ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Золотинский детский сад»
Юридический адрес: Курганская область, Макушинский район, село Золотое,
улица Центральная,7.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Золотинский детский сад» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Конституцией РФ, ст.43, 72;
- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года № 3266-1)
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011 г. N 2562);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.2660-10»);
- Письмом Минобразования РФ от 14.03.00. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Письмом Минобразования РФ от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. N 2151)
Устав МКДОУ «Золотинский детский сад» 08 ноября 2012г.
Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержание образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса и определяющий организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в дошкольной группе.
Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное.
Общеобразовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только образование, с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа опирается на научные принципы построения:
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана на основе программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 2010г. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями и программой М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 2010 г. «Программа воспитания и обучения в детском саду»:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
В настоящее время в МКДОУ «Золотинский детский сад» функционирует 1 разновозрастная группа: 3-7 лет.
Всего разновозрастную группу посещает 15 воспитанников.
Детей в возрасте с 3-4 лет
|
3
|
Детей в возрасте с 4-5 лет
|
4
|
Детей в возрасте с 5-6 лет
|
3
|
Детей в возрасте с 6 до 7лет
|
5
|
По наполняемости группа соответствует требованиям СанПин и Типовому положению.
Семьи воспитанников в 2012-2013 учебном году
Наименование
|
Количество семей
|
1 ребенок в семье
|
3
|
2 ребенка в семье
|
10
|
3 ребенка и более
|
2
|
Полная семья
|
13
|
Неполная семья
|
2
|
Малообеспеченная семья
|
-
|
Особенности осуществления образовательного процесса
Разновозрастная группа ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу.
Квалификационные характеристики специалистов
В штате ДОУ работает 2 педагога:
Заведующая -1 категория;
Воспитатель - не аттестован.
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов происходит через семинары, консультации, изучение методической литературы, открытые просмотры, курсовую переподготовку, методические объединения, участие в конференциях, аттестацию. На качество педагогического процесса влияет непрерывное самообразование педагогов, их квалификация, совершенствование которой происходит из года в год.
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Физическое развитие.
Формировать представления о здоровом образе жизни.
Внедрять в программу работы здоровьесберегающие технологии.
Совершенствовать двигательные навыки.
Воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании.
Воспитывать потребность в движении на основе «мышечной радости».
Формировать представления о своем теле.
Формировать умения адекватно реагировать на изменения окружающей среды, оберегать здоровье, избегать опасности.
Использовать разнообразные средства повышения двигательной активности детей на занятиях по физической культуре и в самостоятельной деятельности.
Основные направления воспитательно-образовательной работы :
диагностика развития ребенка: педагогическая;
физкультурно-оздоровительное: физическое воспитание, физическое развитие, оздоровление, ОБЖ;
интеллектуальное: развитие естественнонаучных представлений, экологическое воспитание;
взаимодействие с семьей: повышение уровня родительской компетенции в области знания закономерностей развития ребенка; активизация родителей в создании условий развития детей.
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Цель деятельности разновозрастной группы по реализации ООП:
всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Достижение поставленной целей требует решения следующих задач:
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
Воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
Организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями. Она:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- реализовывает принцип культуросообразности на основе учета национальных ценностей и традиций в образовании.
Программа состоит из разделов, изложенных по возрастным подпериодам дошкольного детства в целях оптимизации построения образовательного процесса.
Срок действия образовательной программы 5 лет, что соответствует времени пребывания ребенка в детском саду. В то же время некоторые разделы образовательной программы могут в определенной степени изменяться, дополнятся, уточнятся на каждый учебный или календарный .
1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Гибкий режим деятельности образовательного учреждения
Детский сад работает по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для всех возрастных подгрупп.
Ежедневная продолжительность работы детского сада: 9 часов.
Режим работы: с 7.30 до 16.30 часов.
Режим дня разновозрастной группы соответствует функциональным возможностям ребенка, его возрасту и состоянию здоровья. При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптация к детскому учреждению, время года).
1.1. Организации жизни и деятельности детей.
Адекватными возрасту формами работы с детьми является игровая деятельность, экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционной НОД, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.
Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на освоение детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Освоение образовательных областей строиться с учетом принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция строится на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы, а также интеграции детских деятельностей.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен тематический план на основе тематических недель.
Одно из ведущих мест принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, образовательная , совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, время прогулок.
|