Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования)




Скачать 125.9 Kb.
Название Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования)
Дата публикации 20.06.2014
Размер 125.9 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Право > Программа
Смоленский промышленно-экономический колледж

Программа

вступительных испытаний по русскому языку
(для поступающих на базе основного общего образования)

Смоленск

2011


Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего (полного) общего образования.

Программа отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку и состоит из двух разделов. Первый раздел содержит основные теоретические понятия, которыми должен владеть поступающий. Во втором разделе перечислены навыки и умения, требующиеся от поступающего.

Объем знаний и степень владения материалом, описанные в программе соответствуют курсу русского языка основной образовательной школы.

Раздел I. Фонетика.

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Ударение. Безударные гласные и их правописание.

Лексика. Фразеология,

Понятие лексики. Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Словообразование.

Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-. Различные способы словообразования. Сложные слова и их правописание.

Морфология,

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Типы
склонения. Правописание падежных окончаний существительных Правописание суффиксов.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая форма. Склонение прилагательных Степени сравнения прилагательных. Правописание падежных окончаний. Правописание суффиксов прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые, их грамматические признаки. Склонение числительных. Правописание числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Грамматические признаки местоимений. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Первое и второе спряжение. Наклонение (изъявительное, условное, повелительное). Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Правописание личных окончаний. Причастие. Деепричастие. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий, правописание наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов.

Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Правописание союзов.

Частицы. Понятие о частицах и их употребление в речи. Правописание частиц.

Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.

Синтаксис.

Простое предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.
Члены предложения (подлежащее, сказуемое простое и составное, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения.

Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные. Однородные члены предложения.

Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.

Обособленные второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

Сложное предложение. Типы сложного предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложно-подчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания пи прямой и косвенной речи.

Раздел II

Основные умения и навыки:

  • по орфоэпии - произношение употребительных слов с учетом
    вариантов произношения;

  • по лексике - разъяснение значений слов общественно-политической
    и морально-этической тематики и их правильное употребление; пользование
    разными видами словарей;

  • по словообразованию - владение приемом разбора слова по составу;

  • по морфологии - распознавание изученных частей речи и их форм;
    соблюдение литературных норм при образовании и употреблении слов;

  • по орфографии - умение применять орфографические правила с
    определением вида орфограммы;

  • по синтаксису - различать изученные виды простых и сложных
    предложений;

  • по пунктуации - умение применять пунктуационные правила;

  • в области связной речи - умение определять тему и основную мысль
    высказывания, владение типами речи, редактирование текста,
    совершенствование структуры и стиля высказывания.



Примерный образец вступительных испытаний
Фонетика. Орфоэпия.

  1. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1) счастливая, вьющаяся, увлечь 2) июнь, ваять, частное

3) играешь, поющие, местность 4) тягостные, вскачь, объявившийся

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) юбиляр 2) лебедь 3) грамота 4) аромат

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) просьба 2) юрист 3) птица 4) ежевика

  1. В каком слове согласные звуки твердые?

1) прорубь 2) резвый 3) сторожил 4) хлебный

  1. В каком слове согласные звуки мягкие?

  1. чемодан 2) педагог 3) лечить 4)тропинка

  1. В каком слове согласные звуки глухие?

  1. красота 2) птица 3) мороз 4) вместе

  1. В каком слове согласные звуки звонкие?

  1. сбросил 2) вьюжная 3) кашевар 4) пехота

  1. В каком слове ударение падает на 1-ый слог?

  1. завидно 2) каталог 3) отвар 4) торты

  1. В каком слове ударение падает на 2-ой слог?

  1. жилось 2) дефицит 3) назвалась 4) кухонный


Лексика. Фразеология.

  1. Отметьте лишнее слово в ряду синонимов:

1) гнев 2) ярость 3) бешенство 4) ерунда

  1. Отметьте слово, имеющее омоним:

1) рысь 2) большой 3) лечить 4) бумага

  1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

1) золотая середина 2) золотые горы 3) золотая брошь 4) золотые руки


  1. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) важная птица, птица высокого полета, сильные мира всего

2) в мгновение ока, в два счета, одним духом

3) во весь голос, во все горло, бить баклуши

4) сломя голову, что есть мочи, во все лопатки

14. Какой фразеологический оборот имеет значение «от скуки»?

1) от случая к случаю 2) от нечего делать 3) от чистого сердца 4) от корки до корки
Морфемика

15. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) застенчивый, заседать, запрещать 2) застегнуть, запереть, затворить

3) закон, зараза, зарядить 4) зазвенеть, зазвать, затеять

16. В каком ряду во всех словах выделяется окончание - ее?

1) звенящее, добрее, мелодичнее 2) синее, певучее, зловещее

3) горячее, красивее, ближайшее 4) рассекающее, читающее, спокойнее

17. В каком ряду во всех словах приставка при - имеет одно и то же значение?

1) пришкольный, привокзальный, приписать 2) приморье, придержать, привязанность

3) приоткрыть, принарядить, прилечь 4) приклеить, придумать, притушить

18. Отметьте лишнее слово среди однокоренных:

1) гористый 2) горчить 3) горемыка 4) горевать

19. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) перечитывая 2) прелестный 3) безвольный 4) волнение

20. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) безболезненный, безбрежный, бессмыслица 2) сделать, ослепнуть, вклеить

3) подыскать, чудесный, заболевание 4) вишенка, удивительный, фокусник

21. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме приставка, корень, суффикс, окончание?

1) подголосок, преголодный, осуждение 2) безголовый, станционный, покрепче

3) получше, уютность, поучение 4) черепашка, вычерпывать, зачеркнуть
Орфография

22. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) п…риметр 2) в…негрет 3) г…потеза 4) п…он

23. Отметьте слово, где пишется буква и:

1) п…рифирия 2) д…магог 3) эл…ксир 4) п…ликан

24. Отметьте слово, где пишется буква а:

1) обл…котиться 2) л…терея 3) перек…лоть 4) раздр…жать

25. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) …баяние 2) вообр…жение 3) оз…рять 4) р…стение

26. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) вым…рший 2) прич…тающий 3) зап…рать 4) выж…гать

27. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) р…вняться на друга 2) оз…рять 3) упл…тить 4) пром…кательная бумага

28. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) прод…раться сквозь заросли 2) рассч…тать

3) обд…рет как липку 4) преп…рательство

29. Отметьте слово, где пишется буква ё:

1) душ…нка 2) беч…вка 3) плащ…м 4) еж…вый

30. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) вооруж…нный 2) кош…лка 3) чащ…ба 4) туш…нка

31. Буква и пишется во всех словах ряда:

1) спиц…, ц…плячий, ц…фра, инъекц…я

2) ц…нзура, ц…корий, ц…гейка, лекц…я

3) оц…нкованный, ц…тата, ц…трус, авиац…я

4) панц…рь, ц…линный, медиц…на, ц…ц

32. Отметьте слово, где пишется ь:

1) фонар…щик 2) много туч… 3) еш…те 4) суп горяч…

33. Отметьте слово, где пишется ъ:

1) четырех…язычный 2) с…экономить 3) бул…он 4) в…юга

34. Отметьте слово, где пишется о:

1) обслед…вать 2) запазд…вать 3) навед…ваться 4) заклад…вать

35. Отметьте слово, где пишется звонкая согласная:

1) дворня…ка 2) бе…крылый 3) о…дыхать 4) …жимать

36. Отметьте слово, где пишется непроизносимая согласная:

1) чуде…ный 2) ненавис…ный 3) небес…ный 4) словес…ный

37. Отметьте слово, где пишется нн:

1) ветре…ый 2) плете…ая корзина 3) задача реше…а 4) скоше…ый луг

38. Отметьте слово, где пишется е:

1) пр…пятствие 2) пр…творство 3) пр…вередливый 4) пр…вилегия

39. Отметьте слово, где пишется и:

1) дез…нформация 2) под…тожить 3) пред…нфарктный 4) без…нициативный

40. Отметьте слово, где пишется е:

1) он терп…т 2) трава стел…тся 3) завис…мый 4) вышл…те письмо

41. Отметьте слово, где пишется я(а - после шипящих) :

1) се…щий 2) стро…щийся дом 3) народы бор…тся 4) замеш…нное тесто

42. Отметьте слово, которое пишется через дефис:

1) (пол) тетради 2) (полу) сфера 3) (пол) восьмого 4) (пол) листа

43. Отметьте слово, которое пишется через дефис:

1) (по) новому шоссе 2) (древне) русская литература

3) (электро) бритва 4) одетый (по) праздничному

44. Отметьте слово, которое пишется слитно:

1) (по) крепче 2) иметь (в) виду 3) (еле) еле 4) (во) первых

45. Буква и пишется в слове:

1) кто только н…писал 2) н…слова 3) н…ты один 4) нельзя н…сходить

46. Отметьте слитное написание не:

1) чуть – чуть (не) доспать 2) (не) нарисовав

3) (не) прочитанная мною книга 4) (не) далеко, а близко

47. В каком примере возможно одно написание:

1) то (же) 2) пос (е/и) деть 3) к (о/а) мпания 4) (в) течение

48. Отметьте предложение, где слово пишется слитно:

1) То (же) выражение было на его лице. 2) Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Что (бы) мне придумать. 4) Берись за (то), к чему ты сроден.
Пунктуация

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

Задание 49.

1) Только он отставной поручик гвардии мог что-то советовать Алексею.

2) Нам детям знаменитого героя Отечественной войны было особенно дорого имя отца.

3) Печальный демон дух изгнанья летал над грешной землёй.

4) Русский энциклопедист М.В. Ломоносов был основателем Московского университета.

Задание 50.

1) Исходя из данной ситуации трудно что-либо планировать.

2) Несмотря на тяжёлые погодные условия спасатели уже к вечеру были на месте.

3) Все замолчали переглянувшись и уже не возвращались к этой теме.

4) Когда опомнившись он вернулся извиниться, дверь уже была заперта.

Задание 51.

1) Здесь между холмами протекает не имеющая названия река.

2) Весенний дух весёлый и беспутный витал повсюду.

3) Стали отчётливо слышны приближающиеся с реки звуки.

4) Измученные, грязные, мокрые мы достигли наконец берега.

Задание 52.

1) Я не мог в точности сказать, сколько прошло времени.

2) Жизнь кажется не такой уж безнадёжной

3) Он кажется совсем расстроился.

4) С дороги домик конечно трудно было заметить.

Задание 53.

1) Мы высоко ценим Л.Толстого как выдающегося художника слова.

2) Во время обеда Полина сидела как на иголках.

3) Слышно было как где-то далеко квакали лягушки.

4) Всё пройдёт как с белых яблонь дым

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

Задание 54.

1) Почти каждый день небо заволакивали тяжёлые тучи_ и из них косо летел быстрый, холодный дождь.

2) Прошло много лет_ и мы опять встретились в Москве.

3) В лесу было тихо_ и только вверху волнами шумел ветер.

4) Она выписала книги и журналы_ и иногда давала мне почитать кое-что.

Задание 55.

1) Целую жизнь он потом_ если не рассказывал, то вспоминал эту историю.

2) В углу комнаты стоял старинный_ дубовый шкаф.

3) В голосе Якова была_ и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила.

4) Весь вечер Ленский был рассеян_ то молчалив, то весел вновь.

Задание 56.

1) В то время_ как мы собирались на рыбалку, неожиданно приехал отец.

2) Ночь кончилась, и_ когда взошло солнце, вся природа ожила.

3) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка_ была ли она у обедни.

4) Капитан рассчитывал, что_ если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

Задание 57.

1) Учись, мой сын_ наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

2) А вору дай хоть миллион_ он воровать не перестанет.

3) Лицо, походка, взгляд, голос_ всё вдруг изменилось в Наташе.

4) Мать её была женщина необыкновенная_ она говорила на нескольких языках, много знала.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

Задание 58.

1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря_ белый медведь.

2) Иметь разборчивый почерк_ первое правило вежливости.

3) Твоя радость и горе_ это радость и горе для меня.

4) Комедия «Горе от ума»_ поучительна и актуальна.

Отметьте номера пропуска, где ставится запятая.

Задание 59.

Батарея Тушина продолжала стрелять_1 и не была взята французами_2 только_3 потому_4 что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех_5 никем не защищённых пушек.

Задание 60.

Внезапно_1 у самого борта лодки вынырнула громадная_2 горбатая спина чёрной рыбы с острым_3 как кухонный нож_4 спинным плавником: должно быть_5 это была гигантская щука.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

Задание 61.

1) Москва России дочь любима, где равную тебе сыскать?

2) Здесь в холодном октябре 1905 года произошла схватка демонстрантов с полицией.

3) К утру, как на беду поднялся сильный ветер.

4) Солнце только что державшееся над головой, упало близко к закату.

Система оценок знаний поступающих

Экзаменационная работа содержит 61 задание, из которых:

  • 9 заданий – по разделу «Фонетика. Орфоэпия» (к каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный);

  • 5 заданий – по разделу «Лексика. Фразеология» (к каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный);

  • 7 заданий – по разделу «Морфемика» (к каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный);

  • 27 заданий – по разделу «Орфография» (к каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный);

  • 13 заданий – по разделу «Пунктуация» (из предложенных вариантов ответов верными могут быть несколько).

  1. Каждое правильное выполнение заданий по разделам «Фонетика. Орфоэпия», «Лексика. Фразеология», «Морфемика» и «Орфография» оценивается в 1 балл.

  2. Задания по пунктуации оцениваются следующим образом: 3 балла за каждое полностью правильное выполнение заданий №49-56 (1-2 балла – за частичное выполнение); 4 балла за каждое полностью правильное выполнение заданий №57-58 (1-3 балла – за частичное выполнение); 6 баллов за каждое полностью правильное выполнение заданий №59-60 (1-5 баллов – за частичное выполнение); 8 баллов за полностью правильное выполнение задания №61 (1-7 баллов – за частичное выполнение);

3. Максимальная сумма баллов, которую может получить поступающий -100 баллов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Программа вступительных испытаний по русскому языку (на базе среднего...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Программа вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Программа вступительных испытаний по истории России (для поступающих...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов
Перечень литературных произведений для тестовых заданий для поступающих на базе 9, 11 классов
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Рабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием...
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Согласовано
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) icon Рабочие программы по предметам основного общего образования Русский язык
Примерная программа основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции