Рабочая программа по обществознанию Класс




Скачать 235.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по обществознанию Класс
Дата публикации13.06.2014
Размер235.44 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская общеобразовательная школа.



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «26» августа 2013 г. Руководитель ШМО

__________________

/Новокрещенов М.И./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./


Утверждаю

Директор школы

____/Новокрещенов М.И./

Приказ № ____

от «30» августа 2013г.



Рабочая программа
по обществознанию

Класс - 9
Всего часов на учебный год - 34

Количество часов в неделю - 1


Учитель:

Полежаева Елена Олеговна

Терновка - 2013 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании»

  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования

  3. Авторской программы Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».


Программа в 9 классе ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

Всвязи с тем, что материал курса связан с изучением прав и свобод человека и гражданина, механизмами их реализации, особенностей гражданского общества и правового государства, мною были внесены следующие изменения: курс начинается с изучения понятия «право», его роли в жизни общества и государства. Данные изменения способствуют успешному пониманию материала курса, предшествуя изучению различных видов права (политического, трудового и т.д.), что формирует у учащихся основу понятийного аппарата.
Используемый УМК:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. - М. : Просвещение, 2010.

  2. Л. Н. Боголюбов «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».


Место предмета в учебном плане.

Учебный план предусматривает изучение обществознания в 9 классе в объеме 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включавший работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

В 9 классе изучение обществознания ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели и задачи курса

Изучение обществознания(включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

Исходя из поставленной цели, основными задачами курса являются:

  • Создание условий для социализации личности;

  • Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

  • Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

  • Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета«Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

  • ключевые понятия базового уровня для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.

Уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.




  • находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения



Содержание курса

Раздел 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов)

Право, его роль в жизни общества и государства. Роль права в жизни человека, общества, государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правовая ответственность. Гражданское общество и правовое государство. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Права человека и гражданина (18 часов)

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Частная и публичная жизнь гражданина. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Жилищные правоотношения (Домашнее строительство). Социальные ценности и нормы. (Социальные права человека). Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Личность и мораль (3 часа)

Мировоззрение (Личность и личный выбор). Мораль. Добро и зло. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура.

Итоговое повторение (1 час)

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 9 классе (базовый уровень)




урока №

п/п урока

в разделе

Тема

урока

Планируемые результаты

Дата

проведения

Примечания

план

факт

Раздел 1. Гражданин. Государство. Право (13 часов)

1 – 2

1 – 2

Право, его роль в жизни общества и государства.



Называть функции и сущность права, основные черты и признаки права, теории происхождения права. Понятия: право, закон, теории происхождения права (теологическая, договорная, естественная).

2.09

-

9.09







3

3

Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Индивидуальные и коллективные субъекты. Физические лица, юридические лица. Права, обязанности граждан.

Понятия: права, обязанности.

Называть основных субъектов права; характеризовать права и обязанности субъектов права; разъяснять правовой смысл понятия «свобода»; приводить примеры прав, обязанностей человека и гражданина.

16.09







4

4

Норма права. Нормативный правовой акт.


Понятие норм права. Виды. Иерархия НПА. Законы и подзаконные акты. Называть признаки правовых норм, основные виды НПА; характеризовать закон как разновидность НПА; приводить примеры законов и подзаконных актов.

Понятия: норма права, нормативно-правовой акт.

23.09







5

5

Понятие и виды юридической ответственности.


Понятия: юридическая ответственность, презумпция невиновности, необходимая оборона

Объяснять в каких случаях наступает юридическая ответственность; называть виды, основания освобождения от юридической ответственности.

характеризовать основные виды ответственности;

разъяснять суть принципа презумпции невиновности; применять знания при решении ситуационных задач.

30.09







6

6

Гражданское общество.

Понятия: гражданское общество, правовое государство, гражданство. Знать, что представляют собой признаки гражданского общества; какими чертами характеризуется правовое государство. Называть условия формирования правового государства; анализировать взаимоотношения государства и общества; разъяснять особенности правового государства; называть основания приобретения гражданства.

7.10








7

7

Правовое государство.


14.10







8

8

Конституция РФ.


Характеризовать Конституцию РФ.

Понятия: Основной закон.

Объяснять, почему Конституция обладает высшей юридической силой; называть особенности Конституции России; разъяснять основные задачи, стоящие перед Конституцией.

21.10







9

9

Основы конституционного строя РФ.

Понятия: конституционный строй, предметы ведения. Объяснять, почему человек является высшей ценностью; называть основные формы правления и национально-государственного устройства в нашей стране; разъяснять чем характеризуется свобода экономической деятельности; объяснять, почему политический режим в РФ определяется как демократический; называть главные направления деятельности социального государства.

28.10







10

10

Разделение властей. Органы государственной власти Российской Федерации.

Местное самоуправление.

Понятия: закон, власть, правоохранительные органы.

Характеризовать систему разделения властей в РФ; показывать особенности взаимосвязи закона и власти; раскрывать функции представительных органов власти; объяснять структуру судебной системы РФ.

11.11







11

11

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.


Понятия: выборы, избирательное право, избирательный процесс, референдум, электорат.

Характеризовать поведение различных социальных групп на выборах; объяснять роль выборов в политической жизни страны и граждан страны; называть причины низкой избирательной активности населения.

18.11







12

12

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь.

Понятия: политическая партия, партийная система.

классификации политических партий и их основные функции.

Анализировать основные тенденции развития политических партий; характеризовать структуру партии; выделять основные признаки политической партии; называть роль политических партий в жизни современного общества; анализировать современные источники информации.

25.11







13

13

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Гражданин. Государство. Право».

Знать: определение основных понятий.

Уметь: давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы; анализировать документы.

2.12







Права человека и гражданина (17 часов)

14

1

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Называть условия, необходимые для того, чтобы человек мог воспользоваться принадлежащими ему правами и свободами; объяснять какие задачи стоят перед органами государственной власти по обеспечению прав и свобод граждан; приводить примеры защиты прав и свобод человека и гражданина иными способами.

9.12







15

2

Всеобщая декларация прав человека.



Понятия.

Называть общечеловеческие правовые документы;

Объяснять, почему Всеобщую декларацию прав человека называют идеалом права; характеризовать основные группы прав человека, разъяснять, что лежит в основе их классификации. Раскрывать смысл понятия «война»; дать представление о нарушениях прав человека во время вооружённых конфликтов Понятия: права человека, декларация, международное гуманитарное право, война, гражданские объекты, конвенция.

16.12








16

3

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


23.12







17

4

Частная и публичная жизнь гражданина.

Понятия: частная жизнь, публичное право.

Называть существенные признаки понятия «частное право»; объяснять каким образом право регулирует частную и публичную жизнь граждан;

объяснять какие права лежат в основе частного права.

13.01







18

5

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Понятия: трудовой договор, работник, работодатель.

Называть основные черты норм трудового права;

характеризовать условия заключения и расторжения ТД; объяснять особенности трудовых отношений с несовершеннолетним.

20.01







19

6

Гражданские правоотношения.

Понятия: собственность, сделка, договор, потребитель, исполнитель, изготовитель.

Давать характеристику основным видам собственности; разъяснять в чем состоит суть гражданских правоотношений; выделять основные признаки г-п договора и называть его разновидности; объяснять сущность прав потребителя и механизмы защиты его прав; решать конкретные правовые ситуации, связанные с защитой прав потребителя.

27.01








20

7

Право собственности. Права потребителей.


3.02







21

8

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

Понятия: АП, субъекты АП; административная ответственность.

Характеризовать правоотношения, регулируемые АП; называть источники и институты АП; называть основания адм. ответственности; раскрывать суть и виды административных наказаний.

10.02







22

9

Основные понятия и институты уголовного права.

Знать основные принципы применения уголовного закона; определение понятий: уголовная ответственность, уголовное наказание. Характеризовать систему источников УП; разъяснять действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; характеризовать виды и цели наказания; называть обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, основания для освобождения виновного от наказания; называть особенности наказания н/л;

раскрыть понятие «пределы допустимой обороны».

17.02








23

10

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

24.02







24

11

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.

Характеризовать религию как одну из форм культуры; называть основные функции религии;

раскрывать основные идеи мировых религий.

3.03







25

12

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Понятия: общение, конфликт.

Называть что включает в себя понятие «общение» в узком и широком смысле; объяснять почему общение необходимо человеку; называть основные элементы культуры общения; характеризовать различные виды поведения в межличностном конфликте; называть основные причины конфликтов и возможные пути их разрешения.

10.03







26

13

Социальная значимость здорового образа жизни.

Отклоняющееся поведение.

Понятие: «ЗОЖ».

Характеризовать отклоняющееся поведение; объяснять, в чём состоит социальная опасность алкоголизма и наркомании; называть социальные санкции, применяемые к нарушителям.

17.03







27

14

Жилищные правоотношения(Домашнее строительство.)

Понятия: семейный бюджет, жилище, жилищные правоотношения.

Объяснять, что значит личное и семейное потребление; раскрывать понятие «жилищные правоотношения»; называть нормативно-правовые документы, регулирующие жилищные правоотношения.

31.03







28

15

Социальные ценности и нормы.

Понятия: культурные нормы, ценности, привычка, обряд, манеры, ритуал.

Характеризовать особенности культурных норм;

сравнивать традиции и обычаи; объяснять роль церемоний, ритуалов в нашей жизни.

7.04







29

16

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Политические права и свободы.

Понятия: н/л, политические права.

Раскрыть правовой статус н/л; объяснить в чём заключаются особенности правовой ответственности н/л; характеризовать политические права гражданина.

14.04







30

17

Образование и его значимость в условиях информационного общества.


Понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.

Называть тенденции в современном образовании;

раскрывать функции образования; показать личностную и социальную значимость образования.

21.04







Личность и мораль (3 часа)

31

1

Мировоззрение.

(Личность и личный выбор.)

Понятия: мировоззрение, ценности, идеалы, духовность.

Знать, что представляют собой мировоззрение людей и какую роль оно играет в жизни общества;

характеризовать основные виды мировоззрения.

28.04







32

2

Мораль. Добро и зло. Роль морали в жизни человека и общества.


Понятия: мораль, добро, зло.

Объяснять значение моральных норм в жизни людей; раскрывать различные значения понятия «добро»; характеризовать критерии морального поведения; соотносить понятия «добро» и «зло».

5.05







33

3

Нравственные основы любви, брака, семьи. Нравственная культура.

Понятия: любовь, брак, нравственность.

Характеризовать нравственные основы любви; объяснять значение внутренних и внешних критериев нравственного поведения; высказывать собственное отношение к сущности нравственного поведения.

12.05







Итоговое повторение (1 час)

34

1

Итоговое повторение.

Знать: основное содержание раздела, определения основных понятий.

Уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы.

19.05








Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Мультимедийное оснащение класса

Нормативно - правовые акты

  1. Конституция РФ

  2. Закон «Об образовании»

  3. Семейный кодекс РФ

  4. Конституция РФ

  5. Конвенция о правах ребенка

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  7. Кодекс об административных правонарушениях.


Электронные ресурсы

Обществознание. Практикум. 8 - 11 классы.
Список образовательных ресурсов сети Интернет

1. Федеральные информационно-образовательные порталы

2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

3. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

4. Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru

5. Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ Портал компании «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru

Средства массовой информации образовательной направленности

1. Учительская газета: http://www.ug.ru

2. Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ru

3. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru

4. Журнал «Право и образование»: http://www.lexed.ru/pravo/iourn
Издательства учебной литературы

1. http://danur-w.narod.ru/ Обществознание в Интернете

2. http://www.alleng.ru/edu/social1.htm Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание

3. http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p49aa1.html Учителю истории и обществознания

4. http://mouschool-8.ru/content/view/66 Интернет-ресурсы по обществознанию

5. http://sch-14.ucoz.ru/dir/v_pomoshh_uchiteljam/tekhnologija/16 В помощь учителю
Учебно-методическая литература для учителя

  1. Обществознание. 9 класс: учеб для общеобразоват. учреждений/Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова,. - М. : Просвещение, 2010.

  2. Л. Н. Боголюбов «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11/ М. «Просвещение 2009».

  3. Общая методика преподавания обществознания в школе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М., «Дрофа», 2008

  4. Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1,2.

  5. Политика и право. Школьный практикум. 8-9 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997. -224 с.

  6. Права человека в свободной стране : учеб. пособие по правоведению для 8-9 кл. средн. общеобразоват. шк. - Спб.: Спец. лит-ра, 1998. - 480 с.

  7. Прозоровская, К. А. Социология / К. А. Прозоровская. - СПб. : ИД «Нева», 2005. -352 с.


Литература для учащихся

  1. Большой энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 1999.

  2. Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. М.: просвещение, 2001




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе: Примерной основной образовательной программы основного общего образования по обществознанию,...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 11 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 9 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию для 5 класса Составитель
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе «Обязательного...
Мо РФ №1236 от 19. 05. 1998г.), Примерной программы по обществознанию для основной школы (М: Дрофа, 2000г.), рекомендованной мо рф,...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию для 6 класса мкоу асош№1 ст. Ачи
Учебник: А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой Обществознание. 6 класс м.: Русское слово, 20 г

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая учебная программа по обществознанию 7 класс для базового уровня
Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по обществознанию Класс iconРабочая программа по русскому языку. (9 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (9 класс ) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции