. Социализация личности подростка как

этап становления самосознания ......................339

6.5.3.1. Становление «Я» и психоэмоцио­нальные состояния подростка.................... 350

6.5.4. Нравственное развитие подростка .................352

6.6. Агрессивность и агрессивное поведение

подростка..............—....—— ......................•.-••— ..........361

6.7. Акцентуации характера и нарушения

поведения подростка..............................—..........— ....372

ОТ АВТОРА

Дети, как и взрослые, очень разные. Нам, взрослым, хорошо известны порой отчаянные попытки, предприни­маемые нами, чтобы лучше понять друг друга. В этом нам помогает жизненный опыт и специальная литература, раскрывающая психологию взрослого и его поведения. Сейчас такой литературы появилось довольно много. И хотя качество ее разнообразно, дефицит психологических знаний перекрывает возможные изъяны.

Потребность в понимании наших собственных де­тей у нас ничуть не меньше, чем в понимании взрослых. И удовлетворение ее за счет набивания шишек в рамках жизненного опыта - слишком большая плата за приобре­тенные знания. Путь расширения своего кругозора за счет научных знаний, пожалуй, единственно приемлемый для нас и наших детей. В то же время психологической литера­туры о детях немного.

В этой книге мы предприняли попытку системати­зации известных психологических фактов жизни ребенка от его рождения по подростковый возраст с целью выяв­ления и демонстрации читателю логики психического раз­вития ребенка, другими словами, механизма его психичес­кого развития.

Смотреть - это еще не значит видеть, так же как слу­шать - не значит слышать. Но даже тогда, когда человек и видит и слышит, он не всегда может объяснить себе, что происходит на самом деле. Психологическая картина дет­ства и отрочества столь сложна, запутана и противоречива, что разобраться в ней без четких ориентиров для анализа

8 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______•

просто невозможно. Именно поэтому основной акцент в книге сделан на анализе механизма психического разви­тия ребенка и интерпретации всего многообразия фактов в контексте этого механизма.

Эта книга обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она помо­жет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей;

врачам и другим медицинским работникам. Мне, проработавшему в педиатрической медицинской акаде­мии более 20 лет, достаточно хорошо известны типичные психологические трудности, с которыми сталкиваются врачи в своей профессиональной деятельности. Матери­алы этой книги могут помочь врачам-педиатрам соста­вить более полный и системный портрет своих малень­ких пациентов, а порою избежать и диагностических оши­бок особенно в так называемые кризисные периоды развития ребенка, а также при выборе лечения и назначе­нии профилактических мероприятий;

работникам дошкольных детских учреждений, учи­телям, социальным работникам для создания условий нор­мального психического развития ребенка и проведении психодиагностических и коррекционных мероприятий.

С уважением В. Аверин

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Из истории развития науки о детях

По словам В.П.Нечаева, известного русского иссле­дователя детской психики, первые замечания о душевной жизни детей можно встретить еще у древних авторов'.

Однако первое систематическое описание психичес­кой жизни ребенка было сделано Тидеманом в 1787 году в сочинении «Наблюдения над развитием душевных способ­ностей у детей». Но только спустя два века этот труд на­шел многочисленных последователей. Почему же наука о детях стала развиваться только в XIX веке?

Именно в это время в науке получает распростране­ние идея развития, сформулированная Ч.Дарвином в его «Происхождении видов путем естественного отбора...». Книга вышла в свет в 1859 году.

Желание ученых проследить исходные пункты этих эволюционных процессов привело к необходимости иссле­дования детства. Именно с этого времени и стало расти число книг по проблемам детства.

В 1888 году в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направ­лению, - книга, в которой автор описал свои тщательные

Нечаев Л.П. Руководство к экспериментально-психологичес­кому исследованию детей. Вып. 1,1925.

10 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

наблюдения за психофизиологическим развитием своего

сына в течение 3-х лет.

В это же время в Америке активно заявляет о себе С.Холл. Именно с его именем связывается рождение та­кой науки, как педология, получившей признание и широ­кое распространение в Америке и Европе на рубеже XIX-

XX веков.

С.Холл, вернувшись в 1881 году из Европы, читает в

Бостоне лекции по психологии и педагогике, основной мыслью которых было то, что педагогика должна осно­вываться на изучении психики учащихся. Справедливос­ти ради заметим, что подобная мысль была высказана еще за 13 лет до этого в России известным русским педагогом

К.Д.Ушинским.

Как же дальше развивались события? В том же 1881 году Холл возглавляет кафедру психо­логии и педагогики в Балтиморском университете и основы­вает первую американскую психологическую лабораторию. Именно поэтому США стали родиной педологии - науки, объектом изучения которой является ребенок, а основным вопросом -выяснение природы его развития. Педология со­средоточила свое основное внимание на качественных из­менениях в деятельности ребенка на каждом этапе его раз­вития. Особенностью педологического изучения ребенка яв­ляется комплексный подход к нему. Это и медицинский, и физиологический, и психологический, и педагогический подходы. Такой подход казался весьма перспективным и не случайно этот период охарактеризовался взрывом иссле­дований. Однако обратим свой взор на Россию.

Бурное развитие педологии в России, представлен­ное замечательными работами К.Д.Ушинского (1857 г.), Н.Н.Пирогова и П.Ф.Лесгафта (1900 г.), П.Ф.Каптерева (1890 г.), Н.НЛанге (1882 г.), получило свое логическое и достойное продолжение в трудах А.П.Нечаева, П.П.Блон-ского, Л.С.Выготского, А.Б.Залкинда, Б.Аркииа.

Глава 1. Психология развития ребенка

Однако в 1936 году этот процесс нормального раз­вития педологии был искусственно прерван известным постановлением ЦК ВКПб «О педологических извраще­ниях в системе Наркомпроса». Это сказалось не только на педологии, но и на всей психологической науке. Психоло­гия как наука фактически впала в анабиоз, постепенный выход из которого начался в начале 60-х годов.

Сегодня в психологии выделился целый блок дисцип­лин, связанных с изучением ребенка. Прежде всего, это детская психология, которая исследует возникновение и основные этапы в развитии деятельности, сознания и лич­ности ребенка. Во-вторых, это педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых. Подведем итоги наше­му краткому экскурсу в историю.

Педология, возникнув в самом своем начале как еди­ная наука о ребенке, включавшая в себя совокупность биологического, медицинского, психологического и со­циологического подходов к развитию ребенка, в дальней­шем, из-за отсутствия системного характера этих связей, распалась на ряд отдельных направлений. В то же время потребность в объединении знаний растет и происходит это из-за все большей дифференциации научных знаний о мире, в связи с их углублением. Но каков может быть путь этого объединения? Н.Винер, известный кибернетик, в свое время показал, что концептуально полезнее двигаться от функционально представленного целого к структурно представленным частям. Приложение этой формулы к определению характера научного подхода к изучению ребенка означает возрождение системного подхода. Важ­но, чтобы системный характер знания отражал системную организацию изучаемого объекта (ребенка). И если это положение будет выполнено, можно говорить о создании единой научной дисциплины о ребенке, отражающей этот системный подход.

t2 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

1.2. О методологии последующего изложения

Сложная и нередко противоречивая картина психи­ческого развития ребенка заставляет быть особенно вни­мательным к структуре изложения. Ведь главная задача при этом - приведение информации в удобоваримую для читателя систему, которая по возможности облегчала бы процесс усвоения. Важно, чтобы и сам читатель активно трансформировал получаемую информацию в систему зна­ний. Но для этого ему нужен инструмент перевода потреб­ляемой информации из состояния «броуновского движе­ния» в системно организованное знание.

Роль такого инструмента, по нашему мнению, долж­на сыграть концепция последующего изложения, други­ми словами, та генеральная точка зрения, которая увя­зывает многообразную информацию о жизни ребенка и приводит ее к единому знаменателю. Именно он, этот зна­менатель, обусловливает жизненный смысл возникнове­ния, развития, и гибели психологических новообразова­ний на протяжении жизни ребенка от рождения к взрос-лости.

Как, с какой стороны подойти к определению та­кой концепции?

В известной библейской притче об Адаме и Еве пос­ледние стали собственно людьми, вкусив от древа позна­ния добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они ока­зались перед ее лицом и противопоставленными ей, осоз­нав при этом и свою отдельность, и, кроме того, своераз-личие. Поэтому можносогласиться с мыслью Э.Фромма о том, что человек есть осознающая себя жизнь'.

Акт рождения ребенка по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкого противо-

Фромм Э. Человек для себя Минск: Коллегиум, 1992.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб пособие / А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу,...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon Журналистика
Психология журналистики. Учебное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon Абрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon Высшее образование
Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Б. Эльконин; ред сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением...
«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб и дополн. — Спб.: Речь,...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon Вопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon О послевоенных годах (военная проза 60-80-х годов)
Апухтина В. А. Современная советская проза (60-70-е годы): Учеб пособие для филол фак-тов ун-тов – 2-е изд., перераб и доп. – М.,...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon В этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: что изучает...
Бекетов А. И. Курс лекций по фармакологии (учебное пособие для отечественных и иностранных студентов): в 2 ч. Часть – 2-е изд., перераб...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon Попова М. В. П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие
П58 Психология как учебный предмет в школе: Учеб метод, посо­бие. — М.: Гуманит изд центр владос, 2000. — 288 с.(Воспитание и доп...
А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с icon В. В. Шлахтер Человек оружие
Курс профессиональной психофизической подготовки бойца. – Спб.: изд-во тоо «Терция», 1998. – 160с
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции