Новосибирский Государственный Университет
Факультет Информационных Технологий
Проект по созданию системы автоматизации дистанционного
образования
Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования ФИТа на основе анализа ПО «Инфотехно»
Выполнил:
студент гр. 7209
Макаров Андрей
Научный руководитель:
к.ф.м.н., доцент кафедры систем информатики НГУ, с.н.с.
Васючкова Татьяна Сергеевна
Новосибирск
2009 г.
Оглавление
-
Введение
-
Описание предметной области.
Система предоставляет сервис по автоматизации процессов дистанционного образования, предлагаемых Университетом.
Системы подобного рода применяются в различных университетах и образовательных учреждениях, что облегчает работу преподавательского состава и упрощает обмен знаниями и данными между студентами и преподавателями. Такие системы могут осуществлять контроль над успеваемостью студентов, не только деканатами, но и родителями. Упрощается процесс проверки и оценки знаний.
Такие системы предоставляют следующие преимущества:
-
Возможность пройти курс обучения через Интернет "без отрыва от производства", т.е. не тратя времени и денег на поездки, не отрываясь от своей работы.
-
Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте.
-
Возможность применять полученные знания сразу же на практике в своей организации.
-
Возможность получения консультаций преподавателей в процессе обучения и обсуждения вопросов на форуме.
-
Получение государственного документа о повышении квалификации специалиста, дающего право на повышение разряда оплаты труда работнику при его аттестации в государственных учреждениях.
-
Прохождение профессиональной переподготовки и получение диплома о проф. переподготовке.
-
Возможность получения образования в престижном ВУЗе, находясь в любой точке мира.
Создание системы автоматизации дистанционного образования для Новосибирского Государственного Университета.
Первым этапом этого проекта и моей курсовой работой на этот семестр будет “определение требований к системе на основе анализа СДО “Инфотехно”. Этот анализ включит в себя как детальное рассмотрение функциональности системы и удобства ее интерфейса, так и технические ее характеристики. На основе моего анализа, анализа других систем, который будут проводить другие участники проекта, и требований заказчика будут разработаны требования к проектируемой системе. Также в основу требований ляжет анализ существующего процесса дистанционного обучения и, разработанная на основе этого анализа, бизнес-модель.
-
Обзор пользователей системы «Инфотехно»
Посредством изучения документации по системе, а также информации, открытой на общий доступ производителем, удалось выявить роли пользователей системы.
Система включает в себя следующие роли Пользователей:
Гость – лицо, способное изучать начальные сведения о системе и имеющее возможность зарегистрироваться в ней.
Пользователь — лицо, зарегестрированное в системе и участвующее в функционировании системы, способное обмениваться сообщениями и файлами, а так же проходить аутентификацию в системе.
-
Слушатель курсов
-
Диаграмма
Слушатель курсов - пользователь системы, непосредственно вовлеченный в учебный процесс. Он не имеет доступа к настройкам системы и имеет самые ограниченные права. Его основной функцией является непосредственное участие в учебном процессе («прослушивание» лекций, сдача тестов и контрольных работ). Также слушатель имеет возможность получать и отправлять файлы и сообщения другим пользователям системы.
Администратор системы - пользователь системы отвечающий за настройку и управление техническими характеристиками системы. Он имеет доступ к любой части системы. Может назначать локальных администраторов на каждый из ВУЗов или на несколько ВУЗов. Так же занимается управлением пользователями, курсами и ВУЗами. Администрирует сервисы общения и передачи файлов внутри системы, и, как следствие, имеет возможность пользоваться этими сервисами.
-
Автор (курсов, информационного и проверочного материала)
-
Диаграмма
Автор-пользователь системы, занимающийся составлением и редактированием содержания курсов, тестов, контрольных работ и лекций. Имеет доступ только к соответствующим ресурсам и может обмениваться, по необходимости, информацией и файлами с другими пользователями системы.
Преподаватель-пользователь системы, курирующий учебный процесс. В его функции входят: редактирование свойств курсов, тестов, контрольных работ (по необходимости); редактирование графика обучения подведомственной группы слушателей или, опять же по необходимости, отдельных слушателей; проверка контрольных заданий и тестов и выставление по ним оценок (также возможно добавление комментариев к работам).Имеет возможность обмена сообщениями и файлами внутри системы.
Менеджер-пользователь, не вовлеченный в процесс обучения. Его функции - управление документооборотом и доступом к курсам системы. Прослеживает своевременную оплату слушателями по курсам и рассылает необходимые уведомления. Составляет шаблоны документов (договоров, графиков оплаты). Также управляет разделением слушателей на группы и их доступом к ресурсам системы. Может отправлять и получать сообщения и файлы внутри системы.
-
Обзор функциональностей системы
Проведя первоначальный анализ системы, удалось выявить функциональности системы верхнего уровня. Они были четко разделены по использующим их ролям системы и нашли свое описание в этой главе. Также имеет место проставление «весов» для каждой из функциональностей, для определения степени их важности при составлении требований к конечной системе.
-
Модель сценариев использования системы
Модель Сценариев Использования Системы (функциональностей) состоит из следующих Сценариев использования Системы (в дальнейшем СИС; цифрами обозначены веса СИСов относительно важности их присутствия в системе дистанционного образования: критичный = 0, важный = 1, полезный = 2, ненужный = 3):
-
Прохождение авторизации в системе перед каждым шагом .
Описание: отправка перед каждым шагом аутентификационных данных для проверки уровня доступа к тому или иному функциональному блоку системы.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: базовый СИС, позволяет жестко контролировать уровень доступа пользователей
Описание: Заполнение формы регистрационными данными, для их внесения в БД и выдачи гостю статуса «пользователь» со всеми вытекающими привилегиями и обязанностями.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: необходим для восполнения и расширения как обслуживающего персонала системы, так и ее слушателей.
-
Просмотр открытых сведений о системе.
Описание: ознакомление с общей информацией по системе.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: увеличивает аудиторию потенциальных пользователей системы.
-
Аутентификация пользователей в системе.
Описание: отправка данных (логина и пароля) системе, для проверки. существования и наличия доступа пользователя к ресурсам системы.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: необходим для предотвращения входа незарегистрированных пользователей.
Описание: возможность отправлять и получать текстовые сообщения от других пользователей, чат в реальном времени и форум.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: существенный плюс в вопросе коммуникаций между пользователями.
Описание: возможность отправлять и получать файлы.
Приоритет: 3
Критерий выставления приоритета: весь материал должен размещаться на сервисе и обмен дополнительными источниками необязателен.
-
Просмотр доступных курсов.
Описание: ознакомление с информацией по открытым курсам системы.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: необходим для предоставления информации, и, как следствие, записи пользователя на курс.
Описание: выполнение последовательности шагов для регистрации на конкретном курсе и его оплаты.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: юридическое оформление слушателя и заключение с ним договора.
-
-
Самостоятельная запись
-
Выбор курса (Производится только при самостоятельной регистрации)
-
Подтверждение выбора курса (ознакомление со стоимостью и графиком обучения)
-
Назначение даты начала прослушивания курса
-
Выбор необходимого графика внесения оплаты за обучение
-
Формирование договора (ФИО, почтовый адрес, телефон, паспортные данные)
-
Формирование счета оплаты
-
Печать квитанции или счета оплаты
-
Запись по телефону или e-mail с менеджером
-
Оплата по счету или квитанции.
Описание: внесение платы за обучение тем или иным способом.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: важнейший СИС.
Описание: процесс получения слушателем знаний, а также их контроль.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: второй по важности СИС.
-
Изучение лекций
-
Тестирование
-
Выполнение контрольных работ
-
Назначение локальных администраторов на каждый из вузов систем
Описание: создает иерархию администраторов для более полного контроля за системой.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: облегчает процесс администрирования, но в целом не меняет его
-
Добавление новых, а также блокировка и редактирование существующих вузов.
Описание: возможность расширить систему, путем внесения в нее других ВУЗов.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: дает возможность расширять перечень изучаемых дисциплин
-
Управление пользователями
Описание: возможность добавлять, удалять, либо изменять свойства пользователей.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: единственная возможность добавлять пользователей – персонал системы, удалять любых пользователей, и осуществлять контроль пользователей
-
-
Добавление (только в случае, если для добавления не нужна регистрация)
-
Удаление
-
Изменение
-
Привязка
-
Управление курсами
Описание: добавление, удаление и изменение курсов.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: единственная возможность удалять ненужные курсы.
-
-
Добавление
-
Изменение
-
Удаление
-
Администрирование сервисов общения пользователей и передачи файлов
Описание: контроль корректной работоспособности функции передачи и получения файлов и сообщений в системе.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: см. «обмен сообщениями»
-
Установка и удаление SCORM-пакетов
Описание: установка в системе Sharable Content Object Reference Model –пакетов – стандарта, содержащего требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: необходим для соответствия общемировым требованиям.
Описание: Создание курса, дисциплины, лекции, проверочных работ.
Приоритет: 0
Критерий выставления приоритета: создает материал, предоставляемый конечным пользователям.
-
Присвоение статуса курсу («в редакции», «к публикации», «опубликован», «блокирован»)
Описание: изменение у курса статуса, который отвечает за его «готовность».
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: позволяет администратору в дальнейшем корректнее управлять курсами.
Описание: изменение свойств и наполнения информацией дисциплин, лекций, проверочных работ.
Приоритет: 1
Критерий выставления приоритета: позволяет изменять данные в соответствии с новейшими источниками.
-
-
Дисциплины
-
Лекции
-
Проверочных работ
-
Создание списка справочных материалов
Описание: создание списка, содержащего глоссарий по данному курсу, а также используемые справочные материалы.
Приоритет: 2
Критерий выставления приоритета: данный список необязателен, но приносит реальную пользу в изучении слушателем материала.
|