Республика Татарстан Спасский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Иж-Борискинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 5 ,
от «09 » апреля 2011 г.
Утверждена
приказом № 19 ,
от «26 » апреля 2011 г.
Директор школы: /Л.А. Сусарина/
Основная образовательная программа
начального общего образования общеобразовательного учреждения
«Иж-Борискинская СОШ»
2011 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создающая основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Как известно в пределах ступени начального общего образования, необходимо учить личность самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;
• Республики Татарстан — в сохранении и развитии традиций региона как крупнейшего научного и культурного центра России.
Образовательная программа начального общего образования ОУ создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся. В основе образовательной программы начальной ступени образования лежит идея воспитания жизнеспособной личности посредством педагогизации сельской среды и социализации школьников (расширение ее узкообразовательных функций, усиление ее социальной роли в социуме).
Как известно в интересах социального развития села1 необходима, с одной стороны, естественная включенность учителей и учащихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), с другой стороны - включенность жителей села в процесс образования детей, их социальной защиты. Возникает необходимость в рождении некоторого социально-культурного и в тоже время педагогического Центра, который объединит усилия ОУ, учреждений дополнительного образования, дома культуры, детских садов, библиотек в образовательной деятельности со всеми категориями населения для социального развития села.
Организуя совместную образовательную деятельность, учреждения сельского социума необходимо интегрировать, ибо все социальные институты села предоставляют свои ресурсы - кадровые и производственные детям, молодежи, взрослым.
Именно через ОУ проходит линия сопряжения социальных институтов в организации и управлении образовательной деятельностью, именно ОУ является центром непрерывного образования: от дошкольного до дополнительного и профессионального.
Эта задача актуальна, прежде всего, для сельского сообщества, как фактор его развития, модернизации сельского социума2.
Решение этой задачи мы связываем с личностно ориентированным образованием, которое на сегодняшний день наиболее реализуемо в сельском ОУ.
Объединяющую роль в таком образовании детей осуществляет педагогический коллектив. Он координирует условия всех учреждений, интегрирует социокультурные, образовательные и производственные объекты местного сельского поселения в условиях широких социальных связей для создания единой здоровьесберегающей безопасной образовательной среды.
Эффективная модернизация сельского ОУ реализуется на основе учета региональной специфики сельских школ, культурно-исторического наследия региона, своей местности, потребностей социально-экономического развития села, посредством особых подходов к структуре образовательного процесса, его содержанию и технологий организации и управления.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника нашего ОУ: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник начальной школы— доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Развивать коммуникативные качества личности школьника.
Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.
Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).
Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.
Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Сокращения, используемые в предлагаемой программе: НОО - начальное общее образование; ОУ - образовательное учреждение; ООП - основная образовательная программа; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план; УМК - учебно-методический комплекс.
Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2012 годы и на плановый период до 2020 года, Стратегия развития образования РТ на 2010-2015 годы, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресность программы. Программа адресована
учащимся и родителям:
для информирования о целях, содержании, организации предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижении каждым обучающимся образовательных результатов;
для определения сферы ответственности за достижений результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
учителям:
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности!
администрации:
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям осво ения учащимися основной образовательной программы;
для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.)
учредителю и органам управления
для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;
для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 2).
6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
7. Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.
8. Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).
9.Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
13. Дорожная карта введения ФГОС начального общего образования на 2010 – 2011 учебный год по Республике Татарстан;
14. Стратегия развития образования РТ на 2010-2015 годы.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Начальная ступень МОУ «Иж-Борискинская СОШ» гарантирует следующие результаты:
Личностные:
- познавательная мотивация (формирование познавательных интересов, умственной и интеллектуальной активности);
- активная жизненная позиция
- ориентация на здоровый образ жизни
- патриотическое воспитание (встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн, экскурсии в музей, и др.);
- духовно-нравственное воспитание (развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности: доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.);
Метапредметные:
- познавательные (овладение знаниями и умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности);
- коммуникативные (формирование умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыка совместной деятельности, имеющего общесоциальное значение и осваиваемого не только в рамках проведения урочных и внеурочных учебных или учебно-воспитательных занятий, но и в рамках таких форм педагогически организованной деятельности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия, воспитывающая совместная деятельность учащихся во внеклассной работе, организация общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т.п.)
- регулятивные (обеспечение организации учащимися своей учебной деятельности, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Предметные:
- математика (формирование основных мыслительных операций, развитие логического мышления, устанавливание связи, понимание зависимости между величинами, решение практических задач);
- русский язык (умение группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям, выбирать при устном общении средства, адекватные ситуации с учётом индивидуальных особенностей учеников, развитие орфографической зоркости, умение пользоваться справочной литературой);
- литературное чтение (умение отличать произведения УНТ от авторских произведений, различать жанр авторской прозы, умение обнаруживать средства художественной выразительности текста, умение давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме);
- окружающий мир (соблюдение правил охраны природы, ориентация в социальной среде, знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры России, историческими событиями и событиями происходящими в современной России, умение работать с различными картами, заботиться о своём здоровье);
- технология (умение моделировать и конструировать из разных материалов, проектировать свою деятельность);
- музыка (умение различать русскую музыку и музыку других народов; давать оценку нравственному содержанию музыки разных жанров русских и зарубежных композиторов-классиков);
- изобразительное искусство и художественный труд (формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, развитие способности сопереживания, познание художественной культуры своего народа);
- физическая культура (умение составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, организовывать и проводить самостоятельные занятия)
- информатика (умение обобщать и классифицировать предметы по какому либо признаку, выявлять закономерности в чередовании признаков, умение работать с компьютером на начальном этапе);
- иностранный язык (умение общаться на языке с учётом речевых возможностей, потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений говорении, аудировании, чтении и письме, формирование лингвистических представлений, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран).
|