Психология деятельности и способности человека




НазваниеПсихология деятельности и способности человека
страница1/39
Дата публикации16.09.2014
Размер6.08 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

www.koob.ru

В.Д. Шадриков

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Государственным комитетом

Российской Федерации по высшему образованию

в качестве учебного пособия для высших учебных заведений

Издательская корпорация "Логос»

Москва * 1996

ББК 88.4 1Ш6

Рецензенты:

Доктор философских наук профессор ЕЛ,Юшмов (Московский государственный университет)

Дшстор психологических наук профессор ВММружинин

(Институт психологии РАН)

Шадриков В.Д.

Ш16 Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с: ил

ISBN 5-88439-015-7

Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельно­сти, Показываются роль и место способностей как свойств функциональных систем, реализующих разл1ганые психические функции, В отличие от первого издания (Москва, "Логос", 1994) специальный раздел посвящен духовным способностям.

Предназначена для студентов, аспирантов н преподавателей психологических фа­культетов университетов и академий. Будет полезна психологам, педагопш п родителям»

ББК 88.4

ISBN 5-88439-015-7 © Шадриков В.Д, 1996

© Издательская корпорация Оформление, 1996
Введение
Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех на­правлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.

Главной своей целью автор считал рассмотрение природы че­ловеческих способностей, их структуры и механизма развития. Нетрудно показать, что эти проблемы вплотную смыкшотся с клас­сическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыс­лителей на протяжении тысячелетий. Попытки их философско­го осмысления мы находим в трудах Платона и Аристотеля, Ав­релия, Августина и Фомы Аквинского, Ибн-Сины и Фараби, Спинозы; они и сегодня представляют собой одну из основопола­гающих тем философских изысканий»

Собственно психологическое изучение способностей и ода­ренности получило освещение в трудах Штерна, Клапареда, Тэр-стона, Спирмена, Торн дайка, Мебиуса и Беца, Меймана, Пьеро-на, Липмана и др. Ученых интересовала сущность способностей> их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных спо­собностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способ­ностям.

В отечественной психологии следует выделить работы JLCPy-бинштейна, К-К-Платонова, Б.М-Теплова, Э-А-Голубевой, Н,С,Лей-теса, Л-А-Венгера, В.А.Крутецкого, 3-А.Калмыковой, E.ILИль­ина, Т-И. Артемьевой, В, Н+Дружинин а и др. Теоретические иссле­дования прежде всего относились к определению существа содер­жания понятия способности, их: социальной обусловленности, проявлению и развитию в конкретных видах деятельности- В ре­зультате этих исследований сформировалась определенная фено­менологическая картина проблемы способностей» Однако в этой картине почти не представлен онтологический аспект проблемы способностей, психические механизмы способностей и одаренно­сти, В результате в психологической науке образовалась своего рода пропасть между задатками и способностями, которую час­то стараются не замечать,

В настоящей работе представлена концепция познаватель­ных способностей, их структуры и механизмов в единстве как re-

нетически обусловленных так и прижизненно сформированных механизмов- Данная концепция явилась результатом теоретиче­ского анализа и обобщения трудов Л.С-Выготского по развитию высших психических функций [55], Б.Г,Ананьева по функцио­нальным и операционным механизмам перцептивных процессов [8], Д-А*Ошанина по проблемам оперативности отражения [194]? А.Р-Лурил по основам нейропсихологии [169], ILK.Анохина по физиологии функциональных систем [13], а также работ в облас­ти генетической психологии [216 и др-]-

Опираясь на разработанные автором представления о том, что такое способности, какова их структура и механизм функциони­рования, в книге предложено решение проблемы соотношения и взаимосвязи общих и специальных способностей, исследованы механизм развития способностей и пути диагностики способностей.

Способности есть проявление личности. Они всегда выража­ются в уровне мастерства, в искусстве» искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не са­ми способности как таковые- И эта реализация способностей мо­жет существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек в самореализации* так же как свободен ли он в творче­стве. Эта реализация детерминирована внешним миром.

Но способности человека могут входить и нередко входят в про­тиворечие с требованиями внешнего мира. Казалось бы, на пер­вый взгляд, что человек должен» живя в данном мире, считать­ся с ним. Но, может быть, творческое начало способностей заклю­чается именно в том, чтобы выйти за границы этого мира. Меж­ду тем наши способности находятся как бы в оковах. И тот, кто свыкся с этими оковами, кто подчинил свои способности внеш­ним требованиям, может проявлять способности к исполнению лучше и удачливее того» кто пытается вырваться из оков. Одна­ко лучший исполнитель, как правило* не способен на творчест­во. Это способности исполнения в определенных условиях, а не свободного творчества.

Учение о способности было приспособлено к нормативной деятельности, предполагающей некий способ ее выполнения. Способности раскрываются прежде всего тогда, когда есть свобо­да деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества- Но мы изу­чаем не способности вообще, а способности действовать в норма­тивном мире-

Нормативные способности и способности творчества трагиче­ски противостоят друг другу* Мы же все свои усилия сосредото­чиваем на нормативных способностях, на способностях, анга-

жированных нашей детерминированной жизнью, культурой, вто­рой природой, созданной человеком- Между тем способности че­ловека как представителя царства животных — первородные способности — часто входят в противоречия со способностями со­циального человека. И приходится констатировать, что способ-кости не только связаны с нашей социальной жизнью, но и по­давлены этой социальной жизнью, деформированы и подмяты ею. В обозначенном контексте представляется целесообразным рас­смотреть проблему общих и специальных способностей.

Из категории способностей ушли такие способности, как ду­ховные. Но без духовных способностей невозможно проявление всех остальных способностей. Из духовного надо стремиться по­нять творческое, а далее — уже и способное, а не наоборот- На­до восходить от духовных способностей к реальным, исполнитель* ным. Социальная обыденность искажает реальный смысл способ­ностей, сводя их к примитивному исполнению или познанию-Практичность в познании мира не может быть верховной ценно­стью и конечной ценностью человеческой жизни. Духовность же является такой ценностью* А следовательно, и оценка способ­ности должна осуществляться через призму духовности. Вот по­чему вопрос о способностях тесно связан с онтологией добра и зла. Теоретически невозможно говорить ни о какой способности, ес­ли мы не определим добро и зло, ибо тогда не ясно, о способно­сти к чему идет речь, так как не будет определен предмет спо­собности. Такой подход в свою очередь предполагает, что добро есть, а не только мыслится людьми- Существует онтология доб­ра и зла, а не только понятие людей о добре и зле.

Природная сила человека, природные способности проявля­ются в большей мере в детском возрасте, когда они во многом еще свободны от воздействия сознания, до сознания, до добра и ис­тины, до оценки и выбора* Достаточно понаблюдать за ребенком, и мы увидим> что полнота отражения окружающей среды, при­родного мира у него гораздо больше, чем у взрослого* И это как раз объясняется тем, что эти способности проявляются до оцен­ки и выбора, до добра и истины. Это непосредственное воспри­ятие , это буйство и стихия природных способностей.

Генезис способностей как первичной стихии, как некоторой природной, досознательной целостности, не испытавшей рефлек­сии, и развитие способностей через раздвоение, через рефлек­сию* оценку, через свободу поведения еще нуждаются в анализе.

Нормы и ценности определяют динамику развития способно­стей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей. Но эту связь надо видеть и надо раскрывать.

Перечисленные выше проблемы стали предметом настоящей работы. Каждая из них раскрыта с разной степенью полноты, но даже и там» где не удалось дать целостного изложения пробле­мы, сама их постановка, по нашему мнению, может оказаться по» лезной в силу или своей новизны, или забвения ранее активно раз­рабатывавшейся проблематики. Несомненноt что в последнем случае новое время дает и новую трактовку старых проблем.

Обращаясь к проблеме развития способностей, мы с необхо­димостью приходим к проблеме деятельности, к определению мес­та и значения способностей в деятельности, к выявлению усло­вий, при которых деятельность становится средством развития личности в целом и способностей в частности* Данные проблемы решаются в работе с позиций концепции системогенеза деятель­ности [267],

В работе предпринята попытка вернуться к проблематике деятельности как искусства и деятельности как счастья.

По нашему мнению, в настоящее время утеряно по ним ал ие деятельности как искусства. Для того чтобы к нему вернуться, необходимо прежде всего представить систему объективных за­кономерностей, которые характеризуют деятельность, систему ее теоретических начал. Только усвоение системы этих теоретиче­ских начал открывает путь к достижению выдающегося резуль­тата, но все-таки способы деятельности ни в коей мере не будут произвольными.

Понимание деятельности как искусства будет неполным, ес­ли мы не раскроем идеи индивидуализации деятельности* С од­ной стороны, мы утверждаем уникальность каждого человека, с другой стороны, современные исследования позволяют утвер­ждать, что даже элементарная частица потеряла свою единич­ность, у нее нет одинаковости, тождества [284]. Тем более это мож­но сказать о человеке- Личность не замкнута сама в себе, она взаи­модействует с окружающей средой и с другими личностями и в каждый момент не тождественна сама себе. И все же мы ее иден­тифицируем как данную личность. Уместно также вспомнить сло­ва НЗердяева, который писал, что говорить об индивидуальных особенностях человека это значит потерять индивидуальность. "Ложно всякое сравнение людей по их гениальности или дарови­тости, ибо это есть отрицание индивидуальности5* [30, с, 120]- Та­лант индивидуален, но индивидуален не столько в плане того, что присущ конкретному индивиду, а гораздо более важно, что он ин­дивидуален в плане индивидуального выражения, в плане того, чтр в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и ко­торую невозможно измерить и оценить в полном объеме.

Понимание деятельности как искусства сокрыто в лично­сти- Исходя из общей методологической установки о том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, можно утверждать, что нормативная деятельность всегда будет принимать индивидуально выраженный характер. Индивиду­альный характер деятельности не есть следствие компенсации, а есть следствие выражения деятельности через личные качест­ва. Но связь деятельности и личности взаимна- В том случае, ко­гда человек не может на данном уровне развития реализовать тре­бования деятельности, происходит развитие самой деятельности и развитие человека, В работе мы пытаемся рассмотреть эту диа­лектическую связь.

В настоящее время утрачен еще один важный, сущностный аспект деятельности — ее понимания как счастья как формы са­мовыражения, как формы становления человека тем, что зало­жено в потенции, как завершение природы человека путем раз­вития его возможностей {Аристотель, Спиноза, Фромм и др.). Дея­тельность чаще всего рассматривается с позиции ее продуктив­ности, прикладной значимости. Но такая деятельность, как пра» вило, жестко детерминирована, не свободна, а следовательно, и ограничена по возможностям развития личности.

На основе теоретических исследований и экспериментально­го материала в работе дается определение понятия психологиче­ской системы деятельности, выявлены компоненты ее архитек­тоники и сделана попытка раскрыть сущность научения в про­цессе освоения предметной деятельности:. Главная же задача со­стояла в наполнении архитектуры психологической системы дея­тельности конкретным психологическим содержанием, конкрет­ными механизмами, отражающими специфику человеческой деятельности*

Изучение процессов системогенеза предметной деятельности позволило автору предпринять попытку интерпретировать ее применительно к ученой деятельности.

Исследование закономерностей системогенеза деятельности (учебной и трудовой) в единстве с рассмотрением философских про­блем деятельности должно способствовать построению психоло­гической теории деятельности личности*

Учитывая большую объяснительную силу категории деятель­ности, мы сочли целесообразным начать изложение именно с про­блем индивидуальной деятельности.

Настоящая работа выполнена в рамках программы "Обновле-ние гуманитарного образования в России" и в первом издании но­сила название Деятельность и способности". На работу было по-

7

лучено большое число отзывов. В соответствии с высказанными пожеланиями при доработке книга была додолнена новым раз­делом "Духовные способности".

Автор выражает глубокую благодарность Н.ПАнсимовой, ТЛ.Бадоеву, В.Н.Дружинину, АЗ.Карпову, Н.В-Нижегородце-вой, Ю-П.Поваренкову, Л-В.Черемошкиной, В-Л,Шкаликову? Р.ВЛПрейдер, которые работали вместе с ним и во многом спо­собствовали появлению на свет данной работы*

Особую благодарность автор высказывает К.А.Абульхановойр А.В-Брушлинскому, Е.П.Ильину, В. П.Кузьм и ну, Б.ФЛомову, В,Ф,Рубахину, МХ-Роговину которые на разных эталах работы над книгой участвовали в обсуждении ее замысла и неизменно доб­рожелательными и конструктивными советами и замечаниями способствовали развитию основных идей*

Автор выражает благодарность Е.В.Смирновой за подготовку рукописи к изданию.
В coepe.wefe№bij: условиях остро стоит вопрос о связи психологии с практикой. Однако "чтобы связь эта была реальной и эффактивнай отмечал СМ,Рубиптп1ейн,— надо принлтъ ее с двух сторон. Надо ор­ганически включить психологическую науку в решение жизненных про­блем — это с одной стороны; но с другой, надо в самой теории создать внутрешше предпосылки для, &того, чтобы- связь эта была реальной и. действенной [221 }. В настоящей главе делается попытка раскрыть структуру деятельности и> психологическое содержания ее компонен­тов. Данный подход проверен в многочисленных прикладпььх исследо­ваниях и доказал свою высокую эффективность при изучении как тру­довой, так и учебной деятельности. Можно сказать, что предлагаемая творил деятельности несет в себе "внутренние предпосылки" ее исполь­зования на практике.

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных кон­цепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С-Л-Рубинштей­на, А,Н. Леонтьева, Б-М-Теплова, Б-Г, Ананьева, К-А-Абульха-новой-Славской В-Н-Мясищева, Г,В,Суходольского, Е-Б.Старо-войтенко, а также исследования, выполненные в русле психоло­гии труда и инженерной психологии, КЛС. Платонова, Б-Ф.Ломо­ва, Д.А.Ошанина, В,ГЬЗинченко, В.Ф.Рубахина, А.А.Крылова, Г.М.Зараковского, В-А-Пономаренко, В.П.Дружинина, А.ВЛСар-пова. Большой вклад в понимание психофизиологической сущ­ности трудовой деятельности внесли работы И-М-Сеченова, И.П-Павлова, А.А.Ухтомского, Н.А-Бернштейна, ПЛС.Анохина,

9

В.Б.Швыркова. Сущностному раскрытию деятельности, выводя­щему на уровень социально-философского понимания, способст­вовали работы Н.А.Бердяева, М.Н.Бахтина, В.П.Кузьмина, В,В.Давыдова. Важным моментом в изучении деятельности яви­лось осознание ограниченности традиционных методов ее изуче­ния и применение новой методологии системного подхода.

В чем же состоит предмет психологического изучения деятель­ности? Рассматривая данный вопрос, С.Л.Рубинштейн писал [219, с. 135]:

Анализ психических механизмов деятельности приводит к функци­ям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Од­нако это не означает, что психологический анализ деятельности цели­ком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действитель-кости, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие бо­лее комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы.

Вместе с тем, как отмечал А.НЛеонтьев* ограничение изуче­ния деятельности внутренними психическими процессами и со­стояниями субъекта было бы односторонним. Такой подход "аб­страгируется от того капитального факта, что деятельность в той или иной ее форме входит в самый процесс психического от­ражения, в само содержание этого процесса — его порождение" [156, с- 91]. Следовательно, в предмет психологического изуче­ния деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта.

Анализируя проблему соотношения деятельности и психики, Б, Ф Ломов отмечал, что любая деятельность имеет внешнюю и внутреннюю стороны и они связаны между собой неразрывно [164, с, 16-17]:

Разделение деятелыностей на внешние и внутренние - это искус­ственное разделение. Любое внешнее действие опосредуется процес­сами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить, а затем искать как они связаны, а в том, чтобы, изучая "внешнюю сторону" деятельности, раскрыть "внутрен­нюю сторону", а точнее, понять реальную роль психического в деятель­ности.

Таким образом, задача психологического изучения деятель­ности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретиче­ских начал, раскрыть, как в процессе целенаправленной актив­ности личности происходит практическое преобразование объек­тивного мира, каков механизм психической регуляции деятель­ности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как

10

деятельность влияет на развитие возможностей человека и на за­вершение его природы и как сама деятельность принимает инди­видуальный характер.

При изучении теоретических основ деятельности целесообраз­но представить деятельность в виде идеальной модели- Выделе­ние такой модели может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение [76], которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому конструкту, в котором отражены общие для любой деятельности компоненты и их связи. Б даль­нейшем этой идеальной моделью можно пользоваться при анали­зе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную.

Важным исходным пунктом для разработки такой модели яв­ляется понятие функциональной физиологической системы [13]. На основании комплекса экспериментальных работ, связанных с развитием теорик функциональных систем в различных физио­логических направлениях, ILK- Анохиным бы да предложена уни­версальная модель работы мозга и сформулированы центральные механизмы целостных приспособительных актов любой степени сложности. Ведущими в построении функциональных систем выступают закон результата и закон динамической мобилизации структур, обеспечивающих формирование функциональной сис­темы и получение данного результата*

Исходя из принципа психофизического единства, можно яред-положить, что в качестве теоретической модели деятельности должна служить функциональная психологическая система деятель­ности. В рассматриваемой модели прежде всего следует выделить принцип функциональности* Он означает, что система строится из уже имеющихся психических элементов путем их динамической мобилизации в соответствии с вектором цель — результат.

Любая профессиональная деятельность предстает перед уче­ником в форме нормативно-одобренного способа деятельности, В процессе освоения профессии человек "распредмечивает" норма­тивный способ, превращал его в индивидуальный способ деятель­ности. Внутренней, интимной стороной овладения профессией яв­ляется формирование психологической системы деятельности на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их реорганизации, переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Потребности человека, его инте­ресы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамиче­ских качеств, свойств личности являются исходной базой для фор­мирования психологической системы деятельности-

Несомненно, что индивидуальные качества, из которых стро­ится функциональная система, сами в процессе деятельности не остаются неизменными, а под влиянием требований деятельно­сти приходят в движение, приобретая черты оперативности, тон­кого приспособления к этим требованиям [194], Второй принцип, который необходимо отметить, — системность проявления ин­дивидуальных качеств деятельности* Они выступают не изолиро­ванно, а объединяются в систему деятельности*

Какие же основные компоненты функциональной системы дея­тельности можно выделить? Анализ теоретических работ и эмпи­рический анализ различных видов деятельности дозволяют пред­ставить следующие основные функциональные блоки:

♦ мотивов деятельности; 4 целей деятельности;

♦ программы деятельности;

♦ информационной основы деятельности;

♦ принятия решений;

4 подсистемы деятельностью важных качеств.

Перечисленные функциональные блоки выделены в качестве составляющих психологической системы деятельности по той причине» что отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности. Поскольку данная систе­ма служит эвристическим средством исследования деятельно­сти, ей присуща некоторая условность- Так, например, разнесен­ность отдельных блоков вовсе не означает их онтологическую ав­тономность. Естественно, что все блоки психологической систе­мы деятельности теснейшим образом взаимосвязаны и выделить их можно лишь для исследовательских целей. Так, процессы при­нятия решения, информационного обеспечения деятельности пронизывают всю деятельность, включены во все блоки. При анализе структуры реальных межблоковых связей психологиче­ской системы деятельности об наружи вается, что каждый блок на­ходится в теснейшей взаимосвязи со всеми другими блоками* что блоки фактически взаимопроникают друг в друга. По-видимому, отдельные структурные компоненты деятельности, зафиксирован­ные нами в функциональных блоках, принципиально не могут быть изолированы и выделены как автономные в онтологическом плане- Вероятно, справедливо предположение, что невозмож­ность расчленения есть следствие системной, неаддитивной при­роды деятельности. В свете этого выделяемые блоки представля­ют собой как бы отдельные аспекты функционирования психо­логической системы деятельности, описывающие в совокупности ее качественную системную специфику.

12

Рис. 1,1. Общая архитектура психологической системы деятельности
Общая архитектура функциональной психологической систе­мы деятельности представлена на рис. 1,1, ■
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология деятельности и способности человека iconПсихология человека
...

Психология деятельности и способности человека iconПрограмма курса внеурочной деятельности Авторы: Сашина нв, учитель...
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Задача школы – поддержать ребенка и развить его...

Психология деятельности и способности человека iconУрок по теме «А. С. Пушкин»
Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся;...

Психология деятельности и способности человека iconКирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности
Дины Кирнарской высоко оценены психологами в России и за рубежом. Она создала уни­кальную систему тестирования музыкаль­ных способностей,...

Психология деятельности и способности человека iconПсихология человека в современном мире том 3 Психология развития и акмеология
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология деятельности и способности человека iconЭлективный курс «От слова к образу»
...

Психология деятельности и способности человека iconТема педагогическая психология как наука
Именно это сближает педагогическую психологию с психологией труда, предметом которой является развитие психики человека под влиянием...

Психология деятельности и способности человека iconМетодическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами...
Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера стр

Психология деятельности и способности человека iconКонцепция
Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства,...

Психология деятельности и способности человека iconКонцепция
Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции