Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования




НазваниеЕдиная рамочная Концепция качества дошкольного образования
страница1/4
Дата публикации31.05.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4
Единая рамочная Концепция

качества дошкольного образования
Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора Учреждения РАО

«Институт стратегических исследований в образовании»
Содержание


Сокращения……………………………….




Введение………………………………………………………………..




Цели и задачи создания концепции качества дошкольного образования…………………………………………………………….




Понятие качества дошкольного образования…………………….




Факторы, влияющие на качество дошкольного образования……




Параметры, характеризующие качество дошкольного образования……………………………………………………………..

I. Соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов…………………………………………………

II. Соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов…………………

III. Соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов…………………




Механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования……………………………………………




Принципы обработки результатов измерений…………………….




Возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования……………………………….




Предложения по изменениям нормативных правовых актов для обеспечения возможности создания системы оценки качества дошкольного образования……………………………………………




Заключение…………………………………………………………….






Условные обозначения, сокращения

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение;

ИТ – информационные технологии;

Концепция – концепция качества дошкольного образования;

Лицензия – лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ООПДО – основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

ТСО – технические средства обучения.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ФГТ – федеральные государственные требования.

Введение

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

В целом, в литературе, посвященной данной проблеме, используется как распространенное, бытовое употребление термина «качество», так и его философское понятие.

Поскольку предметом философии являются наиболее общие, существенные характеристики бытия и познания, понятие качества объекта (явления) будет в полной мере применимо и при исследовании качества дошкольного образования.

В содержании понятия качества как философской категории можно выделить несколько моментов:

1) Качество выражает существенную определенность объекта1. Борьба за качество – это стремление не к тому, чтобы объект стал лучше, а к тому, чтобы он стал самим собой по внутренней сути.

2) Качество – это не отдельное свойство объекта или набор отдельных свойств. Это нечто целостное, представленное совокупностью свойств объекта.

3) Качество – это накопленные количественные изменения объекта, достигшие определенного предела. Количество и качество – противоположные, но взаимосвязанные стороны объекта. Количество – такая определенность объекта, которая выражает не тождественность объекта его бытию, а степень развития качества, число присущих объекту свойств.

4) Способ достижения объектом качества только один – через количественные изменения.

На основании вышеизложенного, применительно к дошкольному образованию, необходимо ответить, в первую очередь, на вопрос:

- что это за совокупность свойств, которая делает дошкольное образование целостным объектом, отличающим его от сходных (например, отличающим дошкольное образование от общего образования, или дошкольное образование от дошкольного присмотра и ухода)?
Для ответа обратимся к определению качества образования в целом (не дошкольного). Из всего многообразия авторских подходов и позиций отчетливо выделяется генеральный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Для каждого уровня образования устанавливаются соответствующие стандарты, представляющие собой совокупность характеристик (требований) и отражающие специфику данного уровня образования. Данное утверждение должно быть справедливым и для дошкольного образования.

Не менее значимым признаком качества образования многие исследователи считают также удовлетворенность потребителя его состоянием.

С нашей точки зрения, это, безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия качества образования вообще и дошкольного в частности. Образование должно не только соответствовать стандарту, но при этом он и «нравиться» потребителю. Отметим только, что удовлетворенность потребителя должна учитываться еще на этапе разработки и установления стандарта. Стандарт должен быть согласован с потребителем образовательных услуг. Современные подходы к определению федеральных государственных образовательных стандартов учитывают интересы и потребности ребенка и его семьи (см. стандарт как общественный договор).

Хотелось бы отметить, что научные основы понятия качества образования нашли свое отражение в проекте нормативного документа –закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru). В статье 2. «Основные понятия» указанного документа дается определение качества образования: «Качество образования - это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека».

Стандарт – не константное описание свойств объекта. В разные периоды концепция и понимание стандарта менялись, соответственно, менялись и подходы к оценке качества образования. В настоящее время под стандартом понимается совокупность групп требований:

- к структуре программ (содержательная группа требований);

- условиям реализации этих программ (ресурсная группа)

- к результатам освоения (системообразующая группа требований, ибо подходы к определению результатов, в свою очередь, определяют и образовательные программы и условия образования).

Подчеркивается - совокупность. Следовательно, определение качества образования – определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

В настоящее время государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников и условий его осуществления вне зависимости от достижения результата. Это, с одной стороны, ограничивает права граждан на получение качественного образования, с другой стороны, сужает сферу ответственности дошкольных образовательных учреждений.

Отметим, что в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru) данная нормативная недостаточность устранена. Для дошкольного образования, как и для других образовательных уровней, устанавливается ФГОС, состоящий из трех групп требований (к структуре ООПДО, условиям ее реализации, результатам ее освоения).

С учетом данного обстоятельства в настоящей Концепции мы будем ориентироваться на проект закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru) и вести речь о соответствии дошкольного образования ФГОС (а не ФГТ) при определении подходов к оценке его качества.

Цели и задачи

создания концепции качества дошкольного образования

Цель создания концепции качества дошкольного образования: выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, и др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.

Задачи создания концепции качества дошкольного образования:

  1. Уточнить понятие качества дошкольного образования.

  2. Перечислить факторы, влияющие на качество дошкольного образования.

  3. Разработать концептуальные основы определения и перечень параметров, характеризующих качество дошкольного образования.

  4. Определить основные механизмы измерения параметров, характеризующих качество дошкольного образования, и принципы обработки результатов измерений

  5. Описать возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования.

  6. Выработать предложения по изменениям нормативных правовых актов для обеспечения возможности создания системы оценки качества дошкольного образования.


Понятие качества дошкольного образования

Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.

1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):

- принципу интеграции образовательных областей;

- принципу развивающего образования;

- комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

- специфике условий осуществления образовательного процесса;

- виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;

- личностно-ориентированному характеру образования

и т.п.

Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:

- обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

- наличие необходимой нормативной правовой базы;

- состояние предметно-развивающей среды

и др.

При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие)

- интегративных качеств.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.
2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

- влияние семьи;

- социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

- конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

- индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

- уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)

и др.

Включать данные факторы в саму систему оценки качества дошкольного образования мы считаем нецелесообразным, но учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки – необходимо.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования icon«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconВро впп «единая россия» № Ф. И. О. кандидата Занимаемая должность
Кандидатуры в члены избирательной комиссии Владимирской области с правом решающего голоса, планируемые к выдвижению вро впп «единая...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconОбразовательный стандарт дошкольного образования оглавление
К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 26

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconОбразовательный стандарт дошкольного образования оглавление
К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 25

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconПрограмма разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconДошкольного образования
Обязательная часть ооп дошкольного образования в доу составлена на основе примерной основной общеобразовательной программе «От рождения...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconСтатьи
Факультет дошкольного образования гаоудпо (пк) с рк «криро» в марте 2012 года готовит материал для специализированного выпуска научно-методического...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования icon«рекомендовано» педагогическим советом мбоу- «ввсош №2 им. М. Т. Егорова» протокол №12
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...

Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Фгос дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции