Скачать 179.11 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании химии в 2013–2014 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
2. Учебно-методическое обеспечение 2.1. Основное общее образование Согласно ст. 35 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы основного общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Подробная информация о современных УМК по химии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. http://www.russkoe-slovo.ru/ (УМК Новошинская Н.С., Новошинский И.И.). 2. www.drofa.ru (УМК:Габриелян О.С.). 3. http://www.vgf.ru (УМК Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.). 4. www.prosv.ru (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.). 5. http://www.olmamedia.ru/ (УМК Габриeлян О.С., Остроумов И.Г.). 6. http://www.Lbz.ru (УМК Жилин Д.М.). В помощь учителю химии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:
Дополнительную информацию можно найти на сайтах:
В соответствии с федеральным БУП и приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения химии в 8-9 классах, следующее:
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. 2.2. Среднее (полное) общее образование Подробная информация о современных УМК по химии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. http://www.russkoe-slovo.ru/ (УМК Новошинская Н.С., Новошинский И.И.). 2. www.drofa.ru (УМК: Габриелян О.С.). 3. http://www.vgf.ru (УМК Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.). 4. www.prosv.ru (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.). 5. http://www.olmamedia.ru/ (УМК Габриэлян О.С., Остроумов И.Г.). 6. http://www.Lbz (УМК Жилин Д.М.). В помощь учителю химии в преподавании предмета и подготовке к ЕГЭ выпущены следующие учебные пособия:
Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 1.www.edu.ru 2.www.eqe.ru 3. www.fipi.ru 4. www.drofa.ru 5. www.prosv.ru 6. http://www.olmamedia.ru/ 7. http://www.Lbz Количество часов, предусмотренное для изучения химии в 10–11 классах, в соответствии с федеральным БУП и приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края», следующее:
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение химии могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения. Обучение химии в средней (полной) школе в крае проходит на базовом и профильном уровне. Важно понимать, что КИМы ЕГЭ для итоговой аттестации выпускников 11 классов составляются по стандарту профильного уровня. Поэтому для обучения в профильных классах и подготовки к ЕГЭ лучше использовать учебники профильного уровня. 3. Особенности преподавания химии в 2013-2014 учебном году. Обращаем внимание на следующие особенности в преподавании химии в 2013 – 2014 учебном году: 1. В целях формирования единого предметного химического образовательного пространства в образовательных учреждениях Краснодарского края независимо от реализуемой программы и УМК рекомендуем на ступени среднего (полного) общего образования изучение учебного материала в последовательности 10 класс – органическая химия 11 класс – общая химия Это представляется целесообразным, так как углубление и обобщение курса общей химии в 11 классе хорошо согласуется с итоговым повторением и закреплением материала, изученного в 8-10 классах, что должно способствовать повышению уровня подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. С целью повышения эффективности химического образования и уровня подготовки учащихся необходимо: - в преподавании предмета учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков «умения учиться»; - использовать в преподавании активные методы обучения, современные образовательные технологии; применять вариативные и дифференцированные подходы к обучению школьников с различными способностями к обучению и освоению материала, для чего целесообразно использовать широкие возможности образовательных ресурсов, многообразие литературы, передовой педагогический опыт учителей химии Краснодарского края и России; - предусмотреть при организации учебного процесса повторение, обобщение и углубление материала, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе химического образования (строение атома; периодический закон и периодическая система химических элементов; теория строения химических веществ; вещества, их классификация, свойства, значение и применение; химические реакции, классификация их по различным признакам и закономерности их протекания; химия и экология). При прохождении программы необходимо оптимально использовать весь учебно-методический комплекс – кабинет химии, оснащенный наглядными пособиями, техническими и мультимедийными средствами обучения, справочной и дополнительной химической литературой, химическим оборудованием и реактивами для проведения лабораторного эксперимента. Анализируя и учитывая результаты итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, следует обратить внимание на тщательное изучение и закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения у выпускников. В рамках реализации практической части рекомендуем: - выполнять обязательный минимум лабораторного практикума, указанного в 8 – 9 классах и 10 – 11 классах соответственно в рекомендуемых УМК. Полезным для учителя будет пособия: - Кабинет химии в школе: методическое пособие/ Т.С Назарова. – М.: Вентана-Граф, 2011. -288 с. –(Современное образование). - Кабинет химии: основная документация и организация работы/ О.И. Бурцева, А.В. Гуров. – 2-е изд., стереотип. - -М.: Экзамен, 2010. -222, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Количество лабораторных, практических работ определено ФГОС 2004 г., в обязательном порядке все необходимые лабораторные работы должны быть выполнены, оценены и оформлены в тетрадях учащихся. Каждая практическая работа выполняется индивидуально учеником, оформляется в тетради, оценивается учителем с выставлением оценки в ученическую тетрадь и классный журнал. Допускается использование тетрадей на печатной основе, входящих в соответствующие УМК. При выполнении практической части программы следует использовать весь потенциал школьного лабораторного оборудования, выполнять всю практическую часть программы, учитывать региональный компонент при изучении учебного материала. Важным моментом в формировании практикоориентированного предметного мировоззрения учащихся являются экскурсии, внеклассная и внеурочная работа, основанная на опытнической и проектно-исследовательской деятельности. 4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания химии в 2013-2014 учебном году В проекте «Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» приоритетным направлением является поддержки талантливых детей. Особо обратить внимание на поддержку талантливых детей, которая представляет собой систему работы, включающую в себя следующие мероприятия: 1. Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся. 2. Диагностика школьников по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой. 3. Выявление способных учащихся и вовлечение их в проектно-научно-исследовательскую деятельность. 4. Организация работы учащихся в рамках НОУ. Выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника. 5. Проведение предметных курсов в рамках образовательного учреждения. 6. Проведение итогового школьного конкурса «Ученик года». 7. Работа учеников по индивидуальным планам развития творческих способностей. 8. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. 9. Система обеспечения и консультационно-методическая поддержка профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Рекомендуем осуществлять взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36). В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика». 5. Предпрофильное обучение. Базисным учебным планом в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки, профильных универсальных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Они выполняют три основные функции: 1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ и ГИА 9. 2. «Надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым. 3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. В преподавании элективных курсов рекомендуем следующие пособия:
Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать следующие сайты: http//www.profile-edu.ru, http://www.openclass.ru, сайты издательств «Дрофа», «Вентана-Граф», «Просвещение», «Мнемозина», «ОЛМА-учебник», «БИНОМ. Лаборатория знаний» др. 6. Использование оборудования для оснащения кабинета химии в 2013-2014 учебном году Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ) необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов Министерства образования и науки РФ: 1. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». 3.Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». Обращаем внимание, что данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, федеральные требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся. В целях рационального использования оборудования в кабинете химии, повышения качества преподавания необходимо: 1. Комплексное использовать средства обучения, учебное оборудование в преподавании предмета. 2. Каждому учителю химии необходимо иметь в кабинете документ «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 01 апреля 2005 г. 3. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности для преподавателя и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой -идеальный вариант оптимизации обучения предмету. 4. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде. 5. Использовать цифровые образовательные ресурсы за счёт применения интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете. 6. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Химические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы). 7. В календарно-тематическом планировании указывать использование учебного оборудования кабинета химии.
|
О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые... ... |
О преподавании литературы в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые... ... |
||
Анализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 201 2 -201 3 учебный год Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов в 2012-2013 учебном году соответствовала... |
О преподавании предметов художественно-эстетического цикла в 2014/2015 учебном году ... |
||
2013-2014 учебном году В 2013/2014 учебном году в школе реализуются ряд инновационных региональных проектов, ориентированных на овладение обучающимися не... |
Проведение гиа в 2013-2014 учебном году В 2013-2014 учебном году участие выпускников 9-х классов в государственной (итоговой) аттестации (гиа) будет осуществляться следующим... |
||
Информация об опытной проверке учебных изданий в 2013/2014 учебном году В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26. 06. 2013 №556 в 2013/2014 учебном году проведена опытная... |
О проведении II муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 2014 учебном году Министерства образования Тульской области от 19. 09. 2013 №725 «О подготовке и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской... |
||
План организации подготовки к государственной итоговой аттестации... В 2013-2014 учебном году продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации (гиа) в новой форме |
Учебника Школьный перечень Федеральных учебников, используемых в учебном процессе в моу «Черемишевская оош» в 2013/2014 учебном году |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |