Скачать 73.03 Kb.
|
План-конспект-1 по предмету «Педагогика и психология» 1999-2000 учебный год Литература: 1) Учебник - священник Евгений Шестун «Православная педагогика», Самара, 1998. Предисловие
1.Стремится к модернизации педагогических технологий по развитию знаний, умений и навыков при сохранении методической основы, сложившейся в советской школе. 2.Введение личностно ориентированных зарубежных образовательных технологий, прогрессивных, но подменяющих традиционные формы. 3.Обращает к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания и является наиболее перспективным, т.к. восстанавливает традиции, уклад жизни и формы национального опыта.
Слово «Педагогика» - греч - «детоводительство»
ВведениеЧеловек и духовный мир
Существует много вероисповеданий и учений, духовно неопытный человек защищаясь от них может прийти и к атеизму, но отрицание духовных реалий не может оградить от воздействия, зачастую, тёмных губительных сил. Другой путь – «практический идеализм», при которой стремятся расширить осознанное бытие за пределы видимого материального мира. Всего два пути вхождения духовный мир: религиозный и псевдорелигиозный.
Слово «религия» имеет два основных значения – благоговение и соединение. Религия – таинственный духовный союз, живое единение человека с Богом. Главные признаки религии по определению профессора Осипова А.И.:
Признаки религии - суть форма, в которой содержится действительная ценность её и в которой является с поразительной силой для каждого, полноценно вступившего на религиозный путь жизни, что и выразил апостол Павел словами: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9)
Теоретическое и практическое освоение духовного мира для нас возможно только в религиозной, православной, церковной жизни. По определению митрополита Филарета Московского Царство Божие включает в себя три сферы бытия: Царство Природы, Царство Благодати и Царство Славы. Церковь Христова с её учением, благодатными таинствами и сакраментальной духовной жизнью есть Царство Благодати и призвана, как Ноев ковчег спасать между двумя онтологическими пределами – творением и обожением, творение – это начало, обожение –это конец. Церковь есть Тело Христово, это жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. Иисус Христос – Сын Божий и Богочеловек, принявший не только человеческое тело, но душу, и сознание, и волю, и чувства – стал как мы, человеком, но не имел греха, и совершил это для спасения человечества.
Сегодня нужно быть особенно осмотрительными. Иоанн Богослов восклицает: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире…» (1 Ин.4, 1-3) Предмет и основные понятия православной педагогики Определение православной педагогики
В последние два столетия в педагогике разрабатывалось немало оригинальных систем, и обращены они исключительно к личности человека, перед которым раскрыто множество путей и возможностей, но не все они ведут к спасению.. В основе – поиск источника духовно-нравственного роста личности, но он определяется свободным признанием или отвержением Бога. Желание обойтись без Бога, уклониться от встречи с Ним проявляется в различных формах: Натурализм – наиболее приземлённая форма, низводящая мышление до элементарной причинности. Возлагает упование на силы природы и человека, абсолютизирует научное знание и низводит духовную жизнь к психологизму. Личное бессмертие в при таком мировоззрении – «инобытие» в других людях (Ленин). Трансцендентализм – признаёт наряду с силами природы и наличие высшего начала. В основе – учение о верховном значении мира ценностей. Но и это учение, не признавая Бога, как единственное высшее начало и умалчивая о демонах, лишает педагогику определённости, а в религиозном плане уводит к мистицизму и оккультизму. В конечном счёте – есть только религиозная и безрелигиозная педагогика.
1992 г. – Закон РФ «Об образовании», ст.2 о принципах государственной политики в области образования; 1996 г., январь – новый закон «Об образовании», который расширил прежний; 1997 г., сентябрь – Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле Закона признаётся особая роль Православия в истории России, в развитии её духовности и культуры. Всвязи с принятием Закона, исполняющая власть должна разработать: 1)нормативное и программно-методическое обеспечение; 2) новое содержание образования в сотрудничестве с учреждениями науки, культуры и искусства; 3) стратегию подготовки преподавателей; 4) создать институт специалистов, курирующих духовно-нравственное направление в образовании. В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» видим тенденцию прошлых лет: «Религиозные объединения отделены от государства», - государства, в котором проживает значительное количество верующих людей. Преодоление её состоит в разработке реального, конкретно-исторического, духовно-нравственного содержания отечественного образования, что является задачей как государственной, так и научной.
1996 г., август – «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании»: 1) статья 8 - в числе основных задач обозначается сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; 2) статья 3 – говорится о свободе преподавателя в выборе метода изложения учебного предмета и свободе студента получать знание согласно склонностям. Статьи этого Закона о особом служении государственной системы по защите национальной духовности и культуры, огромную роль в развитии которых всегда играло Православие. В настоящее время может идти речь о придании духовно-нравственному образованию статуса, аналогичного экономическому, правовому и т.д. Правомочно говорить не вообще воспитании и образовании, а о воспитании и образовании именно традиционном. В настоящее время в России существует трёхчастная форма государственного образования: 1) федеральный стандартный компонент; 2) национально-региональный компонент; 3) школьный компонент. Национально-региональный компонент мало разработан и при разработке необходимо учитывать национальные интересы, традиции, уклад жизни, уровень нравственного, хозяйственного, культурного развития. Традиционно учительская семинария в обеспечивала в конце 19 – начале 20 вв. национально-региональный компонент и это нужно возрождать.
Обращение педагога к обоснованию педагогики с религиозной точки зрения не от знания, теории или разума, - это выбор сердца. Этот выбор труден после периода тоталитаризма и схоластики в образовании. Обращение педагогов к Богу в современной России затруднено почти 200-летней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами, что привело к отторжению большой части интеллигенции от Церкви и явилось плодотворной почвой для оккультизма, магизма и сектантства.
Наделение педагогики христианским смыслом, освещение её Светом Христовым следует из понимания христианства как учения спасительного для человечества. Священник Василий Зеньковский говорил о том. Что христианство больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает его, чем философия просвещения. Цель жизни православного человека состоит в духовном единении с Богом через воцерковление жизни. В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви невозможно достичь основной цели воспитания и жизни. Естественное развитие ребёнка обнимает все стороны бытия человека: тело, ум, чувство, волю и дух, соответственно им и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, духовно-нравственное и религиозное. Определение: Православная педагогика – воцерковлённая педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику – это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Педагогика воцерковления – педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека. В добродетели, в святости, в достижении даров святого Духа. Д/задание: Учебник с. 6-27 |
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие |
Программа подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика» «Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,... |
||
Рейтинг-план по дисциплине "Психодидактика" Направление "Психолого-педагогическое образование". Профиль подготовки "Психология и педагогика начального образования". Курс 2,... |
Рейтинг-план по дисциплине "Социально-педагогическая поддрежка детей группы риска" Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика". Курс 3, семестр 6 Количество зе по... |
||
Психология. Педагогика «Экономика. Менеджмент» коллекция издательства Global Finance School (10 книг) |
Литература учебная. Подписано в печать Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучающимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия... |
||
Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными,... Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: педагогика раннего возраста, дошкольная педагогика, коррекционная... |
Рабочая программа по дисциплине гсэ. Ф. 7«Психология и педагогика» «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» |
||
Дисциплина специальности 050703- дошкольная педагогика и психология Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов |
«Особенности эмоциональной сферы подростков» Менажиев Р. З., Северо-Кавказский федеральный университет, 4 курс, специальность «Педагогика и психология» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |