Скачать 0.52 Mb.
|
Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании» Содержание
Условные обозначения, сокращения ДОУ – дошкольное образовательное учреждение; ИТ – информационные технологии; Концепция – концепция качества дошкольного образования; Лицензия – лицензия на право осуществления образовательной деятельности; ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; ООПДО – основная общеобразовательная программа дошкольного образования; ТСО – технические средства обучения. ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ФГТ – федеральные государственные требования. Введение Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им. В целом, в литературе, посвященной данной проблеме, используется как распространенное, бытовое употребление термина «качество», так и его философское понятие. Поскольку предметом философии являются наиболее общие, существенные характеристики бытия и познания, понятие качества объекта (явления) будет в полной мере применимо и при исследовании качества дошкольного образования. В содержании понятия качества как философской категории можно выделить несколько моментов: 1) Качество выражает существенную определенность объекта1. Борьба за качество – это стремление не к тому, чтобы объект стал лучше, а к тому, чтобы он стал самим собой по внутренней сути. 2) Качество – это не отдельное свойство объекта или набор отдельных свойств. Это нечто целостное, представленное совокупностью свойств объекта. 3) Качество – это накопленные количественные изменения объекта, достигшие определенного предела. Количество и качество – противоположные, но взаимосвязанные стороны объекта. Количество – такая определенность объекта, которая выражает не тождественность объекта его бытию, а степень развития качества, число присущих объекту свойств. 4) Способ достижения объектом качества только один – через количественные изменения. На основании вышеизложенного, применительно к дошкольному образованию, необходимо ответить, в первую очередь, на вопрос: - что это за совокупность свойств, которая делает дошкольное образование целостным объектом, отличающим его от сходных (например, отличающим дошкольное образование от общего образования, или дошкольное образование от дошкольного присмотра и ухода)? Для ответа обратимся к определению качества образования в целом (не дошкольного). Из всего многообразия авторских подходов и позиций отчетливо выделяется генеральный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Для каждого уровня образования устанавливаются соответствующие стандарты, представляющие собой совокупность характеристик (требований) и отражающие специфику данного уровня образования. Данное утверждение должно быть справедливым и для дошкольного образования. Не менее значимым признаком качества образования многие исследователи считают также удовлетворенность потребителя его состоянием. С нашей точки зрения, это, безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия качества образования вообще и дошкольного в частности. Образование должно не только соответствовать стандарту, но при этом он и «нравиться» потребителю. Отметим только, что удовлетворенность потребителя должна учитываться еще на этапе разработки и установления стандарта. Стандарт должен быть согласован с потребителем образовательных услуг. Современные подходы к определению федеральных государственных образовательных стандартов учитывают интересы и потребности ребенка и его семьи (см. стандарт как общественный договор). Хотелось бы отметить, что научные основы понятия качества образования нашли свое отражение в проекте нормативного документа –закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru). В статье 2. «Основные понятия» указанного документа дается определение качества образования: «Качество образования - это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека». Стандарт – не константное описание свойств объекта. В разные периоды концепция и понимание стандарта менялись, соответственно, менялись и подходы к оценке качества образования. В настоящее время под стандартом понимается совокупность групп требований: - к структуре программ (содержательная группа требований); - условиям реализации этих программ (ресурсная группа) - к результатам освоения (системообразующая группа требований, ибо подходы к определению результатов, в свою очередь, определяют и образовательные программы и условия образования). Подчеркивается - совокупность. Следовательно, определение качества образования – определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным. В настоящее время государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников и условий его осуществления вне зависимости от достижения результата. Это, с одной стороны, ограничивает права граждан на получение качественного образования, с другой стороны, сужает сферу ответственности дошкольных образовательных учреждений. Отметим, что в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru) данная нормативная недостаточность устранена. Для дошкольного образования, как и для других образовательных уровней, устанавливается ФГОС, состоящий из трех групп требований (к структуре ООПДО, условиям ее реализации, результатам ее освоения). С учетом данного обстоятельства в настоящей Концепции мы будем ориентироваться на проект закона «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru) и вести речь о соответствии дошкольного образования ФГОС (а не ФГТ) при определении подходов к оценке его качества. Цели и задачи создания концепции качества дошкольного образования Цель создания концепции качества дошкольного образования: выработать единый общий подход к пониманию качества дошкольного образования для обеспечения согласованности деятельности всех элементов системы образования (образовательных организаций, органов управления образованием, организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования, и др.), направленной на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования. Задачи создания концепции качества дошкольного образования:
Понятие качества дошкольного образования Качество дошкольного образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения). Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец), принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС дошкольного образования – содержательная основа процедуры лицензирования учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Факторы, влияющие на качество дошкольного образования Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние. 1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию. Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие): - принципу интеграции образовательных областей; - принципу развивающего образования; - комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса; - специфике условий осуществления образовательного процесса; - виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ; - личностно-ориентированному характеру образования и т.п. Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего: - обеспеченность кадрами и уровень их квалификации; - наличие необходимой нормативной правовой базы; - состояние предметно-развивающей среды и др. При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие) - интегративных качеств. Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов – компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей. 2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить: - влияние семьи; - социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям); - конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции); - индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические); - уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др. Включать данные факторы в саму систему оценки качества дошкольного образования мы считаем нецелесообразным, но учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки – необходимо. |
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей... |
Вро впп «единая россия» № Ф. И. О. кандидата Занимаемая должность Кандидатуры в члены избирательной комиссии Владимирской области с правом решающего голоса, планируемые к выдвижению вро впп «единая... |
||
Образовательный стандарт дошкольного образования оглавление К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 26 |
Образовательный стандарт дошкольного образования оглавление К условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 25 |
||
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
Дошкольного образования Обязательная часть ооп дошкольного образования в доу составлена на основе примерной основной общеобразовательной программе «От рождения... |
||
Методические рекомендации по совершенствованию качества образования Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего... |
Статьи Факультет дошкольного образования гаоудпо (пк) с рк «криро» в марте 2012 года готовит материал для специализированного выпуска научно-методического... |
||
«рекомендовано» педагогическим советом мбоу- «ввсош №2 им. М. Т. Егорова» протокол №12 Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного... |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Фгос дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |