Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе?




Скачать 74.82 Kb.
Название Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе?
Дата публикации 21.06.2014
Размер 74.82 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Право > Вопрос
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе?

Размышления по поводу чеченского уголовного кодекса Леонид Рудольфович Cюкияйнен - доктор юридических наук, профессор (Институт государства и права РАН).

Законотворчество

ПОСЛЕ подписания Хасавюртовских соглашений между Москвой и Грозным заметное место в освещении ими ситуации вокруг Чечни заняла тема основанного на шариате уголовного кодекса Чеченской Республики Ичкерии, утвержденного указом Зелимхана Яндарбиева и вступившего в действие в сентябре 1996 г. В частности, по каналам телевидения неоднократно транслировался сюжет о публичном исполнении телесного наказания по новому закону за употребление спиртного, а в сопровождавшем кадры комментарии делался акцент на том, что в Чечне все шире применяются жестокие исламские наказания. Обратила на себя внимание и публикация в "Московских новостях", где в ярких красках описывался царящий в Чечне правовой беспредел. Это подтверждалось ссылками на упоминавшийся выше законодательный акт, приводились и выдержки из него, которые не могли не вызвать у читателей неприязнь к шариату как к чему-то примитивному, дикому и антигуманному.

Против чеченского УK выдвигаются как собственно юридические, так и политические возражения. Среди первых - вытекающий из статуса Чечни как части России тезис о несоответствии данного акта Конституции РФ и основам российской правовой системы в целом. Действительно, такое противоречие очевидно. Чтобы убедиться в этом, не надо даже заглядывать в данный кодекс: по Конституции, субъекты РФ не могут иметь собственного уголовного законодательства - ни шариатского, ни иного. Другой порок УК видят в открытом нарушении многими его статьями международно- правовых актов по правам чело- века, на чем особый акцент де- лают известные правозащитники. Неприятием кодекса с политических позиций можно объяснить взгляд на его введение как на шаг, предпринятый "чеченскими сепаратистами" с единственной целью подвести базу под отделение от России. Имеются и другие оценки, в которых политические и пропагандистские соображения преобладают над правовой логикой.

Но за всем этим ажиотажем вокруг чеченского УК в тени оказалось главное - отражение в самом факте его принятия важнейших ориентиров новой чеченской власти, сделанного ею культурно-цивилизационного выбора, взятого стратегического курса в сфере правовой политики. Поэтому оценка данного документа не может ограничиваться конъюнктурно-политическими мотивами. Недостаточен и формально-юридический подход. В частности, тезис о несоответствии кодекса российской Конституции парируется чеченской стороной тем, что Чечня - независимое государство и ее правовая система не привязана к Основному закону РФ. Правда, вывод о том, что УК не укладывается в международные стандарты, очень весом. Но даже если представить, что на данном основании (или по каким-либо иным соображениям) кодекс будет приостановлен или даже вообще отменен, не снимает с повестки дня более общий вопрос о перспективах шариата в Чечне и на Северном Кавказе в целом. В том, что речь идет именно об этом, сомневаться не приходится.

ЕЩЕ В НАЧАЛЕ октября прошлого года Аслан Масхадов заявил, что сразу после вывода российских войск из Чечни там начнется строительство исламского государства, законы которого будут основаны на шариате. В период избирательной кампании позиции всех основных кандидатов на пост президента относительно ориентации на исламскую модель власти и правовой системы практически совпадали. Не случайно в середине ноября в чеченскую конституцию было внесено важное изменение, провозгласившее ислам государственной религией. За несколько дней до выборов Масхадов вновь подчеркнул, что он видит будущую Чечню как независимое исламское государство. Стоит отметить, что современная мусульманско-правовая наука главным признаком исламского государства считает именно претворение шариата, а статус ислама в качестве государственной религии трактует как обязанность власти проводить в жизнь предписания шариата, который должен стать основным, ведущим источником законодательства.

Именно в таком контексте и надо рассматривать чеченский УК, оценивая его прежде всего с позиций самого шариата. В данной статье невозможно дать развернутый анализ этого явления. Отметим лишь, что понятие шариата связано с использованием данного термина в Коране для обозначения начертанного Аллахом пути, идя которым правоверный достигает духовного совершенства, мирского благополучия и высшей справедливости. Причем шариат не исчерпывается чисто догматическими и культовыми вопросами, уделяя большое внимание проблемам повседневной жизни, поведению мусульман в отношениях между собой, с властью и иноверцами.

Многие полагают, что в шариате имеются ответы на все вопросы, готовые правила поведения на любые жизненные случаи. На самом деле лишь по достаточно узкому кругу взаимоотношений людей шариат содержит готовые однозначные решения. Поиск же ответов на большинство из них должен вестись на основе рациональных способов толкования положений Корана и сунны - преданий (хадисов) о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Естественно, в рамках общих принципов и ценностей шариата, составляющих его центральную часть. Поскольку шариат смотрит на мусульман не только как на верующих, но и людей, ведущих мирскую жизнь, а также в известной мере касается немусульман. Среди его целей и ориентиров важное место занимают такие, в которых отражаются вполне "земные" заботы человека. Нацеленность на удовлетворение этих интересов и потребностей - важнейшая черта шариата, отнюдь не сводящегося к мелочному регулированию каждого шага мусульманина, навязыванию ему жестких и не учитывающих изменяющийся образ жизни правил.

Кто видит в нем свод давно изве- стных решений на любой случай, тот не понимает назначения и смы- сла шариата. Ведь его суть заклю- чается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски, не забывая при этом собственные каждодневные интересы, потребности других людей и особенности той среды, в которой он живет.

Только поверхностное знакомство с шариатом может свести его к отрубанию руки за кражу, полигамию, побиванию камнями прелюбодеев или телесному наказанию за употребление алкоголя. Такие правила, хотя и имеющие для мусульман важное значение, не должны заслонять главного в шариате, который следует оценивать в целом по закреплению принципов, отражающих общечеловеческие ценности и передовую правовую КУЛЬ-ТУРУ. Правильно понимаемый шариат представляет собой хотя и строгую, но в то же время гибкую, гуманную систему, нацеленную на удовлетворение интересов человека, необременительную для него и веротерпимую, поощряющую творческий подход к окружающему миру и самостоятельность суждений, способную отвечать на вызов времени.

С УЧЕТОМ такого осмысления шариата и следует оценивать чеченский УК, в том числе и высказывать упреки в его адрес. Так, для многих в Чечне шариат ассоциируется с порядком и консолидацией общества. Однако некоторые лидеры видят в нем прежде всего карательный инструмент для обуздания преступности. Между тем шариат основной целью применения своих санкций считает не наказание правонарушителей и устрашение, а защиту устоев исламского образа жизни, системы исламских ценностей и институтов. Но ведь сами чеченс- кие руководители признают, что утверждение исламских принципов в общественной, частной и ли- чной жизни еще только предстоит.

В этом отношении корректной выглядит позиция нового президента Чечни, который считает, что "вводить шариатские нормы и законы необходимо постепенно, основываясь на обычаях и традициях самого чеченского народа и не ущемляя интересов граждан другой религиозной принадлежности" (см. "НГ" от 31.01.97). Данные критерии вполне отвечают духу шариата. Однако новый УК, полностью ориентирующийся на суданский образец, не во всем им соответствует. В частности, он игнорирует ряд традиций, составляющих сердцевину горской демократии. Но это - порок закона, а не шариата, демонстрирующего уважение к обычаям мусульман, которые должны учитываться при решении конкретных вопросов. Не случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых проводится эта идея: "То, что применяют люди, является критерием, которому надлежит следовать", "Установленное обычаем равносильно предусмотренному нормой права". Признание авторитета обычая сквозит и в словах пророка Мухаммеда: "То, что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим".

Можно отметить и такие исходные начала шариата, которые должны лежать в основе реализации любых его конкретных норм, как исключение риска и причинения вреда. Кроме того, для шариата характерно стремление чрезмерно не обременять человека, не сковывать его жесткими ограничениями, в чем отражается присущая ему склонность к умеренности и неприятию крайностей. Это подтверждается следующими положениями Корана: "Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас" (2:285), "Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы" (22:78), "Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее" (2:286).

НЕСОМНЕННО, новый президент Чечни имел достаточные основания назвать принятие шариатского УК в целом несвоевременным. Но система наказаний - это еще не весь шариат и даже не главное в нем. Поэтому критика данного законодательного акта не должна заменять главного - признания большого потенциала мусульманско-правовой культуры в Чечне и на всем Северном Кавказе. Следует четко осознавать, что у шариата не просто есть будущее в этом регионе. Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к основам шариата. В этом вопросе нет дилеммы "или шариат, или иная правовая культура". Речь идет о выборе между различными подходами к шариату, об умении использовать его достижения во благо общества и человека. А это зависит от соблюдения уже отмеченных принципов обращения с шариатом в наши дни. Нельзя также забывать, что мусульманское право в современном мире тесно взаимодействует с европейской правовой культурой, исходит из уважения общепризнанных норм и принципов международного права, соблюдения прав и интересов немусульман. Без учета этих моментов профессионально грамотное, цивилизованное претворение шариата вообще невозможно.

Отсюда понятно, что у проблемы введения шариата на Северном Кавказе нет простых и быстрых решений, и в этой связи обращает на себя внимание заявление Аслана Масхадова: "Есть Коран - Конституция и закон Аллаха - там все написано и ничего выдумывать не надо" (см."НГ" от 27.01.97). Выдумывать, конечно, не годится, вместе с тем очевидно, что овладение шариатской культурой, которая формировалась в течение веков усилиями поколений мудрых мусульманских правоведов и в наши дни постоянно обогащается достижениями современной юриспруденции и опытом исламских стран, требует многого, в том числе подготовки кадров, просвещения и образования, а главное - утверждения в обществе истинных исламских (включая мусульманско-правовые) ценностей и ориентиров. Быстро и без серьезных усилий этого добиться нельзя.

Все сказанное касается не только Чечни, но и ряда других регионов Северного Кавказа со сходными культурными, религиозными и правовыми традициями, особенностями национальной психологии, Тот факт, что в настоящее время, в отличие от Чечни, вопрос о практическом применении шариата здесь не стоит так остро, не снимает с повестки дня проблему его будущей судьбы. При этом к перспективе включения шариата в правовую систему надо относиться не как к неизбежному злу, а как к естественному процессу возрождения серьезной правовой культуры, имеющей здесь многовековые традиции и внесшей заметный вклад в мировое правовое развитие.

С принятием чеченского УК в нынешнем варианте действительно поспешили. Но этот вывод не относится к необходимости разработки теоретических и практических аспектов шариата, изучения той роли, которую он может и должен сыграть в рассматриваемом регионе, причем - вполне возможно - в самом ближайшем будущем. Про серьезное обсуждение этой проблемы уже не скажешь "слишком рано", может быть только "слишком поздно", так что разговор о перспективах шариата, начатый этой статьей, должен быть продолжен.

(C) Электронная версия приложения к "НГ" - "НГ-Религии" (ЭВНГР). Номер 02 (2) от 27 февраля 1997 г., четверг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Особенности региональной социокультурной модели на Северном Кавказе...

Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Учреждение Ставропольской Духовной Семинарии на Северном Кавказе...
Святого Православия в этом многонациональном и неспокойном регионе России. Недостаток в образованных пастырях стал ощущаться с момента...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Геннадий Трошев Моя война. Чеченский дневник окопного генерала
Автор книги Геннадий Трошев — одна из ключевых фигур в событиях на Северном Кавказе. Родом из этих мест, генерал последние шесть...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon П. П. Глоба. Планеты // Подготовка текста Ю. С. Лукашевич
Самое короткое расстояние от Земли до Солнца в январе, когда в северном полушарии зима, а в южном лето. Наибольшее расстояние в июле...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) Литературные мечтания (Элегия в прозе) 1834
Есть ли у Вас хорошие книги? Нет, но у нас есть великие писатели. Так, по крайней мере, у вас есть словесность? Напротив, у нас есть...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Андрей Лазаренков Партия, которую создал Иисус. Очерки общественной деятельности Иисуса Христа
У тебя, молодого парня, есть здоровье, годы впереди, перспективы. Ты сам пытаешься что-то сделать, соскочить из этой маргинальщины?...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon 1. Современное образование: проблемы, перспективы, задачи
Современное российское образование: проблемы, перспективы, задачи, необходимость реформ, иллюзии
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение...
Тема «Лермонтов и Кавказ» неисчерпаема и привлекательна. Моя работа – небольшой эпизод в освещении этой темы. Она посвящена анализу...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна
...
Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? icon М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837)
Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г там же —...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции