Введение 3 1




Скачать 172.82 Kb.
Название Введение 3 1
Дата публикации 20.10.2014
Размер 172.82 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Право > Реферат
СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3

1

Источники конституционного права зарубежных стран

4

1.1

Конституция в иерархии источников права

4

1.2

Нормативные акты

5

1.3

Судебный прецедент

6

1.4

Правовой обычай

8

1.5

Нормы партийных документов как дополнительный источник конституционного права

10

1.6

Нормы, основанные на религиозных догматах

11

1.7

Нормы международного права

13

1.8

Внутригосударственные договоры

13

1.9

Доктрина как дополнительный источник конституционного права

14




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17


ВВЕДЕНИЕ
Под юридическими источниками конституционного (государственного) права подразумеваются формы его проявления, в частности нормативные акты, изданные государством, судебные прецеденты, правовые обычаи и т. п. (нормативные предписания, которые действуют и конкретный момент, т. е. уже вступили в силу и еще не утратили ее).

Наряду с понятием юридических источников конституционного (государственного) права существует понятие социальных источников конституционного (государственного) права. Социальными источниками правовых норм служат как объективные материальные условия жизни общества в конкретно-исторический период в определенной стране, так и субъективные - особенности политической и правовой культуры, идеологические, религиозные и другие воззрения.

Существует три основных источника права: нормативные акты, судебные прецеденты и правовые обычаи. Такие формы выражения права распространены так или иначе по всему миру и характерны для всех исторических эпох. Распространение же дополнительных источников права ограничено в историческом плане (действуют только в отдельные исторические периоды), и по кругу стран.
1 Источники конституционного права зарубежных стран

1.1 Конституция в иерархии источников права

Для определения места того или иного юридического источника права в правовой иерархии используют два критерия: материальный и формальный. Материальный критерий предполагает установление содержания источника, т. е. того, какие именно отношения он регулирует.

Использование формального критерия означает, что решающее значение придается тому, каким образом приобрел юридическую силу тот или другой источник права. Например, для нормативных актов, изданных государством, с формальной точки зрения важно то, каким способом и каким органом принят определенный правовой акт. Совместное использование данных критериев дает представление о степени внедренности принципов правового государства.

В настоящее время наиболее значимым источником права почти для всех стран является конституция (основной закон). Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, иначе они теряют свою силу.

Среди нормативных актов, изданных государством, после конституции в иерархии идут законы, которые принимаются высшими законодательными органами. Законы могут обладать равной юридической силой с обычаями, судебными прецедентами.

В ряде стран существуют органические законы. Как правило, они обладают большей юридической силой, чем простые законы, по меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и регулируют какие-либо наиболее важные вопросы. Законы, аналогичные органическим, могут называться конституционными, дополнительными либо иметь какое-либо иное наименование.

В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, на основании которых вносятся поправки к конституции. Так, в Конституции Румынии 1991 г. (ст. 72), например, прямо говорится: «Конституционный закон - это закон о пересмотре Конституции». Но конституционные законы в таких странах, как правило, не представляют собой каких-либо законов, действующих наряду с конституцией. В них закрепляется новая редакция тех или иных статей, вводятся новые положения или упраздняются действующие. Даже в США, где поправки не влекут за собой изменения формулировок первоначального текста, а записываются после основного текста Конституции в хронологическом порядке, эти поправки рассматриваются в качестве неотъемлемой части Конституции1. В отдельных странах конституционными законами называются акты, в совокупности составляющие конституцию страны.
1. 2 Нормативные акты

К источникам конституционного (государственного) права прежде всего относятся изданные различными государственными органами нормативные акты. Иногда в качестве собирательного термина по отношению к ним в юридической литературе употребляется термин «закон», что не передает точный смысл, поскольку под законом обычно понимают акт, принятый высшим законодательным органом (в демократических государствах им является высший представительный коллегиальный орган), причем, как правило, следуя специальной процедуре. Остальные акты государственных органов представляют собой подзаконные акты, которые обычно обладают меньшей юридической силой по сравнению с законом.

Как правило, законы принимаются на неограниченный срок, т. е. после введения в действие они сохраняют юридическую силу сколь угодно долго, пока не будут отменены или объявлены недействующими. Однако могут издаваться и временные законы, хотя на практике такое встречается редко.

Ввиду значимости закона как источника права государственные законодательные органы стремятся издавать акты, весьма подробно регламентирующие те или иные стороны жизни общества. В силу этого борьба различных политических сил развертывается именно вокруг принятия нормативных актов. Характер нормативных актов отражает соотношение различных политических сил в этой борьбе. В демократических странах существует тенденция к изданию обширных законов, непосредственно регулирующих различные отношения. Это связано с двумя основными причинами: во-первых, с наибольшей юридической силой закона, для того чтобы органы, издающие акты, которые, в свою очередь, регламентируют закон, не могли, даже если бы захотели, выхолостить его содержание или, по крайней мере, чтобы им было затруднительно это сделать; во-вторых, законы принимаются в условиях наиболее высокого уровня гласности при участии различных политических сил, включая и оппозиционные.

Недемократические страны, как показывает практика, отдают предпочтение изданию наиболее подробных подзаконных актов, в законах же лишь провозглашаются общие положения, которые зачастую сводятся на нет как раз этими подзаконными актами.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) осенью 1094 г. был подписан договор о создании Международного экономического комитета (МЭК) с наднациональными функциями и правом издавать нормативные акты, обязательные и имеющие прямое действие на территории государств, участвующих в этом договоре, однако пока никаких активных шагов в плане реализации наднациональных полномочий в рамках СНГ в целом и этого договора в частности предпринято не было2.
1. 3 Судебный прецедент

Другой важнейший источник государственного права - судебный прецедент. Судебным прецедентом как источником права выступает та часть судебного решения по конкретному делу, в котором сформулировано обязательное правило. Этим правилом должны руководствоваться субъекты правоотношений в своих действиях, его обязаны применять суды при решении сходных дел. Формально судебный прецедент может создаваться судом любой инстанции, но он не имеет обязательной силы для вышестоящих судов, поэтому обычно в современных условиях лишь решение высшей апелляционной инстанции, которое является обязательным для всех судов данного государства, приобретает силу прецедента. Кроме того, низовым судам, как правило, практически невозможно принять окончательное решение по трудному делу, когда судебная практика еще не устоялась, так как сторона, недовольная решением суда первой инстанции, подает апелляцию, особенно в том случае, когда дело требует толкования закона или обычая и не имеет аналогов в прошлом, т. е. влечет за собой создание прецедента.

Следует подчеркнуть, что судебный прецедент является источником права прежде всего в странах англосаксонской правовой системы, хотя применение прецедента ею не ограничивается. Например, в Швеции судебный прецедент также считается источником права. Впрочем, и в других Скандинавских странах мы встречаем примеры применения судебных прецедентов в качестве источников права. В частности, в Норвегии институт конституционного надзора был введен решениями Верховного суда.

Любое решение суда, создающее прецедент, как правило, опирается на закон (или подзаконный акт) или на обычай, применяя их хотя бы по аналогии, с учетом представлений о справедливости, здравом смысле и добрых нравах, хотя судебное толкование может существенным образом преобразить содержащиеся в них нормы, порой изменив их до неузнаваемости.

В странах континентальной (романо-германской) правовой системы судебные решения воспринимаются исключительно как акты правоприменения, вследствие чего они не имеют характера источника права. Однако и в этих странах суды определенным образом принимают участие в формировании правовых норм. Это происходит путем толкования норм, содержащихся в законодательных актах.

Особое значение для конституционного (государственного) права имеют (в том числе в странах континентальной правовой системы) судебные органы, осуществляющие контроль или надзор за конституционностью законодательства. Они оказывают ощутимое воздействие на законодательный процесс и на все нормотворчество в целом.

При исследовании различных прав и свобод человека необходимо принимать во внимание решения таких международных региональных судебных органов, как Европейский суд по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Решения этих судов являются обязательными для государств-участников соответственно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Американской конвенции о правах и обязанностях человека (1948 г.). В силу этого данные государства должны соблюдать содержащиеся в указанных конвенциях трактовки тех или иных прав и свобод.

Стоит заметить, что прецеденты, собирающиеся в течение длительного периода времени, в ряде случаев противоречат друг другу или дублируют уже состоявшиеся решения. Это, несомненно, утяжеляет правовую систему, намного затрудняя задачу разобраться в содержании правовых норм не только для непрофессионала, но и для юриста-специалиста.
1. 4 Правовой обычай

Следующим основным источником конституционного права выступает правовой обычай. Несмотря на то, что писаное право в значительной степени потеснило правовой обычай, роль его как источника права и в настоящее время весьма велика. Особенность правового обычая состоит в том, что он (в отличие от нормативных актов и судебных прецедентов, которые разрабатываются и издаются соответствующими государственными органами) вырастает непосредственно из политической практики. Государство же воспринимает обычай, санкционирует его и обеспечивает его последующее соблюдение своими средствами. Благодаря такому государственному вмешательству простой обычай превращается в правовой. Вместе с тем существуют жесткие критерии для признания того или иного обыкновения обычаем: требуется его единообразное применение в течение длительного времени.

В Великобритании, к примеру, правовой обычай (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, реализацию принципа парламентской ответственности правительства, досрочный роспуск палаты общин, многие аспекты функционирования парламента. Например, общепризнанной является конвенционная норма (конституционное соглашение), по которой правительство должно уйти в отставку, в случае если оно потерпело поражение по крупному вопросу. К примеру, монарх в Англии не пользуется своим правом вето в отношении актов парламента с 1705 г. Однако нет никаких оснований полагать, что в настоящее время существует конвенционная норма (конституционное соглашение), требующая от королевы (короля) воздерживаться от наложения вето на законодательные акты, одобренные парламентом.

Аналогичные процессы прослеживаются и в Соединенных Штатах Америки. Так, первый президент США Дж. Вашингтон положил начало политической практике, породившей затем правовой обычай, когда отказался баллотироваться в третий раз на должность президента. Однако Ф.Д. Рузвельт фактически добился отмены обычая, согласно которому лицо, дважды избиравшееся президентом, отказывается от выставления своей кандидатуры на переизбрание на эту должность в третий раз, поскольку избирался президентом четыре раза подряд. В этой связи было выдвинуто предложение конституционно закрепить запрет на занятие должности президента свыше двух раз. Так была принята поправка XXII к Конституции США (вступила в силу в 1951 г.), в которой содержится этот запрет.

Правовой обычай является источником конституционного права не только в странах англосаксонской правовой системы, но и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Так, в ряде стран согласно обычаю первую сессию вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат.
1. 5 Нормы партийных документов как дополнительный источник конституционного права

В некоторых развивающихся странах партийным документам официально придается статус юридического акта. В ряде стран практикуется издание особых политико-правовых актов, часто одобряемых референдумом, но разрабатываемых правящей партией, содержащих изложение основных принципов политики государства, общественного государственного строя.

Такой характер носила новая редакция Национальной хартии Алжира, принятая и 1986 г. (в 1988-1989 гг. вначале произошел отход от некоторых ее принципов, а в 1989 г. она полностью утратила свое значение в силу принятия новой Конституции). В некоторых странах важнейшие государственно-правовые нормы, регулирующие, в частности, порядок избрания главы государства, pегламентирующие некоторые аспекты статуса должностных лиц и т. п., содержатся в уставе правящей партии (Ангола, Мозамбик до начала 1990-х гг., Конго и др.). Иногда сам партийный устав провозглашается надконституционным актом (Танзания). Фактически обязательны для исполнения, например, решения высших органов Трудовой партии Кореи в Корейской Народно-Демократической Республике (Северной Корее).

Решения партий в отдельных сферах жизни общества могут рассматриваться в качестве источника права и в некоторых развитых капиталистических странах. Так, в США квазиправовыми актами, регулирующими определенные стороны избирательного процесса, являются решения национальных съездов (конвентов) Республиканской и Демократической партий. Верховный суд США в 1975 г. при разборе дела Cousins v. Wigoda сформулировал правило, подтвержденное им же в 1981 г. при рассмотрении дела Democratic Party v. LaFollette, в соответствии с которым решения национальных конвентов (съездов) в отношении отбора кандидатов на общефедеральный пост, а также порядка выдвижения и избрания выборщиков обладают большей юридической силой, чем законодательство Отдельных штатов3.

Итак, в определенных случаях акты, изданные партиями, вы­ступают в качестве источников государственного права. Вместе с тем партийные акты, несмотря на их значимость в отдельных странах, - это дополнительный источник права
1. 6 Нормы, основанные на религиозных догматах

для некоторых стран в качестве источника выступают религиозные нормы. Особую роль религиозные нормы играют в теократических государствах, в которых управление находится в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Иран и др.). Но и в этих странах значимость вышеупомянутых (не связанных напрямую с религиозными догматами) источников права (или некоторых их них) достаточно высока. В частности, в Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и строится на принципах ислама. Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства, государство же санкционирует их в качестве юридических норм; однако обычаи появляются из политической практики, а религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догматами веры. Тем не менее ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями.

Из христианских стран Ватикан представляет собой яркий пример действия канонического, основанного на католицизме (идеологической и этической базой которого, как и других христианских конфессий, служит Библия), права в качестве источника государственного права. Закон Ватикана 1929 г. «Об источниках права» устанавливает, что в этом государстве действуют, во-первых, (Кодекс канонического пава) и апостолические постановления, во-вторых, законы, промульгированные главой католической церкви, а также постановления, издаваемые в установленном законом порядке компетентными органами и должностными лицами. Так, постоянно действующий основной административный и судебный орган при Святом престоле - Римская курия (создана в 1588 г.) - в настоящее время строится и действует в соответствии с апостолической конституцией Закон Ватикана 1929 г. допускает применение в этом государстве отдельных законов Италии в случае пробелов в ватиканском законодательстве, но при этом оговаривается непременное условие использования итальянских законов и иных актов: они не должны противоречить предписаниям божественного права.

Имеются и примеры использования в качестве источника православного канонического права. Так, ст. 105 Конституции Греции 1975 г. устанавливает особый статус территории Святой горы на Афонском полуострове. Это заключается в том, что данная территория обладает административной автономией и управляется двадцатью православными монастырями, находящимися на ней и в духовном отношении подчиняющимися Вселенскому патриарху. При этом монастырским властям принадлежат и судебные полномочия на этой территории. Под надзором государства остается лишь соблюдение правового режима данной территории. Кроме того, государство имеет исключительное право поддержания в ее границах порядка и общественной безопасности.

Существуют и другие правовые системы, основанные на религиозных воззрениях. В частности, на конституционное (государственное) право могут оказывать влияние буддизм, синтоизм, иудаизм, индуизм. В Израиле официально провозглашено, что жизнедеятельность общества регулируется иудаистскими предписаниями, содержащимися в первую очередь в Торе (Пятикнижии Моисея) и Талмуде (из некоторых других книг можно назвать, например, Шулхан-Арух, появившуюся в XVI в.). Все правовые нормы должны соответствовать этим предписаниям.

Индусское право является одним из источников права в Индии, Непале, ряде других стран традиционного распространения индуизма (главным образом в Южной и Юго-Восточной Азии), или в государствах, где значительную часть населения составляют выходцы из Индии (Гайана, Суринам, некоторые островные государства в бассейне Карибского моря). В настоящее время предписания индуизма действуют как источник права прежде всего в сфере наследственного, брачно-семейного и других подотраслей гражданского права.
1. 7. Нормы международного права

Еще одним источником конституционного (государственного) права являются нормы международного права. Во всех странах признается, что нормы международных договоров (односторонних или многосторонних) вступают в действие после их надлежащего подписания и ратификации компетентными органами. Во многих странах такие нормы действуют непосредственно и имеют силу закона. Роль норм международных обусловлена санкционированием их государством, что выражается в процедуре подписания и ратификации. Вместе с тем в отдельных странах закрепляется приоритет общих норм международного права.
1. 8. Внутригосударственные договоры

В отдельных случаях источником конституционного права может служить внутригосударственный договор, заключенный между различными территориальными единицами, и ходящими в состав одного государства, или государственными органами одного и того же государства. Однако такие договоры заключаются редко, поскольку в отличие от международных отношении, в которые вступают равноправные суверенные государства, формирующие в ходе своих взаимоотношений международное право, внутригосударственная жизнь регулируется нормами, юридическая сила которых зиждется на суверенитете. Внутригосударственные нормы, через которые реализуется суверенитет, определяют территориальную организацию государства, компетенцию различных государственных органов, в результате чего для договорного регулирования государственно-правовых отношений либо вообще не остается оснований, либо для регулирования таких отношений договорами представляется довольно ограниченное пространство.

Известны примеры заключения внутригосударственных договоров в Канаде, Швейцарии и некоторых других странах. Специфический характер носят договоры, заключенные США, а также Канадой с индейскими и инуитскими (эскимосскими) племенами и регулирующие отдельные вопросы статуса коренных жителей Северной Америки.
1.9 Доктрина как дополнительный источник конституционного права

Дополнительным источником конституционного права может служить доктрина, т. е. работы видных ученых, чей авторитет признан юристами данной страны. Роль доктрины как дополнительного источника конституционного права в разных странах, конечно, неравнозначна. Например, в мусульманских странах, как уже отмечалось, значение доктринальной разработки конкретных норм довольно велико. Существует институт «фатва» (в переводе с арабского - разъяснение). Фатва - это богословско-правовое заключение, сделанное для объяснения и практического применения какого-либо правового предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата. В последующий период под фатвой понимают мнение авторитетного факиха (знатока мусульманского права), сложившееся в результате индивидуальной разработки какого-либо вопроса, или ответ на запрос по случаю, имеющему принципиальное значение. Фатвы даются в письменной форме. Их используют не только в связи с тем случаем, который вызвал ее появление, но применяют и в других делах, возвращаясь к ним много лет спустя.

В странах Европы и Америки доктринальные положения используются при подготовке законопроектов и толковании правовых норм. Судебные органы в этих странах могут прибегать к доктрине как к одному из источников права при вынесении решений, и том числе в конституционно-правовой сфере. Так, в Дании и Норвегии суды обращаются к доктрине тогда, когда необходимо решить вопрос, связанный с общими принципами права; при этом под доктриной понимаются работы сравнительно небольшого круга авторов XIX - начала XX вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

В настоящее время наиболее значимым источником права почти для всех стран является конституция (основной закон). Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, иначе они теряют свою силу.

Среди нормативных актов, изданных государством, после конституции в иерархии идут законы, которые принимаются высшими законодательными органами. Законы могут обладать равной юридической силой с обычаями, судебными прецедентами. Также к источникам конституционно права помимо обычаев и судебных прецедентов необходимо отнести: нормы партийных документов, религиозные догматы, нормы международных договоров, внутригосударственные договоры и доктрину.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1

Автономов А.С. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» - М, «Проспект» 2007 г.

2

Воводенко В.Н. «Конституционное право зарубежных стран» - М., 2000.

3

Мишин А.А. «Конституционное право зарубежных стран». Учебник. - М.: 1996.

4

Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» – М.: Юристъ, 1997.




1 Автономов А.С. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» - М, «Проспект» 2007 г. стр. 26

2 Автономов А.С. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» - М, «Проспект» 2007 г. стр. 33

3 Автономов А.С. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» - М, «Проспект» 2007 г. стр. 44




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение 3 1 icon Артур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...
Введение 3 1 icon Предисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Введение 3 1 icon Введение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...
Введение 3 1 icon Рабочая программа дисциплины (модуля) введение в специальность
Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...
Введение 3 1 icon Рабочая программа дисциплины "Введение в педагогическую деятельность"
Целями освоения дисциплины "Введение в педагогическую деятельность" являются следующие
Введение 3 1 icon План Введение. Определение и виды эксперимента. Основные принципы...
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название...
Введение 3 1 icon К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение
П 20 Практикум по философии: историко-философское введение (для нефилософских специальностей): методическое пособие / К. В. Патырбаева;...
Введение 3 1 icon Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
Введение 3 1 icon Введение в области знаний информационной медицины медицины открытых систем
Титов В. П. Т454 Введение в области знаний информационной медицины – медицины открытых систем / В. П. Титов. – Кемерово, 2004. –...
Введение 3 1 icon Введение 8

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции