Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа
по кружковой работе
(ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Кружок «Здоровичок»
Направление:
физическое развитие дошкольников
Составитель:
инструктор по физкультуре
Чистова Е.А.
2013
Содержание:
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Сроки реализации
Форма НОД
Методы и приемы
Условия реализации программы
Ожидаемые результаты
Учебно-тематический план
Список, используемой литературы.
Пояснительная записка
Ребенка дошкольного возраста подстерегают болезни опорно-двигательной системы, которые могут быть не связаны с перенесенными травмами. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата. По медицинской статистике к шести годам у 40% детей наблюдается плоскостопие.
Плоскостопие достаточно серьезное заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статистические нагрузки, не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии. Предупреждение развития неправильной осанки и плоскостопия должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОЦ. И выявлять данные недостатки нужно как можно раньше и лучше всего это делать уже у детей среднего дошкольного возраста.
Основные цели корректирующей гимнастики:
Общее укрепление организма ослабленного ребенка;
Профилактика нарушения осанки вследствие плоскостопия.
Задачи:
Укрепление мышц, формирующих свод стопы;
Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Методы и приемы:
Специальные физические упражнения в разгрузочном исходном положении;
Специальные физические упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата голени и стопы;
Общеразвивающие упражнения, направленные на воспитание правильной осанки;
Игры и игровые упражнения специальной направленности.
Необходимые условия реализации программы:
Спортивный зал, индивидуальные коврики, необходимый инвентарь для профилактики нарушение осанки и плоскостопия.
Ожидаемый результат:
Сформирован навык правильной ходьбы;
Самостоятельно следят за правильной осанкой;
Укреплены мышцы, формирующие свод стопы.
Комплекс корректирующей гимнастики для детей 4-5 лет (плоскостопие)
НОЯБРЬ
№
|
Содержание упражнения
|
Дозировка. Темп
|
Методические рекомендации
|
|
Подготовительная часть
|
2-3 мин.
|
|
1
|
Ходьба по массажному коврику
|
30-40 мин.
медленный
|
На маленьком коврике переступать с ноги на ногу
|
2
|
Лежа на спине – и.п.
1-руки через стороны вверх-вдох
2-руки через стороны вниз-выдох
|
3-4 р.
медленный
|
На выдохе подбородок тянется к груди
|
3
|
и.п.- то же, руки за голову
1-4 - попеременное (одновременное сгибание ног в суставах)
|
2-3 р.
средний
|
Сгруппироваться без помощи рук
|
|
Основная часть занятия
|
15 мин.
|
|
4
|
и.п.-то же, руки вдоль туловища
1-поднять правую ногу
2-присоединить к ней левую
3-согнуть стопы в голеностопном суставе
4-расслабить стопы
|
3-4р.
средний
|
Дыхание произвольное ноги в коленях не сгибать
|
5
|
и.п-лежа с опорой на предплечья
1-4 согнуть пальцы и удерж.
5-6 развести пальцы в стороны
|
5-6 р.
медленный
|
Проверить работу всех пальцев, особенно мизинца.
Последний раз стопа в согн. положении на 10-12 счетов
|
6
|
и.п.-сидя, руки в стороны «гусеница» большая и «гусеница» маленькая
|
2-3 р.
|
Большая-передний отдел стопы поднимается над полом,
маленькая-соприкасаются с полом
|
7
|
и.п.-то же
1-поднять платочек пальцами
2- опустить
|
4-6 р. каждой ногой
средний
|
Выполнять попеременно или одновременно
|
8
|
и.п.-то же; собрать шарф стопами (из легкой ткани). Расправить шарф в обратном направлении
|
4-6 р.
средний
|
Пятка остается на месте, движения выполняют передний отдел стопы и пальцы
|
9
|
и.п-то же «Каракатица» - поднять платочки пальцами каждой ноги и идти вперед, затем назад
|
10-12 шагов в каждом направлении
|
Если уронили платок, поднять и продолжать движение
|
10
|
и.п.-лежа «Я на солнышке лежу»
|
15-20с.
|
Расслабиться
|
11
|
и.п.-сидя на скамейке, стопы на гимн. палке. Перекаты гимнастической палки
|
10-12 р.
|
Спина прямая, смотреть перед собой
|
12
|
и.п.-то же, стопы вместе
1-поднять пятки
2-развести в стороны
3-свести
4-поставить в и.п.
|
4-6 р.
средний
|
Пальцы стоп от пола не отрывать
|
13
|
Игра «футбол сидя»
дети сидят по кругу. Ребенок захватывает мяч стопами и перекатывает его без помощи рук партнеру
|
1-2 мин.
|
Мяч передается по кругу по часовой стрелке, затем в обратном направлении
|
|
Заключительная часть
|
2-3 мин.
|
|
14
|
Ходьба с правильной установкой стоп
|
30'-1мин.
|
Движения непринужденные, соблюдая правильную осанку
|
15
|
Ходьба на носках, пятках
|
1 мин.
|
Руки на пояс, спина прямая
|
16
|
Стоя, встряхнуть правую, затем левую ногу
|
|
|
Комплекс корректирующей гимнастики для детей 4-5 лет (плоскостопие)
ДЕКАБРЬ
№
|
Содержание упражнения
|
Дозировка. Темп
|
Методические рекомендации
|
|
Подготовительная часть
|
|
|
1
|
Ходьба по массажному коврику
|
1 мин.
|
Переступать с ноги на ногу
|
2
|
Лежа на спине – и.п.
1-руки через стороны вверх-посмотреть на кисти рук - вдох
2-руки через стороны вниз-выдох
|
3-4 р.
медленный
|
При движении кисти рук касаются пола
|
3
|
и.п.- то же, руки в стороны
1-поворот вправо, ладони вместе
2-и.п.
3-4 то же влево
|
2-3 р. в каждую сторону
медленный
|
Пятки на полу, стопы расслаблены
|
4
|
и.п-то же руки за голову
1-отвести правую ногу в сторону,
2-и.п.
3-4-то же левой ногой
|
4 р. каждой ногой
средний
|
При движении носок на себя
|
|
Основная часть занятия
|
15 мин.
|
|
5
|
и.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища
1-поднять правую ногу
2-присоединить к ней левую
3-согнуть стопы в голеностопном суставе
4-и.п.
|
3-4р.
средний
|
Ноги в коленях не сгибать, дыхание произвольное
|
6
|
и.п-лежа на полу, опора на предплечья – «ловись рыбка»
1- согнуть стопу, поднять ногу
2- и.п. стопа расслаблена
3-4- то же другой ногой
|
3-4 р. каждой ногой
медленный
|
Ногу поднимать медленно, чтобы «рыба» не сорвалась с «крючка»
|
7
|
и.п.-лежа на спине, руки и ноги в стороны
1-2 поза «плод», кисти рук на стопах
|
2-3 р.
средний
|
В группировке кисти подтягивают передний отдел стопы
|
8
|
и.п.-сидя, руки в упоре сзади
1-правая стопа согнута, левая старается разогнуть ее, надавливая на передний отдел
2- то же правой ногой
|
3-4 р. каждой ногой
медленный
|
Следить за прямой спиной ребенка. Усилие выбирает ребенок
|
9
|
и.п.-то же
1-4- согнуть пальцы и удержать их
5-6- развести пальцы в стороны
|
4-6 р.
медленный
|
Стопа в согнутом положении (кто сильнее на 10-12 счетов удерживать)
|
10
|
и.п.-сидя, руки в стороны «гусеница» большая и «гусеница» маленькая
|
2-3 р.
|
Большая-передний отдел стопы поднимается над полом,
маленькая-соприкасается с полом
|
11
|
и.п.-то же «встряхнуть ноги» сгибание и разгибание коленей
|
4-6 раз
средний
|
Пятки касаются пола, дыхание произвольное
|
12
|
и.п.-то же. Захватить платочек пальцами ног и идти вперед, затем назад
|
10-12 шагов в каждом направлении
|
Во время движения пальцы ног не разжимать
|
13
|
и.п.-сидя на скамейке, стопы на гимнастической палке, перекаты гимнастической палки
|
10-12 р.
средний
|
Спина прямая
|
14
|
и.п.-то же. Стопы вместе
1-поднять пятки
2-развести и поставить на пол
3-4-вернутся в и.п.
|
4-6 р.
средний
|
Движение выполняется плавно
|
15
|
и.п.- то же
1-одновременно согнуть стопы и пальцы
2-и.п., расслабить стопу
|
4-6р.
средний
|
Следить за положением спины, положение рук различно
|
16
|
Игра «Кто дальше». Дети сидят по кругу. Захватив пальцами ног, мелкий предмет стараются бросить его вперед
|
1-2 мин.
|
Движение выполняется вначале одной, затем другой ногой
|
|
Заключительная часть
|
|
|
17
|
Ходьба на носках пятках
|
1мин.
|
Спина прямая, руки в стороны
|
18
|
и.п.-стоя, взявшись за руки. Перекаты с пятки на носок
|
4-6 р.
средний
|
Каждый старается поддержать партнера
|
Комплекс корректирующей гимнастики для детей 4-5 лет (плоскостопие)
ЯНВАРЬ
№
|
Содержание упражнения
|
Дозировка. Темп
|
Методические рекомендации
|
|
Подготовительная часть
|
|
|
1
|
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки
|
30'
|
Носки от пола не отрывать
|
2
|
Ходьба на месте на наружных краях стоп 1-4;
5-8- с продвижением вперед-назад
То же с, кружась на месте вправо-влево
|
4х повтор в каждом направл.
|
Руки на пояс, соблюдать осанку
|
3
|
Полуприседая на носках 1-2;
3-4-и.п., стоя, ноги вместе
|
6-8 р.
|
Руки на пояс плечи расправить
|
4
|
и.п-стоя ноги вместе, руки на пояс, подскоки на носках
|
12-16 р.
|
Пятки вместе, носки слегка отрывать от пола
|
|
Основная часть занятия
|
15 мин.
|
|
5
|
и.п.-сидя, руки в упоре сзади. Нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно
|
4-6 р. в каждом направлении
медленно
|
Ноги врозь, колени при выполнении упражнения не сгибать. Загадать загадку про «месяц»
|
6
|
и.п-то же. Нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой и двумя стопами одновременно
|
4-6 р. в каждом направлении
|
Загадать загадку про «солнце»
|
7
|
и.п.-сидя, согнутые ноги врозь, руки в упоре сзади. Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно
|
6-8 уд. каждой ногой
|
«Дождь барабанит по стеклам». Стопы параллельно, пятки прижаты к полу
|
8
|
и.п.-то же
Постукивание пятками по полу
|
30'
|
Носки плотно прижаты к полу
|
9
|
и.п.-то же
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой, двумя стопами одновременно
|
4-6 р.
|
Загадка про «Радугу»
|
10
|
и.п.-сидя по-турецки
1-2- медленно встать, не помогая себе руками
3-4- вернутся в и.п.
|
6-8 р.
|
Тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп
|
11
|
и.п.-сидя, руки в упоре сзади. Вытянутую на полу веревку собрать пальцами ног
|
6-8 р.
|
Длина 30-40 см., руками не помогать
|
12
|
и.п.-то же. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время
|
4-6 р.
|
Ноги прямые, перед ними расстелить веревку
|
13
|
«Пройди по веревке», сохраняя равновесие
|
4- 6 р.
|
Длина веревки 1 м.
|
14
|
Прыжки через веревку боком, продвигаясь вперед
|
4 р.
|
Прыжки мелкие, быстрые, вправо, влево. Длина веревки 1м.
|
15
|
Эстафета.
Захватить мелкий предмет пальцами ног и, передвигаясь на наружных сводах стоп, обойти стойку и передать предметы следующему
|
1-2 р.
|
Если предмет во время передвижения выпал, остановиться, зажать его и продолжить эстафету
|
16
|
«Пройди – не ошибись» Дети проходят по намеченной линии лицом вперед, затем спиной вперед
|
1'
медленно
|
Вперед ставить пятку к носку;
назад – ставить носок к пятке
|
|
Заключительная часть
|
|
|
17
|
Ходьба на носках, с поворотом пяток внутрь
|
30'
|
Руки на пояс, спина ровная, плечи расправить
|
18
|
Ходьба по ребристой доске
|
2-3 р.
|
Шажки делать маленькие, взгляд вперед
|
19
|
«Потанцуй»
|
1'
|
Попеременно выставлять ноги вперед то на носок, то на пятку.
|
|