Скачать 0.61 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Национальный исследовательский университет И.И.Борисова, Е.Ю.Ливанова Формирование социально-поведенческих компетенций студентов Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год Содержание
Введение Cовременный этап в развитии системы образования характеризуется переходом к компетентностно-ориентированному обучению. Определяя понятие «компетенция», авторы широко используют номинативы «возможность, готовность, способность» личности. Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. При этом термин «компетентность» предполагает более глубокие внутриличностные преобразования на уровне качеств, свойств человека, его ценностей и отношения к окружающему миру. Компетенция — это заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Исходя из вышесказанного в общем понимании компетентность понимается как присвоенная компетенция; владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Выделение видов компетенции и компетентности позволяет более детально рассмотреть основные характеристики понятий. Особое внимание в большинстве классификаций обоснованно обращается на ключевые (универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, метапредметные, переносимые, надпрофессиональные и т.п.) компетенции и компетентности, так как они являются «ключом», «инструментом», который открывает двери и доступ к овладению системой знаний в области изучаемых предметов в новых ситуациях. 1Наиболее подробно представлены универсальные компетенции и компетентности в зарубежном образовании (Германия, Великобритания, США), детально они рассматриваются в рамках Болонского соглашения и Декларации Совета Европы. Среди ключевых выделяют интеллектуальные, политические, социальные, межличностные, инструментальные, социально-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-поведенческие и другие компетенции и компетентности. Входят они и в содержание профессиональной компетентности. Ее понимание необходимо в контексте важности современных задач профессионального образования, перехода ВПО на компетентностно-ориентированное обучение. Содержанием профессиональной компетентности является система знаний, уме- ний, навыков, обобщенных способов деятельности и профессионально значимых качеств; структуру профессиональной компетентности составляет совокупность проявленных в деятельности разноуровневых компетенций: ключевых, базовых и специальных. Исходя из этого, профессиональная компетентность — интегративное качество личности обучающегося, состоящее из совокупности проявленных в деятельности учебных компетенций и включающее систему знаний, учебных умений, навыков, освоенных обобщенных им способов решения учебных задач, а также личностных качеств. Основные компоненты профессиональной компетентности: 1. социально-правовая-знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения, 2. персональная-способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде, 3. специальная-подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности, 4. аутокомпетентность-представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции, 5. экстремальная-способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. Независимо от вида профессиональной деятельности любой специалист существует в социуме, поэтому всегда на передний план выдвигаются компетенции социально-ориенированные, позволяющие личность адаптироваться и раскрыться профессионально в коллективе прежде всего. Компетентность в профессиональной деятельности - это: -готовность к совместной деятельности в группе, в условиях сочетания внутригрупповой и межгрупповой конкуренции; -умение сочетать свои личные интересы с интересами группы и подчинять свои интересы достижению общего успеха; -способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени; |
Пояснительная записка Начало XXI века характеризуется переходом общества... Начало XXI века характеризуется переходом общества от постиндустриального к информационному этапу своего развития, этапу, на котором... |
Литература периода развития феодальных отношений значительно богаче.... Средневековая литература — важный и необычайно интересный этап в развитии мировой литературы |
||
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование... Тревожность как свойство темперамента состоит в склонности, предрасположнности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях.... |
Тематический план операционные системы, их назначение и классификация Дается понятие операционной системы, ее назначение и классификация. Рассматриваются различные операционные системы, сравниваются... |
||
Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных... Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Инфотехно» |
Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных... Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Moodle» |
||
Новосибирский Государственный Университет Факультет Информационных... Этап 1: Определение требований к системе автоматизации дистанционного образования фита на основе анализа по «Прометей» |
Программа по курсу: Виртуализационные технологии (базовый) Понятие виртуализации. Задачи (виртуализация памяти, планировщик, vpn и далее); понятие "виртуальной машины". Виды виртуальных машин... |
||
Литература как наука и ее связь с другими науками Определяя уровень развития науки о литературе в целом и способствуя росту ее профессионализма, теория литературы предстает "наукой... |
Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |