Скачать 288.46 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год»; Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. ЗАДАЧИ литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы; - обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России; формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия; - формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской - формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. Общая характеристика учебного предмета Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, его в формировании миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. составляющими Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - выразительное чтение. - различные виды пересказа. - заучивание наизусть стихотворных текстов. - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: - сравнение и сопоставление; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта; - формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений: - владение техникой грамотного и осмысленного чтения; - владение умениями выразительного чтения; - восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства; - умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; - умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения; - умение определять жанрово-родовую природу произведения; - умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки; - умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее. Формы организации образовательного процесса • уроки-лекции • уроки-собеседования • урок-практическая работа • уроки-соревнования • уроки с групповыми формами работы • уроки взаимообучения учащихся • уроки творчества • уроки, которые ведут учащиеся • уроки-зачеты • уроки-творческие отчеты • уроки-конкурсы • уроки-игры • уроки-диалоги • уроки-семинары Требования к уровню подготовки учащихся 5-9 классов В результате изучения литературы ученик должен знать: -образную природу словесного искусства; -содержание изученных литературных произведений; -изученные теоретико-понятийные понятия; -базовые теоретико-литературные понятия; -содержание программных произведений; Уметь: -воспринимать и анализировать художественный текст; -выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; -определять род и жанр литературного произведения; -выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; -сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; -выявлять авторскую позицию; -выражать свое отношение к прочитанному; -выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; -владеть различными видами пересказа; -стоить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; -писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. Понимать: -закономерности происхождения литературы; -жанровые особенности произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; -определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. 9 класс (102часа.) Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Национальная самобытность русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Древнерусская литература Богатство жанров литературы Древней руси. Летописи как источник повествования. Слово о полку Игореве. Литература 18 века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи просвещения. Классицизм и его особенности. М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года. Вечернее размышление о Божьем величестве при случае северного сияния. Г.Р. Державин. Ода к Фелице, Властителям и судиям, памятник. Д.И. Фонвизин. Недоросль. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Литература 19 века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.В Кольцов. Романтизм в русской литературе. Жуковский. Светлана. А.С.Грибоедов. Горе от ума. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. К морю. Храни меня мой талисман. Сожжённое письмо. Поэт. Осень. Я памятник воздвиг себе нерукотворный. Евгений Онегин. М.Ю. Лермонтов. Ангел. Ужасная судьба отца и сына. Поэт. Нет, я не Байрон, я другой. Монолог. Дума. Нищий. Герой нашего времени. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. И.С. Тургенев. Первая любовь. Ф.И. Тютчев. Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный. День и ночь. Ещё томлюсь тоской. Она сидела на полу. А.А. Фет. Чудная картина. Я вдаль иду. Я был опять в саду твоём. Деревня. Н.А. Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом. Л.Н. Толстой. Юность. А.П. Чехов. Человек в футляре. Русская литература 20 века. Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и её судьбы. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева. М. Горький. Мои университеты. А.А. Блок. Россия. Девушка пела в церковном хоре. С. Есенин. Отговорила роща золотая. Я покинул родимый дом. В.В. Маяковский. Послушайте. Прозаседавшиеся. А.А. Ахматова. Сероглазый король. Песня последнеё встречи. М.А. Булгаков. Мёртвые души. Собачье сердце. В.В. Набоков. Рождество. Сказка. М.А. Шолохов. Судьба человека. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин. Русская литература 60-90-х годов 20 века Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. В.П. Астафьев. Царь-рыба. В.Г. Распутин. Деньги для Марии. А.В. Вампилов. Старший сын. А.И. Солженицын. Матрёнин двор. В.М. Шукшин. Ванька Тепляшин. Родная природа в стихах русских поэтов. И. А. Бунин. Детство. Первый соловей . А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Полный месяц встал над лугом...». К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка. Б. Л. Пастернак. Июль. Великая Отечественная война в литературе. К. М. Симонов. Сын артиллериста. Песни о Великой Отечественной войне. М. Лисянский. Моя Москва. Итоги Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель. Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике. В. Я. Брюсов. Труд. Хвала Человеку. К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. Не завидуй другу. Р. Киплинг. Если. М. Горький. Старуха Изергиль. Старый Год . В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Гимн обеду. М. А. Булгаков. Ревизор с вышибанием. К. Г. Паустовский. Рождение рассказа. Роман - повесть – рассказ. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади. А.В. Вампилов. Несравненный Наконечников. Великая Отечественная война в художественной литературе. Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. А.Н. Толстой. Русский характер. М. А. Шолохов. Они сражались за Родину. В. Г. Распутин. Уроки французского. Фантастика и её жанры. Р. Шекли. Запах мысли. Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Итоги. Мир литературы и богатство жанров. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Былины и их герои в произведениях 20 века. Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е. М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. Подпоручик Киже. Восковая персона. М. Алданов. Чертов мост. С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...». Великая Отечественная война в лирике XX века. А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев. Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста. Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны. Л. М. Леонов. Золотая карета Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С. Гумилев. Старина. Прапамять. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам двенадцатого года. Е. А. Евтушенко. Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в нашу память на века...» Итоги Программное и учебно-методическое обеспечение 9 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая... ... |
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению... ... |
||
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии рабочая программа... ... |
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку рабочая... ... |
||
Приказ №133 Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами |
Программа по русской литературе для 5 класса (3 часа в неделю) Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами |
||
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 6 класс Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами |
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 7 класс Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно правовыми и инструктивно-методическими документами |
||
Пояснительная записка данная рабочая учебная программа составлена... Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312 |
Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена в соответствии... Базисный учебный план общеобразовательных учреждений рф, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09. 03. 2004, №1312 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |