Психология человека в современном мире том 6




НазваниеПсихология человека в современном мире том 6
страница1/38
Дата публикации09.06.2014
Размер6.54 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


Российская академия наук Институт психологии


ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 6

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009




Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко


УДК ББК П

159.9

88

86

П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Волови-кова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

ISBN 978-5-9270-0173-6 УДК 159.9

ББК 88
Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению вопросов духовно-нравственного становления человека в современном российском обществе и проблемы индивидуальности в трудах отечественных психологов.

Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 6) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г
© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0173-6

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

1.1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии

В. П. Андронов, Т.Д. Андронова
Духовно-нравственое развитие личности в свете православного
религиозного опыта 7

Л. Н. Антилогова

Психологические факторы развития нравственного сознания личности 13

С.А. Барсукова

Совесть как предмет психологического исследования 21

Ю. В. Бусова

Проблема определения понятия «духовность» в науке 27

Т.П. Войтенко

К вопросу об «андеграунде» 30

М. И. Воловикова Опыт построения курса «Основы нравственной психологии»

для студентов-психологов 39

А. А. Гостев

«Миры образов» в интегральном образе реальности:

некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты 43

Т.И. Дрынкина

Нравственный аспект организационного поведения 50

Е.А. Коломиец

Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории
самореализации личности 58

М. Ю. Колпакова

Роль диалога в духовно-нравственном становлении человека 63

А. А. Костылева, Е.Н. Костылев
Философско-психологические основания эмпирических исследований
духовности 66

И. К. Макогон, С. Н. Ениколопов
Актуальные проблемы изучения моральных эмоций 74

Н.В. Марьясова

Духовность личности как социокультурный феномен 77

И. А. Николаева

Природа и генезис личностных ценностей 85

Л. М. Попов, Ю. Н. Устина
Проблемы этической психологии: предмет и методы 92

П. Н. Устин

Этическая культура как проявление духовно-нравственного

становления человека 100

Л. Ф. Щербина

Отечественная традиция психологической помощи 106

1.2. Эмпирические исследования духовно-нравственных процессов
в современном российском обществе


Л. С. Акопян

Представления младших школьников о добре и зле 114

А. М. Борисова

Праздник как сложный психологический феномен 116

А. С. Герасимова

Отношение студентов вуза к нравственным нормам учебной деятельности 121 Л. Л. Дикевич

Динамика нравственных представлений у подростков и молодежи

(на примере Смоленского региона) 128

A. М. Еремина

Влияние социально-психологической зрелости группы на становление
нравственного самоопределения старшеклассников 136

B. А. Зобков

Самооценка как нравственный регулятор поведения и деятельности 143

Г. В. Иванченко, Н.В. Кошелева, Е. Н. Осин Имплицитные концепции личности атеиста и верующего

в постатеистическом обществе 145

Н. Г. Капустина

Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном

российском обществе 152

C. А. Козлов, О. В. Сулимина

Диагностика психологических особенностей студентов как первооснова
развития личности в образовательном процессе 159

С. А. Котова

Особенности духовно-нравственной самореализации педагогов
в досуговой сфере жизни 165

О. А. Куприна

Проблема духовного формирования студентов психологического
факультета посредством экзистенциального подхода 171

Г. Н. Ларина

Представления современной молодежи о свободе личности 177

И. Л. Матасова

Особенности ценностных представлений учащихся различных
возрастных групп 184

О. А. Миненко

Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов

в условиях современного общества 191

А. В. Морозов, Л. Е. Радченко
Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное
становление человека в современном российском обществе 198

Л. Ш. Мустафина

Особенности социальных представлений о совести в разных группах
учащейся молодежи 204

Э.Н. Ольшевская

Психологическое содержание когнитивного компонента морального
сознания студентов 206

Д. В. Погонцева

Внутренняя/духовная красота в представлениях современной молодежи 213

Т. Б. Рязанова, В. В. Ефремова
Представления об идеалах у современных подростков с различной
направленностью 215

Т. А. Серебрякова Проблема развития ценностного отношения личности к миру

в психологических исследованиях 219

М. Б. Сивкова

Нравственные аспекты межличностных конфликтов в среде подростков 225

Т. В. Скутина

Конфликтная компетентность и развитие общения со сверстником
в подростковом возрасте: этические аспекты 231

О. В. Сулимина

Особенности духовных ценностей студенческой молодежи с различным
отношением к религии 238

О. В. Сучкова

Нормативно-ценностный компонент религиозности как фактор
безопасного поведения молодежи 240

С. В. Тихомирова

Роль традиции в духовно-нравственном становлении молодого человека 246

А. С. Чернышев

Актуализация представлений о свободе в структуре мироощущений

и поведении современных подростков и юношей 250

1.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания

Е.А. Азарова

Христианский гуманизм как методологическая основа образования
и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии
в народосберегающих технологиях 258

Л. И. Акатов

Практико-ориентированный психолого-педагогический подход

как фактор позитивного влияния на самоопределение старшеклассников

(ретроспективный взгляд) 264

С. Н. Башинова, М. Г. Матвеева, Э. Э. Ульянова
Проблемы духовно-нравственного становления дошкольников
в образовательных учреждениях 272

А. И. Белкин

Психологические аспекты конструирования символической идентичности
средствами неинституциональной изобразительной деятельности 274

Н. Я. Большунова

Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников
(на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле») 281

О. У. Гогицаева

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе

осетинских этнокультурных традиций 288

Т. В. Кожановская, В. В. Спасенников
Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения
и духовно-нравственном воспитании личности 291

Е. О. Матвеева

Интеграция научных идей С. Л. Рубинштейна в педагогику детского чтения 297 С. А. Месникович

К вопросу духовно-нравственного становления студентов 302

О. В. Петрушина
Психологическая безопасность образовательной среды
и духовно-нравственное становление личности воспитанников
интернатных учреждений как условие их успешного жизнеустройства 305

Е. Ю. Стрижов

Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности 312


Н.В. Федяева, И. А. Гудь
Духовно-нравственное становление ребенка в современном российском
обществе: семья-дитя-социум 319

А.А. Чернова

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей
и подростков в современном обществе 325

Г. В. Шейнис

Духовно-нравственное становление человека во взаимодействии

с природой 331

Л. В. Яссман, О. Ю. Яссман
Психологическое здоровье как критерий духовной эволюции человека 337

Часть 2

Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

Л. Р. Ахмадова

Индивидуальные особенности подростков с отклоняющимся поведением 346 Д. С. Бурдаков

Проблема взаимосвязи индивидуальных стилей саморегуляции,

психической напряженности и функциональной межполушарной

асимметрии 348

A. Ю. Голубева

Анализ индивидуальных проявлений в смысловой структуре образа

личного прошлого 355

B. Н. Егорова

Гармоничность индивидуальности как предиктор стрессоустойчивости
педагогов 358

Л. З. Зарипова

Проблема познания индивидуальности в трудах М. М. Троицкого,

В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского 364

Д. С. Корниенко Психогенетическое исследование взаимосвязей свойств психодинамического и личностного уровней интегральной

индивидуальности 371

В. А. Москвин, Н. В. Москвина
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов
и дифференциальная нейропедагогика 374

И. А. Новикова

К проблеме исследования индивидуально-типических особенностей
личности 382

Т. А. Ребеко

Телесные повреждения как попытка восстановления способности
к индивидуальной любви 390

Н. Н. Сафукова

Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии 392

А. Н. Стражкова
Условия актуализации и развития ответственности как свойства
индивидуальности 398

Т. И. Чиркова

Проблемы преподавания дифференциальной психологии 404

Часть 1

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии
Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта

В.П. Андронов, Т.Д. Андронова (Саранск)

Кризис в современной гуманитарной науке свидетельствует о не­обходимости поиска новой парадигмы, выходящей за границы естественнонаучного подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение категориального аппарата и источниковой базы психологии и педагогики. Ее освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые про­исходят с человеком в современном российском обществе. Он потерял смыслообразующие ценности, растратил духовный опыт прошлых поколений, ориентирован все в большей степени на материальный ус­пех, а не на нравственное воспитание и духовное совершенствование.

Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий сущест­вования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психи­ческой жизни человека. Идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания осознаются и некоторыми отечествен­ными психологами и педагогами (Братусь, 1994, 1995; Василюк, 2003; Гостев, 2001; Гостев, Елисеев, Соснин, 2002; Дворецкая, 2000; Ели­сеев, 2002; Зинченко, 2001; Невярович, 1997; Ничипоров, 1994; Бим-Бад, 1998; Слободчиков, 2007; Соснин, 2002).

Можно выделить несколько наиболее важных аспектов изуче­ния православного религиозного опыта, определяющих проблемы духовно-нравственного развития личности. Одной из центральных проблем обсуждения в святоотеческих православных учениях яв­ляется путь достижения глубинных качественных преобразований личности. Главный принцип здесь - «чистые сердцем Бога узрят». Иными словами, «очищение» личности, ее духовное совершенст­вование является предпосылкой познания истины (Осипов, 1997). Тем самым в качестве необходимого условия познания вводится новое измерение - этическое, что не всегда учитывается академической психологией.

У религии и науки - разные ориентиры в познании. Наука утверж­дает рациональный, рассудочный путь познания истины, религия считает, что истина - это «вера в высшей степени ее основательности». Отличие науки от веры заключается в свободе от всяких религиозных стеснений, наука в действительности не признает «чуда» и «открове­ния», в противном случае она не была бы верна своим собственным «предпосылкам». Верующий признает и чудо, и откровение.

Ориентация на рациональное знание на личностном уровне соот­носится святоотеческой традицией с понятиями гордости и прелести. Развитие гордости теснейшим образом связано с приобретением новых знаний и «прямо пропорционально» им. «Знание надмевает», -утверждает апостол Павел. Для верующего человека Бог и Истина - од­но и то же. Гордость и тщеславие выстраивают барьер между истиной и ее исследователем. Гордый человек не признается в своих ошибках, а, значит, склонен обманывать и себя и других. Соответственно, для такого психолога закрыта возможность адекватного познания пси­хического мира другого человека, ибо не исправен его собственный «познавательный аппарат». Т. е. основным принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи глубины познания и уровня нравственно-духов­ного развития познающей личности. Только высоко нравственная личность способна познать истину; только святому, как утверждает христианское вероучение, она открыта непосредственно, без органи­зации особого исследования и использования специальных процедур.

Идея самосовершенствования в этическом отношении как условия достижения истинности познания составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. В то же время она остается недоступной для академической психологии, отодвинувшей на зад­ний план проблему «власти внутренней» - власти человека над собой, своими душевными слабостями и недостатками. Усилиями Паисия Величковского, оптинских старцев, святителей Игнатия Брянчани-нова, Феофана Затворника и других подвижников XVIII-XIX столетий, этот опыт самопознания и «самоделания» вновь стал доступен широ­кой научной общественности, обусловив возможности его изучения и освоения современной психологической наукой (Архиеп. Федор (Поздеевский), 1911; Иеромонах Серафим (Роуз), 1991; Ильин, 1993; Иоанн Дамаскин, 1894; Свт. Феофан Затворник, 1991; Творения Свя­тителя Игнатия, 1998).

В лоне религии с момента ее зарождения непрерывно осуществля­лась практическая деятельность по формированию духовно зрелой личности. Результат этой деятельности проявляется наличием в исто­рии России множества святых - ярких образцов духовно-нравственно развитых личностей.

Святоотеческая психология неотделима от самой практики ас­кетической жизни и во всей полноте была доступна только стоикам православного подвижничества - великим святым прошлого (см. Зарин, 1996). Другими словами, форма существования психологичес­кого знания всегда была сугубо индивидуальной. Психологические воззрения не были глубоко отрефлексированы, так как для реального нравственного совершенствования такая «детальная рефлексия» была излишней. Они не были тщательно описаны в четких психологических категориях, как это требуется в современной науке. Передача знания осуществлялась непосредственно - от учителя к ученикам, в боль­шей степени личным примером, нежели посредством развернутых описаний. То же, что записывалось, во всей полноте можно понять, лишь проникнув в тот культурно-исторический контекст, в котором создавалось это знание, открыв для себя личность его автора. Глав­ными доступными источниками научного изучения психологических данных, накопленных в практике православного подвижничества, являются Священное Писание и творения святых отцов. При реализа­ции духовно-нравственных ресурсов религиозной мысли в познании и формировании личности следует учитывать символичность, алле­горичность, иносказательность описания святоотеческой практики (Епископ Николай (Охридский), 1993).

В связи с этим чрезвычайно важной и сложной задачей является перевод описания данных, накопленных в русле истории подвижни­чества, на язык собственно психологии. Это, в свою очередь, предпо­лагает нахождение принципа святоотеческой психологии, способного организовать всю совокупность эмпирических сведений, накоплен­ных многовековой аскетической практикой, в систему понятий.

Таким принципом, как следует из анализа трудов православных мыслителей, может стать принцип «троического единства» (соот­ношения сущности и ипостаси в Святой Троице) и его отражение как на уровне отдельного человека, так человеческого рода в целом. При психологической разработке этого принципа необходимо учи­тывать базовое положение богословия - человек является «образом и подобием Божием». Так, например, святитель Дмитрий Ростовский считал, что в человеке ум соответствует Богу Отцу, слово - Богу Сы­ну, дух - Святому Духу (Архиеп. Макарий, 1868, с. 455). Святитель Григорий Палама указывал, что душа тройственна по образу Святой Троицы. Архимандрит Керн пишет: «Человек в своей духовной струк­туре и жизни отражает внутритроичную жизнь Божества» (Архм.

Киприан (Керн), 1996, c. 355). Таким образом, введение принципа «троического единства» позволяет использовать категориально-по­нятийные богословские разработки по выявлению соотношения сущности и ипостасей божественного применительно к анализу строения человека - его телесной, душевной и духовной структур.

Духовное бытие, таким образом, существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной само­сти. Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает чело­веку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевид­ности и науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы.

Наряду с добродетелями и личностными совершенствами, у че­ловека могут возникать состояние, называемое православной ант­ропологией грехопадением (Архм. Лазарь, 2000). В психологическом плане - это деформация, нарушение человеком в себе иерархии со­ставляющих его структуру: на первое место выходит низшая часть человека - его плотское начало, подчиняющая себе и «душу» и «дух», которые становятся слугами тела и пытаются реализовать свои уст­ремления лишь в различных формах организации «телесно-физичес­кой» жизни. Преподобный Максим Исповедник прямо описывает это как переворот внутренней структуры на 180 градусов. Он отмечает, что до грехопадения дух человека находил пищу в Боге, душа питалась духом, а тело жило душою. Человек был направлен вверх - к Богу. После грехопадения эта направленность изменилась: дух стал жить за счет души, душа - за счет тела, а тело - за счет поглощения бездуш­ной материи, в которой и обретает себе смерть. Вечная бессмертная часть нашего существа оказалась подчинена временной и смертной. Это случилось тогда, когда человеком была нарушена заповедь о воз­держании и необходимости контролировать свои низшие проявления высшими (Зарин, 1996).

Для психологической науки очевидна мысль о том, что нельзя высшее, духовное подчинять низшему, бессознательному, что, собст­венно, и составляет суть «перевернутого человека».

Грех - это момент разлада, распада духовной жизни, что находит свое выражение в понятии «страсти». Страсти, связанные с телесно-потребностной сферой, становятся центром психического мира челове­ка. В христианской антропологии страсть понимается как несвободное состояние сил человека, отражающее единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим и подчиняющий себе волю человека. Примером этого является алкоголизм, когда человек полностью по­рабощен одной страстью - стремлением к выпивке, а все остальные устремления задавлены этой страстью. Православное учение сводит все многообразие страстей к восьми главным, которые разделяются на телесные и душевные: «чревоугодие», «блуд», «сребролюбие», «гнев», «печаль», «уныние», «тщеславие», «гордость». Страсти опираются, по словам Максима Исповедника, на неправильное употребление вещей. Т. е. не пища является злом, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие, «а если так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным». Он подчеркивает, что «пища создана для двух потребностей - для питания и врачевания», поэтому «принимающие ее не с этими намерениями, употребляют во зло данное Богом на пользу, осуждаются как сластолюбцы. И во всех вещах неправильное употребление есть грех» (Зарин, 1996, с. 240-241). Источник греха - в поврежденности духовной стороны человека.

Страсти являются духовной болезнью личности, или, на языке психологической науки, - психопатологией. Прельщенный страстью человек теряет возможность управления своей психикой, не способен адекватно воспринимать окружающую действительность.

Утрата духовного компонента у человека неизбежно приводит к технократизации его мышления. Оно становится рассудочным, бездуховным, стремится достигать цели любыми средствами, не ут­руждая себя размышлениями о соразмерности «целей» и «средств», руководствуется внешними по отношению к человеку и его ценностям целями, игнорирует категории веры, нравственности, совести, добра, справедливости и правды.

В святоотеческой традиции выделяются основания типологиза-ции личности (Елисеев, 2002). Так, вслед за святителем Феофаном Затворником, возможно выделение трех вариантов: 1) душа полно­стью подчинена потребностям тела и является обслуживающим его агентом; 2) душа полностью подчинена потребностям духа и обслужи­вает их; 3) душа живет сама собой, пренебрегая и телом и духом (Свт. Феофан Затворник, 1991, с. 42). Два первых альтернативных варианта соответствуют двум крайним типам личности, которые характеризу­ются взаимно перевернутыми иерархиями соотношения духа, души и тела. Главный выбор человеческой жизни - это выбор направления движения, определяющий тип формирующейся личности.

Важным аспектом, возникающим при анализе эмпирических психологических знаний, содержащихся в творениях святых отцов, является проблема символизма, утверждающего, что внешние об­стоятельства жизни человека являются символами, отражающими его внутренние духовно-нравственные состояния. Идея символизма, взятая в качестве принципа, задает ориентиры в анализе и интер­претации психологических данных в духе святоотеческого опыта. Для религиозных мыслителей явления природы, предметы внешнего мира выступают как отблеск иной реальности. Следует также иметь в виду, что символизация мира отцами создается не анализом поня­тий, а непосредственно провидческой интуицией (откровениями). Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность в анализе и ин­терпретации психологического материала, содержащегося в свято­отеческой традиции.

Другим общепсихологическим понятием, активно разрабаты­ваемым в рамках православной психологической мысли, является понятие воли. В свое время преподобный Серафим Саровский, опи­раясь на святоотеческий опыт, утверждал наличие в человеке трех видов воли: 1) «воля Божия всесовершенная и спасительная»; 2) «воля собственно человеческая, если не пагубная, то и не спасительная», 3) «воля бесовская - пагубная».

Святоотеческая психологическая традиция смещает акцент со второго вида воли на первый, указывая путь «совершенствования в добре». И это придает ей практическую значимость в аспекте изуче­ния личностного и духовного развития человека. Психологическая наука своей методологией, концептуальным аппаратом и методами измерения пока не может проникнуть в мир переживания духовно-религиозной реальности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 3 Психология развития и акмеология
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 5 Личность и
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 4 Субъектный подход в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 2 Проблема сознания в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека
...

Психология человека в современном мире том 6 iconПроект «Путешествие в город мастеров»
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование...

Психология человека в современном мире том 6 iconИсследовательская работа» Тема: «Вода-источник жизни». Работу
А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство,...

Психология человека в современном мире том 6 iconПрограмма «Русский язык и культура в современном мире»

Психология человека в современном мире том 6 icon1. Русский язык в современном славянском мире. Основные проблемы этно- и глоттогенеза
Русский язык в современном славянском мире. Основные проблемы этно- и глоттогенеза

Психология человека в современном мире том 6 iconИсследовательская работа по информатике на тему «Минусы и плюсы Интернета»
Информационные технологии наиболее быстро развивающаяся область в современном мире

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции