Скачать 45.6 Kb.
|
Селютина Марина Николаевна Учитель-логопед ГОУ СОШ № 541 ЮЗАО Специфика дизорфографии у младших школьников В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. Дизорфография как специфическое расстройство языковой способности школьников стала рассматриваться и обсуждаться сравнительно с дизорфографией на фоне ОНР, став показателем неуспеваемости по циклу предметов родного языка в общеобразовательных школах и специальных коррекционных учреждениях. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формирование личности ребенка на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном, поведенческом. Все это ведет к школьной, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей письменной речи, но и в средних, и в старших классах. Симптомы дизорфографии * Ребенок не может запомнить и часто смешивает такие термины, как «звук», «слог», «слово» и некоторые другие; * Содержание правил правописания усваивается детьми с данной речевой патологией формально и в более длительные сроки по сравнению с одноклассниками в норме; * Ребенку практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению; * Невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод; * Неверные примеры слов на пройденные орфограммы; * Грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию); * Трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов); * Самопроверка не дает положительных результатов. Из этих симптомов вытекают ошибки, появляющиеся в письме: 1. правописание проверяемых безударных гласных в корне. 2. воспроизведение слов с непроверяемым написанием в корне. 3. перенос слов. 4. написание прописной буквы в именах, отчествах. 5. написание ЧН, ЧК, СТН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и т.д. 6. использование названия звуков вместо названия букв, или искажение их. В работе по устранению дизорфографии особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля. Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные» мета слов до их написания и во время письма. Поэтому формирование орфографических навыков направлено, прежде всего, не на исправление, а на предупреждение ошибок, профилактику появления дизорфографии. Выбор методов и приемов логопедического воздействия, содержания речевого (стимульного) материала зависят также от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей. Чтобы писать правильно, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий: 1. Найти орфограмму в слове и определить её тип - это умение называется “орфографическая зоркость”. Чтобы найти орфограмму (опасное или слабое место), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: “Безударная гласная в корне слова”. Ребенок должен научиться слышать и видеть безударную гласную в слове. 2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, “Правописание безударных окончаний существительных”. Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове. 3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритмы: чтобы проверить безударную гласную, нужно: · подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной; · записать в слове ту букву, которую услышали под ударением. 4. Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква. В зависимости от того, на каком этапе ребенок испытывает большие трудности, выстраивается коррекционная работа с логопедом. Логопедическая работа осуществляется в несколько этапов: I этап — выполнение орфографических действий с помощью логопеда, их материализация. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибкоопасные» места в словах. II этап — закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц. Достаточный объем грамматических знаний, умений и навыков является предпосылкой и необходимым условием для обоснования того или иного написания в слове. Для большинства слов морфологического и традиционного принципов написания важно своевременно определять морфологический состав слов (например, при написании гласных в приставках). III этап — выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов. IV этап — интериоризация полученных знаний, умений и навыков, перевод в умственный план, их девербализация (выполнение определенных операций в плане внутренней речи, рассуждений «про себя»). На данном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, «в уме» и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы. В случае затруднений рекомендуется использовать приемы и методы коррекционной работы, применяемые на более ранних этапах, например, предлагается письмо «с дырками». Это позволяет актуализировать необходимые орфографические знания и умения при записи «трудных», малознакомых слов, способствует автоматизации умений и навыков при письме слов на определенные правила правописания. Список используемой литературы: 1. Елецкая О.В. «Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников», М. 2009 2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Коррекция дизорфоргафии у учащихся 5-6 классов: Методические рекомендации и упражнения», М. 2011 3. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. «Выявление дизорфографии у младших школьников», М. 19994. Прищепова И.В. «Дизорфография младших школьников», М. 2010 |
«Русские народные сказки» Большинство современных младших школьников равнодушно относятся к чтению. Это касается и младших школьников с зпр. Учащиеся испытывают... |
Развитие творческих способностей младших школьников Развитие творческих способностей младших школьников/авт сост. Р. И. Визгер. – Дятлово, 2008. 56с |
||
Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по... ... |
Конкурсы и олимпиады младших школьников Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей |
||
Формирование креативности младших школьников в процессе обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка... Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности |
||
Рабочая программа по м узы Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено... |
Рабочая программа по м узы Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено... |
||
Основная литература Артюхова И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников/ И. С. Артюхова. — М.: Чистые пруды, 2008.... |
Слюгрова Светлана Трофимовна-учитель начальных классов высшей категории,... «Загадка – как средство активизации процесса обучения и воспитания младших школьников» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |